Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.01.2021

Просмотров: 4167

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ответственность в принятии решений.

Демократический (коллегиальный) стиль (Д). Требовательность и контроль

сочетаются с инициативой и творческим подходом к выполнению служебных

обязанностей и сознательным соблюдением дисциплины. Стремления делегировать

полномочия и разделять ответственность, демократичность в принятии решений.


6.3.3. Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки

Назначение. Специфика данной методики заключается в том, что она позволяет

определить стили руководства не экспертным способом, а с помощью самооценки.

Вторым ее отличием является то, что она позволяет выявить не только ведущий

стиль руководства, но и степень выраженности каждого из трех классических

стилей руководства.

Опросник

1.В работе с людьми я предпочитаю, чтобы они беспрекословно выполняли мои

распоряжения.

2.Меня легко увлечь новыми задачами, но я быстро охладеваю к ним.

3.Люди часто завидуют моему терпению и выдержке.

4.В трудных ситуациях я всегда думаю о других, а потом о себе.

5.Мои родители редко заставляли меня делать то, что я не хотел.

6.Меня раздражает, когда кто-то проявляет слишком много инициативы.

7.Я очень напряженно работаю, так как не могу положиться на своих помощников.

8.Когда я чувствую, что меня не понимают, то отказываюсь от намерения доказать

что-либо.

9. Я умею объективно оценить своих подчиненных, выделив среди них сильных,

средних и слабых.

10.Мне приходится часто советоваться со своими помощниками, прежде чем отдать

соответствующее распоряжение.

11.Я редко настаиваю на своем, чтобы не вызвать у людей раздражения.

12.Уверен, что мои оценки успехов и неудач подчиненных точны и справедливы.

13.Я всегда требую от подчиненных неукоснительного соблюдения моих приказаний и

распоряжений.

14.Мне легче работать одному, чем кем-то руководить.

15.Многие считают меня чутким и отзывчивым руководителем.

16.Мне кажется, что от коллектива нельзя ничего скрывать - ни хорошего, ни

плохого.

17.Если я встречаю сопротивление, у меня пропадает интерес к работе с людьми.

18.Я игнорирую коллективное руководство, чтобы обеспечить эффективность

единоначалия.

19.Чтобы не подорвать свой авторитет, я никогда не признаю своих ошибок. 20-

Мне часто не хватает времени для эффективной работы.

21.На грубость подчиненного я стараюсь найти ответную реакцию, не вызывающую

конфликта.

22.Я делаю все, чтобы подчиненные охотно выполняли мои распоряжения.

23.С. подчиненными у меня очень тесные контакты и приятельские отношения.

24.Я всегда стремлюсь любой ценой быть первым во всех начинаниях.

25.Я пытаюсь выработать универсальный стиль управления, подходящий для

большинства ситуаций.

26.Мне легче подстроиться под мнение большинства коллектива, чем выступать

против него.

27.Мне кажется, что подчиненных надо хвалить за каждое, даже самое


незначительное достижение.

28.Я не могу критиковать подчиненного в присутствии других людей.

29.Мне приходится чаще просить, чем требовать.

30. От возбуждения я часто теряю контроль над своими чувствами, особенно когда

мне надоедают.

31.Если бы я имел возможность чаще бывать среди подчиненных, то эффективность

моего руководства значительно повысилась бы.

32.Я иногда проявляю спокойствие и равнодушие к интересам и увлечениям

подчиненных.

33.Я предоставляю более грамотным подчиненным больше самостоятельности в

решении сложных задач, особенно не контролируя их.

34.Мне нравится анализировать и обсуждать с подчиненными их проблемы.

35.Мои помощники справляются не только со своими, но и с моими функциональными

обязанностями.

36.Мне легче избежать конфликта с вышестоящим руководством, чем с подчиненными,

которые всегда зависят от меня.

37.Я всегда добиваюсь выполнения своих распоряжений наперекор обстоятельствам.

38.Самое трудное для меня - это вмешиваться в ход работы людей, требовать от

них дополнительных усилий.

39.Чтобы лучше понять подчиненных, я стараюсь представить себя на их месте.

40.Я думаю что управление людьми должно быть гибким: подчиненным нельзя

демонстрировать ни железной непреклонности, ни панибратства.

41.Меня больше волнуют собственные проблемы, чем интересы подчиненных.

42.Мне приходится часто заниматься текущими делами и испытывать от этого

большие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки.

43.Родители заставляли меня подчиняться даже тогда, когда я считал это

неразумным.

44.Работу с людьми я представляю себе как мучительное занятие.

45.Я стараюсь развивать в коллективе взаимопомощь и сотрудничество.

46.Я с благодарностью отношусь к предложениям и советам подчиненных.

47.Главное в руководстве - распределить обязанности.

48.Эффективность управления достигается тогда, когда подчиненные существуют

лишь как исполнители воли менеджера.

49.Подчиненные - безответственные люди, и поэтому их нужно постоянно

контролировать.

50.Лучше всего предоставлять полную самостоятельность коллективу и ни во что не

вмешиваться.

51.Для более качественного руководства нужно поощрить наиболее способных

подчиненных и строго взыскивать с нерадивых.

52.Всегда признаю свои ошибки и выбираю боле правильное решение.

53.Мне приходится часто объяснять неудачи в управлении объективными

обстоятельствами.

54.Нарушителя дисциплины строго наказываю.

55.В критике недостатков подчиненных я беспощаден.

56.Иногда мне кажется, что в коллективе я лишний человек.

57.Прежде чем упрекать подчиненного, я стараюсь его похвалить.

58.Я хорошо взаимодействую с коллективом и считаюсь с его мнением.

59.Меня часто упрекают в чрезмерной мягкости к подчиненным.

60.Если бы мои подчиненные делали так, как я требую, я бы достиг гораздо


большего.

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитав номера соответствующих утверждений и войдя в таблицу-ключ, можно

определить степень выраженности авторитарного, либерального или

демократического стиля управления.

Таблица-ключ

Стиль управления Номера ответов-утверждений Сумма ответов Авторитарный 1, 6. 7,

12, 13, 18, 19, 24, 25, 30, 31, 36, 37. 42. 43. 48, 49, 54, 55, 60 Либеральный

2,5, 8,11 , 14, 17, 20, 23,26, 29,32,35, 38, 41, 44, 47, 50.53,56,59

3, 4, 9, 1 0. 1 5, 1 6. 21 . 22, 27, 28, 33, 34, 39, 40, 45, 46,51,52,57,58

В зависимости от полученных сумм ответов степень выраженности стиля будет

различной: минимальная (0-7), средняя (8 - 13}, высокая (14 - 20). Если оценки

минимальны по всем трем показателям, стиль считается неустойчивым,

неопределенным. У опытного руководителя наблюдается комбинация стилей

управления. На наш взгляд, более предпочтительно сочетание авторитарного и

демократического стилей управления, когда менеджер применяет гибкие методы

работы с людьми и повседневно утверждает эффективный стиль управления.

Для более полной характеристики индивидуального стиля управления и его

последующего совершенствования можно руководствоваться данными, представленными

в таблице.

Характеристика индивидуального стиля управления

Сумма утвердительных ответов Степень выраженности стиля управления 1 2

АВТОРИТАРНЫЙ 0-7 Минимальная: проявляется в слабом желании быть лидером,

неустойчивых навыках менеджера, самоуверенности, упрямстве, стремлении доводить

начатое дело до конца, критиковать отстающих и неспособных подчиненных. 1 2

8-13 Средняя: отражает хорошие лидерские качества, умение руководить действиями

подчиненных, требовательность и настойчивость, стремление воздействовать на

коллектив силой приказа и принуждением, целеустремленность и эгоизм,

поверхностное отношение к запросам подчиненных, нежелание слушать предложения

заместителей. 14-20 Высокая: раскрывает ярко выраженные лидерские качества и

стремление к единоличной власти, непреклонность и решительность в суждениях,

энергичность и жесткость в требованиях, неумение учитывать инициативу

подчиненных и предоставлять им самостоятельность, чрезмерно резкую критику и

предвзятость а оценках, честолюбие и низкую совместимость с заместителями,

злоупотребление наказаниями, пренебрежение общественным мнением. ЛИБЕРАЛЬНЫЙ

0-7 Минимальная: неустойчивое желание работать с людьми, неумение ставить перед

подчиненными задачи и решать их совместно, неуверенность и нечеткость в

распределении обязанностей, импульсивность в критике недостатков подчиненных,

слабая требовательность и ответственность. 8-13 Средняя: стремление переложить

свои обязанности на заместителей, пассивнхть в руководстве людьми,

нетребовательность и доверчивость, страх перед необходимостью самостоятельно


принимать решения, чрезмерная мягкость к нарушителям дисциплины, склонность к

уговорам. 14-20 Высокая: полное безразличие к интересам коллектива, нежелание

брать на себя ответственность и принимать сложные решения, нетребовательность и

самоустранение от управления, повышенная внушаемость и слабоволие,

беспринципность и неумение отстаивать свою точку зрения, отсутствие целей

деятельности и конкретных планов, попустительство, заигрывание, панибратство.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ 0-7 Минимальная: слабое стремление быть ближе к подчиненным,

сотрудничать и выслушивать советы помощников, попытки направлять деятельность

коллектива через заместителей и актив, некоторая неуверенность в своих

распорядительных качествах. 8-13 Средняя: устойчивое стремление жить интересами

коллектива, проявлять заботу о персонале, оказывать доверие заместителям и

поощрять их инициативу, использовать убеждение и принуждение, прислушиваться к

мнениям персонала. 14-20 Высокая: умение координировать и направлять

деятельность коллектива, предоставлять самостоятельность наиболее способным

подчиненным, всемерно развивать инициативу и новые методы работы, убеждать и

оказывать моральную поддержку, быть справедливый и тактичным в споре, изучать

индивидуальные качества личности и социально-психологические процессы

коллектива, развивать гласность и критику, предупреждать конфликты и создавать

доброжелательную атмосферу. Бланк-ключ к тестовому заданию

6.3.4. Определение уровня лидерского потенциала

Инструкция. Вам будет предложено 50 вопросов, к каждому из которых дано

два варианта ответов. Выберите, пожалуйста, один из вариантов и пометьте его на

бланке ключа.

326

Вопрос Baш ответ ВопросВаш ответ 1 А Б 26 А Б 2 А Б 27 Б А 3 Б А 28 А Б 4 А Б

29 Б А 5 А Б 30 Б Л 6 Б А 31 А Б 7 А Б 32 Л Б 8 Б А 33 А Б 9 Б А 34 А Б Ю А Б

35 Б А 1! А Б 36 Б А 12 А Б 37 Л Б 13 Б Л 38 Б Л 14 Б А 39 А Б 15 А Б 40 Б Л 16

Б А 41 А А 17 Б А 42 А Б 18 Б А 43 А Б 19 Б А 44 А Б 20 А Б 45 Б А 21 А Б 46 А

Б 22 А Б 47 Б Л 23 А Б 48 А Б 24 А Б 49 Б А 25 Б А 50 Б А

Опросник

1.Часто ли вы оказываетесь в центре внимания окружающих?

а) да;

б) нет.

2.Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое

на службе, чем вы?

а) да;

б) нет.

3.Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытывает,

желание не высказывать свое мнение, даже когда это необходимо?

а) да;

б) нет.

4.Когда вы были маленьким ребенком, нравилось ли вам руководить играми ваших

мал.

друзей?

а) да;

б) нет.

5.Испытываете ли вы большое удовольствие, когда вам удается убедить кого-j 160,

кп ам до

этого возражал?

а) да;

б) нет.

6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?

а) да;

б) нет.

7.Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть творение

небольшого числа выдающихся личностей»?


а) да;

б) нет.

8.Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы

направить вашу профессиональную активность?

а} да;

б) нет.

9.Теряли ли вы иногда хладнокровие в беседе с людьми?

а) да;

б) нет.

10.Доставляет ли вам удовольствие, когда вы видите, что окружающие побаиваются

вас?

а) да;

б) нет.

11.Во всех обстоятельствах {рабочее собрание, дружеская компания) стараетесь ли

вы занять свое место за столом, расположенное таким образом, чтобы оно

позволяло вам легче всего контролировать ситуацию и привлекать к себе некоторое

внимание?

а} да;

б) нет.

12.Считается ли обычно, что ваша внешность производит внушительное

(импозантное) впечатление?

а) да;

б) нет.

13.Считаете ли вы себя мечтателем?

а) да;

б) нет.

14.Легко ли вы теряетесь, если люди, которые вас окружают, не согласны с вашим

мнением?

а) да,

6} нет.

15.Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих

(спортивных, развлекательных и т. п.) групп?

'а) да;

б) нет.

16.Если мероприятие, которым вы занимаетесь, не дает намечавшихся результатов:

а) вы рады, если ответственность возложат на кого-то другого;

б) умеете взять на себя ответственность за решение, которое было принято.

17.Какое из двух мнений приближается к вашему собственному?

а) настоящий руководитель должен сам делать дело, даже в мелочах;

б) настоящий руководитель должен уметь управлять.

18.С кем вы предпочитаете работать?

а) с людьми покорными;

б) с людьми строптивыми.

19.Стараетесь ли вы избегать горячих дискуссий?

а} да;

б) нет.

20.Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?

а) да;

б) нет.

21.Умеете ли вы в профессиональной дискуссии привлечь на свою сторону тех, кто

раньше был с вами не согласен?

а) да;

б) нет.

22.Представьте такую сцену: во время прогулки с друзьями в лесу вы потеряли

дорогу. Приближается вечер. Нужно принять решение:

а) вы считаете, что вопрос должен решать человек, наиболее компетентный в

группе;

б) вы просто полагаетесь на решение других.

23.Есть выражение: «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе». Если бы

вы делали выбор, то что бы вы предпочли:

а) быть первым в деревне;

б) быть вторым в городе.

24.Считаете ли вы, что вы человек, сильно влияющий на других?

а) да;

б) нет.

25.Может ли неудачный прошлый опыт заставить вас никогда больше не проявлять

значительной личной инициативы?

а) да;

б) нет.

26.С вашей точки зрения, истинный лидер группы тот, кто

а) самый компетентный;

б) у кого самый сильный характер.

27.Всегда ли вы стараетесь понимать (оценивать) людей?

а) да;

б) нет.

28. Умеете ли вы уважать дисциплину вокруг вас?

а) да;

б) нет.

29.Какой из двух типов руководителей кажется вам более значительным

(предпочтительным)?

а) тот, который все решает сам;

б) тот, который постоянно советуется,

30.Какой из двух типов руководства, по вашему мнению, является наиболее