Файл: Конспект лекций по дисциплине финансовая политика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 236

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

69
цен за счет внешних источников, «внутреннюю компенсацию» потерь за счет собственных и заемных финансовых ресурсов в угоду стратегическим целям предприятии. Наконец, иногда фиксируются не только цены, но и надбавки (наценки) к ним по причине коммерческого расчета, когда специально идут на некоторое недополучение прибыли от не повышения цены. Так например, многие торговые организации сегодня живут не за счет повышения торговых наценок (надбавок), а при их довольно длительной стабильности, т.е. за счет увеличения торгового оборота по продажам товаров. Такой подход уже отражает не текущий, не тактический характер упра вления ценой. Его следует рассматривать как одну из компонент финансовой стратегии производственно-коммерческой структуры. Следовательно, управление ценами на предприятии, выступая составной частью краткосрочной финансовой политики предприятия, одновременно может выражать весьма существенную часть общей стратегии предприятия.
Таким образом, в зависимости от целевых установок бизнеса управление ценами на предприятии может быть текущим и стратегическим, т.е. осуществляться как в рамках краткосрочной финансовой политики, так и долгосрочной. Практическим проявлением ценовой стратегии выступает существование на рынке такой разновидности цен, как долговременная цена, которая подвержена небольшим изменениям в течение длительного периода времени.
Целенаправленное или вынужденное изменение цены изделия происходит под влиянием как внутренних, так и внешних факторов.
Если первые связаны с производственно-финансовой деятельностью, то вторые в первую очередь с общей динамикой цен на изделия под влиянием изменений спроса и предложения товара на рынке. К мощным внешним факторам следует отнести также цены на топливо, тарифы на перевозки, электроэнергию, газ, коммунальные услуги, валютный курс рубля. Следовательно, не только финансовый менеджер управляет ценами, но изменение ценовых условий и соотношений цен в хозяйстве оказывает ощутимое влияние на процесс управления ценами на предприятии. В этих условиях задача финансового менеджера состоит в том, чтобы грамотно принять, определить меру целесообразного учета при выработке новой ценовой политики, или отклонить сигналы рынка на повышение или понижение цен на предприятии.
По способу внесения изменений в цену различаются планово- прогнозное изменение цен под влиянием конъюнктуры рынка или без таких предпосылок. Планово-прогнозное изменение цен на продукцию


70
предприятия может осуществляться на базе снижения норм расхода материальных и топливно-энергетических ресурсов, экономии затрат живого труда за счет роста его производительности, экономии на условно-постоянных и топливно-энергетических ресурсов, экономии затрат живого труда за счет роста его производител ьности, экономии на условно-постоянных расходах и амортизационных отчислениях, приходящихся на единицу продукции. Планово-прогнозное изменение цен есть сочетание маркетинговых исследований предприятия с анализом комплекса вопросов производства, снабжения и сбыта, финансового состояния предприятия и перспектив его изменения.
Только цена, определенная в результате проработки всех этих вопросов , а также учитывающая прогнозную динамику валютного курса рубля, инфляции, стоимости капиталов, может рассматриваться как эффективная для данного предприятия.
Целенаправленное изменение структуры производства продукции связано со сдвигом в ассортименте и изменением количества производимой продукции по критериям уровня цены, рентабельности, величины прибыли в продаже единицы изделия. Общая средняя цена в таких случаях, как правило возрастает. Такое изменение относится к числу управляющих ценами мероприятий, которые при прочих равн ых условиях могут вести к росту средней рентабельности, массы получаемой прибыли, укрепляя тем сам ым финансовую устойчивость предприятия. Увеличивать среднюю цену продаж имеет смысл в случае получения эффекта наращивания массы прибыли от реализации товарной продукции. Однако структурный сдвиг против плана-прогноза по бизнес-плану имеет свои недостатки. Главный из них состоит в том, что могут нарушиться запланированные в бизнес-плане межпроизводственные и сбытовые связи. Дополнительный спрос потребительный отдельных выгодных для предприятия изделий может оказаться не латентным. Часть сформированных производственных запасов под этот спрос рискует остаться слиш ком большими против последующих реальных потребностей в них, что означает отвлечение их фактически в сверхнормативные запасы.
Поэтому финансовый менеджер не может легко относиться к структурным сдвигам как запланированным, так и внеплановым. Эти сдвиги затрагивают не только производство, цену, сбыт, прибыль, но и оборотные средства.
1   2   3   4   5   6   7   8   9

3.5. Методы управления ценами при их формировании.

71
Финансовый менеджер может осуществлять управление ценами при их формировании следующими методами:

Установление (пересмотр) уровня базовых отпускн ых цен;

Установление и применение скидок и надбавок к базовым ценам по видам и наименованиям изделий.
При определении уровня базовых отпускных цен следует различать базовые цены по сравнимой продукции, производимой в наибольших масштабах в предшествующем периоде (году). Другие базовые цены – по вновь освоенной (новой) продукции. Она не производилась в предшествующем периоде и поэтому может быть отнесена к несравнимой товарной продукции предприятия. Управление ценой по сравнимой и несравнимой товарной продукции осуществляется на основе плановой каль куляции себестоимости изделия и определения уровня отпускной цены. Для установления цены по новой продукции производственно-технического назначения большое значение имеет первоначальное правильное определение экономической эффективности применения изделия потребителем, а по товарам непроизводственного назначения легкой, текстильной, мясомолочной, хлебопекарной, пищевой, кондитерской промышленности и другим продовольственным товарам – потребительной стоимостью нового продукта. В обоих случаях м ы имеем дело с потребительской ценностью или полезностью товаров, их способностью удовлетворять определенные потребности и запросы потребителя. Эта потребительная стоимость должна быть правильно выражена в стоимостном, денежном выражении через установленную цену. Потребительная стоимость по существу представляет собой способность товара удовлетворить набор потребностей или претензий потребителя к нему, которые не сводятся лишь к одному качеству изделия. Потребительские свойства товара
(мощность двигателя, экономичность потребления им топлива, коэффициент полезного действия и т.д.) могут быть представлены ка к совокупность параметров, определяющих потребительскую полезность товара. Изменение этих параметров, специфических для каждого нового или улучшенного (модернизированного) изделия, и кладется в основу определения цены на него. Для определения уровня цены по рассматриваемой продукции обычно используют следующие методы, которые могут быть названы параметрическими:

Бальный метод;

Метод удельной цены;


72

Регрессионный метод.
Бальный метод предусматривает оценку потребительских свойств изделия по выделяем ым для данного товара конкретным параметрам его качества и полезности. К этим параметрам могут, например, относиться разнообразные технические, экономические, эргономические, эстетические и т.п. качества и свойства изделия.
Каждая такая позиция для формирования цены получает свою оценку по новому изделию в баллах. Затем на основе суммирования и сопоставления суммы баллов по новой и базовой продукции определяется цена новой продукции. Расчет цены при этом ведется по формуле:
Нц = Рц * Сбн,
Где:
Нц – новая цена вновь освоенного или улучшенного изделия;
Рц - расчетная цена базового изделия, приходящаяся на один балл базового изделия;
Сбн – сумма баллов вновь освоенного или улучшенного изделия.
При этом расчетная цена базового изделия (Рц) рассчитывается как отношение базовой цены изделия (Бц) к сумме баллов базового изделия (Сбб). Присвоение баллов каждому из параметров производится экспертным путем.
Метод удельной цены основывается на выделении главного, или основного с точки зрения производителя и потребителя параметра выпускаемой продукции. Например, в электромашиностроении, это может быть мощность троллейбусного электродвигателя в кВт.часах или лошадиных силах. При этом определяется удельная цена базового электродвигателя (Уцб), как базовая цена изделия (Бц), приходящаяся на единицу мощности (Мб). Новая цена, вновь освоенного более мощного электродвигателя вычисляется по следующей формуле:
Нц = Мн * Уцб или
Нц = Мн * (Бц : Мб),
Где
Мн – значение параметра мощности нового электродвигателя.

73
Регрессионный метод установления цены связан с определением цены на основании построения уравнений регрессии. Эти уравнения в математическом виде описывают зависимость изменения цены от улучшения нескольких параметров качества изделия. В нашем примере с электродвигателем помимо мощности, это может быть и такой параметр как вес электродвигателя на единицу мощности, коэффициент полезного действия и др.
Базовые цены по сравнимой товарной продукции могут быть представлены как цены без скидок и надбавок к ним, а также налогов непосредственно формирующих цену реализации продукции. Основным методом формирования базовой цены, практически наиболее часто применяем ым в отечественной и зарубежной практике предприятий выступает метод полной себестоимости, или денежного выражения полных издержек на производство и реализацию товара. Если предприятие по каким-либо причинам желает установит ь
(пересмотреть) цену на изделие, то новая цена (Нц) указанным методом определяется следующим образом:
Нц = С + (Р * С) : 100,
Где:
Нц – новая цена производимого или вновь освоенного изделия;
С – скалькулированная полная себестоимость изделия;
Р – требуемая рентабельность изделия к полной его себестоимости.
Прибыль, включаемая в цену данного вида продукции может быть определена не только пропорционально полной себестоимости (второе слагаемое вышеприведенной формулы). В тех случаях, когда в цене необходимо полнее учесть трудоемкость изделия может применяться метод нормативной стоимости обработки.
Принципиально он отличается от рассмотренного метода способом включения прибыли в состав цены: пропорционально стоимости обработки издели я
(изготовления, переработки), которая представляет собой денежное выражение текущих затрат на оплату труда. Эти затраты принимаются в расчет в части включаем ых в себестоимость единицы данного вида продукции (изделия). Например, нормативный фонд оплаты труда в себестоимости изделия составляет 40 тыс.руб., рентабельность по отношению к фонду оплаты труда – 60%, полная себестоимость изделия


74
составляет 80 тыс.руб. Тогда, цена на это изделие, определенная исходя из стоимости обработки составит: 80 + (60 * 40) : 100 = 104 тыс.руб. В тех случаях, когда стоимость обработки определяется не на основе установленных нормативов затрат труда, а по факту или плану, - имеет место формирование прибыли в цене изделия пропорционально стоимости обработки.
В ходе применения других методов ценообразования используются классификационные признаки деления состава элементов затрат и статей калькуляции себестоимости изделия на денежное выражение постоянных и переменных затрат на производство изделия. К таким способам расчета цены предприятия относятся следующие три метода: маржинальных издержек; прям ых затрат; рентабельности проекта инвестиций.
Метод формирования цены товара исходя из маржинальн ых издержек основан на определении составляющих валовой маржи. Он базируется на разделении полной себестоимости изделия на денежное выражения постоянных и переменных издержек на производство и реализацию товара. Для этого подсчитывается общая сумма прям ых переменных затрат на единицу изделия к которой плюсуется желательная величина валовой маржи на единицу этого изделия.
Последняя определяется исходя из прогнозируемых в расчете на год показателей: выпуска этой продукции, постоянных затрат и желаемой прибыли.
Метод рентабельности инвестиций может применяться как метод не формирования прибыли в составе цены, а определения минимальной
(предельной) цены реализации товара, при которой его продажа не будет убыточной. При этом исходя из подсчета общей суммы денежного выражения переменных и постоянных затрат на единицу изделия. К полученной величине прибавляется расчетная сумма предстоящих платежей за использование заемных средств на финансирование проекта инвестиций. Эти расходы предприятия по уплате процента за кредит должны быть компенсированы в цене. В результате получается предельная цена, ниже которой при данной платности использования заемных средств на финансирование проекта, продавать изделие не имеет смысла. Расчет можно вести по следующей формуле:
Пц = Спп + ((Зф * Пзф) : 100) : Оп,
Где:

75
Пц – предельная цена вновь освоенного изделия;
Спп – суммарные переменные и постоянные затраты на единицу изделия;
Зф – сумма заемного финансирования привлекаемого на реализацию проекта;
Пзф – ставка платы за использование заемного финансирования
(% годовых);
Оп – предполагаемый годовой объем производства.
Метод прям ых затрат предусматривает принятие за основу ценообразования производственной себестоимости товара. Последня я подлежит учету и отражению в разрезе элементов по смете затрат на производство. Сначала подсчитывается общая сумма прям ых затрат и накладных расходов, приходящаяся на единицу изделия, т.е. производственная себестоимость единицы товара. Затем определяется величина предельной цены продажи изделия исходя из необходимости покрытия сбытовых и других, например, административно- управленческих расходов, не отражаемых в смете затрат на производство. В целях обеспечения такого покрытия в расчете применяется установленная надбавка к производственной себестоимости изделия. Расчет предельной цены, не позволяющей изделию стать убыточным, можно вести по следующей формуле:
Пц = Спн + (Спн * Нс) : 100,
Где:
Пц – предельная цена вновь освоенного изделия;
Спн – суммарные прям ые затраты и накладные расходы по смете затрат на единицу изделия (производственная себестоимость изделия);
Нс – надбавка на производственную себестоимость для покрытия сбытовых и административно-управленческих расходов.
Финансовый менеджер должен аккуратно относиться к надбавкам
(наценкам) и различать надбавки для покрытия тех или иных расходов предприятия, учитываемые в составе себестоимости продукции, надбавки на желаемую прибыль (рентабельность изделия) к получению, закладываемые в цену, а также ассортиментные, качественные и расчетные надбавки (наценки), скидку (уценки), применение которых в практике хозяйствования в ызвано дифференцированным режимом