Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.01.2021

Просмотров: 4165

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

27.Ты очень любишь общаться с другими ребятами?

28.Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29.У тебя бывают головокружения?

30.Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое

положение?

31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?

32.Любишь ли ты иногда похвастаться?

33.Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?

34.Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?

35.Ты обычно быстро принимаешь решения?

36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?

37. Тебе часто снятся страшные сны?

38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?

39.Тебя легко огорчить?

40.Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

41.Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не особенно обдумывая?

42.Если ты оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?

43.Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?

44.Ты всегда ешь то, что тебе подают?

45.Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят?

46.Ты любишь часто ходить в гости?

47.Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?

48.Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?

49.Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?

50.Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51.Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье?

52.Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?

53.Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое

должен выполнить?

54.Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?

55.Ты стесняешься заговорить первым с новыми людьми?

56.Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-нибудь исправить?

57.Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58.Бывает ли так, что иногда ты чувствуешь себя веселым или печальным без

всякой причины?

59.Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной

компании сверстников?

60.Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не

подумав?

Обработка результатов Ключ

I. Экстраверсия (Э):

-Да»-1,3, 9, 11, 14,17, 19,22,25,27,30,35,38,41,43,46,49,53,57.

«Нет»-6,33,51,55, 59.

II. Нейротизм (Н):

«Да» - 2, 5, 7, 10, 13, 15,18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50,

52, 54, 56, 58, 60.

III. «Ложь»:

«Да»-8, 16,24,28,36,44.

«Нет»-4, 12,20,32,40,48.

Нормативы для подростков 12-17 лет: экстраверсия (Э) - 11-14 баллов, «ложь» -

4-5 баллов, нейротизм (Н) - 10-15 баллов.

Таблица типов

Данные по тесту Ашенка Xs Данные по тесту Айзснка

Э в баллах Н ч баллах

Э в баллах Ни баллах 4-8 1 0-4 0-4 17. 16-20

2. 20-24 0-4 18. 4-8 16-20 3. 20-24 20-24 19. 4-8 4-8 4. 0-4 20-24 20. 16-20 1

6-20 5. 0-4 44-8 21, 12-16 8-12 6. 0-4 16-20 22. 8-12 8-12 7. 0-4 8-12 23.

16-20 8-12 8. 4-8 0-4 24. 12-16 4-8 9. 8-16 0-4 25. 8-12 4-8 10. 16-20 0-4 26.

4-8 8-12 U. 20-24 4-8 27. 4-8 12-16 12. 20-24 8-16 28. 8-12 16-20 13. 20-24

16-20 29. 12-16 16-20 14. 16-20 20-24 30. 16-20 12-16 15. 8-16 20-24 31. 8-12

12-16 16. 4-8 20-24 32. 12-16 12-16

Характерологические проявления

Тип № 1 Э: 0-4; Н: 0-4

Безмятежный, мирный, невозмутимый. В группе скромен. Дружбу не навязывает,


но и не отвергает, если ему предложат. Склонен к упрямству, если ощущает свою

правоту, Не смешлив. Речь спокойная. Терпелив. Хладнокровен.

Путь коррекции

Воспитателей беспокоят мало, а значит, всегда страдают от невнимания педагогов,

тренеров, начальников. Главное в подходе - повысить самооценку, привлекая

внимание группы к данному человеку. Желательно, чтобы у индивида была

возможность выбора темпа работы. Необходимо подчеркивать ценнхть таких качеств,

как скромность, хладнокровие.

Тип № 2 Э: 20-24; Н: 0-4

Радостный, общительный, разговорчивый. Любит быть на виду. Оптимист, верит

в успех. Легко прощает обиды, превращает конфликты в шутку. Впечатлителен,

любит новизну. Пользуется общей любовью. Однако поверхностен, беспечен,

прихотлив. Артистичен. Не умеет добиваться результата (увлекается, но быстро

остывает).

Поощрять трудолюбие, использовать природный артистизм и склонность к

новизне. Желательно исподволь приучать к дисциплине, организованности (например,

предлагая оригинальные задания). Рекомендуется помочь организовать время

(кружковой работой, участием в экспедициях, и т. п.).

Тип № 3

Э: 20-24; Н: 20-24

Активный, имеет хорошо развитые бойцовские качества. Насмешлив. Стремится

общаться со всеми на равных. Очень честолюбие. В случае несогласия с позицией

более старшего принимает активную противоборствующую позицию. Не выносит

безразличия к себе.

Основная тактика - подчеркнутое уважение. Взаимоотношения следует строить на

убеждении, спокойном, доброжелательном тоне общения. При аффективном поведении

возможна ироническая реакция. Не следует выяснять отношения в момент конфликта.

Лучше обсудить проблемы позже, в спокойной ситуации. При этом желательно

акцентировать внимание на проблеме и на возможности решить ее без особого

эмоционального напряжений. Подросткам данного типа необходимо дать возможность

проявить организаторские способности, а также реализовать энергетический

потенциал (спортивные достижения и т. п,).


Тип №4 Э: 0-4; Н:20-24

Тип неспокойный, настороженный, неуверенный в себе. Ищет опеки. Необщителен,

поэтому имеет смещенные оценки и самооценки. Высокоранимый. Адаптация идет

длительное вемя, поэтому действия замедленны. Не любит активный образ жизни.

Созерцатель. Часто бывает склонен к философии. Легко драматизирует ситуацию.

Стремиться поддержать. Оградить от насмешек. Выделять положительные стороны

(вдумчивость, склонность к монотонной деятельности). Подобрать деятельность, не

требующую активного общения, строгой временной регламентации, а также не

включенную в жесткую систему субординации. Активизировать интерес к окружающим.

Исподволь сводить с людьми доброжелательно-энергичными.

Тип №5 3:0-4; Н: 20-24

Созерцателен, спокоен. Имеет низкий уровень заинтересованности в реальной


жизни, а значит, и низкие достижения. Направлен на внутренние выдуманные или

вычитанные коллизии. Послушно-безразличен.

Остро нуждается в повышении самооценки, это разрушает безразличие и повышает

уровень притязаний, а, следовательно, качество работы или учебы. Желательно

найти сильные стороны (способности, задатки), чтобы как-то увлечь работой.

Характерологические проявления


Тип № 6 Э: 0-4; Н: 16-20 Сдержанный, робкий, чувствительный, стесняется в

незнакомой ситуации. Неуверенный, мечтательный. Любит философствовать, не любит

многолюдья. Склонен к сомнениям. Мало верит в свои силы. В целом уравновешен.

Не склонен паниковать и драматизировать ситуацию. Тревожный. Часто пребывает в

нерешительности, склонен к фантазиям.

Пути коррекции

Стараться поддерживать, опекать, подчеркивать перед группой положительные

качества и проявления (серьезность, воспитанность, чуткость). Можно увлечь

идеей (например, помощи кому-то более слабому). Это повысит самооценку, даст

повод к более оптимистическому ощущению жизни.

Тип № 7 Э: 0-4; Н: 8-16

Человек скромный, активный, направленный на дело. Справедливый, преданный

друг. Очень хороший, умелый помощник, но плохой организатор. Застенчив.

Предпочитает оставаться в тени. В компаниях, как правило, не состоит. Дружит

вдвоем. Взаимоотношениям придает большое значение. Иногда

скучновато-морализирующий.

В деятельности желательно предоставить свободный режим; поощрять, это

активизирует инициативу. Постараться помочь раскрепоститься, чтобы действовал

самостоятельно, а не по указке (по природе подчиняем). Избегать публичной

критики. Внушать уверенность в своих силах и правах. Не допускать слепой веры в

чей-либо авторитет.


Тип №8 Э: 4-8; Н: 0-4

Человек спокойный, склонный к общению в компаниях. Эстетически одаренный.

Скорее созерцатель, чем деятель. Уравновешенный. Безразличен к успехам. Любит

жить «как все». Во взаимоотношениях ровен, но глубоко переживать не умеет.

Легко избегает конфликтов.

Главная задача - активизировать потребность к деятельности. Найти занятие,

способное заинтересовать его (скорее это нечто, связанное с художественными

проявлениями). Поощрять успехи, Желательно чаще общаться с подростком, обращая

внимание на развитие социального интеллекта.

Тип №9 Э: 8-16; Н: 0-4

Активный, жизнерадостный. Общительный. В общении неразборчив. Легко попадает

в асоциальные группировки вследствие плохой сопротивляемости дезорганизующим

условиям. Склонен к новизне, любознательный. Социальный интеллект развит слабо.

Не развито умение выносить адекватные оценки и самооценки. Часто не имеет

твердых принципиальных установок. Энергичен. Доверчив.

Режим желателен более жесткий, мобилизующий. Установить доброжелательные

отношения, но подросток должен чувствовать, что за ним наблюдают. Стремиться


направлять энергию на полезное дело (например, увлечь глобальной идеей достичь

чего-то - поступить в вуз и т. п.). Однако в этом случае необходимо

распланировать предстоящую работу, фиксировать сроки и объемы и жестко

контролировать выполнение. Подростка данного типа желательно ввести в состав

группы или бригады с сильным лидером и позитивными установками.


Тип № 10 Э: 16-20; Н: 0-4

Артистичен. Любит рассказывать. Недостаточно настой-нив. Общителен. Неглубок.

Уравновешен.

Поддерживать усилия, направленные на достижение интересных целей (у самого

хватает инициативы выбрать какое-то занятие или цель, но не хватает упорства),

Поощрять артистизм, но не допускать до клоунства.


Тип № 11 Э: 20-24; Н: 4-8

Активный, общительный, благородный, честолюбивый. Легко соглашается на

рискованные развлечения. Не всегда разборчив в друзьях, в средствах достижения

цели, Благороден. Часто бывает эгоистичен. Обаятелен. Имеет организаторские

склонности.

Поощрять и развивать организаторские склонности. Может быть лидером, но

нуждается в контроле. Удерживать от зазнайства. Лидерское положение а

коллективе легко выправляет разболтанность, лень. Любит быть «на коне». В

случае необходимости можно допускать коллективную критику.


Тип № 12 Э: 20-24; Н:8-16

Легко подчиняется дисциплине. Обладает чувством собственного достоинства.

Организатор. Склонен к искусству, спорту. Активен. Влюбчив. Легко увлекается

людьми и событиями. Впечатлителен.

Лидер по натуре, как в эмоциональной, так и в деловой сфере. Необходимо

поддерживать лидерские усилия, помогать, направлять в деловом и личностном

плане.


Тип № 13 Э; 20-24; Н: 16-20

Сложный тип. Тщеславен. Энергичен. Жизнерадостен. Как правило, не имеет

высокой духовной направленности. Погружен в житейские радости. Во главу угла

ставит бытовые потребности. Преклоняется перед подвижностью. Всеми силами

стремится достичь удачи, успеха, выгоды. Презирает неудачников. Общительный,

демонстративный. Жестко выдвигает свои требования.

Цель старшего - держать подростка «в рамках», так как тот склонен

зазнаваться, подчинять себе окружающих. Действовать лучше спокойно и твердо.

Выделять других, подчеркивая их положительные личностные качества. Можно

предложить роль организатора, при этом требовать выполнения обязанностей.

Желательно эстетическое воспитание.


Тип № 14 Э:16-20; Н: 20-24

Властный, мнительный, подозрительный, педантичный. Всегда стремится к

первенству. Мелочный. Наслаждается любым проявлением превосходства.

Язвительно-желчен. Склонен к насмешке над более слабыми. Мстителен,

пренебрежителен, деспотичен. Легко утомляется.

Нельзя относиться равнодушно. Можно относиться дружелюбно, можно - с иронией.

Нужно дать возможность занять лидерское положение, однако при этом следует


выбрать пост, на котором он больше внимания уделял бы бумагам, чем людям.

Поощрять волю и упорство. При этом подростку желательно воспитывать в себе

позитивное эмоидональ-ное отношение к окружающим и позитивные установки.


Тип №15 Э: 8-16; Н: 20-24

Вечно недовольный, ворчливый, склонный к придиркам. Мелочно-требовательный.

К язвительности не склонен. Легко обижается по пустякам. Часто бывает хмурым,

раздражительным. Завистлив. В делах неуверенный. В отношениях - подчиненный.

Перед трудностями пасует. В группе, классе держится в стороне. Злопамятен.

Друзей не имеет. Сверстниками командует. Голос тихий, резкий.

Желательно наладить хотя бы минимальные взаимоотношения. Это легче сделать,

основываясь на мнительности данного человека. Можно интересоваться его

самочувствием, успехами в доверительной беседе. В качестве общественной

нагрузки, позволяющей иметь опору во взаимоотношениях, можно дать канцелярскую

работу (педантические свойства позволят делать ее хорошо). Поощрить за

исполнительность при всем кол-лективе, что позволит как-то наладить отношения

со сверстниками. Подростки такого типа требуют псскь янного внимания и

индивидуального взаимодействия.


Тип № 16 Э: 4-8; Н: 20-24 Высокочувствительный тип, недоверчивый,

затаенно-страстный, молчаливый, замкнуто-обидчивый. Самолюбивый, независимый,

отличается критическим складом ума. Пессимист. Склонен к обобщенному мышлению.

Часто бывает не уверен в себе.

В подходе желательны оберегающий режим, поощрения при одноклассниках,

доброжелательность, уважительность. Следует поддерживать справедливые

критические суждения, но избегать развития у подростка морализирования и

критиканства.


Тип № 17 Э: 16-20; Н: 4-8

Очень эмоционален. Восторженный, жизнерадостный, общительный, влюбчивый. В

контактах неразборчив, дружески настроен ко всем. Непостоянен, наивен, ребячлив,

нежен. Пользуется симпатией окружающих. Фантазер. Не стремится к лидерству,

предпочитая интимно-дружеские связи.

Поддерживать положительный настрой. Желательно развивать эстетические

склонности, поддерживать увлечения (поощрять, интересоваться, предлагать

выступить перед классом, группой). Обратить внимание на выработку волевых

качеств (настойчивости, уровня притязаний).


Тип № 18 Э: 4-8; Н: 16-20

Эмпатичный. Очень жалостливый, склонный поддерживать слабых, предпочитает

интимно-дружеские контакты. Настроение чаще бывает спокойное, пониженное.

Скромный. Застенчив. Не уверен в себе. Созерцатель. Легко становится

настороженным и подозрительным в неблагоприятных условиях.

Рекомендуется наладить щадяще-развивающий режим. Контролировать исподволь,

относиться спокойно, доброжелательно. Помогать в трудных ситуациях, которыми в

данном случае являются достижение цели, формирование активной позиции,