Файл: Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 613

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОАО «АК «Транснефть»
Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов
РД
27 подтверждены результатами аттестации технологии сварки.
8.3.3 Работу по сборке и сварке соединений «переходное кольцо (переходная катушка)+корпус арматуры», а также стыков «труба+переходное кольцо арматуры
(переходная катушка)» рекомендуется выполнять на стадии подготовки укрупненных заготовок в стационарных условиях, обеспечивающих возможность позиционирования и фиксации стыков в удобном для сварки пространственном положении. Типовые варианты соединения «переходное кольцо плюс корпус арматуры» представлены на рисунке 10.1
(Б;В;Г), а типовой вариант соединения «труба плюс переходное кольцо арматуры» – на рисунке 10.1 (А).
8.3.4 В случае применения запорной арматуры без приваренных (заводских) переходных колец под сварку монтаж узлов трубопроводов следует начинать с приварки переходных колец или катушек к торцам запорной арматуры. Стыкуемый с корпусом торец переходного кольца, катушки должен иметь заводскую фаску или фаску после механизированной газовой резки и обработки СПК. Рекомендуемая длина катушки – не менее диаметра трубы. Минимально допустимая длина переходного кольца не менее 250 мм.
8.3.5 Сборка и сварка трубных элементов с запорной арматурой производится в открытом положении запорной арматуры.
8.3.6 Смещение кромок электросварных труб после сборки не должно превышать:
− для труб с толщиной стенки 10,0 мм и более - 20 % от нормативной толщины стенки, но не более 3,0 мм.
− для труб с толщиной стенки менее 10,0 мм - 20 % от нормативной толщины стенки трубы.
− при сборке труб с толщиной стенки более 10 мм, с применением внутреннего центратора, смещение кромок должно составлять не более 2,0 мм. Для труб с толщиной стенки более 15 мм допускаются локальные смещения кромок до 3 мм при общей протяженности участков с такими смещениями не более 1/6 периметра стыка.
8.3.7 Внутреннее смещение кромок в стыках бесшовных труб не должно превышать:
− 0,5 мм для труб с толщинами стенок от 1,0 до 3,4 мм;
− 1 мм для труб с толщинами стенок от 3.5 до 4,9 мм ;
− 1,5 мм для труб с толщинами стенок от 5,0 до 8,0 мм;
− 2,0 мм для труб с толщинами стенок 8,1 мм и более.
− для труб с нормативной толщиной стенки 10,0 мм и более допускаются местные внутренние смещения кромок не превышающие 3,0 мм на длине не более 100 мм.

ОАО «АК «Транснефть»
Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов
РД
28 8.3.8 Измерение величины внутреннего смещения бесшовных труб следует выполнять шаблоном. Допускается измерение величины смещения кромок бесшовных труб по наружным поверхностям с одновременным измерением толщины стенки трубы в месте замера.
8.3.9 При сборке соединений «переходное кольцо плюс корпус арматуры» величина смещения кромок, измеряемого по внутренним поверхностям, должна составлять не более
2 мм.
8.3.10 Для изготовления двух или трех трубных секций при односторонней или двухсторонней автоматической сварке под флюсом следует применять трубы с одинаковой нормативной толщиной стенки.
8.3.11 При сборке заводские продольные швы следует смещать относительного друг друга не менее чем на 75 мм – при диаметре труб до 530 мм включительно, на 100 мм – при диаметре труб более 530 мм.
8.3.12 В случае технической невозможности соблюдения требований 8.3.11 (захлесты, приварка кривых холодного гнутья и т.д.) любое изменение расстояния между смежными швами в каждом отдельном случае должно быть подтверждено с представителем службы независимого технического надзора и отражено в исполнительной документации (в сварочном журнале).
8.3.13 При установке зазора в стыках, выполняемых различными способами сварки, следует руководствоваться требованиями таблицы 8.1.
8.3.14 Сборку стыков труб диаметром 377 мм и более следует производить на внутренних центраторах гидравлического или пневматического типов. Центратор не должен оставлять царапин, задиров, масляных пятен на внутренней поверхности труб.
8.3.15 Сборку на внутреннем центраторе стыков труб и деталей с заводской или подготовленной специализированными станками разделкой кромок следует осуществлять без прихваток. Если в процессе установки технологического зазора возникла объективная необходимость в установке прихваток, то они должны быть полностью удалены в процессе сварки корневого слоя шва.
8.3.16 На трубопроводах диаметром менее 100 мм, допускается не удалять выполненные прихватки, при условии запиливания мест начала и окончания прихваток с целью их последующего плавного сопряжения с участками выполняемого корневого слоя.
8.3.17 При выполнении захлестов, в том числе путем вварки катушки, стыков соединений труба
− соединительная деталь, труба − запорная арматура, а также в случаях, когда применение внутренних центраторов технически невозможно, сборку соединений следует осуществлять на наружных центраторах (сборочных приспособлениях).


ОАО «АК «Транснефть»
Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов
РД
29 8.3.18 При сборке труб под двустороннюю автоматическую сварку поворотных стыков труб на трубосварочной базе допускается выполнение одной прихватки длиной 200 мм.
Прихватка выполняется на режиме сварки первого наружного слоя шва, с обязательным запиливанием начального и конечного участка прихватки.
Т а б л и ц а 8 . 1 - Величина зазоров в стыках, выполняемых различными способами сварки
Способ сварки
Диаметр электрода или сварочной проволоки, мм
Величина зазора, мм
Автоматическая сварка в среде защитных газов на оборудовании
CRC-Evans AW
0,9 / 1,0
Без зазора. Допускается наличие зазора не более 0,5 мм на участках стыка длиной до
100 мм
Автоматическая сварка в среде защитных газов на оборудовании
Serimer Dasa
1,0
Без зазора.
Допускаются локальные зазоры до 1,0 мм на длине до 100 мм
Автоматическая сварка в среде защитных газов на оборудовании
СWS.02 1,0
Без зазора. допускаются локальные зазоры до 0,5 мм на длине до 100 мм
Автоматическая сварка проволокой сплошного сечения в среде защитных газов головками системы PWT и RMS
1,2
Без зазора.
Допускается наличие зазора не более
0,5 мм
Автоматическая сварка методом
STT
1,14 2,5 – 4,0
Автоматическая сварка методом
УКП
1,14 3,0
− 4,0
Двусторонняя автоматическая сварка под флюсом
3,0 / 3,2 / 4,0
Без зазора.
Допускается наличие зазора не более 0,5 мм на участках стыка длиной до 100 мм
Ручная дуговая сварка электродами с основным видом покрытия
2,5 / 2,6 3,0 / 3,2 2,0 – 3,0 2,5 – 3,5
Ручная дуговая сварка электродами с целлюлозным видом покрытия
(на спуск)
3,2 4,0 1,0 – 2,5 1,5 – 2,5
Ручная дуговая сварка электродами с целлюлозным видом покрытия
(на подъем)
3,2 1,5 – 3,5
Механизированная сварка методом
STT
1,14 2,5 – 4,0
Механизированная сварка методом
ВКЗ
1,14 1,5
− 4,0
Механизированная сварка методом
УКП
1,14 2,5 – 3,5
Механизированная сварка самозащитной порошковой проволокой
1,7 (1,6)
2,5 – 3,5
Аргонодуговая сварка 1,6-2мм
1
+0.5
для толщин 2,0-3,0мм
1,5
± 0,5
для толщин 3,2-4,0мм
Примечание: Сборка труб с силикатно-эмалевым покрытием независимо от способа сварки производится без зазора.

ОАО «АК «Транснефть»
Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов
РД
30 8.3.19 В случае технической невозможности сборки стыков без прихваток разрешается их установка в соответствии с требованиями представленными в таблице 8.2, с последующим удалением в процессе выполнения корневого слоя шва.
8.3.20 Сборка стыков труб, переходных колец и запорной арматуры производится с применением центратора, подготовленного для сборки стыка с различными наружными диаметрами соединяемых элементов.
Т а б л и ц а 8.2 - Требования к количеству и протяженности прихваток.
Диаметр стыкуемых элементов, мм
Минимальное количество прихваток
Длина прихваток
1067 и более 4 150
-
200 820 ÷ 1067 включительно 4 100
-
150 426≤ D ≤ 720 включительно 3 60
-100 219 ≤ D < 426 включительно
3 40 - 60 159 ≤ D< 219 включительно
2 30 - 50 14 ≤ D <159 включительно
2 10 - 15 8.3.21 При сборке захлестов, труб с запорной арматурой диаметром 530-1220 мм количество прихваток следует увеличить на одну, а длину на 15-20 мм от максимальной длины прихваток.
8.3.22 Режимы сварки при выполнении прихваток должны соответствовать режимам сварки корневого слоя шва.
8.3.23 Установка прихваток и сварка соединений диаметром до 377 мм выполняются одним электросварщиком, а соединения большего диаметра – двумя электросварщиками одновременно.
8.3.24 Прихватка стыков диаметром до 377 мм должна производиться тем же сварщиком, который будет выполнять сварку корневого слоя шва.
8.3.25 Прихватки следует выполнять на следующем расстоянии от заводских продольных швов:
- для труб диаметром менее 100 мм – не менее половины диаметра;
- для труб диаметром более 100 мм – не менее 100 мм.
159>
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

8.4 Предварительный подогрев
8.4.1 Перед началом выполнения сварки корневого слоя шва или установкой прихваток, производится подогрев торцов труб и прилегающих к ним участков в соответствии с требованиями настоящего раздела.
8.4.2 Предварительный подогрев стыков труб с толщиной стенки менее 17 мм, при

ОАО «АК «Транснефть»
Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов
РД
31 необходимости проведения подогрева, должен осуществляться c помощью установок индукционного нагрева или кольцевых пропановых горелок.
8.4.3 Предварительный подогрев стыков труб с толщиной стенки 17 мм и более должен осуществляться c помощью установок индукционного нагрева.
8.4.4 Средства нагрева должны обеспечивать равномерный подогрев торцов по периметру стыка и прилегающих к нему участков поверхностей труб в зоне шириной 150 мм
(±75 мм в обе стороны от стыка).
8.4.5 Подогрев не должен нарушать целостность изоляции. В случае применения газопламенного нагрева следует применять термоизолирующие пояса и/или боковые ограничители пламени.
8.4.6 Продолжительность подогрева определяется экспериментально для каждого подогревателя в зависимости от температуры окружающего воздуха и толщины стенки трубы.
8.4.7 Режимы предварительного подогрева при сварке корневого слоя шва электродами с основным видом покрытия и проволокой сплошного сечения в среде защитного газа приведены в таблице 8.3.
Т а б л и ц а 8.3 – Температура предварительного подогрева при сварке корневого слоя шва электродами с основным покрытием, автоматической сваркой в защитных газах и механизированной сваркой проволокой сплошного сечения.
8.4.8 Минимальная температура предварительного подогрева стыков из стали класса прочности К65 - К70 независимо от условий прокладки и температуры окружающего воздуха

ОАО «АК «Транснефть»
Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов
РД
32 должна составлять 130
°С.
8.4.9 Минимальная температура предварительного подогрева стыков труб прочностных классов К56-К60 любыми разрешенными методами сварки (кроме случая сварки корневого слоя шва электродами с целлюлозным видом покрытия) должна составлять «плюс»
50°С при температуре окружающего воздуха выше 0°С и «плюс» 100°С при температуре окружающего воздуха ниже 0°С.
8.4.10 Режимы предварительного подогрева труб при сварке корневого слоя шва электродами с целлюлозным видом покрытия приведены в таблице 8.4.
Т а б л и ц а 8 . 4 – Условия предварительного подогрева при сварке корневого слоя шва электродами с целлюлозным видом покрытия
8.4.11 При двухсторонней автоматической сварке под флюсом поворотных стыков труб диаметром от 1020 до 1220 мм на трубосварочных базах осуществляется предварительный подогрев до «плюс» 50
+30
°С при температуре окружающего воздуха ниже 0
°С и/или при наличии влаги на торцах труб.
8.4.12 При выполнении работ по сварке захлестов минимальная температура предварительного подогрева должна составлять «плюс» 100
+30
°С.
8.4.13 При выполнении ремонтных работ по устранению дефектов сварных


ОАО «АК «Транснефть»
Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов
РД
33 соединений изнутри и снаружи трубы независимо от температуры окружающего воздуха и толщины стенки трубы и эквивалента углерода следует произвести предварительный подогрев до минимальной температуры 100
°С. Подогрев ремонтных участков общей протяженностью менее 100 мм допускается осуществлять местным подогревом однопламенной горелкой снаружи трубы. В других случаях необходим равномерный предварительный подогрев всего периметра стыка в соответствии с требованиями п.п.8.4.2 и 8.4.3.
8.4.14 Температуру предварительного подогрева стыков труб различных прочностных классов, разнотолщинных труб или разнотолщинных соединений устанавливают по максимальному значению, требуемому для одного из стыкуемых элементов.
8.4.15 Температуру предварительного подогрева кромок запорной арматуры принимают на 20°С ниже указанных в таблицах 8.3, 8.4. При выполнении подогрева стыков следует контролировать равномерность нагрева элементов соединения. При наличии в паспорте на запорную арматуру требований завода-изготовителя по максимально допустимой температуре нагрева корпуса в рабочей зоне для соединений «переходное кольцо плюс корпус арматуры» следует предпринять меры по ограничению температуры корпуса в рабочей зоне.
Для этой цели рекомендуется применять кольцевые пропановые горелки, оборудованные боковым ограничителем пламени и/или осуществить по согласованию с Заказчиком мероприятия по сопутствующему охлаждению корпуса запорной арматуры.
8.4.16 Контроль соблюдения требований по температуре предварительного подогрева производится поверенным контактным или бесконтактным термометром с погрешностью измерений не более 10°С или термокарандашами.
8.4.17 Замер температуры во всех случаях производится не менее чем в четырех точках по периметру стыка на расстоянии от 60 до 75 мм от торца.
8.4.18 Межслойная температура в процессе выполнения сварных швов труб из сталей прочностных классов до К60 включительно должна находиться в пределах от 50 до 250
°С, а из сталей прочностных классов К65 - К70
− от 100 до 250°С если иное не обусловлено особенностью применяемого метода сварки.
8.4.19 Величина межслойной температуры для стыков «переходное кольцо плюс корпус арматуры» должна составлять от 50 до 180°С, а для стыков «труба плюс переходное кольцо арматуры» от 50 до 250°С.
8.4.20 Не допускается производство сварочных работ при температуре свариваемого соединения ниже регламентированных настоящим разделом. Необходимо остановить процесс сварки, произвести подогрев стыка до заданного значения межслойной температуры,


ОАО «АК «Транснефть»
Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов
РД
34 возобновить процесс сварки. При невыполнении данных требований стык подлежит вырезке.
8.4.21 Допускается проведение сопутствующего подогрева с помощью однопламенных горелок в случае снижения температуры предварительного подогрева непосредственно перед сваркой корневого слоя шва на 10°С ниже регламентированной температуры 50°С; на 20°С ниже регламентированной температуры 100°С и на 30°С ниже регламентированных температур 150°С и 200°С.
8.4.22 С целью предотвращения быстрого остывания стыков после сварки следует применять защитные теплоизолирующие пояса (кожухи).
8.5 Сварка кольцевых стыков
8.5.1 Сварные соединения труб, деталей трубопровода и запорной арматуры
(задвижки, обратные клапаны и т.д.) диаметром до 1220 мм выполняются с применением технологий, указанных в разделе 9 настоящего РД.
8.5.2 Для выполнения соединений труб, деталей трубопровода и запорной арматуры
(задвижки, обратные клапана и т.д.) не связанных с перекачкой нефти и нефтепродуктов диаметром от 14 до 426 мм дополнительно могут быть использованы следующие технологии и варианты сварки:
- ручная аргонодуговая сварка неплавящимся электродом (с присадкой в среде аргона) соединений диаметром от 14 до 89 мм с толщиной стенки от 1,0 до 4,0 мм;
-комбинированная сварка стыков диаметром от 57 до 426 мм с толщиной стенки от 4,0 до 10,0 мм: корневой слой – неплавящимся электродом (с присадкой) в среде аргона, последующие слои – электродами с покрытием основного вида.
8.5.3 Сварочные материалы следует выбирать в соответствии с требованиями раздела
7 настоящего РД.
8.5.4 Зажигание дуги следует производить в разделке кромок или с поверхности уже выполненных участков шва. Запрещается зажигать дугу на поверхности трубы или детали.
Удаление (сдвиг) внутреннего центратора разрешается после выполнения всего периметра корневого слоя шва независимо от способа сварки (кроме сварки электродами с целлюлозным видом покрытия). При сварке труб электродами с целлюлозным видом покрытия, а также при сварке участков нефтепровода прокладываемых в сейсмоопасных зонах и при сварке участков нефтепровода класса прочности К65, К70, независимо от вида применяемых материалов, удаление центратора осуществляется после выполнения корневого слоя шва и горячего прохода.
8.5.5 При выполнении сборки стыков на наружном центраторе он может быть удален