Файл: Практики (нужное подчеркнуть) Профессиональный модуль пм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 252

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для рациональной организации коллективной трудовой деятельности мы составили перспективный план включения коллективного труда в воспитательно-образовательную работу с детьми. Определили вместе с детьми место хранения оборудования.

Коллективный труд по уходу за растениями в уголке природы организуется утром. Уборка группы, мытьё игрушек проводится после дневного сна. В то же время организуем ручной коллективный труд. Индивидуальные поручения организуем в течение всего дня. В каждом отдельном случае выбирали наиболее удобное время для их выполнения. На прогулке дети выполняют соответствующую их возрасту работу по уборке участка, выносят и убирают игровой материал. После обеда все дети принимают участие в подготовке постелей ко сну, а после сна убирают их. После игр – убирают игрушки. В результате констатирующего этапа, мы сделали вывод, что дети, в большинстве своём, были активны и дружны, трудолюбивы, организованны. Однако, некоторые были излишне возбуждены, не всегда дружелюбны, порой допускали и грубость по отношению к товарищам, некоторые не умели договариваться между собой. Не все одинаково ответственно относились к порученной работе. Решить данную проблему поможет целенаправленная работа и индивидуальный подход к детям.

Учитывая индивидуальные особенности детей, мы разделили их условно на три подгруппы.
В первую группу вошли дети, умеющие договариваться, распределять обязанности при выполнении совместной работы, самостоятельные, исполняющие задания быстро и аккуратно. С ними мы наметили дальнейшую работу по развитию стремления помогать товарищам и повышению требований к качеству своей работы.

Вторая группа – это неуверенные, робкие дети, которые трудятся охотно, но только под руководством воспитателя или совместно с более активными товарищами, самостоятельно не распределяют обязанности.

Третья подгруппа – дети, владеющие навыками, но не проявляющие инициативы, не доводящие дело до конца.

 В дежурствах по уголку природы старались объединить детей из первой и второй подгрупп, при этом учитываем не только умение, темп их работы, инициативность, но и умение помочь товарищу.

 В дежурствах по уголку природы старались объединить детей из первой и второй подгрупп, при этом учитываем не только умение, темп их работы, инициативность, но и умение помочь товарищу.

Во время дежурств по столовой иногда проводили своего рода конкурс, например, на лучшую сервировку стола. При этом до начала работы беседовали с дежурными о том, как
лучше накрыть стол, чем его можно украсить. С интересом и желанием приступали они к выполнению своих обязанностей, относились к ним очень ответственно. Такие приёмы особенно благотворно влияли на детей второй и третьей подгрупп. У первых появлялась уверенность в своих возможностях; у вторых – интерес к деятельности, стремление всё сделать до конца не хуже других.

Малоактивным детям предлагали работу, которая    представляет интерес для них, затем, выполнить работу, которая   может быть и не совсем интересной, но значимой для всего коллектива. Находили им совместную работу со сверстниками, старались объединить детей из разных подгрупп, постепенно включали этих детей в коллективный труд. Объединяя детей из разных подгрупп, мы преследовали цель: формирование трудовых навыков и умений, необходимых для коллективного труда.

В работе с детьми мы использовали коллективные игры-занятия, игры-упражнения. Мы старались установить тесную связь игровой и трудовой деятельности детей. Так, коллективную уборку игровой комнаты превращали в игру-занятие, например, «Служба быта». Если ребёнку не удавалось что-либо сделать, мы старались его поддержать, убедить, что неудача временная и, если он постарается, то у него всё получится. Детей, выполнивших свою работу хорошо, мы хвалили за старание, добросовестное отношение к делу, отмечали проявленную инициативу. Мы учили со стороны видеть свою работу, поэтому часто предлагали самим оценить свою деятельность и деятельность товарища. Перед началом общей работы мы проводили беседу не только о том, что и как будем делать, но и как будем взаимодействовать – дружно помогая друг другу. Разъясняли правила, на которых строятся отношения в коллективе: если у кого-то что-то не получится – помоги; если тебе трудно выполнить работу – попроси помощи; не мешай товарищам. Подчёркивали, что результат труда зависит от усилий и стараний каждого и работы всех вместе. При подведении итогов всегда объективных, учитывали индивидуальные возможности и особенности каждого воспитанника; положительную оценку робких, неуверенных детей даём в присутствии всей группы. Это помогает ребёнку поверить в свои силы, меняет к нему отношение товарищей. При уборке участка от снега, листьев также вносили элементы игры. Например, предлагали разделиться на две бригады, выбрать бригадиров, распределить обязанности. Гудят самосвалы, тарахтят бульдозеры, и пусть грузовик – это коробка, привязанная за верёвочку, а бульдозер – лопата, это никого не смущает. Мы поддерживаем этот игровой настрой, скрашивая отдельные неудачи или обиды весёлой шуткой, удачно подобранной пословицей, стихотворением:


Метлу взяла – весь двор подмела;

Всюду нос метла совала, но и я не отставала;

Приходите, поглядите, хоть сориночку найдите!

(Е. Блошнина)

Анализ народных произведений показал, как полезны потешки, пословицы и поговорки, с помощью которых взрослый утверждает в ребёнке добрые чувства, воспитывает понимание со всем, что окружает.

Большинство потешек, пословиц и поговорок создавалось в процессе труда  на природе:

Глаза боятся – руки делают;

Хочешь есть калачи – не лежи на печи;

Ленивые руки чужие труды любят;

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож и др.

Потешки, пословицы и поговорки оказывают нравственное влияние – пробуждают в ребёнке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду. Большое место в формировании правильных взаимоотношений в коллективном труде мы отводили ознакомлению детей с трудом взрослых.

Дали детям представление о взаимосвязи труда людей разных профессий путём чтения художественной литературы:

?         «Кем быть?» В. Маяковский;

?         «А что у вас?» С. Михалков;

?         «Как печатали вашу книгу» С. Маршак;

?         «Какие они, полярники?» А. Членов.

Организовывали целевые прогулки, экскурсии, во время которых имели возможность наблюдать детьми труд взрослых. Дети видели работу строителей, дворников, библиотекарей, поваров, продавцов.

Эмоциональные впечатления, полученные на этих прогулках, формировали общие интересы, помогали воспитывать у детей активность в труде. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, отражением чего являются их игры. Дети увлечённо играют в «магазин», «больницу», «библиотеку», передавая не только трудовые действия, но и взаимоотношения между людьми, их отношение к работе.

Развитию интереса и бережного отношения к растениям способствует выращивание их самими детьми. Так, вместе мы провели занятие по посадке семян цветов и овощных культур. Проводили беседы на тему:

?         Для чего нужны овощи

?         Разговор с семенем

?         Как выросла морковка

Рассматривали предметные и сюжетные картинки:

?         Труд ребят на огороде

?         Теплица

?         На колхозном поле.

Накануне вместе приготовили землю, выбрали камешки, разрыхлили, полили. Во время посева семян сообщили, что появятся всходы, и все вместе дружно будем ухаживать   за нашими растениями. Детей очень радовало появление всходов, а дежурные зарисовывали в альбом наблюдений. Дети поливали их, рыхлили землю, помогали удобрять.

Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не может осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это, прежде всего, наглядность, доступность, разнообразие домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребёнка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребёнка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. Труд вместе с родителями доставляет ребёнку радость. Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребёнку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности.

В семье ребёнок слышит рассказы родителей о труде взрослых, формирует интерес и уважение к нему. Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом. Они должны хорошо знать, какие задачи трудового воспитания ставятся в детском саду, знать практику трудового воспитания в дошкольном учреждении. С этой целью мы систематически знакомим родителей с содержанием и методами трудового воспитания детей.

В своей работе применяли разнообразные формы организации:

  • «Как научить малыша трудиться»; консультации:

  • «Трудовое воспитание дошкольников в семье и в детском саду»;

  • папки-передвижки: «Все профессии важны»;

  • родительские собрания: «Человек трудом красен»;

  • круглый стол по итогам проектной деятельности: «От семени до урожая»; совместные выставки поделок: «Что нам осень принесла», «Мастерская Деда Мороза», «Мамины умелые ручки», «Пасхальная акция».

Проведённая работа подтвердила, что коллективный труд способствует формированию нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста.

«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

В. Сухомлинский


Тема 4. Организация продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста.

4.1. Организация продуктивной деятельности детей раннего возраста

Картотека игр и игровых упражнений для развития у ребенка раннего возраста познавательного интереса в продуктивной деятельности

«Кто больше и быстрее нарисует кружочки»
Игровые задачи: упражнять детей с помощью рисования по трафаретам в изображении кругов разной величины, учить детей дорисовывать к кругам прямые линии, изображать яблоко и ягоды вишни.
Материал: трафареты с прорезями кругов разной величины, фломастеры, листы бумаги.
Ход занятия: педагог предлагает рассмотреть трафареты, выделить большие и маленькие круги, показывает, как накладывать трафарет, как обводить. Можно предложить детям раскрасить круги, не снимая трафарета, закрашивание вести круговыми движениями, так, как рисуют клубочки ниток. Можно показать детям преобразование кругов в мячи путем деления круга двумя линиями, в яблочки, пририсовывая сверху палочку или в вишенки.
«Бусы для мамы»
Игровые задачи: развивать внимание, мелкую моторику и научить различать цвета: подбирать бусинки того цвета, что и на изображении.
Материал: коробочка с «бусинками», изображение с бусами.
Ход игры: перед ребенком ставится коробочка с «бусинками» и дается изображение с бусами того или иного цвета. Взрослый спрашивает:
- Какого цвета бусы изображены на картинке? – если ребенок затрудняется ответить, он сам называет цвета и просит:
- Подбери бусинки такого же цвета, что и на картинке.
«Цветное мороженое»
Игровые задачи: закрепить умение подбирать шарики мороженного по цвету одежды в вазочки.
Материал: 4 пластмассовых шарика (красный, синий, желтый, зеленый, ваза «креманка», игрушки, с одеждой четырех основных цветов.

Ход игры: в глубокую тарелку положите 4 пластмассовых шарика (красный, синий, желтый, зеленый). Рядом поставьте вазу «креманку», а вокруг нее рассадите гостей – игрушки, на которых должна быть одежда четырех основных цветов.
Взрослый предлагает ребенку накормить гостей мороженым. Взрослый говорит: «Я мишка. Я хочу красного мороженого. На мне одежда красного цвета». Ребенок должен найти шарик «мороженого» такого же цвета, как одежда. Шарик нужного цвета ребенок кладет в вазочку для гостя.