Файл: Готовящихся к егэ по обществознанию, Олимпиадам по праву и обществознанию, а также тех, кто интересуется вопросами обществознания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 1. Понятие и сущность конституции
Среди всех источников права конституция занимает особое место. Конституция (от лат. constitutio — устанавливаю, устраиваю) как
Глава 13. Конституция как основной закон государства
Раздел III. Основы конституционного права источник конституционного права представляет собой основной закон государства, выражающий волю народа в целом либо отдельных
социальных слоев и закрепляющий в их интересах важнейшие начала
общественного строя и государственной организации соответствующей
страны
1
.
Сущность конституции была определена немецким философом и политическим деятелем Фердинандом Лассалем (1825—1864). Согласно Ф. Лассалю сущность конституции состоит в том, что она выражает соотношение сил, сложившееся на момент ее принятия.
Позднее сущность конституции была сформулирована В. И. Лениным с классовых позиций. Он писал Сущность конституции в том,
что основные законы государства вообще и законы, касающиеся выборов в представительные учреждения выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе»
2
Представляется, что Ф. Лассаль был ближе к истине, поскольку последующая практика показала, что не только изменение соотношения сил в классовой борьбе, те. смена господствующего класса,
но и изменение расстановки политических сил в рамках одного класса приводит к изменению конституции.
Различают конституцию фактическую и юридическую. Фактическая конституция (иногда она называется материальной) — это система общественных отношений, складывающихся по поводу определения положения человека в обществе и государстве, устройства общества и государства. Юридическая конституция (или формальная) — это система правовых норм, регулирующих обозначенный круг общественных отношений.
Между юридической и фактической конституцией практически всегда имеется расхождение. Это предопределено тем, что, во"пер"
вых, конституция содержит нормы, ориентированные на будущее,
закладывающие некие цели дальнейшего развития общества и государства (например, определение в конституции государства как правового означает установление отдаленной цели социального развития).
Во"вторых, юридическая конституция может отставать от фактической вследствие динамично развивающихся общественных отношений. Третьим фактором, предопределяющим разрыв между юридической и фактической конституцией, является фиктивность конституции, характерная для стран с авторитарными режимами, когда нормы, носящие ярко выраженный демократический характерна самом деле не реализуются См Авакьян С. А Конституционное право России Учебный курс Вт. Т. М Юристъ, 2005. С. 136.
2
Ленин В. И Полн. собр. соч. Т. 17. С. 345.

По своей форме конституции делятся на писаные и неписаные.
Под писаной конституцией понимается единый нормативный правовой акт или совокупность таких актов, объединяемых общим названием — конституция (или основной закон) и отличающихся от актов текущего законодательства усложненной процедурой принятия и более высокой юридической силой. Большинство стран имеют писаную конституцию, те. единый правовой акт — основной закон страны.
Писаные конституции, в свою очередь, разделяются на кодифицированные и некодифицированные. Последние состоят из нескольких актов (конституционных законов, которые в своей совокупности и образуют конституцию данной страны (например, конституции
Швеции, Австрии, Израиля. Неписаные конституции не представляют собой единого документа или совокупности документов, объединенных общей логикой. К неписаным относятся конституции Великобритании и Новой Зеландии.
По времени действия конституции делятся на постоянные и временные. Большинство конституций принимаются с неограниченным сроком действия. В этом случае конституция считается постоянно действующей. Но есть конституции, которые содержат нормы, определяющие период их действия. Такие конституции называются временными (конституция Ирака 1959 г, действовавшая дог, конституция Южно"Африканской Республики, действовавшая с 1994 по г 2. Юридические свойства конституции
Конституция занимает особое место в системе источников конституционного права, да и во всем законодательстве. Это предопределяется особыми юридическими свойствами конституции. К числу таких свойств относятся учредительный характер, верховенство, высшая юридическая сила, юридическая база текущего законодательства,
прямое действие, стабильность.
Рассмотрим эти свойства применительно к Конституции РФ г. Учредительный характер конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют устройство всего государства, основы организации и деятельности органов государственной (публичной) власти,
а также основы взаимоотношений государства и личности. Тем самым учреждается определенная модель всей социальной системы. Например, ст. 1 Конституции РФ устанавливает Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
Глава 13. Конституция как основной закон государства
Раздел III. Основы конституционного права
Верховенство конституции означает, что она возглавляет всю систему нормативных правовых актов (всех источников права вообще).
Актов, занимающих более высокое положение, чем конституция, не существует.
Высшая юридическая сила конституции проявляется в том, что конституционно"правовые нормы обладают особой обязательностью.
Все иные законы и подзаконные акты не могут противоречить нормам конституции. Такая особая обязательность обеспечивается специальной защитой конституционных норм (например, Конституционным Судом, Уполномоченным по правам человека и т. п.).
Конституция является юридической базой текущего законодательства. Это означает, что конституция, во"первых, определяет общие начала (принципы) правового регулирования (например, ст. 54 Конституции РФ закрепляет запрет обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность. Конституция, во"вторых,
определяет сферу законодательного регулирования (например, ст. Конституции РФ устанавливает, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. В"третьих,
Конституция устанавливает формы и правовую природу актов, принимаемых теми или иными органами государственной власти и должностными лицами (см. ст. 90, 105, 115 Конституции РФ. На основе одной или нескольких статей конституции складывается затем целая отрасль законодательства или отрасль права. Кроме того, конституция содержит перечень законов, которые должны быть приняты парламентом, в частности, в российской Конституции содержится перечень федеральных конституционных законов.
Конституция Российской Федерации имеет прямое действие,
т. е. нормы Конституции непосредственно регулируют отношения без какого"либо передаточного механизма, хотя последний вовсе не отрицается — нормы Конституции могут быть детализированы текущими актами, но и при отсутствии таковых данные нормы действуют непосредственно.
Стабильность конституции означает, что конституция, в силу ее особой важности, как регулятора общественных отношений, сама должна быть устойчивой, не подвергаться частым изменениям. Это обеспечивается особым порядком ее принятия и внесения в нее из"
менений.
По способу внесения изменений в конституцию все они делятся на гибкие, жесткие, особо жесткие и смешанные.
Из ответов абитуриентов:
«По способу изменения конституции делятся на мягкие, твердые и очень твердые
Конституция Российской Федерации изменяется по смешанному способу, который будет рассмотрен далее.
Таковы основные свойства Конституции РФ, которые предопределяют ее особое место во всей правовой системе России.
Наряду с юридическими свойствами в научной литературе выделяются еще функции конституции, как основные проявления ее назначения. К таким функциям относятся учредительная, состоящая в том, что конституция фиксирует достигнутый уровень общественно"политического развития и определяет основы дальнейшего развития общества и государства организаторская, нацеливающая на деятельность в тех направлениях развития социума, которые она закрепляет внешнеполитическая, создающая фундамент межгосударственного сотрудничества идеологическая, выражающаяся в том, что конституция закрепляет определенный набор социальных ценностей, расставляя их приоритеты. Тем самым определяются идейные основы общественно"
политического развития юридическая — конституция, регулирующая наиболее важные,
фундаментальные общественные отношения, дает импульс развитию всей системы права в определенном ею направлении.
В некоторых научных источниках указываются еще основные черты конституции основополагающий характер народность реальность и стабильность 3. Конституция Российской Федерации:
основные положения. Общая характеристика конституционной истории России Как известно, писаная кодифицированная Конституция появилась в России после революции 1917 г. в эпоху советской власти. Но это не означает, что в царской России не было конституционного законодательства, выражавшегося в отдельных актах конституционного характера. Например, Манифест об освобождении крестьян 19 февраля г. носил непосредственно конституционный характер, так же,
как и Манифест 17 октября 1905 г. Об усовершенствовании государственного порядка. Раздел первый Свода Законов Российской империи носил наименование Основные государственные законы Российской империи и содержал положения конституционно"правового характера, например, о том, что Российская империя является единым нераздельным государством (ст. 1), что верховная самодержавная власть принадлежит императору (ст. 4) и т. п.
Глава 13. Конституция как основной закон государства
Раздел III. Основы конституционного права
Однако первая кодифицированная Конституция России была принята Пятым Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Она закрепляла Россию как Республику Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (ст. 1). Затем, после объединения России с
Украиной, Белоруссией и Закавказьем в Союз Советских Социалистических Республик в 1922 г, 31 января 1924 г. была принята первая
Конституция СССР, а в 1925 г. — вторая Конституция РСФСР. Третья российская Конституция принимается в 1937 г. вслед за принятием в 1936 г. новой Конституции СССР. Далее последовало принятие Конституции СССР в 1977 г. и очередной российской Конституции в 1978 г. Характеристика этих конституций дается в курсе истории отечественного государства и права.
Инициированная правящей Коммунистической партией Советского Союза в середине х гг. перестройка привела вначале х годов к широкомасштабной трансформации всего российского об"
щества.
Можно выделить отдельные этапы этого процесса, имеющие непосредственно конституционно"правовое значение. Во"первых, законы РСФСР от 27 октября 1989 г. об изменении Конституции
РСФСР и о выборах народных депутатов РСФСР. В Конституцию были внесены положения об образовании нового органа государственной власти — Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР как органа Съезда. Народные депутаты всех уровней избирались на основе демократических принципов.
Весной 1990 г. состоялись первые демократические выборы народных представителей, а 12 июня того же года Съезд народных депутатов принял Декларацию о государственном суверенитете России.
На первом Съезде народных депутатов была сформирована Конституционная комиссия во главе с Председателем Верховного Совета
РСФСР для разработки проекта новой Конституции РСФСР.
Следующим шагом, имевшим важные последствия для российской истории, является учреждение поста Президента РСФСР в соответствии с результатами первого в России референдума 17 марта г 12 июня 1991 г. состоялись выборы первого Президента России.
Затем последовали события 19—21 августа 1991 г. — путч, ГКЧП,
окончательный разрыв с советским периодом в истории России 1
Референдум проводился по решению Съезда народных депутатов СССР. На этот референдум был вынесен вопрос о сохранении Союза ССР. Одновременно с этим в России на референдум был вынесен вопрос об учреждении поста Президента
РСФСР.
2
Правовую оценку этих событий мог бы дать суд входе рассмотрения дела «ге"
качепистов», но наши правители в очередной раз проявили свою мудрость — про
События августа 1991 г. ускорили процесс распада СССР, который окончательно завершился в декабре того же года, когда лидеры трех республик в составе СССР (Белоруссии, России и Украины) собрались в резиденции Правительства Беларуси «Вискули» и подписали так называемые Беловежские соглашения — о прекращении действия Договора об образовании Союза ССР 1922 г. и об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ. 25 декабря 1991 г.
Президент СССР М. Горбачев официально объявило прекращении существования СССР и о своей отставке. Россия стала самостоятельным суверенным государством. С этого момента начался новый этап в истории России.
Со 2 января 1992 г. началось проведение экономических реформ,
подготовленных наспех и неумело. Стали внедряться принципы либеральной экономики и свободного рынка, характерные для эпохи классического капитализма, ушедшей безвозвратно еще в е годы
ХХ столетия. Ослабление государственного надзора привело к бесконтрольному расхищению общественного богатства (его «прихвати"
зации»), резкому взлету цен, стремительному падению уровня жизни большинства граждан страны. Провозглашенные принципы служили лишь прикрытием отдельным лицам для осуществления первоначального накопления капитала».
Все это вызвало очередное противостояние властей, а именно президентской команды, захватившей все ключевые посты, и парламентариев. Такое противостояние вылилось в несколько конституционных кризисов (декабрь 1992 г февраль—март 1993 г. Кризисная ситуация была разрешена проведением еще одного референдума — о доверии Президенту РФ — в апреле 1993 г. На референдум было вынесено четыре вопроса о доверии Президенту РФ об одобрении социально"экономической политики, проводимой Президентом РФ о досрочных выборах Президента РФ и о досрочных выборах народных депутатов. Следует отметить, что большинство участников референдума положительно ответили на первые два вопроса.
По решению Конституционного Суда РФ для одобрения третьего и четвертого вопросов требовалось большинство голосов от общего числа граждан, включенных в списки участников референдума. Такого большинства не набралось.
Усилившееся противостояние Президента и народных депутатов привело к тому, что работа Конституционной комиссии была факти"
Глава 13. Конституция как основной закон государства изошел типичный для нашей страны обмен (Ты мне, я — тебе. Вновь избранные депутаты российского парламента обменяли обвинения против Президента в нарушении им Конституции в сентябре—октябре 1993 г. на обвинения в нарушении Конституции в августе 1991 г. Дела закрыты, подозрения сняты, обвиняемые освобождены. Но справедливость не восторжествовала И восторжествует ли когда"нибудь?
Раздел III. Основы конституционного права чески парализована и Президент в мае июне 1993 г. созвал Конституционное совещание в целях согласования проекта Конституции.
В дальнейшем произошел еще один конституционный кризис,
вылившийся в открытое вооруженное столкновение сторонников
Президента с депутатами парламента. Это произошло в сентябре октябре 1993 г. Указом Президента РФ № 1400 от 21 сентября 1993 г.
приостанавливалась деятельность Съезда народных депутатов РФ,
Конституционного Суда РФ и Советов всех уровней. Этим же указом учреждался новый представительный орган власти в стране — Федеральное Собрание, состоявшее из Совета Федерации и Государственной Думы. Было утверждено и Положение о парламентских выборах,
а также Положение о всенародном голосовании по проекту новой
Конституции.
12 декабря состоялся референдум, утвердивший новую Конституцию РФ, выборы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Со вступлением в силу 25 декабря того же года новой Конституции РФ начался очередной период в истории российского конституционализма. Конституция РФ 1993 г. состоит из двух разделов. Первый раздел включает девять глав и 137 статей. Второй раздел содержит заключительные и переходные положения.
Следует отметить, что Конституция РФ 1993 г, хотя и содержит ряд неточностей, в целом знаменует прогрессивный шаг в развитии российского конституционализма. Она определяет Россию как федеративное демократическое правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1). В Конституции закреплен ряд важнейших положений — признание прав и свобод человека и гражданина в качестве высшей ценности (ст. 2), принципы народовластия и народного суверенитета (ст. 3), признание многообразия форм собственности (ст. 8, 9), разделение властей (ст. 10), демократические принципы формирования органов власти. Конституция определяет социальный и светский характер государства (ст. 7, 14), самостоятельность местного самоуправления (ст. 12), закрепляет широкий перечень прав и свобод личности (глава вторая. Таким образом, Конституция РФ воплощает современный уровень развития конституци"
онно"правовой мысли.
В главе третьей закреплены основы регулирования федеративных отношений, разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ. Глава четвертая определяет статус Президента.
В ней установлены основные начала выборов Президента, требования, предъявляемые к кандидатам на пост Президента, функции и полномочия последнего. Пятая глава регулирует основы статуса Федерального Собрания — Парламента РФ, основы его взаимоотношений с главой государства и с Правительством РФ, основы статуса которого регулируются главой шестой. Седьмая глава определяет основные начала организации и деятельности судебной власти в стране, а восьмая — основы местного самоуправления. В девятой главе закреплен порядок изменения Конституции РФ. Второй раздел Конституции содержит заключительные и переходные положения, в том числе порядок вступления ее в силу, приведения в соответствие с ней действовавшего ранее законодательства России 4. Конституционные поправки и пересмотр
Конституции РФ Как уже было отмечено, одним из юридических свойств конституции является стабильность, что обеспечивается более сложным порядком ее принятия по сравнению с обыкновенными законами.
Конституционная практика выработала следующие способы принятия конституций октроирование, договорный, парламентский, принятие учредительным собранием, референдумом.
О к т рои ров ан и е (или дарование) означает, что конституция или конституционный акт даруется монархом своему народу. Таковыми являются Конституция Иордании 1952 г, Катара 1962 г, Закон Об основах власти в Саудовской Аравии 1992 г, Основной закон Омана 1996 г.
Д оговор н ы й способ состоит в том, что конституция или конституционный акт является результатом достигнутого соглашения между монархом и представителями высших сословий. В качестве примера можно назвать британский Билль оправах г.
Договор"
ным способом были приняты конституции Греции 1844 г, Румынии г, Болгарии 1879 г. и др.
1
Большинство действующих конституций принято парламентами, как правило, квалифицированным большинством голосов. Это и есть парламентский способ принятия конституции.
Принятие конституции Учредительным собранием предполагает формирование органа, имеющего специфическую цель деятельности, — разработку проекта новой конституции и ее принятие. Таким способом принимались конституции США — в 1787 г.,
Португалии — в 1976 г, Болгарии — в 1991 г. и некоторые другие.
Глава 13. Конституция как основной закон государства В какой"то степени договорный характер имела и Конституция СССР 1924 г.,
поскольку в ее содержание вошел Договор от 30 декабря 1922 г. Об образовании
Союза Советских Социалистических Республик (см Сборник нормативных актов по советскому государственному праву. М Юрид. лит, 1984. С. 55—65).
Раздел III. Основы конституционного права
В последнее время получает распространение такой способ принятия конституции, как всенародное голосование реф ере н д у м).
Таким способом были приняты конституции Франции (1958 г, Монголии (1992 г, России (1993 г) и некоторые другие.
Хотелось бы отметить, что конституционная практика выработала еще один способ принятия конституций, который не всегда выделяется в учебной литературе. Этот способ можно назвать комбинированными состоит он в том, что конституция сначала принимается парламентом или учредительным собранием, а уже потом выносится на референдум. Представляется, что именно последний способ является предпочтительным, поскольку он соединяет представительную и непосредственную демократию, позволяет обеспечить тщательное обсуждение текста конституции на заседаниях парламента (или учредительного собрания) с привлечением квалифицированных специалистов, осознающих все тонкости конституционно"
правовой материи. Кроме того, в этом случае и сам народ имеет возможность выразить свою волю относительно текста основного закона. Голосуя по проекту конституции, народ либо одобряет решение, принятое парламентом, придавая этому решению высшую юридическую силу, либо отвергает его. Таким способом были приняты конституции Республики Кореи 1942 г, Испании 1978 г, Турции г, Гаити 1987 г, Швейцарии 2000 г. и некоторые иные Порядок изменения и пересмотра Конституции РФ определен гл. 9 и состоит в следующем. С инициативой изменения Конституции РФ могут выступить субъекты, указанные в ст. 134: Президент
РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ,
законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа членов Совета Федерации или депутатов Государственной
Думы численностью не менее одной пятой состава соответствующей палаты. Главы 1, 2 и 9 Конституции могут быть пересмотрены не
Федеральным Собранием, а Конституционным Собранием, которое созывается, если предложение о пересмотре Конституции поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
Конституционное Собрание, созванное в соответствии с федеральным конституционным законом, может либо подтвердить неизменность Конституции Российской Федерации, либо разработать проект новой Конституции и принять его двумя третями голосов от общего числа его членов, либо вынести данный проект на всенародное голосование, которое назначается и проводится в соответствии с
Федеральным конституционным законом О референдуме Российской Федерации. Можно сказать, что это особо жесткий порядок изменения Конституции
Порядок изменения глав с третьей по восьмую определен ст. Конституции РФ и Федеральным законом № 33"ФЗ 1998 г. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации. Изменения в эти главы вносятся особым актом — законом о поправках к Конституции Российской Федерации,
который принимается в том же порядке, что и федеральные конституционные законы, те. квалифицированным большинством голосов
(три четверти от общего числа членов Совета Федерации и две трети — от общего числа депутатов Государственной Думы, но вступает в силу только после одобрения его органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. Это также особо жесткий порядок изменения.
Специфический порядок предусмотрен для изменения ст. Конституции РФ. Он урегулирован ст. 137 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом № 6"ФКЗ 2001 г. О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации. Эта статья изменяется по жесткому и гибкому способам. Изменения могут производиться в следующих случаях принятие в состав РФ нового субъекта образование в составе РФ нового субъекта путем объединения двух или более прежних субъектов изменение конституционного статуса существующего субъекта изменение наименование субъекта РФ без изменения его ста"
туса.
В первых трех случаях изменения в данную статью вносятся на основании соответствующего федерального конституционного закона, который принимается обеими палатами квалифицированным большинством голосов (жесткий способ).
Изменение наименования субъекта РФ осуществляется самим законодательным органом данного субъекта Федерации, а измененное наименование этого субъекта включается в ст. 65 Указом Президента РФ. Такой порядок был определен постановлением Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. № П По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации и представляет собой гибкий способ изменения Конституции.
За первые четырнадцать лет со дня вступления в силу Конституции РФ изменения касались лишь статьи 65 в связи с образованием новых субъектов в составе РФ или изменением наименований отдельных субъектов РФ. Инициированные Президентом РФ в 2008 году поправки к Конституции РФ затрагивают статус органов государственной власти. Они предусматривают увеличение срока полномочий Президента РФ до шести лети Государственной Думы — до пяти
Глава 13. Конституция как основной закон государства
Раздел III. Основы конституционного права лета на Правительство РФ возлагают обязанность представлять ежегодные отчеты Государственной Думе
1
Глава 14. Народовластие 1. Понятие народовластия.

Прямая и представительная демократия. В Конституции РФ закреплен принцип верховенства власти народа (ст. 3). Этот принцип означает, что российский многонациональный народ является носителем суверенитета и источником всей власти в стране. Народ самостоятельно осуществляет свою власть,
никто не может навязать народу свою волю. Народ сам определяет того, кто от имени народа призывается к осуществлению государственной власти на определенный конституцией срок.
Осуществление власти народом есть демократия (от греч — народ, cratos — власть, или народовластие. Народовластие означает осуществление власти для народа при участии народа или непосредственно народом. Народовластие возникло еще в глубокой древности. В родовом строе формой выражения демократии являлось родоплеменное самоуправление — решение общих дел на собрании всех взрослых членов сообщества. В государственно организованном обществе демократия входит в содержание политического
(государственного) режима, который уже был рассмотрен.
Современная демократия базируется на таких принципах, как:
власть большинства общества при защите прав меньшинства выборность высших органов государственной власти (гл. 4 и 5 Конституции РФ верховенство закона (ст. 15 Конституции РФ равенство перед законом и судом (ст. 19); широкий круг демократических прав и свобод сих реальными гарантиями (гл. 2); разделение властей (ст признание местного самоуправления (ст. 12).
2. Народовластие осуществляется через различные формы, а именно через представительную демократию и через непосредственную.
Представительная демократия выражается в том, что государственная (публичная) власть осуществляется народом через избранных им представителей. В России — это Федеральное Собрание РФ,
законодательные собрания субъектов РФ, представительные органы местного самоуправления, а также избранные народом должностные См Законы о поправке к Конституции РФ 2008 г. Об изменении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы и О контрольных полномочиях
Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации
лица (Президент РФ, главы муниципальных образований и т. п.).
Органы народного представительства должны действовать от имени народа и выражать его волю, воплощая ее в нормативных правовых актах, являющихся общеобязательными.
Непосредственная (или прямая) демократия означает осуществление народом своей власти путем прямого волеизъявления, те. путем принятия непосредственно народом властных решений, влекущих правовые последствия и являющихся общеобязательными.
Конституция РФ закрепляет две важнейшие формы непосредственного выражения власти народа — референдум и свободные вы"
боры(часть третья ст. 3). Однако в юридической науке ив законодательных актах выделяются еще и иные формы непосредственной демократии, такие, как плебисцит, народная правотворческая инициатива, петиции (обращения) граждан, собрания (сходы) граждан по месту жительства, наказы избирателей, отзыв депутата, право народного вето и некоторые иные.
В силу особой важности выборы и референдум выделены вот дельные параграфы. В данном контексте следует рассмотреть иные
(кроме выборов и референдума) формы прямой демократии.
Народная правотворческая инициатива — это одна из форм непосредственной демократии, состоящая в том, что народ (группа избирателей в установленном законом количестве) сам может предложить для принятия какой"либо законопроект, для чего необходимо собрать требуемое количество подписей под подготовленным инициативной группой проектом. Этот законопроект подлежит обязательному рассмотрению компетентным органом. Законодательно данная форма демократии предусмотрена Федеральным законом Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и законами субъектов РФ, в частности, в Москве действует Закон г. Москвы от 11 декабря 2002 г. О гражданской законодательной инициативе в городе Москве».
Петиции (обращения) граждан — это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления (ст. 4 Федерального закона № 59"ФЗ 2006 г. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
Обращения могут быть как индивидуальными, таки коллективными. Орган (должностное лицо, в адрес которого направлено обращение, обязан рассмотреть его в установленный срок (не более 30 дней,
с возможностью продления) и принять необходимые меры.
Собрания (сходы) граждан по месту жительства — это форма непосредственной демократии, состоящая в том, что властные реше"
Глава 14. Народовластие
Раздел III. Основы конституционного права ния принимаются на собрании граждан (жителей) какого"либо населенного пункта по вопросам местного значения. Такое решение, принятое в соответствии с установленным порядком, является обязательным для всех жителей данного населенного пункта.
Наказы избирателей и отзыв депутата — это формы непосредственной демократии, предопределяемые так называемым императивным мандатом. При императивном мандате избранный депутат связан волей избирателей, те. должен выполнять то, что ему поручено входе избирательной кампании — это и есть наказ избирателей.
Если же он (депутат) не выполняет волю избирателей, то избиратели вправе отозвать депутата, те. досрочно прекратить его полномочия.
Право народного вето состоит в том, что народ своим решением может прекратить действие закона, принятого парламентом. Данная форма прямой демократии непосредственно предусмотрена конституциями Италии, Швейцарии, Молдовы, Литвы и некоторых других стран.
В научной литературе выделяются еще такие формы прямой демократии, как собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования (это — одна форма, имеющая множество проявлений
1
),
а также всенародное обсуждение законопроектов и других важных вопросов, однако это не является общепризнанным.
Необходимо отметить, что Федеральный закон № 131"ФЗ
2003 г. Об общих принципах организации местного самоуправления определяет местное самоуправление как одну из форм осуществления народом своей власти, хотя сам закон устанавливает, что местное самоуправление осуществляется через формы прямой демократии, а также через избранные или назначенные органы местного самоуправления. Думается, более правильно считать местное самоуправление разновидностью публичной власти и формой самоорганизации населения муниципальных образований для решения задач местного значения, ноне самостоятельной формой народовластия 2. Референдум и выборы как основные формы

прямой демократии. Референдум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено) означает голосование граждан по вопросам общегосударственного, регионального или местного значения Порядок проведения названных публичных мероприятий в России определен
Федеральным законом № 54"ФЗ 2004 г. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях О местном самоуправлении см. гл. 23 настоящего пособия
Наряду с референдумом выделяется еще и такая форма прямой демократии, как плебисцит (от лат. plebiscitum — решение народа).
По вопросу соотношения этих понятий высказываются различные точки зрения. Одни полностью отождествляют их. Другие проводят различие, состоящее в том, что плебисцит проводится по вопросам национального суверенитета. Примером такого рода плебисцита могут служить плебисциты, проведенные в Монголии ив Малайзии. В
Монголии в 1945 г. на плебисцит были вынесены вопросы о присоединении к КНР или сохранении государственного суверенитета (большинство участников плебисцита высказались за сохранение суверенитета. Плебисцит в Малайзии проводился в 1963 г. по вопросу о выходе Сингапура из состава Малазийской федерации (такой выход состоялся. Сейчас Республика Сингапур является самостоятельным государством. Народное голосование по всем другим вопросам есть референдум, полагают сторонники данной позиции. Не вступая в дискуссию, рассмотрим только референдум, поскольку именно эта форма предусмотрена российской Конституцией.
По юридической силе принимаемых на референдуме решений он делится на консультативный и императивный. На консультативном референдуме выявляется мнение народа относительно того или иного вопроса. Примером такого референдума может служить референдум,
проведенный в РФ в апреле 1993 го доверии Президенту РФ. На
императивном референдуме принимается общеобязательное решение,
не требующее дополнительного подтверждения органом государственной власти.
Референдум может проводиться на общегосударственном, региональном и местном уровнях. Соответственно, в России проводятся общероссийский референдум, референдумы в субъектах РФ и местные референдумы. Порядок проведения референдумов в России определяется Федеральным конституционным законом № 5"ФКЗ 2004 г.
«О референдуме Российской Федерации, Федеральным законом 67"ФЗ 2002 г. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, соответствующими законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований и иными нормативными правовыми актами.
Рассмотрим процедуру организации и проведения референдума на примере общероссийского референдума, которая урегулирована
Федеральным конституционным законом № 5"ФКЗ 2004 г. О референдуме Российской Федерации (далее — ФКЗ о референдуме).
Под референдумом РФ понимается всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения (ст. Глава 14. Народовластие
Раздел III. Основы конституционного права
Референдум РФ проводится на всей территории РФ на основе всеобщего, равного, прямого и свободного волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума РФ обладает равным числом голосов и голосует лично. Участие в референдуме является свободными добровольным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается (ст. 2). Подробно эти принципы будут рассмотрены в связи с анализом избирательного права.
В референдуме РФ имеет право участвовать каждый гражданин
РФ, достигший надень проведения референдума РФ 18 лет, в том числе и проживающий или находящийся в период подготовки и проведения референдума РФ за пределами территории РФ. Не имеет права участвовать в референдуме РФ гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда (ст. Закон устанавливает обязательность проведения референдума,
если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ. Общероссийский референдум проводится также в том случае, если международным договором РФ предусмотрено принятие нормативного акта или решение какого"либо вопроса референдумом. На общероссийский референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению Российской Федерации или к совместному ведению РФ и субъектов РФ.
В тоже время закреплен перечень вопросов, которые не могут выноситься на референдум 1) об изменении статуса субъектов РФ) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий выборных органов власти и должностных лиц федерального уровня (Президент РФ, палаты Федерального Собрания РФ 3) об избрании, о назначении на должность или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ 4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов 5) об избрании, о досрочном прекращении полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых в соответствии с международным договором РФ 6) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения 7) вопросы, отнесенные Конституцией РФ,
федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.
Кроме того, общероссийский референдум не может быть использован в целях принятия решений, противоречащих Конституции РФ,
а также в целях ограничения, отмены или умаления общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, конституционных гарантий реализации таких прав и свобод.
ФКЗ о референдуме расширил перечень обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума. Общероссийский референдум не может назначаться и проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории РФ,
а также в течение трех месяцев после их отмены (ст. 7). Кроме того,
общероссийский референдум не назначается, а проведение назначенного референдума откладывается в случае введения в отдельных местностях РФ военного или чрезвычайного положения при обстоятельствах ив порядке, предусмотренных Федеральным конституционным законом (ч. 2 ст. 7). Не допускается проведение общероссийского референдума также в период избирательной кампании,
проводимой одновременно на всей территории РФ в соответствии с решением, принятым уполномоченным федеральным органом, атак же в течение последнего года полномочий Президента РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, кроме случаев, когда референдум проводится по решению Конституционного Собрания или в соответствии с международным договором РФ (ч. 3 ст. 7). Инициатива о проведении референдума не может быть выдвинута в период между официальным опубликованием решения о назначении референдума и официальным опубликованием его результатов. Повторный референдум потому же вопросу не может быть проведен в течение двух лет со дня официального опубликования результатов предыдущего референдума (ранее этот срок составлял один год).
Согласно ФКЗ о референдуме инициатива проведения референдума РФ принадлежит следующим субъектам во"первых, не менее чем двум миллионам граждан РФ, имеющим право на участие в референдуме РФ, при условии, что на территории одного субъекта РФ
или в совокупности за пределами территории РФ проживают небо лее 50 тысяч из них. Во"вторых, Конституционному Собранию, когда оно принимает решение о вынесении проекта новой Конституции на всенародное голосование. В"третьих, федеральным органам государственной власти — в случаях, предусмотренных международным договором РФ и Федеральным конституционным законом (ст. Для реализации инициативы граждан РФ должна быть создана инициативная группа, состоящая из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов РФ, причем каждая из региональных подгрупп должна насчитывать не менее 100 участников референдума, проживающих в соответствующем субъекте (ст. Региональные подгруппы регистрируются в избирательной комиссии соответствующего субъекта РФ. В случае, когда региональные подгруппы будут зарегистрированы более чем в половине субъектов
Глава 14. Народовластие
Раздел III. Основы конституционного права
РФ, уполномоченные представители этих подгрупп на своем собрании принимают решение об обращении в Центральную избирательную комиссию РФ (далее — ЦИК РФ) о регистрации инициативной группы по проведению общероссийского референдума, причем такое решение должно быть принято не позднее двух месяцев со дня регистрации первой региональной подгруппы (ч. 19 ст. 15). ЦИК РФ по ходатайству собрания уполномоченных представителей регистрирует инициативную группу. Отказ в регистрации может быть обжалован в
Верховный Суд РФ (ч. 25 ст. Следует отметить, что ФКЗ о референдуме предусматривает образование инициативной агитационной группы в целях проведения агитации по вопросам референдума. Инициативные агитационные группы могут создаваться либо участниками референдума, либо политическими партиями. В инициативную агитационную группу должно входить не менее 500 участников референдума, причем участник референдума может входить только в одну такую группу, а члены инициативной группы по проведению референдума не могут входить в состав инициативных агитационных групп. Инициативные агитационные группы подлежат регистрации в ЦИК РФ.
После регистрации инициативной группы начинается сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума, который должен быть завершен в течение 45 дней со дня, следующего заднем регистрации инициативной группы по проведению референдума (ранее на это отводилось три месяца. Подписи собираются на территориях тех субъектов РФ, где зарегистрированы региональные подгруппы. Каждый участник референдума может ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз. Подписи собираются в подписные листы, изготовленные по форме, утвержденной ФКЗ о референдуме. Общее количество подписей может превышать требуемое количество не более чем на 5%. Расходы на сбор подписей осуществляются за счет средств фонда референдума, создаваемого инициативной группой по проведению референ"
дума.
Подписные листы передаются в ЦИК РФ не позднее 18 часов дня, в который истекает срок сбора подписей. ЦИК проверяет правильность сбора подписей в течение 30 дней со дня приема подписных листов. Проверке подлежат не менее 40% подписей оттого количества подписей, которое требуется для реализации инициативы,
т. е. от двух миллионов. По результатам проверки ЦИК РФ принимает соответствующее решение. В случае принятия решения об отказе в проведении референдума данная инициативная группа не может выступать повторно в течение года с предложением о проведении
референдума РФ потому же вопросу. Решение ЦИК РФ, подтверждающее инициативу проведения референдума, направляется Президенту РФ с одновременным уведомлением палат Федерального Собрания РФ.
Президент РФ в течение 10 дней со дня поступления к нему документов направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу. Если Конституционный Суд РФ признает инициативу соответствующей Конституции РФ, Президент РФ
в течение 15 дней со дня получения решения Конституционного Суда
РФ назначает референдум. Днем голосования при этом может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума. Голосование не может быть назначено на нерабочий праздничный или предпраздничный день, день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем (ч. 3 ст. Подготовку и проведение референдума РФ осуществляют комиссии референдума. ФКЗ о референдуме предусматривает следующие виды комиссий ЦИК РФ избирательные комиссии субъектов
РФ; территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований участковые комиссии референдума. Могут также формироваться специальные территориальные комиссии для руководства деятельностью участковых комиссий, образованных на судах дальнего плавания, полярных станциях или за пределами РФ.
Функции и полномочия комиссий референдума аналогичны функциями полномочиям избирательных комиссий, которые будут рассмотрены при анализе избирательного права. Следует отметить,
что инициативная группа вправе назначить своего представителя с правом совещательного голоса в любые комиссии референдума.
Для обеспечения прав граждан на участие в референдуме составляются списки участников референдума. Порядок их составления аналогичен составлению списков избирателей и будет рассмотрен в связи с анализом избирательного права.

Финансовое обеспечение подготовки и проведения референдума.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением референдума,
осуществляются за счет средств бюджета. Эти средства поступают в распоряжение ЦИК РФ и распределяются далее между избирательными комиссиями субъектов РФ, территориальными и участковыми избирательными комиссиями. Бюджетные средства расходуются на дополнительную оплату труда членов комиссий референдума, мате"
Глава 14. Народовластие
Раздел III. Основы конституционного права риальное обеспечение деятельности этих комиссий, изготовление и хранение соответствующей документации и т. п.
Финансовое обеспечение процедуры сбора подписей, проведения агитации и иных расходов, связанных с проведением референдума, осуществляется за счет средств фондов референдума, образуемых инициативной группой, а также инициативной агитационной группой. Фонды референдума образуются за счет собственных средств членов инициативной группы по проведению референдума и инициативных агитационных групп, добровольных пожертвований политических партий, граждан и юридических лиц. Предельная сумма всех расходов из средств фонда референдума не может превышать 250 млн руб. Последний показатель начиная с 1 января 2006 г. должен был индексироваться с учетом уровня инфляции. Запреты относительно пожертвований в фонд референдума аналогичны запретам на пожертвования в избирательные фонды и будут рассмотрены далее.
Агитационный период по вопросам референдума начинается со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума и создания соответствующего фонда референдума и прекращается в ноль часов поместному времени за одни сутки до дня голосования.
Агитация на каналах организаций телерадиовещания ив периодических печатных изданиях, кроме изданий, учрежденных политическими партиями, членами инициативных групп, начинается задней до дня голосования. Агитация вдень голосования ив предшествующий ему день запрещена.
Эфирное время и печатная площадь в периодических печатных изданиях предоставляются заплату. Предусмотрено бесплатное предоставление эфирного времени на каналах государственных организаций телерадиовещания в объеме, установленном законом.
Голосование на референдуме проводится на участках референдума, которые образуются из расчета не более 3000 граждан на каждый участок референдума. Для обеспечения голосования гражданам,
находящимся за рубежом, образуются участки референдума при руководителях дипломатических представительств или консульских учреждений РФ.
Голосование на референдуме проводится с 8 до 20 час. поместному времени. Допускается голосование по открепительным удостоверениям, досрочное голосование, а также голосование вне помещений участков референдума, что будет рассмотрено в связи с избирательным правом Однако, по состоянию на июль 2010 г, индексация ни разу не была проведена. Видимо, власти предержащие были твердо уверены, что индексация не потребуется, поскольку референдумов не будет. ВОТ ВЕДЬ КАК !!!

Первичный подсчет голосов осуществляется участковой комиссией референдума. О результатах голосования составляется протокол, направляемый в вышестоящую комиссию референдума. Все вышестоящие комиссии определяют результаты голосования по протоколам, полученным от нижестоящих комиссий.
Окончательные результаты голосования на референдуме определяет ЦИК РФ не позднее, чем через 10 дней со дня проведения референдума. ЦИК РФ признает референдум РФ состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины участников референдума, внесенных в соответствующие списки.
Число граждан, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней для голосования установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.
Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников референдума, принявших участие в голосовании. ЦИК РФ признает результаты референдума недействительными, если итоги голосования признаны недействительными на части участков референдума, на которых списки участников референдума включают не менее чем 25% от общего числа участников референдума. В этом случае ЦИК РФ назначает повторное голосование, которое проводится не позднее, чем через 30 дней со дня принятия ЦИК РФ решения о признании результатов референдума недействительными (ст. Официальное опубликование результатов референдума осуществляется ЦИК РФ в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах референдума Принятое на референдуме РФ решение вступает в силу со дня официального опубликования ЦИК РФ результатов референдума.
Оно является общеобязательным, не нуждается в дополнительном утверждении и действует на всей территории РФ. Это решение может быть отменено или изменено не иначе, как путем принятия решения на новом референдуме РФ.
Если для реализации принятого на референдуме решения требуется издание нормативного правового акта, федеральный орган государственной власти, в компетенцию которого входит издание такого акта, обязан в течение 15 дней со дня вступления решения в силу,
определить срок подготовки этого нормативного правового акта, который не должен превышать трех месяцев со дня принятия решения на референдуме (ст. 83).
2. Рассмотрим теперь выборы как форму прямой демократии. В
самом общем смысле под выборами понимается способ формирования представительных органов власти, а также процесс возведения в
Глава 14. Народовластие
Раздел III. Основы конституционного права должность отдельных должностных лиц государства или органов местного самоуправления
1
В зависимости от уровня формируемых органов различаются выборы общегосударственные (в федеративном государстве — федеральные, региональные (в федерациях — выборы в субъектах федерации) и местные (муниципальные. Если в стране одновременно избираются представительные органы и должностные лица разного уровня, то такие выборы называются всеобщими или генеральными.
По основаниям проведения выборы делятся на очередные, внеочередные, повторные и дополнительные. Очередные проводятся периодически в установленные сроки. Внеочередные (именуемые также досрочными) выборы проводятся в связи с роспуском парламента (одной из палат, уходом в отставку или отрешением от должности президента (иного выборного должностного лица).
П о в торные проводятся, если первоначальные выборы не дали результатов или признаны недействительными. Дополнительные выборы проводятся для замещения выбывшего депутата.
Отношения, складывающиеся входе выборов, регулируются нормами избирательного права, представляющего собой самостоятельный институт конституционного права, который рассматривается в следующем параграфе 3. Избирательное право и избирательная система РФ Понятие избирательное право может рассматриваться, по меньшей мере, в двух аспектах — как право объективное, те. кон"
ституционно"правовой институт, и как право субъективное. Избирательное право как правовой институт — это совокупность норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе формирования представительных органов власти и избрания должностных лиц.
Избирательное право как субъективное право личности — это гарантированная конституцией возможность участвовать в выборах В
свою очередь, субъективное избирательное право делится на активное и пассивное. Активное избирательное право — право граждан избирать в органы государственной власти и органы местного само Следует иметь ввиду, что выборы как способ формирования органов управления проводятся ив общественных объединениях различного вида (политические партии, профессиональные союзы, хозяйственные общества и т. п, нов данной работе рассматриваются выборы только в органы государственной власти или местного самоуправления В последнее время избирательное право начинает рассматриваться как под"
отрасль конституционного права
управления пассивное избирательное право — право граждан избираться в органы государственной власти и местного самоуправления Самостоятельное понятие избирательная система также может рассматриваться в двух аспектах. Во"первых, как совокупность общественных отношений, складывающихся входе выборов, и сам порядок формирования выборных органов государственной власти.
Во"вторых, как система определения результатов голосования и распределения мест (мандатов. Второй аспект более важен, поэтому и будет рассмотрен в данной работе.
Все многообразие избирательных систем, существующих в современном мире, можно разделить на два основных вида а) мажоритарную и б) пропорциональную. Мажоритарная избирательная система (от франц. majeur — больший) означает, что избранным считается кандидат, получивший большинство голосов.
Большинство голосов может быть относительным, абсолютными квалифицированным, соответственно выделяют мажоритарную систему относительного, абсолютного и квалифицированного большин"
ства.
При мажоритарной системе относительного большинства избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой другой. При абсолютном большинстве для избрания необходимо получить 50% плюс хотя бы один голос. Наконец, при квалифицированном большинстве для победы следует набрать две трети, три четверти или даже четыре пятых и более голосов избирателей. Последняя разновидность применяется крайне редко.
П ро порциона льна я избирательная система предполагает распределение депутатских мандатов пропорционально доле полученных голосов. Выборы при этом проводятся по спискам кандидатов.
Дальнейшая характеристика рассматриваемых категорий будет дана на примере избирательного права и избирательной системы
Российской Федерации.
Нормативно"правовую основу избирательного права и избирательной системы в РФ составляют Конституция РФ федеральные законы № 67 2002 г. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (далее по тексту — ФЗ Об основных гарантиях № 51 2005 г. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее по тексту — ФЗ О выборах депутатов 19"ФЗ 2003 г. О выборах Президента Российской Федерации».
На уровне субъектов РФ действуют соответствующие законы субъ"
ектов.
Глава 14. Народовластие
Раздел III. Основы конституционного права
ФЗ Об основных гарантиях определяет принципы избирательного права, к числу которых относятся всеобщее, равное, прямое избирательное право, тайное голосование, свободное и добровольное участие в выборах, обеспечение избирательных прав российских граждан, проживающих за рубежом, обязательность выборов, альтернативность, открытость и гласность деятельности избирательных комиссий, смешанное финансирование выборов. Рассмотрим эти принципы более подробно.
П р и н ц и п всеобщего избирательного права означает, что любой гражданин РФ, достигший надень голосования установленного избирательным законом возраста, имеет право участвовать в выборах, те. избирать и избираться в органы власти. В тоже время законодательством установлен ряд цензов
1
Прежде всего — возрастной ценз, составляющий для активного избирательного права 18 лет на всех выборах. Для пассивного избирательного права возрастной ценз зависит от уровня выборов — для депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ (далее по тексту — Государственная Дума) он составляет 21 год для Президента РФ — 35 лет. Для выборов на уровне субъектов РФ данный ценз устанавливается законами субъектов Федерации, ноне может превышать 21 года для депутатов Законодательных собраний субъектов РФ. На муниципальных выборах возраст активного и пассивного избирательного права составляет 18 лет. Установление максимального возраста кандидата не допускается.
Установлен также ценз оседлости, означающий, что участвовать в выборах могут граждане, постоянно проживающие на соответствующей территории в течение определенного времени. Например, для кандидата на пост Президента РФ ценз оседлости составляет 10 лет.
Принцип всеобщности не исключает некоторых ограничений избирательных прав. Согласно Конституции РФ не имеют права избирать и избираться граждане, признанные судом недееспособными,
а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда
(ч. 3 ст. 32). Кроме того, не имеют права быть избранными граждане
РФ:
• имеющие гражданство иностранного государства либо видна жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства (указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором РФ (п. 3.1 ст. 4 ФЗ Об основных гарантиях Слово ценз (от лат. census — оценка, оцененное имущество) означает условие допущения лица к пользованию тем или иным правом

169
• осужденные за совершение тяжких (особо тяжких) преступлений или преступлений экстремистской направленности и имеющие надень голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления подвергнутые административному наказанию за пропаганду нацистской символики или нарушение правил предвыборной агитации (в течение срока административной наказанности
1
);
• в отношении которых судом установлен факт нарушения законодательства о противодействии экстремистской деятельности или совершения действий, направленных на разжигание национальной,
расовой, иной вражды и розни, если эти нарушения или действия имели место в течение последнего срока полномочий органа или должностного лица, выборы которых назначены.
Не имеют избирательных прав также иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением иностранных граждан, постоянно проживающих в России, которые могут избирать и избираться в органы местного самоуправления, а также участвовать в местных референдумах, если это предусмотрено федеральным законом и международным договором РФ. Такие договоры заключены РФ, в частности, с Казахстаном, Туркменией, Киргизией, Арменией.
П р и н ц и прав ног о избирательного права означает, что все избиратели имеют равное количество голосов (это может быть один, два или более) и все участвуют в выборах на равных основаниях, те. депутаты избираются примерно отравного количества избирателей. Это обеспечивается тем, что избирательные округа охватывают приблизительно одинаковое число избирателей.
П р ям о е избирательное право выражается в том, что избиратели голосуют непосредственно за кандидата на выборную должность или список кандидатов. В этом случае говорят о прямых выборах. Бывают еще и косвенные выборы, когда на первом этапе формируются коллегии выборщиков или избирательные коллегии, члены которых на втором этапе голосуют уже за соответствующего кандидата или список кандидатов. Есть также и многоступенчатые выборы, когда формирование представительного органа производится в несколько этапов.
П р и н ц и п тайного голосования исключает контроль за волеизъявлением избирателя. Это обеспечивается оборудованием кабин для тайного голосования.
П р и н ц и пс во бод ног о и добровольного участия в выборах означает, что никто не может быть принужден к
Глава 14. Народовластие То есть в течение года со дня исполнения постановления о назначении наказания — см. главу 35 настоящего пособия
Раздел III. Основы конституционного права участию в выборах. Избиратель сам решает, голосовать за какого"
либо кандидата или вообще не голосовать. В некоторых зарубежных странах установлен так называемый обязательный вотум, когда участие в выборах является обязательными за отказ от участия предусмотрено наказание.
О беспечен и е избирательных прав российских граждан, проживающих заруб ежом, выражается в том, что россияне, проживающие или временно пребывающие за пределами РФ, имеют возможность проголосовать на избирательных участках, образуемых при посольствах или консульских учреждениях РФ.
О б яз ат ель нос т ь выборов означает, что выборы должны проводиться в любом случае, запрещается заменять их иными процедурами, например, референдумом о продлении срока полномочий выборных органов или должностных лиц. Избирательными законами предусмотрено, что в том случае, если выборы не будут назначены в установленный срок уполномоченными органами, они проводятся соответствующими избирательными комиссиями.
А ль терна т ив нос т ь выборов означает, что на одну выборную должность должны претендовать более одного кандидата.
Этот принцип гарантирован ФЗ Об основных гарантиях. В соответствии сост этого Закона, если ко дню голосования число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских мандатов или равным ему либо если в едином избирательном округе будет зарегистрирован только один кандидат или список кандидатов, голосование в таком избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. В этом случае голосование проводится в ближайший установленный законом день,
на который могут назначаться выборы. Однако допускается голосование по одной кандидатуре при проведении повторного голосования, а также на выборах депутатов органов местного самоуправления, если это предусмотрено законом субъекта РФ. При этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее избирателей, принявших участие в голосовании пи ст. Принцип открытости игла снос т идея тельности избирательных комиссий состоит в том, что деятельность избирательных комиссий всех видов широко освещается в печати.
Кроме того, в состав этих комиссий включаются представители избирательных объединений и зарегистрированных кандидатов, что расширяет возможности общественного контроля за их работой
Поди з б и р ат ель н ы м объединением понимается политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющее право участвовать в выборах соответствующего уровня.
При проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне, причем изменения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее, чем за один год до дня голосования (при проведении досрочных выборов — за шесть месяцев).
С м е ша н но е финансирование выборов означает, что расходы на проведение избирательной кампании финансируются как из соответствующих бюджетов (федерального, регионального, местного, таки за счет сбережений частных лиц.