Файл: Практики (нужное подчеркнуть) Профессиональный модуль пм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 332

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 3. Организация трудовой деятельности дошкольников



3.1. Основные виды детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой
труд, труд в природе и ручной труд дошкольников в условиях ДОО

Анализ работы ДОО по созданию условий для реализации трудового воспитания детей в старшей группе

Трудовое воспитание — это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.

В группе мы работа ведется над проблемой создания условий для реализации трудового воспитания детей.

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.    

Трудовое воспитание входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляется последовательно и систематично. Ставится задача постепенного развития у детей интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

В соответствии с программой трудовое воспитание, включая его основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе, систематически осуществляется. Через основные формы организации труда детей - поручения, дежурства, коллективный труд решаются вопросы воспитания трудолюбия у детей.

Эти же задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. При этом особенно подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда.

Организуя трудовую деятельность, педагоги стараются обеспечить всестороннее развитие детей, помогаем им обрести уверенность в своих силах, формируя жизненно необходимые умения и навыки, воспитывая ответственность и самостоятельность. Организовывать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значимыми и компетентными.


Учитываются основные аспекты руководства трудовой деятельностью детей, а именно: общественную значимость труда; соответствие содержания возрастным возможностям детей; соблюдение норм нагрузки, выполняемой детьми, не допуская переутомления; расширение самостоятельности детей;

формирование у детей доброжелательного отношения ко всем участникам трудовой деятельности.

В разных видах трудовой деятельности дети овладевают способами действий с разнообразными орудиями, что, по мнению психологов, способствует умственному и физическому развитию дошкольников. У них развивается мелкая мускулатура рук, формируются ручные умения, совершенствуется координация движения рук и глаз. Вырабатывается умение действовать точно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, проявлять терпение и настойчивость в достижении результата.

Наиболее эффективными методами трудового воспитания являются - объяснение и показ. Не менее важными методами являются и игровые ситуации, игровые приемы, поощрение, использование поэтических текстов, песен, потешек.

Родители принимают активное участие в педагогическом процессе детского сада, практикуется совместная подготовка и проведение праздников, изготовление атрибутов, костюмов, декораций к ним, изготовлении сюжетно-ролевых игр и игрового оборудования, дидактических и развивающих игр, пособий для занятий, инвентаря для организации трудовой деятельности, совместных творческих выставок детей и родителей.

3.2. Особенности трудового воспитания детей раннего возраста
Памятка для родителей (законных представителей)

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ?

Подготовка к поступлению в ДОУ должна начинаться за 1-2 месяца до прихода ребенка в детский сад.

Прежде всего, родители должны привести в соответствие домашний распорядок дня ребенка с режимом дошкольного учреждения, чтобы в последующем воспитателям не пришлось переучивать, исправлять неправильные привычки.

Для ребенка очень важны постоянство и повторяемость, и утомительны, вредны необоснованные изменения в распорядке дня.

Важным моментом в подготовке ребенка к детскому саду является формирование навыков самостоятельности. Малыш, умеющий самостоятельно есть, раздеваться и одеваться, пользоваться полотенцем, горшком, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на его самочувствии. Ко времени поступления ребенка в дошкольное

учреждение необходимо отучить его от бутылок, пустышек, памперсов!!! Делать это необходимо постепенно, оберегая нервную систему малыша от переутомления.

Самостоятельность ребенка создает условия для более быстрого установления контактов со взрослыми и сверстниками!

Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены и ребенок подготовлен к приходу в дошкольное учреждение, наступает этап адаптации малыша к условиям ДОУ. Лучшее время для привыкания малыша - лето.

Рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду

1. Каждый день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там дети играют и гуляют, маме надо заняться делами)

2. Заранее спланируйте прогулки на территорию выбранного учреждения. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребенка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.

3. С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.

4. Помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку дома.

5. Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям.

6. Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тете. Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.

7. Предупреждайте малыша, что могут быть и трудности из-за того, что там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению.

8. Поиграйте с ребенком дома в игру "Детский сад". Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать.

9. Чтобы часть семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки. Научите его делиться ими с детьми.

10.Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.


11. Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребенка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребенке.

3.3. Организация трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста
Технологическая карта дежурств по столовой детей средней группы




3.4. Организация трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Характеристика организации и руководства трудовой деятельностью детей старшего дошкольного возраста

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной(общей, совместной) трудовой деятельности.

1.Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям.

2.Дежурства — форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходят ежедневно.

3.Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений.

Возросшие возможности позволяют ᴨпедагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.



Сценарий интерактивной семейной гостиной на тему «Особенности организации трудовой деятельности ребенка 5-7 лет для формирования нравственно-волевых качеств личности будущего школьника»:

Цель: формирование у родителей отчетливых представлений о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста в семье.

Трудовому воспитанию, то есть привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребёнка. Трудовая деятельность существенно влияет на развитие волевых черт дошкольника, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения; помогает самоутвердиться. Понимая всю значимость этого нелёгкого процесса, способствующего формированию личности ребёнка, в своей работе мы уделяем серьёзное внимание организации коллективного труда дошкольников. Труд даёт возможность ребёнку проявлять реальную заботу о других людях, а также прививает навыки сотрудничества и коллективизма – умение работать сообща и дружно, помогая тем, кто рядом. Поэтому мы предположили, что коллективный труд способствует формированию нравственно-волевых качеств детей старшего дошкольного возраста, если:

1)     в ходе труда педагог побуждает детей к взаимопомощи и поддержке;

2)     при выполнении трудовой деятельности педагог учитывает симпатии детей друг к другу;

3)     при обсуждении с детьми результатов труда педагог проводит анализ взаимоотношений со сверстниками, даёт положительную оценку взаимопомощи.

Свою работу мы начинали с выявления знаний детей о взаимоотношениях в коллективном труде. Для этого была проведена беседа с детьми старшего дошкольного возраста. В ходе беседы детям были заданы следующие вопросы:

  • Как ты любишь трудиться – один или вместе с товарищами?

  • Почему лучше вместе убирать игрушки, чем одному?

  • С кем ты любишь трудиться и почему?

  • Расскажите, как вы убираете игровую комнату (моете игрушки, стираете кукольную одежду).

Результаты беседы с детьми показали необходимость ведения плановой систематической работы по формированию представлений о коллективном характере труда, его значимости, а также о положительных взаимоотношениях между детьми в процессе труда.