Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.01.2021

Просмотров: 4334

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

благоприятным для хорошей работы предприятия?

а) коллегиальный тип;

б) авторитарный тип.

31.Часто ли у вас бывает впечатление, что другие вами злоупотребляют?

а) да;

б) нет.

32.Какой из двух следующих портретов больше приближается к вашему образцу?

а) громкий голос, экспрессивные жесты, за словом в карман не полезет;

б) негромкий голос, неторопливые ответы, сдержанные жесты, задумчивый взгляд.

33.На рабочем совещании вы один имеете мнение, противоположное мнению других,

но уверены в своей правоте. Как вы поведете себя?

а) будете молчать;

б) будете отстаивать свою точку зрения.

34.Называют ли вас человеком, который подчиняет свои и чужие интересы только

интересам дела?

а) да;

б) нет.

35.Если на вас возложена большая ответственность за какое-то дело, то

испытываете ли вы при этом чувство тревоги?

а) да;

б) нет.

36.Что вы предпочли бы в своей профессиональной деятельности?

а) работать под руководством хорошего руководителя;

б) работать независимо.

37.Как вы относитесь к такому утверждению: «Чтобы семейная жизнь была удачной,

нужно, чтобы важные решения принимались одним из супругов»?

а) это верно;

б) это неверно.

38.Случалось ли вам покупать что-то, в чем вы не испытываете необходимости, под

влиянием мнения других лиц?

а) да;

б) нет.

39.Считаете ли вы, что ваши организаторские способности выше средних?

а) да;

б) нет.

40.Как вы обычно ведете себя, встретившись с трудностями?

а) трудности обескураживают;

б) трудности заставляют действовать активнее.

41.Часто ли вы делаете резкие упреки сотрудникам, когда они их заслуживают?

а) да;

б) нет.

42.Считаете ли вы, что ваша нервная систем успешно выдерживает напряженность

жизни?

а) да;

б) нет.

43.Если вам предстоит произвести реорганизацию, то как вы поступаете?

а) ввожу изменения немедленно;

б) предлагаю медленные, эволюционные изменения.

44.Если это необходимо, сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника?

а} да;

б) нет.

45.Согласны ли вы с такой мыслью: «Чтобы быть счастливым, надо жить незаметно?»

а) да;

б) нет.

46.Считаете ли вы, что каждый из людей благодаря своим человеческим

способностям должен сделать что-то выдающееся?

а) да;

б) нет.

47.Кем (из представителей предложенных профессий) вам в молодости хотелось

стать?

а) известным художником, композитором, поэтом и т, д.;

б) руководителем коллектива.

48. Какую музыку вам приятнее слушать?

а) торжественную, могучую;

б) тихую, лирическую.

49.Испытываете ли вы некоторое волнение при встрече с важными личностями?

а) да;

б) нет.

50.Часто ли вы встречаете человека с более сильной волей, чем у вас?

а) да;

б) нет.


Обработка и оценка результатов

Подсчитайте количество набранных баллов. При ответе на вопрос вы получаете балл

только за вариант (А или Б) в левой колонке.

Степень выраженности лидерства:

До 25 баллов - лидерство выражено слабо;


до 26-35 баллов - средняя выраженность лидерства;

36-40 баллов - лидерство выражено в сильной степени;

свыше 40 баллов - склонность к диктату.


6.3.5. Самооценка лидерства

Назначение. Данный экспресс-тест позволяет определить актуальный уровень

проявления лидерства в совместной деятельности.

Инструкция. Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите

наиболее подходящий для вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником,

помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является

и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот

ответ, который первым приходит в голову.

Опросник

1.Что для вас важнее в игре?

А. Победа. Б. Развлечение.

2.Что вы предпочитаете в общем разговоре?

А. Проявлять инициативу, предлагать что-либо.

Б. Слушать и критиковать то, что предлагают другие.

3.Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не

оправдываться?

А. Да. Б. Нет.

4.Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?

'А. Да. Б. Нет.

5.Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства)

против вас?

А. Да. Б. Нет.

6.В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете

что-либо такое, что интересно другим?

А. Да. Б. Нет

7.Умеете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?

А. Да. Б. Нет.

8.Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?

А. Нет. Б. Да.

9.Удается ли вам в разговоре, дискуссии убедить, привлечь на свою сторону тех,

кто раньше был с вами не согласен?

А. Да. Б. Нет.

10.Нравится ли вам учить [поучать, воспитывать, обучать, давать советы)

других?

А. Да. Б. Нет,

Обработка и интерпретация данных

Подсчитать общее количество «А» и «Б» ответов.

Высокий уровень лидерства А = 7-10 баллов.

Средний уровень лидерства А = 4-6 баллов.

Низкий уровень лидерства А = 1-3 балла.

Преобладание ответов «Б» свидетельствует об очень низком или деструктивном

лидерстве.

6.3.6. Диагностика функционального лидерства в малых группах

Назначение. Методика дает возможность определить место каждого члена

группы в системе межличностных отношений, увидеть его психологический статус, а

также иерархию статусов всех членов группы.

Инструкция. Всем членам группы предлагается ответить на ряд вопросов.

Каждый вопрос - это выбор себе товарища или партнера по разным видам

деятельности (общественная работа, труд, спорт, отдых и т, д.). В целях

повышения надежности результатов количество выборов должно быть ограничено от

одного до трех. В тех случаях, когда допускается неограниченное количество

выборов, участники исследований должны установить последовательность своих

выборов в порядке предпочтения. Такая процедура способствует более четкой

внутренней мотивированности выбора.


Сумма выборов, полученная каждым при ответе на все вопросы всех членов

группы, и является своеобразным эмпирическим эквивалентом психологического

статуса индивида, то есть своеобразным показателем его положения в системе

межличностных отношений (в психологической литературе он называется часто

социометрическим статусом).

Опросник

1.Кто из ребят твоей группы, по твоему мнению, явно обладает организаторскими

способностями и может на этом поприще в будущем добиться успеха? (Назвать от

одного до семи.)

2.У кого из ребят твоей группы, по твоему мнению, лучше всего получилась бы

организация «огонька», вечера отдыха? (Назвать от одного до пяти.)

3.Кто из ребят твоей группы является для тебя авторитетом, когда речь идет о

вкусах и моде? (Назвать от одного до пяти.)

4.У кого, по твоему мнению, лучше всего получилась бы подготовка группы к

участию в туристическом конкурсе? [Назвать от одного до семи.)

5.С кем из ребят твоей группы ты не хотел бы расставаться и после окончания

института? (Назвать от одного до десяти.}

6. С кем бы ты хотел готовиться вместе к контрольной работе? (Назвать от одного

до семи)

7.Кого из ребят ты хотел бы пригласить к себе на день рождения? (Назвать от

одного до

десяти.)

8.Кого из ребят твоей группы, по твоему мнению, нужно привлечь к проведению

конкурса «Что, где, когда?» (Назвать от одного до шести.)

9.С кем из ребят твоей группы ты хотел бы вместе быть на предстоящей практике?

(Назвать от одного до десяти,)

Обработка и интерпретация результатов

В зависимости от целей исследований обычно выбирают от трех до семи вопросов

подобного типа и предлагают каждому члену группы ответить на них со всей

серьезностью.

Для повышения надежности результатов можно, отвечая на вопросы, не называть

своей фамилии.

Вопрос Кого выбрали

1 2,7, 12

2 6,9

3 12, 14, 17

Осуществляя выбор, члены группы называют не фамилии тех, кого выбирают, а

их порядковые номера по алфавитному списку, который предварительно записывается

на доске (это упрощает обработку результатов}. Ответы участники исследования

заносят в карточку

опроса. Вот ее образец.

Далее информация, содержащаяся в карточках опроса, разносится по

специальным таблицам (матрицам выбора). Результаты выборов учащихся по каждому

критерию оказываются в соответствующей матрице.

Образец матрицы выбора

Выбирающий Те, кого выбирают

1 2 3 4 5 25 1 + 2 +- + 3 + 4 + 5 + 25

Итого 1 2 1 2 1 Далее информация, содержащаяся в матрицах, переносится в

сводную таблицу результатов. Эта таблица и является своеобразным показателем

структуры межличностных отношений в группе на период исследования. Она дает

возможность четко увидеть систему позиций и психологических статусов ее членов.


При интерпретации полученных данных традиционно используются следующие

критерии:


1) статусом лидера обладает тот, кто набирает 50% и более выборов от их

возможного количества. При этом необходимо учитывать, что лидерство бывает

функциональным и универсальным.

Универсальный лидер - это тот, кто получает 50% и более выборов от общего

возможного их количества по всем критериям (вопросам) или их большинству.


Сводная таблица результатов

п/п Фамилия,

ИМЯ Количество выборов, полученных Итого выборов Место индивида в системе

межличностных отношений 1 2 3 4 1 ------- 6 4 16 46 Предпочитаемыи 2

3 25

Функциональный лидер - это тот, кто получает такое же количество выборов по

одному или нескольким критериям (вопросам);

2) статус предпочитаемого имеют те, кто собирает от 20 до 50% общего количества

выборов;

3) статусом аутсайдера обладают те, которые не получили выборов или имеют их

незначительное количество (до 20%);

4) статус непредпочитаемого имеют те, у кого наибольшее количество

отрицательных выборов (если такое исследование проводится).

Информация о количестве отрицательных выборов может быть получена лишь в

том случае, когда к любому из перечисленных вопросов добавляют частицу «не» -

«кого бы ты не пригласил на свой день рождения» и т. д.

При анализе сводной таблицы результатов необходимо акцентировать внимание

на том, что статусы индивидов в группе всегда динамичны, ибо зависят от

направленности личности каждого, его ведущих психологических характеристик,

степени включенности в совместную деятельность, активной жизненной позиции.

Поэтому у каждого есть возможность изменить свой статус в лучшую сторону и

тем самым занять более высокое, комфортное положение в системе межличностных

отношений.

Если подобного рода исследования проводить ежегодно, то можно увидеть

динамику межличностных отношений, складывающихся в группе на протяжении

длительного периода времени.













Раздел 4 ДИАГНОСТИКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ БАРЬЕРОВИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

РУКОВОДИТЕЛЯ


6.4.1. Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя

(И. Д. Ладанов, В, А. Уразаева)

Назначение. Данный тест поможет вам на примере стрессогенных факторов

определить, насколько вы адаптированы к определенной обстановке и как

проявляются ваши способности действовать в определенной ситуации.

Инструкция. На каждый вопрос возможен один из пяти предложенных ответов:

«никогда» - 1 балл;

«редко» - 2 балла;

«иногда» - 3 балла;

«часто» - 4 балла;

«всегда» - 5 баллов.

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и против номера

вопроса поставьте соответствующий ответ. Затем суммируйте результат ответов.

Опросник

1.Работающие с вами люди не знают, чего можно от вас ожидать.


2.Вы убеждены, что делаете совсем не то, что нужно.

3.Вы чувствуете, что не в состоянии выполнить противоречивые требования

вышестоящих

руководителей.

4.Вы ощущаете сильную нагрузку.

5.Вам не хватает времени, чтобы качественно сделать работу.

6.Вы чувствуете, что работа оказывает давление на личную жизнь.

7.Часто вы не знаете, что вам предстоит сделать.

8.Вы чувствуете, что только власть поможет вам выполнить работу.

9.Вы чувствуете, что не можете справиться с необходимой информацией.

10.Вы не знаете, какую оценку дает вам начальник.

11.Вы не в состоянии предугадать реакцию вышестоящего начальника.

12.Ваши взгляды и взгляды начальника полностью противоположны.


Обработка и интерпретация результатов

1.Суммируйте баллы, проставленные за ответы на вопросы с 1 -га по 3-й

включительно. Вы можете набрать от 3 до 15 баллов. Результат выше 12 баллов

свидетельствует о повышенной конфликтности в деятельности руководителя.

2.Суммируйте баллы, проставленные за ответы на вопросы с 4-го по 6-й

включительно. Результат выше 12 баллов свидетельствует о наличии

психологических перегрузок у руководителя.

3.Суммируйте баллы, проставленные за ответы на вопросы с 7-го по 9-й

включительно. Результат выше 12 баллов говорит о том, что в сфере служебной

деятельности руководителя имеются проблемы.

4.Суммируйте баллы, проставленные за ответы на вопросы с 10-го по 12-й

включительно. Результат выше 12 баллов свидетельствует о психологической

напряженности в отношениях с вышестоящим руководством.

6.4.2. Самооценка биполярной эффективности руководства

Тест А

Назначение. Предлагаемая методика используется в комплексе с приведенным

ниже тестом Б и помогает глубже уяснить поведенческие характеристики

эффективного и неэффективного руководства. Хотя они ориентированы в первую

очередь на уже состоявшихся руководителей, их можно применить и в испытании

студентов- будущих менеджеров. При этом для студентов, не имеющих опыта

руководящей работы, тест носит элемент ролевой игры - они отвечают на вопросы,

исходя из своих представлений о действиях успешного руководителя. После

завершения теста полезно обсудить ошибочные варианты ответов, для того чтобы

закрепить в памяти студентов знания об условиях эффективного и неэффективного

руководства.

Инструкция, Ответьте да» или «нет» на следующие вопросы.

Опросник

1.Стремитесь ли вы использовать в работе новейшие достижения в своей

профессиональной области?

2.Стремитесь ли вы сотрудничать с другими людьми?

3.Вы говорите с сотрудниками кратко, ясно и вежливо?

4.Поясняете ли вы причины, заставившие вас принять то или иное решение?

5.Доверяют ли вам подчиненные?

6.Вовлекаете ли вы всех исполнителей задания в процесс обсуждения целей, сроков,