Файл: Инвентаризация как инструмент контроля бухгалтерского учета 4.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 261
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Инвентаризация как инструмент контроля бухгалтерского учета
1.2 Цели, значение и основные принципы проведения инвентаризации
1.3 Основные направления по улучшению проведения инвентаризации
Глава 2 Анализ основных экономических показателей ООО «Аспет»
2.1 Организационная характеристика компании
2.2 Анализ экономических показателей компании
2.3 Анализ проведения инвентаризации на складе ООО «Аспет»
Глава 3. Совершенствование проведения инвентаризации в ООО «Аспет»
Заключительный этап проведения инвентаризации в ООО «Аспет» - оформление результатов инвентаризации. На этом этапе данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с результатами инвентаризации.
В таблице 6 отразим бухгалтерские проводки итогов инвентаризации в ООО «Аспет».
Таблица 6 Бухгалтерские проводки итогов инвентаризации в ООО «Аспет»
Дт | Кт | Сумма, руб. | Пояснение | Документ |
94 | 01 | 40000 | АЛС-24000 | Опись ИНВ-3, ведомость ИНВ - 19 |
94 | 07 | 40000 | АЛС-24000 | Приходно-кассовый ордер |
Далее рассмотрим, как проводится инвентаризация материалов в исследуемой организации.
В период с 1 по 3 октября 2022 года в ООО «Аспет» проводилась инвентаризация материалов, находящихся в помещении склада.
Для проведения инвентаризации руководитель утвердил приказ № 15 от 27.09.2022 (Приложение 4). В приказе определен состав рабочей инвентаризационной комиссии во главе с председателем. Председатель –механик Хуноян Р.М., члены комиссии: бухгалтер Ремезов С.А. и заведующий складом № 1 Серов А.А.
В соответствии с приказом № 15 от 27.09.2022 г. инвентаризации необходимо провести в срок с 1 по 3 октября 2022 года и сдать материалы по инвентаризации в бухгалтерию ООО «Аспет» до 4 октября 2022 года.
Затем указанный выше приказ был зарегистрирован в Журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации (образец оформления Журнала (форма № ИНВ-23) представлен в приложении 5) и вручен председателю инвентаризационной комиссии.
Перед началом проведения инвентаризации члены инвентаризационной комиссии проверили документы по проверяемым объектам, на предмет их наличия и правильности составления, а также отражения операций по этим объектам на счетах бухгалтерского учета.
Факт передачи документов удостоверяется распиской материально-ответственного лица – кладовщиком Сергеевым П.Л.
Расписка является частью инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-3), в которой указано, что к началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию и все товарно-материальные ценности, поступившие на мою ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Необходимо отметить, что материально-ответственным лицом, кладовщиком Сергеевым П.Л., заключен типовой договор о полной материальной ответственности.
В ходе проведения инвентаризации оформляется инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-3) (Приложение 6) в которой записываются материалы, находящиеся в помещении склада.
Инвентаризация проводилась в присутствии кладовщика Сергеева П.Л. (материально-ответственное лицо).
Затем инвентаризационную ведомость подписали все члены комиссии и материально-ответственное лицо.
Далее председатель инвентаризационной комиссии передал ведомость в бухгалтерию для сопоставления фактического наличия материалов с данными бухгалтерского учета.
Главный бухгалтер, проверил на соответствие фактического наличия материалов с данными бухгалтерского учета – расхождений не выявлено, поэтому сличительная ведомость не оформлялась.
Все инвентаризации имущества и финансовых обязательств в ООО «Аспет» проводились в сроки, указанные в учетной политике Общества и соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Министерства Финансов РФ от 13.06.1995 г. № 49.
Финальным этапом при проведении инвентаризации являются анализ ее итогов и отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Обнаруженные в процессе инвентаризации отклонения фактического количества ценностей от данных бухучета оформляются в соответствии с утвержденным порядком.
Далее рассмотрен на примере порядок отражения в бухгалтерском учете результатов инвентаризации объектов основных средств.
Перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности компания провела инвентаризацию основных средств, по результатам которой были обнаружены:
неучтенное ранее оборудование (принтер лазерный НР 2000 инвентарный номер-167, заводской номер – 197531, стоимость– 55000 , сканер Genius инвентарный номер – 162, заводской номер – 178271, стоимость – 60000 рублей), рыночная стоимость которого на дату проведения инвентаризации составляет 115 000 руб.;
недостачи:
Система видео наблюдения HERMES285, инвентарный номер - 161, заводской номер– 48516, стоимость по данным бухгалтерского учета – (первоначальная стоимость – 195 000 руб., сумма начисленной амортизации – 54 000 руб.). Виновники не установлены
;
Ноутбук Lenovo 330-17ICH (81FL000TRU) инвентарный номер - 165, заводской номер– 684642, стоимость по данным бухгалтерского учета – (первоначальная стоимость – 102 000 руб., сумма начисленной амортизации – 26 000 руб.). Установлен виновный субъект – ответственный сотрудник. Сумма причиненного ущерба удержана из заработной платы виновного лица.
Для отражения результатов инвентаризации основных средств в ООО «Аспет» используется унифицированная форма ИНВ-1 - инвентаризационная опись основных средств. (Приложение 7).
Итоги инвентаризации из описи переносятся в сличительную ведомость. Этим занимается бухгалтер, подводя итоги проведенной проверки.
Для оформления используется типовая форма ИНВ-18 (Приложение 8). На счетах бухгалтерского учета компании результаты инвентаризации отражены бухгалтерскими проводками, представленными в таблице 7.
Таблица 7. Отражение результатов инвентаризации объектов основных средств ООО «Аспет»
Содержание операции | Сумма, руб. | Дебет счета | Кредит счета |
Система видеонаблюдения | |||
Списана первоначальная стоимость станка | 195 000 | 01/2 | 01 |
Списана сумма начисленной амортизации | 54 000 | 02 | 01/2 |
Списана остаточная стоимость станка | 141 000 | 94 | 01/2 |
Сумма недостачи отнесена на финансовые результаты компании | 141 000 | 91/2 | 94 |
Персональный компьютер | |||
Списана первоначальная стоимость компьютера | 102 000 | 01/2 | 01 |
Списана сумма начисленной амортизации | 26 000 | 02 | 01/2 |
Списана остаточная стоимость станка | 76 000 | 94 | 01/2 |
Сумма недостачи отнесена на виновное лицо | 76 000 | 73/2 | 94 |
Удержана сумма ущерба из заработной платы виновного лица | 76 000 | 70 | 73/2 |
Оборудование | |||
Оприходовано оборудование по рыночной стоимости | 115 000 | 01 | 91/1 |
Далее следует рассмотреть, как проводится ревизия кассы организации.
Выявленные в ходе проведения ревизии кассы излишки наличных денежных средств приходуют как внереализационный доход экономического субъекта:
Дебет 50 «Касса» Кредит 91/1 «Прочие доходы», а недостача отражается в бухгалтерском учете следующими записями:
установлена недостача денег в кассе – Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 50 «Касса»;
недостачу относят на виновное лицо (кассира):
Дебет 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
возмещение недостачи:
Дебет 50 «Касса» Кредит 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» или возмещение недостачи:
Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кредит 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».
Так на момент проведения инвентаризации наличных денежных средств в кассе ООО «Аспет», по данным бухгалтерского учета в кассе экономического субъекта должны были находиться:
- наличные денежные средства в размере 42 500 руб.%
- 25 почтовых марок (номиналом 10 руб. 1 марка) на сумму 250 руб.
Результаты проведенной ревизии:
- фактическое наличие денег в размере 38 400 руб.,
- почтовых марок – 30 шт.
По решению инвентаризационной комиссии недостача отнесена на кассира с возмещением ущерба путем внесения наличных денежных средств в кассу организации. Инвентаризация денежных средств в кассе оформляется унифицированным бланком ИНВ-15 (Приложение 10). В бухгалтерском учете организации были сделаны следующие проводки:
Д 50 К 91/1 – 50 руб. – оприходованы излишки почтовых марок;
Д 94 К 50 – 4 100 руб. – отражена недостача наличных денег;
Д 73/2 К 94 – 4 100 руб. – отнесена недостача на кассира;
Д 50 К 73/2 – 4 100 руб. – возмещен ущерб наличными.
Общие результаты инвентаризации обобщаются посредством отображения данных в унифицированном бланке ИНВ-26 – ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (Приложение 9).
Таким образом, можно сделать вывод, что инвентаризация в ООО «Аспет» явление не частое, но закону не противоречащее.
Рассмотрев все аспекты проведения и оформления результатов инвентаризации в организации, можно сделать вывод, что инвентаризация - это ответственный и трудоемкий процесс, в связи с этим можно предложить мероприятия по ее совершенствованию.
Таким образом, после проведенного анализа было установлено:
- инвентаризация основных средств в ООО «Аспет» проводится не регулярно, т.е. нет плановой инвентаризации;
- на предприятии отсутствует постоянная инвентаризационная комиссия, она формируется только перед проведением самой инвентаризации;
- два человека инвентаризационной комиссии не имеют необходимого образования для ее проведения.
Таким образом, для совершенствования проведения инвентаризации основных средств в ООО «Аспет» необходимо:
- сделать инвентаризацию основных средств плановой. Чтобы она проводилась не только в связи со сменой материально-ответственного лица.
Например, установить периодичность проведения инвентаризации 1 раз в квартал;
- создать в ООО «Аспет» постоянную комиссию для проведения инвентаризации основных средств. Например, комиссия может состоять из бухгалтера и зам. директора по техническому сервису, который будет установлен на день проведения инвентаризации;
- все постоянные члены инвентаризационной комиссии должны пройти обучение для проведения инвентаризации, а после обучения раз в год повышать свою квалификацию.
Вывод. Объектом исследования выпускной квалификационной
работы является общество с ограниченной ответственностью «Аспет».
Руководство ООО «Аспет» приняло решение о проведение инвентаризации основных средств в связи со сменой материально-ответственного лица.
Период проведения инвентаризации основных средств с 4.03.2019 г. по 07.03.2019 г. Генеральный директор ООО «Аспет» подготовил приказ о проведении инвентаризации основных средств. Была сформирована инвентаризационная комиссии.
В процессе проведения инвентаризации основных средств обеспечивался фактический пересчет основных средств ООО «Аспет» с помощью подсчета. После проведения инвентаризации ООО «Аспет» была обнаружена недостача основных средств на общую сумму 6000 руб.
Таким образом, после проведенного анализа было установлено:
- что инвентаризация основных средств в ООО «Аспет» проводится не регулярно, т.е. нет плановой инвентаризации;
- на предприятии отсутствует постоянная инвентаризационная комиссия, она формируется только перед проведением самой инвентаризации.
- два человека инвентаризационной комиссии не имеют необходимого образования для ее проведения.