ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 234
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
86
бюджетной системы, через механизм бюджетного финансирования территориальными органами Главного управления федерального казначейства Минфина РФ на удержание цен;
метод внебюджетной внешней компенсации финансовых потерь, когда стабильные и, как правило, низкие внутренние или экспортные цены поддерживаются зарубежными инвесторами косвенными способами, связанными, прежде всего, с участием в развитии и текущей деятельности предприятия;
налоговый метод, предполагающий получение льгот по налогам формирующим цену и таможенным платежам.
Использование метода сопряжено с преодолением значительных организационных трудностей;
договорной метод, который предусматривает фиксацию цен на довольно длительный период времени посредством использования предприятием договорных отношений.
Договорной метод предусматривает одновременно и хеджирование рисков. Он находит достаточно широкое применение в рыночной практике. Задача, которую часто решает применение договорного метода – гарантированное обеспечение продажи и доходов в операциях купли-продажи товаров, ценных бумаг и иностранной валюты. Для второй стороны договора – покупателя интерес состоит в достижении против прогнозируемых цен рынка экономии в денежных расходах.
Наиболее распространенными договорными формами фиксации цен и страхования, тем самым, от товарных, финансовых и валютных рисков выступают договора в виде фьючерсных, форвардных контрактов и свопов, а также опционов, представленных его разновидностями
(андеррайтинг, варрант, свободнообращающийся опцион и т.п.). Все эти контракты, так или иначе, хеджируют риски изменения цен и курсов валют.
При осуществлении своей операционной активности на рынке предприятия, фирмы, компании выступают одновременно в роли покупателей и продавцов товаров. Поэтому в целях оптимизации соотношения затрат и накоплений для них очень полезно бывает осуществлять по возможности операции по хеджированию как на повышение, так и на понижение. Эти операции связаны с покупкой и продажей на бирже срочных контрактов и опционов.
87
3.9. Цена в системе финансового планирования и финансового контроля
на предприятии.
Отпускная цена предприятия в основном регулируется рассмотренными методами управления. Значения цен на выпускаемую продукцию подлежат учету в системе текущего и оперативного финансового планирования. Это означает, что отпускные и покупные цены учитываются в системе расчетов к годовому (квартальному) финансовому плану и в платежном календаре, как основном оперативном финансовом плане предприятия. Всякие изменения отпускных и покупных цен на выпускаемую товарную продукцию и товарно-материальные ценности должны быть учтены в указанных балансах предприятия. Результаты таких изменений могут потребовать дополнительных мероприятий по обеспечению общего и внутреннего сбалансирования финансовых планов.
Следовательно, проводя активную политику в области ценообразования финансовые служб ы предприятий, фирм и компаний призваны постоянно учитывать обязательность внесения корректировок во все взаимосвязанные с ценой показатели финансовых расчетов. Если на предприятии эта система расчетов оформляется через составление соответствующих бюджетов, то следует внести ценовые изменения в разработанные в ходе бюджетирования и утвержденные показатели бюджетов. В тех случаях, когда на предприятии, в фирме, компании ценовую политику проводит специальную политику проводит специальное подразделение велика вероятность, что финансовые службы могут быть несвоевременно поставлены в известность об изменении отпускных и покупных цен. Это делает необходимым организацию финансового контроля за ценами, что автоматически означает выделение для этого специального работника.
Управляет денежным оборотам и денежными доходами на предприятии финансовая служба. Вот почему отдельно созданные подразделения для осуществления управления ценами желательно включать в состав департаментов (управлений) финансов или финансовых отделов предприятий, фирм и компаний. На многих солидных производствах и в крупных фирмах заведен порядок согласно которому работник любого подразделения, связанного с контрактами и договорами, не волен поменять сложившиеся цены приобретения и отпуска продукции (работ, услуг) без соответствующих виз, в том числе руководителя финансовой службы. При таком порядке финансовая служба узнает об изменении цены и санкционирует такое изменение в промежутках между изменениями в утвержденных прейскурантах и прайс-листах, т.е.
88
фактически до того как измененная цена будет реально применена в хозяйственной операции. Так система обязательного визирования может стать мощным инструментом финансового контроля за ценами и управления ими.
Все текущие и оперативные финансовые планы предприятия разрабатываются как и баланс, а также другие форм ы отчетности в рублях. Но многие предприятия, фирмы и компании осуществляют внешнеэкономические операции. Следовательно, финансовый контроль за ценами не сводится к рублевому контролю. Надо контролировать контрактные цены в иностранной валюте и изменения в таможенной стоимости. Это означает, что в сфере финансового контроля за ценовой политикой и ценообразованием находится и «цена денег» или «цена цены», т.е. валютный курс рубля. Этот вопрос чрезвычайно важен для финансового обеспечения контрактов на продажу и проплату в валюте.
Курс рубля лежит также в основе определения валютной эффективности для предприятия сделок по экспорту и импорту.
Основными «центрами расчетов» по учету изменения цен в системе финансового планирования на предприятии выступают: годовой с поквартальной разбивкой (или ква ртальный с месячной разбивкой) баланс доходов и расходов предприятия (финансовый план); оперативный план денежного оборота предприятия (платежный в том числе налоговый) календарь; оперативный план налично-денежного оборота предприятия (кассовый план); годовой с разбивкой по кварталам (квартальный с разбивкой по месяцам) план источников финансового обеспечения реальных инвестиций (план финансирования капитальных вложений). При изменении цен и тарифов пересчету, прежде всего, подлежат следующие позиции текущего (годового, квартального) финансового плана предприятия и расчетов к нему: количество реализуемой продукции в условиях изменившихся цен реализации на отдельные виды продукции с учетом надбавок к ним и скидок; суммы, учтенные в расчетах финансового плана, по налогу на добавленную стоимость, акцизам, налогу с продаж и другим налогам в составе цены реализации или оплачиваемы при покупке товаров
(оплате работ, услуг):плановые затраты на реализуемую товарную продукцию в условиях изменившихся покупных цен на товарно- материальные ценности, оплачиваемых тарифов ха электроэнергию, воду; тепло, газ, перевозки; плановые затраты на реализуемую товарную продукцию в условиях переоценки производственных запасов и основных производственных фондов, а также при изменении норм
89
амортизации за счет внепланового ввода и выбытия производственных мощностей и основных фондов; прибыль от реализации товарной продукции на сальдо вышеуказанных изменений за счет цен и тарифов; прибыль от прочей реализации в условиях изменения цен и тарифов по ее составляющим; сальдо операционных доходов и расходов; сальдо доходов и расходов планируемых внерелизационных доходов и расходов
(финансовых результатов); прибыль, отражаемая в финансовом плане и направления ее распределения; амортизация на реновацию; сметная стоимость строительства, ее компоненты и смета затрат на капитальный ремонт; таможенные пошлины при изменении таможенной стоимости товара; состав источников покрытия капитальных вложений, включай долгосрочные кредиты банка и уплату процентов по ним; совокупный норматив собственных и приравненных к ним оборотных средств и величина его прироста
(уменьшения); мобилизация (иммобилизация) внутренних ресурсов в капитальном строительстве и потенциально некоторые другие позиции баланса доходов и расходов предприятия.
По оперативному финансовому плану предприятия (платежному календарю) изменение цен и тарифов вызывает необходимость пересчета всех статей платежного календаря напрямую и косвенно зависимых от ценового фактора. В числе этих статей и расчетов к ним чаще всего подвержены влиянию статьи и расчеты:
счета к оплате предприятием;
счета к получению платежей от покупателей за продукцию, выполненные работы и оказанные услуги;
корректировка сумм предстоящих авансовых взносов налогов;
корректировка сумм предстоящих фактических платежей налогов, включая взимаемые в составе цены;
суммы рублевых средств, направляемые на покупку валюты, при изменении ее курса;
изменение запланированных сумм рублевых средств, направляем ые на покупку валюты, при изменение ее курса;
изменение запланированных сумм рублевых средств, к поступлению от обязательной продажи части валютной выручки государству и другие статьи платежного календаря прямо или опосредованно подверженные влиянию ценового фактора.
Финансовый контроль за ценами не сводится к выяснению предстоящих и фактических их изменений в ходе финансово- хозяйственной деятельности, а также к внесению поправок во
90
взаимосвязанные показатели системы финансовых планов и планов финансирования. Это два очень важных направления финансово- ценового контроля, но не исчерп ывающие всю многогранную финансовую работу по проведению ценовой политики в области контроля за ценами и тарифами. Финансовый контроль за ценами также включает:
проверку правильности применяемых цен и тарифов по заключенным договорам;
контроль за соблюдением цен потребителем продукции по результатам ее оплаты;
выверку цен в ходе инвентаризаций; контроль за достоверностью и своевременностью отражения изменений ценовой компоненты в расчетах и отчетности по использованию бюджетных назначений по отдельным видам продукции предприятия, а также другого целевого финансирования;
проверку правильности применения сметных цен и расценок в проектно-сметной документации;
контроль за соблюдением цен и расценок, причинами их отклонения в сторону удорожания строительства;
проверку обоснованности отражения на балансе стоимости производственных запасов и контроль за ценами во внутрихозяйственном (внутризаводском) обороте, а также за трансфертными ценами;
проверку достоверности примененных цен при формировании зависимых от них резервов;
контроль за курсом своих акций и размером капитализации, а также за курсовой стоимостью других ценных бумаг на фондовом рынке в зоне операционной акти вности предприятия, фирмы, компании.
В заключение сделаем следующее важное замечание.
В хозяйственной практике изменение цен и тарифов не всегда первичны, а ценовые поправки в системе финансовых планов вторичны.
Финансовый контроль за ценами не своди к поверхностным аспектам.
Это – глубинный контроль источника возникновения финансовых ресурсов. Это финансовый контроль за качеством, соблюдением стандартов, технических условий и рецептур при выпуске продукции.
Хорошее качество товара увеличивает спрос. Затем в российских условиях качество нередко падает и предприятие может оказаться перед перспективой резкого снижения объема реализации (продаж), что отрицательно сказывается на ее финансовом состоянии. Вернуть высокий спрос на продукцию труднее, чем его достигнуть. Одна из главных задач финансового планирования и финансового контроля –
91
выя вить явные и скрыт ые резервы оптимизации цен, что нередко при правильной постановке финансовой работы в системе управления финансами предприятия удается сделать.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Тема 4. Управление текущими издержками.
4.1. Классификация затрат.
Отличительной особенностью субъектов рыночной экономики является их полная самостоятельность и реализация основных принципов хозяйствования – самоокупаемости и самофинансирования.
В новых условиях хозяйствования возрастает значение таких фун кция управления, как стратегическое и текущее планирование, учет, анализ и контроль.
Происходит интеграция этих функций в единую информационную систему предприятия, которая является основной для предприятия как тактических, так и стратегических упра вленческих решений.
Для успешной деятельности предприятия необходимо создать эффективную систему управления затра тами, в рамках которой информация о затратах используется для разработки стратегии развития, направленной на достижение устойчивого преимущества перед конкурентами.
Именно с этих позиций следует подходить к созданию на предприятии системы управления затратами. Информация о затратах является основой для принятия большого числа управленческих решений, например, какую продукцию производить или покупать комплектующие изделия и т.п.
Управление себестоимостью продукции предприятия включает:
Прогнозирование и планирование затрат на производство и реализацию продукции;
Выявление резервов снижения затрат на производство продукции;
Нормирование затрат;
Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции;
Стимулирование участников производства;
Анализ и контроль за себестоимостью.
Таким образом, управление затратами – это динамичный процесс управленческих действий, направленных на оптимизацию затрат с целью повышения эффективности работы предприятия и получения преимуществ перед конкурентами.
92
Одной из предпосылок создания эффективной систем ы планирования и контроля затрат на предприятии является четкое понимание классификации затрат и процесса формирования себестоимости продукции.
Обычно под затратами понимают денежное выражение реально потраченных ресурсов, обусловленных производственным процессом или иным видом деятельности. Это определение включает три важных положения:
Затраты определяются величиной использованн ых ресурсов;
Величина потребленных (использованных) ресурсов представлена в денежном в ыражении, что обеспечивает единство измерителя и позволяет суммировать различные виды ресурсов;
Определение себестоимости (затрат) всегда соотносится с конкретными целями и задачами.
При этом возникает необходимость четко определить объект отнесения затрат. Например, швейная фабрика изготавливает джинсы различных моделей и размеров из различных материалов. Естественно, что в этом случае затраты на производство единицы продукции могут значительно различаться. В каждом конкретном случае объект затрат должен быть четко обозначен и правильно определен.
Объект затрат может быть определен с большой амплитудой. При одной крайности все производимые на фабрике джинсы могут рассматриваться как единый затрат, однако при этом нельзя выделить разницу в ресурсах для изготовления джинсов разн ых моделей. При другой крайности каждую отдельную пару джинсов можно считать самостоятельным объектом затрат, тогда объем расчетов и документации, связанной с учетом, может возрасти до огромных размеров. На практике большинство фабрик по производству джинсов использует в качестве объекта отнесения затрат партию джинсов одной модели, изготавливаемую из одного и того же материала.
Некоторые затраты можно прямо и непосредственно отнести на конкретный вид продукции или объект затрат. Такие затраты называют прям ыми. Другие затраты нельзя прямо отнести на конкретную продукцию, их называют непрям ыми или косвенными. К прям ым затратам, как правило, относятся материальные затраты и затраты на оплату основного производственного персонала.
К прям ым материальным затратам относятся сырье и основные материалы, которые становятся частью готовой продукции, а их
93
стоимость прямо и непосредственно переносятся на конкретное изделие.
Величина прям ых материальных затрат рассчитывается путем умножения количества материалов, которое может быть отнесено к конкретному изделию, на цену единицы материала. Количество единиц материалов, используемых для приготовления конкретного продукта, фиксируется в требовании на отпуск со склада.
С ырье и основные материалы следует отличать от вспомогательных материалов, которые также используются в процессе производства и могут составлять физическую субстанцию производимого продукта, однако учитываются они не как прям ые затраты, а как косвенные, например, клей, гвозди, фурнитура, использовавшиеся при изготовлении продукции. Так как их стоимость, как правило, составляет незначительную часть в прям ых затратах на изготовление продукта, включение их в прям ые затраты неоправданно и потребует значительных дополнительных затрат для более точной калькуляции. Действительно, стоимость ниток, молний, пуговиц и кнопок при пошиве пары джинсов можно посчитать применительно к конкретному виду изделия (модели, партии, размера), однако затраты на создание такой системы учета во много раз превысят стоимость самих вспомогательных материалов, поэтому их включают составной частью в общепроизводственные накладные расходы и учитывают не как прям ые, а как косвенные затраты.
К прям ым трудовым затратам относятся затраты рабочей силы, которые можно прямо отнести на определенный вид готовых изделий.
Это заработная плата рабочих, занятых в производстве изделий.
Затраты времени на труд производственных рабочих должны регистрироваться в карточках учета труда. Вместе с тем с производством связаны и подсобные рабочие, менеджеры и мастера, вспомогательный персонал, чей труд тоже должен включаться в состав производственных затрат. Однако эти издержки на оплату труда нельзя прямо отнести на конкретный вид продукции (изделий). Они учитываются как косвенные (непрямые) трудовые затраты и подобно вспомогательным материалам включаются в состав общепроизводственных накладных расходов.
Деление затрат на прям ые и косвенные в значительной мере зависит от конкретной ситуации. Если на предприятии производится один вид изделия (продукции), то все затраты можно классифицировать как прям ые.
94
К косвенным расходам относятся общепроизводственные накладные расходы, которые представляют собой совокупность разнообразных затрат, связанных с производством, но которые нельзя непосредственно отнести на конкретный вид готовой продукции
(изделий). Эти затраты трудно проследить при изготовлении изделия. В то же время производственная себестоимость изделия, безусловно, должна включать и общепроизводственные расходы. Они связываются с продукцией с помощью метода распределения затрат (пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, прям ым затратам и др.).
К основным группам, образующим общепроизводственные расходы, можно отнести:
Вспомогательные изделия и комплектующие детали;
Косвенные затраты на оплату труда (заработная плата работников, не занятых непосредственно в производстве одного изделия, но связанных с процессом воспроизводства в рамках предприятия в целом: мастеров, ремонтников, вспомогательн ых рабочих, а также оплата отпусков и сверхурочной работы);
Другие косвенные общепроизводственные расходы
(затраты на содержание цеховых зданий, техническое обслуживание и текущий ремонт оборудования, страхование имущества, арендная плата, амортизация оборудования и др.).
Все затраты, которые осуществлены в отчетном периоде, включая прям ые трудовые, прям ые материальные и общепроизводственные, представляют собой суммарные производственные расходы. Они могут относиться как к произведенной продукции, формируя производственную себестоимость готовой продукции, так и к остаткам незавершенного производства. При поступлении готовой продукции на склад формируется ее производственная себестоимость, а незавершенное производство представляет собой сумму производственных затрат, относящуюся к изделиям, производство которых еще не закончено
(схема 1).
Схема 1