Файл: Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 708

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОАО «АК «Транснефть»
Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов
РД
35 после выполнения не менее 60 % периметра корневого слоя шва. При этом участки корневого слоя шва должны равномерно располагаться по периметру стыка. После снятия центратора все сваренные участки должны быть зачищены, а их концы обработаны абразивным кругом.
8.5.6 Допускается снятие центратора сразу после установки прихваток в соответствии с требованиям 8.3.17 - 8.3.24 с обязательным их удалением в процессе сварки корневого слоя шва.
8.5.7 Удаление наружного центратора при сборке стыков труб и запорной арматуры допускается после выполнения прихваток и установки страховочных опор.
8.5.8 Опуск трубы на опоры (лежки) разрешается:
- после выполнения корневого слоя шва ручной дуговой сваркой электродами с основным видом покрытия, механизированной сваркой в среде углекислого газа и автоматической сваркой проволокой сплошного сечения в защитных газах;
- после выполнения корневого слоя шва и горячего прохода ручной дуговой сваркой электродами с целлюлозным видом покрытия и при сварке участков трубопровода прокладываемого в сейсмоопасных зонах, а также при сварке участков трубопровода класса прочности К65, К70.
8.5.9 До полного завершения сварки стыка не допускается перемещать или подвергать любым внешним воздействиям стыки захлестов, соединений труба – соединительная деталь трубопровода, труба – запорная арматура, а также ремонтируемые стыки.
8.5.10 Сварка всех слоев шва для труб диаметром более 377 мм выполняется не менее чем двумя сварщиками, за исключением применения технологий двухсторонней автоматической сварки и ручной дуговой сварки подварочного слоя шва.
8.5.11 Корневой слой шва стыков труб диаметром от 1020 до 1220 мм при возможности подвергается визуально измерительному контролю изнутри трубы.
8.5.12 Выполнение подварочного слоя стыков труб диаметром от 1020 до 1220 мм производится в случаях:
− выполнения сварки разнотолщинных стыков труб или стыков «труба − соединительная деталь» и «труба
− запорная арматура», «переходное кольцо-корпус запорной арматуры» – по всему периметру сварного соединения;
− в местах видимых дефектов – несплавлений, непроваров и других поверхностных дефектов, а также на участках периметра со смещениями кромок более 2 мм (при условии, что эти смещения являются допустимыми). В этом случае общая протяженность участков


ОАО «АК «Транснефть»
Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов
РД
36 подварки не должна превышать 1/2 периметра трубы.
8.5.13 Перед выполнением подварочного слоя следует проконтролировать температуру изнутри трубы, которая должна составлять от 50 до 250°С. В случае снижения температуры ниже 50°С следует произвести подогрев стыка до температуры 50
+30
°С.
8.5.14 Подварка изнутри трубы должна осуществляться ручной дуговой сваркой электродами с основным видом покрытия диаметром 3,2 (3,0) мм.
8.5.15 Сварка всех слоев шва должна осуществляться в укрытиях (палатках) надежно защищающих свариваемые стыки от атмосферных осадков, ветра и т.д.
8.5.16 Количество слоев шва в зависимости от толщины стенки трубы и применяемой технологии сварки, должно соответствовать требованиям раздела 9 настоящего РД.
Минимальное и максимальное количество слоев шва указывается в технологической карте и подтверждается результатами аттестации технологии сварки.
8.5.17 Минимальное количество слоев шва (не включая подварочный и корректирующий слой) для комбинированных вариантов технологии сварки определяется суммарно по каждой из применяемой технологии сварки. Горячий проход, подварочный и корректирующий слой и в технологических картах указываются отдельно.
8.5.18 В сварных соединениях труб, соединительных деталей, запорной арматуры при ширине раскрытия кромок более 14 мм, применяется «валиковая» сварка заполняющих и облицовочного слоев шва. Ширина каждого валика должна составлять от 9 до 12 мм.
Смежные валики должны перекрывать друг друга на величину, составляющую не менее 1/3 от ширины одного валика. Валики облицовочного слоя должны иметь плавный переход к основному металлу. Количество валиков сварного шва отражается в операционно- технологической карте.
8.5.19 В процессе сварки горизонтальных стыков и стыков, имеющих отклонение от горизонтали до величины
±45 градусов, облицовочный слой шва следует выполнять не менее чем в два прохода (валика), если толщина стенки составляет до 12,5 мм и трех для толщин стенок от 12 до 15 мм
8.5.20 В процессе сварки стыка производится послойная зачистка механическим способом всех слоев шва от шлака и брызг металла.
8.5.21 При изготовлении укрупненных заготовок заполняющие и облицовочные слои шва могут выполняться с периодическим поворотом стыка в удобное для сварщика положение, чтобы исключить сварку в потолочном положении. При этом должна обеспечиваться сохранность наружной изоляции труб и фитингов.
8.5.22 Сварку каждого прохода следует начинать и заканчивать с обеспечением


ОАО «АК «Транснефть»
Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов
РД
37 следующих минимальных расстояний от заводских швов труб, соединительных деталей:
- 50 мм для диаметров менее 820 мм;
- 100 мм для диаметров 820 мм и более.
8.5.23 Место начала сварки каждого последующего слоя должно быть смещено относительно начала предыдущего слоя шва не менее чем на 30 мм.
8.5.24 Места окончания сварки смежных слоев шва («замки» шва) должны быть смещены относительно друг друга на расстоянии от 70 до 100 мм.
8.5.25 При многоваликовой сварке толстостенных элементов (один проход выполняется несколькими валиками) места начала сварки и «замки» соседних валиков должны быть смещены один относительно другого не менее чем на 30 мм.
8.5.26 Не допускается оставлять незаконченными сварные соединения с толщинами стенок до 10,0 мм включительно.
8.5.27 Не следует оставлять не полностью сваренные стыки с толщинами стенок более
10,0 мм. В случае, когда производственные условия не позволяют завершить сварку, стыков труб с толщиной стенки более 10 мм, необходимо соблюдать следующие требования:
− стык должен быть сварен не менее чем на 2/3 толщины стенки трубы;
− незавершенный стык следует накрыть водонепроницаемым теплоизолирующим поясом, обеспечивающим замедленное и равномерное остывание;
− перед возобновлением сварки стык должен быть вновь нагрет до требуемой минимальной межслойной температуры;
− стык должен быть полностью завершен в течение 24 часов.
8.5.28 Не допускается оставлять не полностью сваренные стыки из сталей прочностных классов К65 - К70, стыки при выполнении специальных сварочных работ – сварке захлестов, разнотолщинных соединений труб и соединений труба
− соединительная деталь трубопровода, труба
− запорная арматура, а также при выполнении ремонта сварных соединений.
8.5.29 В случае не соблюдения требований 8.5.27, .8.5.28 стык подлежит вырезке.
8.5.30 Обратный кабель (заземление) следует присоединять с помощью специальных контактных устройств, исключающих образование искрений на теле трубы в процессе сварки.
Конструкция устройств должна обеспечивать токоподвод преимущественно в разделку кромок труб. Запрещается приваривать к телу трубы какие-либо крепежные элементы обратного кабеля.
8.5.31 Рабочее место сварщика, а также свариваемая поверхность должны быть

ОАО «АК «Транснефть»
Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов
РД
38 защищены от дождя, снега и ветра укрытием (палаткой) из несгораемого материала (при сварке самозащитными порошковыми проволоками допускается применять только защиту от осадков (навес). Допустимая скорость ветра при выполнении сварочных работ определяется в зависимости от выбранных способа сварки и сварочных материалов и указывается в технологической карте сборки и сварки. При ручной дуговой сварке электродами с основным видом покрытия допускаемая скорость ветра в зоне сварки, измеряемая анемометром, составляет не более 10 м/с, при механизированной сварке самозащитными порошковыми проволоками (типа Innershield) – не более 15 м/с, при механизированной сварке проволокой сплошного сечения и порошковой проволокой в углекислом газе и смесях – не более 6 м/с, а при сварке в смесях газов на основе аргона – не более 2 м/с.
8.5.32 Маркировку сварных стыков следует производить несмываемыми маркерами или краской на наружной поверхности трубы на расстоянии 100-120 мм от сварного шва в верхней четверти периметра трубы.
8.6 Сварка труб с силикатно-эмалевым покрытием
8.6.1 В процессе сборки и сварки технологических трубопроводов не связанных с транспортом нефти и нефтепродуктов из труб с силикатно-эмалевым покрытием, необходимо полностью выполнять рекомендации завода изготовителя таких труб, для чего в технологические карты по сварке должны быть внесены специальные указания. При отсутствии специальных требований сварку следует выполнять в соответствии с требованиями настоящего раздела РД.
8.6.2 Торцы труб и соединительных деталей на стадии их подготовки должны быть очищены от загрязнений на расстоянии 100 мм от кромок, обезжирены с помощью ацетона и просушены.
8.6.3 В процессе подготовки труб и соединительных деталей к сборке необходимо производить их подбор таким образом, чтобы отклонения внутренних диаметров стыкуемых труб были минимальными.
8.6.4 На подготовленные притупления и внутренние поверхности концов труб нанести валик из шликера (эмалевой фритты) шириной от 5 до 10 мм, толщиной от 1,5 до 2 мм. Затем просушить шликер с помощью газовой горелки при температуре не выше 100°С
(высушенный шликер имеет белый цвет). Допускается нанесение шликера на предварительно нагретые кромки стыков.
8.6.5 Сборка труб и труб с соединительными деталями должна производиться встык без зазора, на сборочных центраторах, без рихтовки кромок соединяемых элементов.


ОАО «АК «Транснефть»
Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов
РД
39 8.6.6 Геометрические элементы и размеры подготавливаемых кромок свариваемых труб, фасонных деталей и сварных швов должны соответствовать схеме представленной на рисунке 8.1. Фаски труб и соединительных деталей должны иметь угол скоса кромок 30
+2,5
° и притупление, равное 2
+0,5
мм.
8.6.7 Прихватки, предназначенные для соединения сопрягаемых элементов должны обеспечивать их крепление на период сварки конкретного стыка (узла). Длина прихваток должна быть не менее 15 - 30 мм, а размеры катетов не должны превышать 2,5-3 мм.
Количество прихваток должно быть не менее трех по периметру стыка. Поверхность сборочных прихваток должна быть тщательно очищена от шлака и подвергнута внешнему осмотру. Забракованные прихватки должны быть удалены абразивным инструментом и выполнены вновь.
8.6.8 В процессе сборки стыков должно быть исключено попадание влаги и других загрязнений в места сопряжения соединяемых элементов. Перед нанесением прихваток следует произвести предварительный подогрев до температуры 50+20°С во избежание повреждений внутреннего силикатно-эмалевого покрытия, нанесенного в заводских условиях.
8.6.9 Процесс сварки должен обеспечивать оплавление ранее нанесенного силикатно- эмалевого покрытия и сплавление его с основной эмалью трубы за счет регулирования теплового вложения в свариваемые кромки.
8.6.10 Зажигание (возбуждение) дуги следует выполнять в разделке кромок сварного соединения или на ранее выполненной части шва. Запрещается возбуждать дугу и выводить кратер на основной металл за пределы шва.
8.6.11 Ожоги поверхности основного металла сварочной дугой не допускаются. В случае их появления они должны быть зачищены абразивным инструментом на глубину 0,3-
0,5мм.
8.6.12 Каждый последующий валик (слои) многослойного шва следует выполнять после тщательной очистки предыдущего валика (слоя) от шлака и брызг металла. Участки шва с порами, трещинами и раковинами должны быть удалены до наложения последующих слоев.
8.6.13 Начало и конец швов надлежит выводить на наплавленный металл при условии тщательного заплавления кратера и последующей его зачистки абразивным инструментом.
8.6.14 Прожоги в процессе наложения первого слоя шва не допускаются.
8.6.15 Соединение труб имеющих силикатно-эмалевое покрытие производится выполнением сварного соединения с регламентируемым непроваром корня шва и повышенным усилением (рисунок 8.1) наружного шва (выпуклость).
8.6.16 Стыки с повышенным усилением наружного шва (выпуклостью) должны иметь


ОАО «АК «Транснефть»
Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов
РД
40 притупление от 2,0 до 2,5мм, собираться встык без зазора и завариваться ручной дуговой сваркой покрытыми электродами с регламентированным конструктивным непроваром величиной не более 10% толщины стенки трубы.
8.6.17 Швы с повышенным усилением сварного шва должны выполняться с усиливающейся наплавкой высотой не менее З мм и шириной, равной не менее 2,5 толщин соединяемых труб (рисунок 8.1).
8.6.18 По окончании сварки поверхности швов должны быть очищены от шлака и брызг.
8.6.19 Результаты усиления швов должны быть отмечены в исполнительной схеме
(сварочном формуляре) с указанием их порядкового номера.
8.6.20 Режимы ручной дуговой сварки указаны в таблице 8.5.
Рисунок 8.1 - Геометрические параметры сварных соединений труб с силикатно-эмалевым покрытием с повышенным усилением.
Таблица 8.5 - Режимы сварки труб с силикатно-эмалевым покрытием.
Сила сварочного тока, А, при различных пространственных положениях шва
Диаметр электрода,
мм
Нижнее положение
Вертикальное положение
Потолочное положение
2,5/2,6 65-75 70-80 80-90 3,0/ 3,2 80-90 90-105 100-110 8.6.21 Увеличение геометрических размеров швов не является дефектом при условии обеспечения плавного перехода от оси шва к основному металлу.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26