Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.01.2021

Просмотров: 4319

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

методов, ответственности и т. д.?

7.Поощряете ли вы сотрудников проявлять инициативу, вносить предложения и

замечания?

8.Помните ли вы имена всех людей, с которыми общаетесь?

9.Предоставляете ли вы свободу действий исполнителям в достижении поставленной

цели? 10.Контролируете ли вы ход выполнения задания?

11.Помогаете ли вы подчиненным только тогда, когда они об этом просят?

12.Выражаете ли вы свою благодарность подчиненному за каждую хорошо выполненную

работу?

13.Стремитесь ли вы найти в людях лучшие качества?

14.Знаете ли вы, как эффективно можно использовать возможности каждого

подчиненного?

15.Знаете ли вы интересы и устремления ваших подчиненных?

16.Умеете ли вы быть внимательным слушателем?

17.Благодарите ли вы сотрудника в присутствии его товарищей по работе?

18.Делаете ли вы критические замечания своим подчиненным наедине?

19.Отмечаете ли вы хорошую работу своего коллектива в докладе вышестоящему

руководителю?

20.Доверяете ли вы своим подчиненным?

21.Стремитесь ли вы дать сотрудникам всю информацию, которую получаете сами по

административным и управленческим каналам?

22.Поясняете ли вы сотруднику значение результатов его труда в соответствии с

целями предприятия, отрасли?

23.Оставляете ли вы время себе и подчиненным для планирования работ?

24.Есть ли у вас план самосовершенствования, по крайней мере на один год

вперед?

25.Существует ли план повышения квалификации персонала в соответствии с

требованием времени?

26.Регулярно ли вы читаете специальную литературу?

27.Имеете ли вы достаточно большую библиотеку по специальности?

28.Заботитесь ли вы о состоянии своего здоровья и работоспособности?

29.Любите ли вы выполнять сложную, но интересную работу?

30Эффективно ли вы проводите беседы со своими подчиненными по вопросам

улучшения их работы?

31.Знаете ли вы, какие качества работника должны быть в центре внимания при

приеме на

работу?

32.Занимаетесь ли вы с готовностью проблемами, вопросами и жалобами своих

подчиненных?

33.Держите ли вы определенную дистанцию с подчиненными?

34.Относитесь ли вы к сотрудникам с пониманием и уважением?

35.Вы уверены в себе?

36.Хорошо ли вы знаете свои сильные и слабые стороны?

37.Часто ли вы применяете оригинальный творческий подход в принятии

управленческих

решений?

38.Регулярно ли вы повышаете свою квалификацию на специальных курсах,

семинарах?

39.Достаточно ли вы гибки в своем поведении, в отношениях с людьми?

40.Готовы ли вы изменить стиль своего руководства, чтобы повысить его

эффективность?

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитывается общее количество положительных («да»). Каждый из положительных

ответов отражает наличие высокого управленческого потенциала.

Об уровне эффективного руководства свидетельствуют следующие показатели: 31 и


выше - высокий; 16-30- средний; 15 и менее - низкий.

Самооценка неэффективности руководства

Тест Б

Назначение. Данный тест используется для дополнительной самопроверки и

выявления критериев неэффективного управления.

Инструкция. Вам предлагаются некоторые утверждения, с которыми вы либо

согласитесь {ответ «да»), либо не согласитесь (ответ «нет»).

Опросник

1.Вы постоянно сталкиваетесь с непредвиденными трудностями?

2.Вы компетентнее других и поэтому стараетесь все делать сами?

3.Основная часть рабочего времени уходит на детали, второстепенные вопросы?

4.Вам приходится делать много дел одновременно?

5.Ваш стол постоянно завален бумагами без учета приоритета их важности?

6.Вам приходится работать по 10-14 часов в сутки?

7.Часто ли вам приходится дома заниматься производственными проблемами?

8.Предпочитаете ли вы отложить решение вопроса, чтобы со временем решить его

окончательно? 9.Стараетесь ли вы принять наилучшее решение, а не самое

реальное?

10.Стараетесь ли вы, чтобы ваш авторитет не пострадал ни при каких

обстоятельствах?

11.Вам постоянно приходится идти на компромиссы, уступки?

12.В случае неуспеха дела вы ищете, кто из подчиненных виноват?

13.Вы чувствуете себя орудием в руках других людей?

14.Вы действуете по привычной схеме в разных производственных и житейских

ситуациях?

15.Высчитаете, что полная информированность подчиненных о ходе дел на

предприятии

снижает эффективность их труда?

16.В экстремальных ситуациях вы предпочитаете не брать на себя ответственность

за судьбу коллектива, а сообща решаете, что делать?

17.Вы считаете, что подчиненные не должны обсуждать распоряжения руководителя?

18.Вы считаете, что стаж практической работы всегда дает преимущество перед

специальным образованием, профессиональными способностями?

19.Вы стараетесь не рисковать, «не высовываться»?

20.Вы работаете в узкой профессиональной области, остальное вас мало касается?

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитайте количество ответов «да» и «нет». Оцените свой результат.

Высокий управленческий потенциал предполагает ответы «нет» на все вопросы.

Слабые места в управлении заключены в ответах «да».

В заключение сопоставляются результаты тестов А и Б и делается вывод об

интегральной эффективности руководства.

Уровни неэффективного руководства:

15-20 - значительный;

7-14- средний;

6 и менее - низкий.


6.4.3. Самооценка управленческих ограничений руководителя

Инструкция. Подготовьте копию таблицы ответов и воспользуйтесь ею для

записи ваших ответов на утверждения теста. На следующих страницах вы найдете

110 утверждений, описывающих возможности, которые могут быть или отсутствовать

у вас как у руководителя. Прочитайте каждое утверждение и перечеркните квадрат


с соответствующим номером в таблице ответов, если вы чувствуете, что оно

справедливо по отношению к вам. Последовательно проработайте весь опросник;

если какой-либо вопрос вызывает у вас сомнения, подумайте над ним и ответьте

как можно более правдиво. Отвечая на вопросы, будьте максимально искренними.

Опросник

1.Я хорошо справляюсь с трудностями, свойственными моей работе.

2.Мне ясна моя позиция по принципиально важным вопросам,

3.Когда необходимо принимать важные решения о моей жизни, я действую решительно.


4.Я вкладываю значительные усилия в свое развитие.

5.Я способен эффективно решать проблемы.

6.Я часто экспериментирую с новыми идеями, испытывая их.

7.Мои взгляды обычно принимаются во внимание коллегами, и я часто влияю на то,

какие решения они принимают.

8.Я понимаю принципы, которые лежат в основе моего подхода к управлению.

9.Мне нетрудно добиться эффективной работы подчиненных.

10.Я считаю себя хорошим наставником для подчиненных.

11.Я хорошо председательствую на совещаниях, хорошо провожу их.

12.Я забочусь о своем здоровье.

13.Я иногда прошу других высказаться о моих основных подходах к жизни и работе.

14.Если бы меня спросили, я, безусловно, смог бы описать, что я хочу сделать в

своей жизни.

15.Я обладаю значительным потенциалом для дальнейшего обучения и развития.

16.Мой подход к решению проблем систематизирован.

17.Обо мне можно сказать, что я нахожу удовольствие в переменах.

18.Я обычно успешно воздействую на других людей.

19.Я убежден, что исповедую подходящий стиль управления.

20.Мои подчиненные полностью меня поддерживают.

21.Я вкладываю много сил в «натаскивание» и развитие моих подчиненных.

22.Я считаю, что методики повышения эффективности рабочих групп важны и для

повышения собственной эффективности в работе.

23.Я готов, если нужно, идти на непопулярные меры.

24.Я редко предпочитаю более легкое решение тому, которое, как я знаю, является

верным.

25.Моя работа и личные цели во многом взаимно дополняют друг друга.

26.Моя профессиональная жизнь часто сопровождается волнениями.

27.Я регулярно пересматриваю цели моей работы.

28.Мне кажется, многие менее изобретательны, чем я.

29.Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.

30.Я сам начинаю обсуждение моих управленческих слабостей и сильных сторон, я

заинтересован в обратной связи в этой сфере.

31.Мне удается поддерживать хорошие отношения с подчиненными.

32.Я посвящаю достаточно времени оценке того, что нужно для развития

подчиненных.

33.Я понимаю принципы, лежащие в основе развития эффективных рабочих групп.

34.Я эффективно распределяю свое время.

35.Я обычно тверд в принципиальных вопросах.

36.При первой возможности я стараюсь объективно оценить свои достижения.

37.Я постоянно стремлюсь к новому опыту.

38.Я справляюсь со сложной информацией квалифицированно и четко.


39.Я готов пройти период с непредсказуемыми результатами ради испытания новой

идеи.

40.Я бы описал себя как человека, уверенного в себе.

41.Я верю в то, что отношение людей к их работе можно изменить.

42.Мои подчиненные делают все возможное для организации.

43.Я регулярно провожу оценку работы своих подчиненных.

44.Я работаю над созданием атмосферы открытости и доверия в рабочих группах.

45.Работа не оказывает негативного влияния на мою частную жизнь.

46.Я редко поступаю вразрез с моими убеждениями.

47.Моя работа вносит важный вклад в получение удовольствия от жизни.

48.Я постоянно стремлюсь получать обратную связь от окружающих по поводу моей

работы и способностей.

49.Я хорошо составляю планы.

50.Я не теряюсь и не сдаюсь, если решение не находится сразу.

51.Мне относительно легко удается устанавливать взаимоотношения с окружающими.

52.Я понимаю, что заинтересовывает людей в хорошей работе.

53.Я успешно справляюсь с передачей полномочий.

54.Я способен устанавливать обратные связи с моими коллегами и подчиненными и

стремлюсь к этому.

55.Между коллективом, который я возглавляю, и другими коллективами в

организации существуют отношения здорового сотрудничества.

56.Я не позволяю себе перенапрягаться на работе.

57.Время от времени я тщательно пересматриваю свои личные ценности.

58.Для меня важно чувство успеха.

59.Я принимаю вызов с удовольствием.

60.Я регулярно оцениваю свою работу и успехи.

61.Я уверен в себе.

62.Я в общем влияю на поведение окружающих.

63.Руководя людьми, я подвергаю сомнению устоявшиеся подходы.

64.Я поощряю эффективно работающих подчиненных.

65.Я считаю, что важная часть работы руководителя состоит в проведении

консультаций для подчиненных.

66.Я считаю, что руководителям не обязательно постоянно быть лидерами в своих

коллективах.

67.В интересах здоровья я контролирую то, что пью и ем.

68.Я почти всегда действую в соответствии со своими убеждениями.

69.У меня хорошее взаимопонимание с коллегами по работе.

70.Я часто думаю над тем, что не дает мне быть более эффективным в работе, и

действую в соответствии со сделанными выводами.

71.Я сознательно использую других для того, чтобы облегчить решение проблем.

72.Я могу руководить людьми, имеющими высокие инновационные оюсобности.

73.Мое участие в собраниях обычно удачно.

74.Я разными способами добиваюсь того, чтобы люди из моего коллектива были

заинтересованы в работе.

75.У меня редко бывают настоящие проблемы в отношениях с подчиненными.

76.Я не позволяю себе упустить возможности для развития подчиненных.

77.Я добиваюсь того, чтобы те, кем я руковожу, ясно понимали цели, работы

коллектива.

78.Я в целом чувствую себя энергичным и жизнерадостным.

79.Я изучал, как влияет мое развитие на мои убеждения.

80.У меня есть четкий план личной карьеры.

81.Я не сдаюсь, когда дела идут плохо.


82.Я уверенно чувствую себя, возглавляя занятия по решению проблем.

83.Выработка новых идей не составляет труда для меня.

84.Мое слово не расходится с делом.

85.Я считаю, что подчиненные должны оспаривать управленческие решения.

86.Я вкладываю достаточные усилия в определение ролей и задач моих подчиненных.

87.Мои подчиненные развивают необходимые им навыки.

88.Я располагаю навыками, необходимыми для создания эффективных рабочих групп.

89.Мои друзья подтвердят, что я слежу за своим благосостоянием.

90.Я рад обсудить с окружающими свои убеждения.

91.Я обсуждаю с окружающими свои долгосрочные планы.

92.«Открытый и легко приспосабливающийся» - это хорошее описание моего

характера.

93. Я придерживаюсь в целом последовательного подхода к решению проблем.

94.Я спокойно отношусь к своим ошибкам, не расстраиваясь из-за них.

95.Я умею слушать других.

96. Мне хорошо удается распределить работу между окружающими.

97. Я убежден, что в трудной ситуации мне обеспечена

полная поддержка тех, кем я руковожу.

98. Я способен давать хорошие советы.

99. Я постоянно стараюсь улучшить работу моих подчиненных.

100. Я знаю, как справляться со своими эмоциональными проблемами.

101. Я сопоставлял свои ценности с ценностями организации в целом.

102. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.

103. Я продолжаю развивать и наращивать свой потенциал.

104. У меня сейчас не больше проблем и они не более сложны, чем год

назад.

105. В принципе я ценю нешаблонное поведение на работе.

106. Люди серьезно относятся к моим взглядам.

107. Я уверен в эффективности моих методов руководства.

108. Мои подчиненные с уважением относятся ко мне как к руководителю.

109. Я считаю важным, чтобы кто-нибудь еще мог справиться с моей

работой.

110. Я уверен в том, что в группе можно достичь большего, чем порознь.


Бланк ответов

А в С D К F G Н I J К 1 2 3 4 5 6 7 8 910 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

23 24 25 26 27 2S 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48

49 50 5152 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75

76 77 78 79 80 8! 82 S3 84 S5 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101

102 103 104 105 106 107 108 109 11О

Обработка данных

Вначале необходимо подсчитать в каждой колонке количество зачеркнутых или

обведенных номеров-вопросов. Затем впишите соответствующие числа из итога

таблицы ответов в первый столбец («Ваш результат») приводимой ниже таблицы 1.

Заполните столбец «Ранг», придавая наивысшему результату из первого столбца

ранг 1, второму - 2 и т. д. Наименьший результат получит ранг 11.

Затем заполните итоговую таблицу 2 в колонке «Мои сильные стороны», где

содержатся области, в которых вы почти не испытываете трудностей, в колонке

«Личные ограничения» -области, требующие первоочередного развития.

Завершающим этапом обработки данных является составление профиля управленческой