Файл: Конспект урока по литературе в 11 классе Пьеса М. Горького "На дне" как социальнофилософская драма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Стержнем работы над каждым актом является последовательное наблюдение за развитием действия, за внутренней логикой этого развития в данном акте. Наблюдения учеников за развитием действия должно быть неотрывно от проникновения в характеры действующих лиц.

При анализе драмы предметом постоянного внимания является речь персонажа, ее своеобразие, так как характер персонажа, его социальное лицо, душевное состояние выявляет речь.

Надо помнить, что отбор слов, их звучание (интонация) непосредственно связывается с подтекстом. Раскрыть подтекст – это значит вскрыть сущность пьесы, взаимосвязь между причинами поступков персонажа и их внешним проявлением. Если ученики научатся понимать подтекст, значит, мы воспитали хорошего читателя и зрителя.

Большое значение в работе над пьесой имеет выразительное чтение. При этом ученик с позиции зрителя переходит на позицию исполнителя.

Автор, его отношение к происходящему – главный вопрос, когда-либо стоящий перед изучением любого произведения. В драматическом произведении позиция автора скрыта более, чем в произведениях другого рода. Учителю предстоит с этой целью привлечь внимание учеников к замечаниям, сделанным автором для актеров и предложить подумать, как писатель относится к своим персонажам.

В процессе анализа полученные наблюдения учитель должен обобщать. На заключительных уроках в обобщенном виде встают те вопросы, на которые искали ответа ученики в процессе анализа пьесы, организовывать конкурсы чтецов отдельных сцен. Итоговое занятие, по сути, начинается уже с работы над последним действие пьесы, когда разрешается конфликт и автор-драматург как бы подводит итог.

Чтение по ролям так же показывает степень понимания школьниками драматического произведения. Учитель по-разному может подойти к распределению ролей. Домашним заданием к такому уроку может быть письменное или устное составление характеристики героя, чью роль будет исполнять ученик.

В связи с изучением драмы ученик должен овладеть рядом теоретико-литературных понятий. Некоторые из них должны войти в активный словарь школьников: акт, действие, явление, монолог, диалог, перечень действующих лиц, ремарки. По мере проникновения в драму словарь школьников пополняется терминами: конфликт, сюжет, экспозиция, завязка кульминация, развязка, жанры (комедия, драма, трагедия), пьеса, спектакль.


Следует поставить вопрос и о логике построения занятий. В условиях средней школы это не снижает ни самостоятельности, ни творческой активности мысли учащихся.


    1. Обзор школьных программ по литературе

Школьные программы по литературе подчеркивают, что важнейшая цель изучения литературы в школе – это развитие личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры, приобщение учащихся к искусству слова, богатствам русской классической и зарубежной литературы, развитие художественного восприятия как условия постижения авторского видения окружающего мира, отображенных в произведениях человеческих характеров, ценностных ориентаций и нравственных проблем, волнующих писателя.

На данный момент школьный учитель имеет огромный выбор программ по литературе: А.Г. Кутузова, В.Я. Коровиной, Г.С. Меркина и т.д.


  • Программа под редакцией А.Г. Кутузова6.

Программа под редакцией А.Г. Кутузова разработана для учащихся в 5-11 классов средней школы, а также для профильных гуманитарных классов. Данная программа под литературным образованием понимает освоение литературы как искусства слова, а изучение литературного произведения как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности. Автор программы считает, что уроки литературы должны формировать такого читателя, который способен был бы полноценно воспринимать произведения в контексте духовной культуры человечества и самостоятельно общаться с искусством слова; формировать и развивать умение грамотного и свободного владения устной и письменной речью посредством серьёзного изучения основных эстетических и теоретико-литературных понятий (изучению теории литературы отводится особое место!).

Программа содержит практическую направленность обучения в каждом классе: в 5 кл. – переход от литературного чтения к изучению литературы, в 6-9 кл. – изучение литературы как искусства слова, в 10-11 кл. – изучение литературы в историко-культурном и историко-функциональном аспектах. А учебные цели охватывают деятельность учащихся на каждом этапе литературного развития: 5-8 кл. – обучение эстетическому анализу; 9 кл. – интерпретация текстов; 10-11 кл. – усвоение художественного мира писателя в историко-культурном аспекте. В данной программе широко представлены произведения мировой литературы. В программе Кутузова расширен жанровый аспект литературы. Важное место занимают разделы «Мифы» и «Фольклор». Введён курс «Духовная литература».



Но в программе нет традиционного раздела «Развитие связной речи учащихся». Взамен предлагается система коммуникативно-творческих работ: «Творческая мастерская», «Творческий практикум», «Творческое задание», «Самостоятельный анализ выбранного произведения», ежегодная «Итоговая читательская конференция» и др.

Для изучения литературы в основной школе отводится всего 2 часа, а в средней – 3. Творчество Горького изучается только в 11 классе. На изучение отводится всего лишь 5 часов. Предлагается познакомиться с следующим материалом: «Старуха Изергиль». Романтизм ранних рассказов. Система художественных образов. Своеобразие композиции как воплощение писательского замысла. «На дне». Философско-эстетическая проблематика пьесы, своеобразие жанра и конфликта. Спор о человеке, его предназначении и судьбе. Система персонажей пьесы. Авторская позиция и способы ее реализации.

На первом уроке рассматриваются ранние романтические рассказы на примере «Старухи Изергиль», а на последующих – пьеса «На дне».

Авторами-составителями предусмотрен творческий практикум в виде рецензии на спектакль.

  • Программа под редакцией В.Я. Коровиной7

Программа В.Я. Коровиной базовая, то есть она рассчитана на использование её в средней школе. Данная программа считает, что уроки литературы должны приобщать учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы; развивать литературный вкус учащихся и подготавливать их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения; познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, воспитывающими нравственные чувства у человека читающего; формировать навыки выразительного чтения и совершенствовать речь учащихся.

Главной идеей программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе ХVIII, ХIХ и ХХ веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом; от знакомства с отдельными произведениями по истории создания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов (горизонталь). В каждом классе затронута одна ведущая проблема. Чтение и изучение произведений зарубежной литературы предусмотрено в конце курса в каждом классе.


Программа уделяет значительное внимание внеклассному чтению и изучению теории литературы, предлагая понятия, которые помогут учащимся ориентироваться и в мире книг, и в каждом конкретном произведении.

Учитель может сам выбирать произведения для обязательного и самостоятельного прочтения. Предлагаются произведения искусства слова, среди которых произведения русской литературы, начиная с устного народного творчества и заканчивая произведениями современной русской литературы конца ХХ – начала ХХI веков, и некоторые тексты зарубежной литературы, вошедшие в классику мировой литературы.

В ней предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы.

По программе В.Я. Коровиной творчество Горького изучается в 7 и 11 классе. В 7 классе на изучение творчества Горького отводится 4 часа. Изучается автобиографическая повесть «Детство» (3 часа) и легенда о Данко из рассказа «Старуха Изергиль» (1 час).

В 11 классе предлагаются следующие темы уроков:

1-2 урок – «Максим Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького»;

3 урок – «Особенности жанра и конфликта в пьесе Горького “На дне”»;

4-5 урок – «Вопрос о правде в драме Горького “На дне”»;

6 урок – «Письменная работа по творчеству Горького».

Программа под редакцией В.Я. Коровиной оснащена учебниками для 5-11 классов.


  • Программа под редакцией Т.Ф. Курдюмовой 8

Цель программы Т. Ф. Курдюмовой – создать условия для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. Стоит отметить, что об изучении литературы как особого рода искусства здесь и речи нет. Предлагаемый метод обучения – систематическое чтение художественных текстов.

О группировке материала предварительно не высказывается особых соображений, но выводы можно сделать, рассмотрев, что изучается в каждом классе. Здесь непродуманно сочетаются три принципа группировки: жанровый, хронологический и тематический. Напрашивается вывод, что темы для составителей важнее эстетических достоинств произведения. Программа даёт готовые интерпретации и оценки смысла произведения.

Осваивая эту программу, ученик накапливает солидный читательский запас, формирует представление о литературе как виде искусства. Огромную роль играет активное использование принципа вариативности. Именно обращение к нему предполагает насыщение программы большим количеством произведений. Последовательное осуществление принципа вариативности дает учителю право выбора, оно предполагает сокращение или расширение списка предложенных произведений.


Итак, по творчеству Горького предложен следующий материал для изучения: Горький – драматург. Популярность его пьес. Особая судьба пьесы «На дне». «На дне» как социально-философская драма. Спор о назначении человека. Три или две правды в пьесе? Трагическое столкновение правды факта (Бубнов), правды утешительной лжи (Лука) и правды веры в человека (Сатин). Герои пьесы. Авторская позиция и способы ее выражения. Композиция пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Литературный портрет как жанр. Проблема изображения исторической личности. Своеобразие литературных портретов, созданных Горьким. Лев Толстой в восприятии писателя: самобытность и противоречивость великого старца. Образ Чехова в восприятии и изображении автора. Публицистика. Памфлеты периода первой русской революции. Публицистика первых лет революции. Публицистика последних лет. Роль Горького в судьбах русской культуры.

На изучение предложенного многообразия выделяется 8 часов, при условии, что программа рассчитана на 4 часа литературы в неделю.

В 7 классе на изучение творчества Горького отводится только 2 часа:

1 урок – «Рассказ “Старуха Изергиль”. “Легенда о Данко”»;

2 урок – «Cказка “Старый год”».


  • Программа под редакцией Г.С. Меркина 9

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом из классов основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.