Файл: Исследование методов и средств моделирования систем управления проектами на предприятии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 417

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
возможности для повышения эффективности процесса управления проектами. Во многом ручная модель управления, установившаяся в компании, не вполне адекватна процессам создания проектов, выполняемых командой.

Для организации работы проектной команды необходим единый информационный центр, с помощью которого можно решать следующие задачи управления:

  • сохранять проектную документацию;

  • вести протоколы митингов, стендапов, мозговых штурмов, производственных совещаний;

  • хранить презентации докладов сотрудников;

  • оповещать сотрудников о событиях и планах;

  • создавать реестры задач, бизнес-процессов, собственных разработок;

  • создавать собственную библиотеку готовых решений по профилю компании;

  • создавать «запасники» интересных идей, методов, процедур, которые могут пригодиться в будущем;

  • назначать задачи и раздавать поручения;

  • осуществлять обратную связь по поставленным задачам и поручениям.

Цель данного этапа диссертационного исследования - разработать модель подобного информационного центра в виде автоматизированной системы управления проектами. Эта АСУ проектами должна быть интегрирована в

существующую систему управления проектами и за счет синергии повысить эффективность управления проектами, и, значит, работы компании в целом.

Анализ методов и алгоритмов процесса управления проектами в компании ООО «Мастер Маинд Инк» показал, что управление на этапе R&D существенно отличается от процесса управления на этапе исполнения программного продукта.

Моделируемая система должна быть основана на программных
продуктах, которые на данный момент используются на предприятии ООО

«Мастер Маинд Инк»: Jira и Confluence. Данный продукт не будет заменять текущие системы, а будет встроен в нее с целью автоматизации рутинных процессов. Продукт не является самостоятельной и независимой системой, а является плагином для системы Jira, поэтому должен быть адаптирован к работе с ней.

Существуют следующие методы адаптации программного обеспечения:

  1. параметрическая адаптация, связанная с настройкой параметров программы. Это самый простой способ адаптации; он предполагает изменение значений характеристик, регулирующих работу программы. С помощью параметрической адаптации возможно проводить необходимую настройку функций и компонентов программы, и отбирать стратегии поведения из предлагаемого набора стратегий;

  2. функциональная адаптация предполагает изменение функций программного обеспечения в установленных пределах. Функциональная адаптация может выполняться совместно с параметрической. Структура и организация ПО при этом остаются неизменными;

  3. организационная адаптация - перенастройка потоков и процессов в системе. Организационная адаптация означает перераспределение потоков и процессов системы как ее внутренних ресурсов, без изменения ее структуры. Может сочетаться с функциональной адаптацией;

  4. структурная адаптация - изменение структуры системы. Используя этот способ адаптации, мы производим модификацию или замену одних

структурных элементов системы, или алгоритмических модулей, на другие. Адаптируемая программа становится более адекватной решаемым задачам. При

этом возможно использование всех предыдущих видов адаптации системы;

  1. размножение - порождение себе подобных потомков. Адаптация размножением является эффективным методом адаптации. Система производит себе подобную, но обладающую наличием свободных ресурсов и способностью к изменениям.

  2. развитие - направленный процесс эволюции систем. Адаптация программного обеспечения, происходящая через развитие, подобна процессам эволюции живых систем. Адаптируемое ПО проходит процесс эволюции через накопление информации о себе, внешней среде, решаемых задачах. Проходя через этапы зарождения, становления определенных качеств, устойчивого функционирования, деградацию и гибель, ПО как система становится более приспособленным для решения задач [3].

Моделируемая система управления проектами должна представлять собой отдельный функциональный блок, встраиваемый в систему Jira и Confluence, а также взаимодействующий с ними посредством их функциональных возможностей. Таким образом, существующая система управления проектами в компании ООО «Мастер Маинд Инк», сочетающая ручное и автоматизированное, несколько меняет свою структуру, организацию и функции.

Рассмотрим, как меняются функции. В модели «As Is» функции создания целого ряда документов и задач лежали на проектной команде и проектном менеджере. Посредством R&D-плагина эта работа будет выполняться автоматически, так как в разрабатываемую систему будет заложен алгоритм R&D-деятельности, благодаря чему шаблоны документов на каждом этапе процесса управления будут формироваться автоматически;
задачи и поручения также будут генерироваться с помощью новой системы благодаря функции отслеживания действий проектной команды.

Таким образом, не нарушая установленных пределов изменения функций существующей системы управления, система «To Be» расширяет спектр функций, используемых в команде.

Организационная адаптация системы управления проектами состоит в том, что прежние потоки управленческой информации меняют свою траекторию. Взаимодействие между проектным менеджером и отделами компании будет осуществляться в новой модели через единый информационный центр управления. При этом точки входа и выхода организационных потоков остаются прежними.

Также несколько меняется структура существующей системы управления проектами. Методы ручного управления перестают быть обязательными и в системе Jirа появляется новый элемент - R&D-плагин.

На основе структурно-функционально-организационного метода адаптации была разработана модель АСУ проектами на предприятии ООО

«Мастер Маинд Инк». Модель представлена следующими диаграммами:

  • верхнеуровневая диаграмма экосистемы «R&D-плагин»;

  • диаграмма бизнес-процессов управления «To Be»;

  • диаграмма прецедентов;

  • ER-диаграмма.

Верхнеуровневая диаграмма экосистемы «R&D-плагин» показана на рисунке 3.1.

Диаграмма экосистемы показывает, с какими уже существующими подсистемами предстоит взаимодействовать новому плагину, и отображает связи между ними.

Рисунок 3.2 изображает модель взаимодействия системы управления проектами «To Be»
(«Как будет») с участниками этапа R&D.

Как мы можем видеть, в данной модели появляется еще один участник - R&D Plugin. Процессы, которые присутствовали в модели «As Is», перешли из пулов участников проекта в пул плагина, что означает, что выполнение этих процессов берет на себя плагин.


Рисунок 3.1 - Диаграмма экосистемы встраиваемого плагина для управления проектами на этапе R&D



Рисунок 3.2 - Диаграмма бизнес-процессов модели «To Be» управления проектами на этапе R&D
Забирая на себя часть обязанностей остальных участников процесса, новый плагин может значительно сократить время, необходимое проектной команде на создание задач, документации и на отслеживание процесса разработки.

Рассмотрим подробнее предлагаемую диаграмму бизнес-процессов управления проектами на этапе R&D «To Be»:

  1. создание входного документа. Для инициации создания нового проекта проектным менеджером плагин предлагает ему заполнить входной документ по установленному шаблону: заполнить список целей проекта, заполнить список бизнес-требований, к каждому бизнес-требованию добавить комментарий - создается ли проект с помощью ИИ либо с помощью алгоритмизированного подхода, а также создать набор KPI будущего продукта;

  2. создание задачи на исследование решений. По окончании совещания PM заканчивает работу над созданием документа, проверяет заполненные данные и подтверждает создание нового проекта в системе Jira. Плагин создаёт новый проект в Jira, создает задачу на исследование решений, а также сохраняет протокол, заполненный PM в системе Confluence. Далее PM закрепляет задачу за сотрудником Data Science-отдела. Сотрудник, получивший задание, приступает к ее выполнению;

  3. создание шаблона списка возможных вариантов решения. Плагин автоматически создает шаблон для найденных вариантов решения в системе Confluence. Данный шаблон в качестве ссылки будет прикреплен к задаче, созданной в п.2;

  4. создание списка готовых решений. После пункта 3 сотрудник Data Science заполняет список найденных решений в документ. После совещания, на котором проектная команда будет обсуждать варианты решения, создатель списка сделает пометки, в которых расставит приоритеты для каждого найденного решения. Также помечаются решения, которые требуют адаптации;

  5. создание дерева решений (узел 1-го уровня). На странице плагина проектным менеджером создается корневой узел будущего дерева решения;

  6. создание узла модели. Проектный менеджер инициирует создание узла решения. АСУ создает узел решения соответственно выбранным в п.4 приоритетам и переходит к следующему этапу;

  7. создание задачи на адаптацию решения. Если решение, соответствующее созданному в п. 6 узлу нельзя применить в готовом виде, то