Файл: Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 719

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОАО «АК «Транснефть»
РД «Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов»
132
− П2– потолочное при вертикальном расположении оси привариваемой трубы, сварка с поворотом или без поворота;
− Н45– переменное при наклонном (под углом 45 градусов) расположении оси привариваемой трубы, сварка без поворота.
Т а б л и ц а 1 3 .9 - Пространственные положения сварки стыковых соединений труб
Условное обозначение
Схема
Характеристика
Область распространения
Для стыковых соединений деталей
Н1
Нижнее при горизонтальном расположении осей труб, свариваемых с поворотом
Н1
В1
Переменное при горизонтальном расположении осей труб, свариваемых без поворота «на подъем» (допустимое отклонение осей труб от горизонтали ±
25 градусов)
В1, Н1;
В2
Переменное при горизонтальном расположении осей труб, свариваемых без поворота «на спуск» (допустимое отклонение осей труб от горизонтали ±
25 градусов)
В2
Н45*; Н1; Н2, В1; П1; Г
При сварке КСС методом «на подъем»
Н45
Переменное при наклонном (под углом 45 градусов) расположении осей труб, свариваемых без поворота
Н45; В2 При сварке
КСС методом «на спуск»
Примечание:
- Область распространения действительна, если КСС выполнялось по углом 45 градусов. В случае расположения
КСС под углом от 25 до 45 градусов в области распространения следует указать диапазон от 25 до фактического угла наклона КСС при сварке.
- Положение сварки контрольных сварных соединений должно соответствовать требованиям операционной технологической карты на аттестуемую технологию сварки. Технология сварки стыков линейной части трубопровода, сооружаемой в условиях гористой местности с углом наклона к горизонтали более 25 градусов, должна быть аттестована в пространственном положении Н45.
- Для угловых соединений труб, деталей область распространения принимается: Н2 - Н2; В1- В1, Н2, П2; П2- П2,
Н2,В1; Н45-Н45, В1, Н2, П2.
13.3.21 Положение сварки контрольных сварных соединений должно соответствовать требованиям операционной технологической карты на аттестуемую технологию сварки. Если технология сварки предусматривает выполнение производственных сварных соединений в различных пространственных положениях, то сварку контрольных соединений следует

ОАО «АК «Транснефть»
РД «Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов»
133 производить в наиболее трудном из них.
13.3.22 Вид покрытия электродов при ручной дуговой сварке. Для ручной дуговой сварки соединений магистральных трубопроводов могут применяться электроды с основным покрытием (Б) и целлюлозным покрытием (Ц), аттестованные в установленном порядке и регламентированные в разделе 7 настоящего РД. Электроды с основным и целлюлозным покрытием при определении однотипности сварного соединения относят к различным группам
(кроме комбинированной технологии ручной дуговой сварки).
13.3.23 В одну группу допускается объединять сварные соединения, выполняемые с применением одного из следующих типов флюсов:
− плавленые;
− керамические (агломерированные).
13.3.24 Состав защитного газа. В одну группу допускается объединять сварные соединения, выполняемые с применением защитного газа или смеси одного из следующих составов:
− 100 % углекислый газ*.
− от 50 % аргон плюс 50 % углекислый газ (включительно) до 75 % аргон плюс 25 % углекислый газ;
− от 75 % аргон плюс 25 % углекислый газ (включительно) до 85 % аргон плюс 15 % углекислый газ;
− от 85 % аргон плюс 15 % углекислый газ (включительно) до 100% аргон;
− 100 % аргон*.
Примечание:*с учетом допустимых отклонений по ГОСТ 8050-85, ГОСТ 10157-79.
13.3.25 Необходимость подогрева. В одну группу допускается объединять сварные соединения, требующие одно из нижеприведенных условий сварки:
− без подогрева;
− с предварительным подогревом.
13.3.26 Необходимость термической обработки после сварки. В одну группу допускается объединять сварные соединения одной из следующих разновидностей:
− без термической обработки после сварки;
− требующие термической обработки после сварки отпуск от 570 до 650 о
С;
− требующие термической обработки после сварки отпуск от 720 до 740
о
С.
13.3.27 Виды ремонта сварных соединений, выполняемых при исправлении (ремонте) выявленных по результатам неразрушающего контроля дефектов сварного шва, представлены


ОАО «АК «Транснефть»
РД «Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов»
134 в таблице 13.10.
Т а б л и ц а 13 .10 - Виды ремонта сварных соединений
Вид ремонта
Описание ремонта
Область распространения
1
Ремонт дефектов корневого, подварочного или внутреннего (для двухсторонней сварки) слоев шва с частичной выборкой шва изнутри трубы (для труб диаметром 1020 мм и более)
1.
2
Ремонт внутренних дефектов заполняющих слоев шва, внутренних и наружных дефектов облицовочного слоя с частичной выборкой шва снаружи трубы;
1, 2.
3
Ремонт дефектов корневого слоя шва снаружи трубы с полной выборкой шва (сквозным пропилом);
1, 2, 3, 4.
4
Ремонт внутренних и наружных дефектов угловых и нахлесточных соединений с частичной выборкой шва
4.
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   26

13.4
Контрольные сварные соединения (КСС)
13.4.1
Для каждой группы однотипных производственных сварных соединений в процессе аттестации технологии необходимо выполнить одно или несколько контрольных сварных соединений в условиях, тождественных трассовым, с соблюдением всех положений операционных технологических карт и настоящего РД. Конструктивные виды контрольных сварных соединений (КСС), выполняемых в процессе аттестации технологий сварки представлены в таблице 13.3 при этом на одном КСС возможно представление нескольких конструктивных групп сварных соединений.
13.4.2
Число КСС для каждой группы соединений должно быть достаточным для выявления всех особенностей технологии и регистрации параметров процесса, проведения пооперационного, визуального и неразрушающего контроля физическими методами, а также разрушающего контроля – механических испытаний сварных соединений.
13.4.3
Количество и размеры КСС должны отражаться в программе аттестационных испытаний. Для технологий автоматической сварки в среде активных газов (АПГ, АППГ, АПС и др.) количество КСС должно быть не менее 3.
13.4.4
Сварку следует производить с применением труб, материалов и оборудования, указанных в технологической карте и которые будут применены для сооружения, реконструкции и ремонта трубопроводов ОСТ. Стыковые соединения «труба-труба» следует выполнять из полноразмерных труб или «катушек» из труб, предназначенных для сооружения трубопровода. Длина катушек должна составлять не менее одного номинального диаметра трубы. В случае применения для сборки стыков внутреннего центратора длина одной из катушек должна быть достаточной для его размещения в рабочем положении.

ОАО «АК «Транснефть»
РД «Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов»
135 13.4.5
Для аттестации технологии сварки стыков «запорная арматура плюс труба» и
«деталь трубопровода плюс труба», когда вырезка и механические испытания образцов по экономическим или техническим причинам невозможны, выбор КСС производится с учетом следующих положений:
- для аттестации технологии сварки допускается применение катушек-имитаторов деталей и запорной арматуры.
- диаметр и толщина стенки, химический состав трубной стали, класс прочности и термообработка катушек-имитаторов должны соответствовать по группе материала и типоразмерам, материалам и типоразмерам соответствующих деталей или запорной арматуры.
- длина катушек-имитаторов деталей (запорной арматуры), должна составлять не менее
1/2 номинального диаметра, но не менее 250 мм.
- катушки-имитаторы должны иметь разделку кромок, аналогичную заводской разделке деталей (запорной арматуры).
13.4.6
При совпадении значений параметров однотипности КСС катушек-имитаторов и соединений труб с деталями (запорной арматурой), поставляемых разными заводами- изготовителями, решение о распространении результатов имеющейся у организации аттестации на сварку новых деталей (запорной арматуры) принимает главный сварщик ОСТ на основании представленной заявителем технической документации (паспорта и сертификаты на детали, запорную арматуру и трубы, операционные технологические карты по сварке).
13.4.7
Типоразмеры КСС прямых врезок следует устанавливать с учетом требований таблицы 13.7. Длина катушек труб должна обеспечивать возможность качественной подготовки отверстия, сборки и сварки КСС, а также изготовления комплекта образцов для механических испытаний. При этом минимальная длина катушек должна составлять не менее 1 номинального диаметра основной трубы, но не менее 500 мм и обеспечивать расстояние не менее 250 мм от края отверстия до края катушки.
13.4.8
В соединениях прямых врезок с установкой усиливающей накладки
(воротника) каждый из трех швов следует считать отдельным КСС (табл. 13.3), которые выполняются последовательно на одной конструкции по одной технологической карте.
13.4.9
Пространственное положение сварки при аттестации технологии должно соответствовать положению, регламентированному технологической картой и последующему выполнению производственных стыков.
13.4.10 Если в технологической карте предусмотрено выполнение соединений в разных пространственных положениях, то для сварки КСС должно быть выбрано наиболее трудное из них.


ОАО «АК «Транснефть»
РД «Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов»
136 13.4.11 Аттестацию технологии сварки, применяемой для исправления дефектов
(ремонта) сварных швов, следует проводить путем выборки механическим способом условно дефектного участка с последующей заваркой и контролем. Аттестация технологии сварки для всех видов ремонта, представленных в операционной технологической карте организации- заявителя, производится единовременно. На все заявляемые (представленные в одной технологической карте) виды ремонта оформляется одно свидетельство об аттестации и один акт допускных испытаний подрядной организации.
13.4.12 Допускается проводить сварку ремонтных участков различных видов на одном сварном стыке изготовленного из катушек труб длиной не менее 250 мм. Длина ремонтного участка по каждому виду ремонта должна быть достаточной для проведения неразрушающего контроля и механических испытаний, но не менее 150 мм – для кольцевых соединений диаметром от 89 до 377 мм включительно, не менее 200 мм – для соединений диаметром от 426 до 530 мм и не менее 300 мм – для соединений диаметром более 530 мм.
13.4.13 Аттестацию технологии ремонта корневого слоя шва неповоротного стыка со сквозным пропилом (Вид 3) следует выполнять в его потолочной части (в пространственном положении от 4 час до 6 час или от 6 час до 8 час). При этом в процессе работы запрещается производить визуальную оценку степени провара корневого слоя со стороны внутренней поверхности трубы. Расположение участка и пространственное положение для других видов ремонта определяются аттестационной комиссией с учетом анализа результатов неразрушающего контроля соединения.
13.4.14 В протоколе (заключении) по результатам неразрушающего и разрушающего контроля каждый вид ремонта должен быть идентифицирован отдельно.
13.5
Контроль качества контрольных сварных соединений
13.5.1 Контроль качества КСС должен выполняться уполномоченной и аттестованной в установленном порядке лабораторией контроля качества, имеющей в штате аттестованных специалистов по соответствующим методам контроля.
13.5.2 Неразрушающий контроль качества КСС следует производить методами, предусмотренными действующими нормативными документами ОАО АК «Транснефть».
13.5.3 Механические испытания должны проводиться на поверенном оборудовании в испытательных лабораториях, аттестованных в установленном порядке.
13.5.4 В процессе производственной аттестации технологии сварки в зависимости от группы прочности и размера КСС проводятся следующие виды испытаний КСС:
− визуально-измерительный контроль;


ОАО «АК «Транснефть»
РД «Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов»
137
− радиографический контроль;
− ультразвуковой контроль;
− испытание сварного соединения на статическое растяжение;
− испытание сварного соединения на статическое растяжение (цилиндрический образец);
− испытание сварного соединения на статический изгиб;
− испытание сварного соединения на ударный изгиб;
− определение твердости сварного шва и околошовной зоны;
− испытание на сплющивание (для стыковых соединений труб диаметром равным или менее 89 мм);
− испытание на излом (для соединений прямых врезок);
− измерение геометрических размеров швов по макрошлифам для автоматической сварки в среде активных газов, автоматической и механизированной сварки самозащитной порошковой проволокой, двухсторонней сварки под флюсом
13.5.5 Конкретные виды механических испытаний КСС назначаются в соответствии с таблицей 13.11, с учетом прочностных характеристик труб, уровня их качества и условий прокладки трубопровода
Т а б л и ц а 13.11 - Виды механических испытаний сварных соединений при аттестации технологии сварки кольцевых стыков
Группы прочности трубных сталей / уровни качества
Вид испытания
2(
М
03)/2 2(
М
03)/3 3.2(
М
03)/2 3.2(
М
03)/3 2(
М
03)+3.2(
М
03)/2 2(
М
03)+3.2(
М
03)/3
Испытание сварного соединения на статическое растяжение
(плоские образцы)
+ + + + + +
Испытание металла шва на статическое растяжение
(цилиндрические образцы)
- + - + - +
Испытание сварного соединения на статический изгиб
+ + + + + +
Испытание сварного соединения на ударный изгиб
+ + + + + +
Определение твердости по Виккерсу (HV10) металла шва и
ЗТВ
- + + + + +
Оценка геометрических параметров шва по макрошлифам для автоматических способов сварки
+ + + + + +

ОАО «АК «Транснефть»
РД «Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов»
138 13.5.6 Минимальное количество образцов для механических испытаний кольцевых стыков труб представлено в таблицах 13.12 и 13.13. Схема вырезки образцов из неповоротных стыков должна соответствовать рис. 13.1 и рис. 13.2. При наличии требований проектной документации или по требованию Заказчика дополнительно производится вырезка макрошлифов для оценки твердости металла в различных зонах сварного соединения.
Т а б л и ц а 1 3 . 1 2

Вид и количество образцов для механических испытаний сварных соединений труб диаметром 426 мм и более.
Количество образцов для испытаний
На статический изгиб
На ударный изгиб (КСV)*
С расположением корня шва
Толщина стенки трубы, мм
На растяжение
Наружу
Внутрь
На изгиб боковой поверхностью (на ребро)
По шву
По
ЗТВ**
До 12 вкл.
4 4
4 0
3 3 от 12 до 19,0 вкл.
4 0
0 8
3 3
Более 19,0 4
0 0
8 6***
6***
* – КСV – образцы типа IX и Х с острым надрезом (Шарпи) по ГОСТ 6996, для труб с классом прочности К54 и более количество образцов удваивается.
** – ЗТВ – зона термического влияния. Надрез выполняется по линии сплавления (ЛС);
*** – три образца (тип IХ) из нижних (внутренних) слоев шва и три образца (тип IХ) из верхних (наружных) слоев шва.
Т а б л и ц а 1 3 . 1 3 Вид и количество образцов для механических испытаний сварных соединений труб диаметром до 377 мм.
Количество образцов для испытаний
На растяжение
На изгиб с расположением корня шва
Наружный диаметр, мм
Толщина стенки, мм
Плоский образец
Трубчатый образец
Наружу
Внутрь
На ребро
На сплющива ние
Всего
≤ 89 2,0 – 5,0

3



3 6
До 12,0 вкл. 2

2 2


6
От 89 до 377
>12,0 2



4

6 13.5.7
В процессе производственной аттестации технологии сварки трубопроводов подземной прокладки в зонах с сейсмичностью более 8 баллов и наземной прокладки с сейсмичностью более 6 баллов должны быть проведены следующие виды механических испытаний КСС:
− испытание сварного соединения на статическое растяжение;
− испытание металла шва на статическое растяжение;
− испытание сварного соединения на статический изгиб;
− испытание сварного соединения на ударный изгиб;