Файл: Конспект урока по литературе в 11 классе Пьеса М. Горького "На дне" как социальнофилософская драма.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.
Программа не распределяет учебный материал по отдельным классам, выделяя три этапа литературного образования на ступени основного общего образования.
Творчество Максима Горького по данной программе изучается в 7 и 11 классах.
В 7 классе на изучение Горького отводится 2 часа:
1 урок – М. Горький. Слово о писателе. Повесть «Детство» (главы по выбору). Традиции Л.Н. Толстого, их переосмысление Горьким. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.
2 урок – «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергилъ»). Романтизм раннего творчества М. Горького. Приём контраста в произведениях Горького. Вопрос о смысле жизни. Проблема гордости и свободы. Тема подвига.
В 11 классе – 7 часов:
1 урок – «Судьба и творчество М. Горького»;
2 урок – «Романтические рассказы-легенды в раннем творчестве М. Горького (“Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”)»;
3 урок – «Тема “дна” и образы обитателей в драме “На дне”»;
4 урок – «Спор о правде и мечте в драме Горького»;
5 урок – «Нравственно-философские мотивы пьесы»;
6- 7 урок – «Сочинение по творчеству М. Горького».
Рассмотрев данные программы можно сделать вывод. Программа под ред. В.Я Коровиной более полно отражает творчество Горького и облегчает работу учителя по данной теме. Учитывая, что программы дают лишь примерное распределение времени на изучение каждой темы, что преподавателю представляются возможности для проявления творческой инициативы, педагог может (если позволяют условия работы и состав учащихся) подумать о некотором «уплотнении» других тем. Это позволит найти время и для более подробного изучения творчества Максима Горького.
-
Обзор школьных учебников по литературе.
Рассмотрим учебники для 7-х и 11-х классов, которые можно использовать при изучении творчества Максима Горького.
7 класс
-
Учебник под ред. В.Я. Коровиной.10 -
Учебник под ред. Т.Ф. Курдюмовой.11 -
Учебник под ред. Г.С. Меркина.12 -
Учебник под ред. В.Г. Маранцмана.13
11 класс
-
Учебник под ред. А.Г. Кутузова.14 -
Учебник под ред. В.П. Журавлева.15 -
Учебник под ред. Т.Ф. Курдюмовой.16
Рассмотрим особенности разделов, посвященных изучению творчества Максима Горького в учебниках по литературе для 7 и 11 классов.
-
Учебники для 7 класса под ред. В.Я. Коровиной,
Т.Ф. Курдюмовой, Г.С. Меркина, В.Г. Маранцмана
В учебнике под редакцией В.Я Коровиной даны краткие биографические сведения о Горьком. Также имеется раздел «Из воспоминаний о писателе», после которого следуют вопросы и задания. В сокращении дана повесть «Детство», после которой также следуют вопросы и задания. У учащихся есть возможность самостоятельно познакомиться с легендой о Данко, прочитав рассказ Горького «Старуха Изергиль» и рассмотрев иллюстрации к нему. В конце параграфа, изучающего творчество Горького, есть раздел «Обогащайте свою речь», в котором даны задания творческого характера. Например: «Подготовьте художественный пересказ одного из разделов повести “Детство”».
Учебник под редакцией Т.Ф. Курдюмовой также содержит биографические сведения об авторе, отрывок из раннего романтического произведения «Старуха Изергиль» и вопросы, задания по прочитанному разного уровня сложности.
Учебник под редакцией Г.С. Меркина отличается от выше перечисленных. Содержит раздел «Для вас, любознательных», в котором есть статьи о том, как серьёзно относился Горький к работе над словом, о повести «Детство». Далее цитируются отрывки из автобиографической повести. Вопросы и задания по тексту разного уровня сложности. Также имеется раздел «В мире художественного слова Максима Горького».
Учебник под редакцией. В.Г. Маранцмана рассматривает другие произведения: «Песни о Соколе», «Сказки об Италии». Имеются статьи «Сюжет эпического произведения», «О личности Горького». После каждого текста приводятся вопросы и задания.
-
Учебники по литературе для 11 класса под ред.
А.Г. Кутузова, В.П. Журавлева, Т.Ф. Курдюмовой
В учебнике под ред. Т.Ф. Курдюмовой кроме очерка жизни и творчества Горького есть раздел, посвященный изучению пьесы «На дне», занимающий 7 страниц. Открывается он историей создания пьесы, далее автор знакомит с действующими лицами, с сюжетом и композицией и в заключении говорится об этико-философских проблемах, о судьбах героев. Рассматривается жанр произведения, авторская позиция и способы ее выражения. Вопросы и задания распределяются по трем уровням сложности. Первый уровень предполагает репродуктивную деятельность и должен быть освоен всеми учениками. Второй – содержит вопросы и задания повышенной сложности. Они обогащают сферу общения с произведением искусства. Третий уровень – уровень самостоятельных суждений, творческого осмысления изученного. Работа с такими заданиями предполагает обращение к дополнительным сведениям. Учебник предполагает возможные темы сочинений по пьесе: «Роль монолога, диалога и полилога в пьесе “На дне”». В разделе «Темы докладов и рефератов» предложена одна тема: «Пьеса М. Горького “На дне” как социально-философское произведение». В конце дается рекомендуемая литература: Юзовский Ю. «На дне» М. Горького: Идеи и образы. М., 1968.
В учебнике под ред. А.Г. Кутузова раздел Максим Горький занимает 9 страниц. Начинается раздел тремя эпиграфами, в качестве который использованы высказывания М. Горького, Л.Н. Андреева, А.А Блока («Горький больше того, чем он хочет быть и чем он хотел быть всегда, именно потому, что его “интуиция” глубже его сознания…»). Первая часть раздела посвящена замыслу пьесы «На дне». Называется она «Наваждение или событие?» Далее рассматривается философско-этическая проблематика пьесы, своеобразие жанра и конфликта. В конце каждого раздела предлагается блок проблемных вопросов и заданий. Учебник также предлагает план семинара «Правда, ложь, вера и человек в спорах героев и размышлениях автора». В целом система вопросов и заданий направлена на более глубокое понимание текста, анализ его проблематики, образной системы, поэтики. Она способствует развитию критического мышления учащихся. Кроме того методический аппарат учебника ориентирован на развитие творческих способностей учащихся. В конце раздела «Максим Горький» предлагается просмотреть спектакль и написать по нему рецензию, а также приводится список литературы («Советы библиотеки», в который входят следующий перечень книг: З. Паперный «Вопреки всем правилам…: Пьесы и водевили Чехова», «М.Горький и его эпоха: Исследования и материалы» и другие). Учебник знакомит школьника с личностью писателя и предлагает глубокий, содержательный, развивающий материал для анализа пьесы «На дне». Учащимся предлагается самим сделать выводы и ответит для себя на поставленные вопросы. Кроме того в разделе есть дополнительные задания и план семинара.
В учебнике под редакцией В.П. Журавлева реализуется историко-литературный подход. Однако это единственный учебник, материалов которого недостаточно для анализа текста. В нем лишь намечены возможные направления этого анализа. Кроме очерков биографии есть теоретические сведения о произведениях Горького: «На дне», «Мать», «Дело Артамоновых», где затрагиваются важные проблемы произведений. Также предложены темы для сочинений и раздел «Советуем прочитать». Помимо вопросов отдельно предлагаются задания для самостоятельного анализа текста.
Таким образом, мы рассмотрели особенности разделов, посвященных творчеству Максима Горького, изучаемых учащимися в 7 и 11 классах. Наиболее подробно творчество Горького изучается в учебниках под ред. А.Г. Кутузова, Т.Ф. Курдюмовой, кратко – в учебнике под редакцией В.П. Журавлева.
Как бы не изменялись учебники и школьная программа по литературе, они не в состоянии охватить всего богатства и многообразия творчества Максима Горького. Поэтому особую роль должна сыграть правильная организация самостоятельного чтения учащихся, опирающаяся на рекомендации педагога. Рекомендации должны носить глубоко продуманный, целенаправленный характер, лишенный какой-либо случайности, осуществляться на каждом уроке в самых разнообразных формах. Это позволит обеспечить наиболее широкий круг чтения и даст возможность найти книги о творчестве Горького, которые заинтересуют школьников. Такие рекомендации помогут им узнать, какая литература имеется дополнительно по изучению творчества писателя, обогатят учащихся знаниями, впечатлениями, разбудят их творческую активность.
Приобщение учащихся средней школы к изучению творчества Горького возможно лишь при комплексном подходе к программам и учебникам с участием ученых-филологов, психологов, учителей-практиков, методистов.
- 1 2 3 4 5
Тематическое планирование уроков
по творчеству Максима Горького в 11 классе
Тематическое планирование уроков по творчеству Максима Горького для 11 класса. Составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы для 5-11 классов под редакцией В.Я. Коровиной. На изучение творчества Горького программой отводится 6 часов.
Таблица 1.
№/ № | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Основные требования к знаниям, умениям, навыкам уч-ся | Виды контроля, самост. деятельности | Домашнее задание |
1-2 | М. Горький. Жизнь и творчество. Романтизм Горького | Лекция с элементами беседы. Практи кум | Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа | Знать биографию писателя. Уметь выделять изобразитель ные средства языка и определять их роль в художест венном тексте | Найти информа цию по заданной теме в источни ках различно го типа | Анализ романтических Расска зов Горько го |
3. | Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма. | Лекция. Беседа. | Новаторство Горького-драматурга. Сценическая история пьесы | Знать историю создания произведения, жанровое своеобра зие, проблема тику | Вопросы и задания | Найти высказывания разных героев о правде. Записать их в тетрадь. |
4-5. | Три правды в пьесе М. Горького «На дне». | Практи кум | Социальная и нравственно-философская проблематика пьесы. Смысл названия. | Уметь проследить развитие конфликта в драме, анализировать место и роль отдельного эпизода в произведении, анализировать систему образов | Владеть навыками работы с различными источни ками информа ции, самостоя тельно отбирать необходимую информа цию | Подго товка к сочине нию по творче ству Горько го. |
6. | Письменная работа по творчеству М. Горького | Урок контроля | | Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть её и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст | Уметь создавать письмен ные тексты на заданную тему | |