Файл: Особенности конструкции и технической эксплуатации топливной системы самолета Ил76.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 651
Скачиваний: 33
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 27 Электрокран слива конденсата [8]
Валик клапанного механизма выполнен из стали. В средней части валика имеется поясок с резьбой, на которую наворачивается и контрится отгибной пластиной кулачок. В передней части валика имеется пружина, служащая для выбора люфтов валика с тем, чтобы исключить возможность упора движущегося кулачка в боковую поверхность штока какого-либо клапана. На задней часта валика, за задней опорой, установлена шестерня с 40 зубьями, через которую приводится во вращение валик блока микровыключателей. Шестерня крепится шплинтом, установленный в сквозное сверление в валике и ступице шестернии. В торцевой части валика сделан паз для соединения с выходным валом электромеханизма МПР-ЗБ.
Корпус клапанного механизма спереди закрывается крышкой, в которую ввернуты шесть штуцеров для присоединения трубопроводов подвода топлива из топливных баков. Соединяется штуцерная крышка с корпусом механизма двенадцатью болтами через переходный фланец с тремя проушинами, служащий для крепления крана слива на самолете. Для обеспечения правильного монтажа трубопроводов штуцера крышки пронумерованы цифрами от 1 до 6.
Для того, чтобы при установке крана обеспечить совпадение штуцеров с соответствующим гнездом клапанного механизма, верхняя часть крышки отмечена надписью «Верх». Аналогичная надпись нанесена на фланце корпуса клапанного механизма. Для установки электромеханизма. МПР-ЗБ и блока микровыключателей ПКМ7-1 к заднему фланцу корпуса клапанного механизма крепится кронштейн, во внутренней полости которого имеется расточка, являющаяся второй опорой валика клапанного механизма, в кольцевые канавки расточки установлена фторопластовая шайба и два резиновых уплотнительных кольца. На задний фланец кронштейна установлена крышка с двумя отверстиями для прохода валов блока микровыключателей и электромеханизма МПР-ЗБ.
В блоке микровыключателей ПКМ7-1 расположены семь пар нормально замкнутых контактов. Шесть пар контактов соответствуют шести магистралям слива топлива и клапанам крана; седьмая пара определяет закрытое положение крана. На валу блока с помощью шлицевого соединения равномерно по окружности установлены семь кулачков соответственно каждой паре контактов. Привод вала блока осуществляется шестерней, находящейся в зацеплении с шестерней, клапанного механизма. Семиходовой кран слива конденсата устанавливается на стенке хвостовой части нервюры № 6 СЧК и крепится к ней через проушины переходного фланца тремя болтами с самоконтрящимися гайками.
Работа: В нерабочем положении крана, когда переключатель управления установлен в позицию «ЗАКР» кулачок клапанного механизма находится между штоками клапанов, соответствующих штуцерам 1 и 6 (или между штоками клапанов соответствующих магистралям слива из баков 1Р и 2Р в левом полукрыле, или магистралям слива из баков ЗР и 4Р в правом полукрыле). В блоке микровыключателей один из кулачков размыкает пару контактов, соответствующих закрытому положению крана; остальные контакты находятся в замкнутом положении. При установке переключателя в одно из рабочих положений напряжение бортовой сети по отдельной цепи, через включенную в эту цепь пару контактов блока микровыключателей, поступит на обмотку электромеханизма МПР-ЗБ. Электромеханизм приходит во вращение и начинает проворачивать валик и кулачок клапанного механизма крана. Одновременно проворачивается и валик блока микровыключателей. Поворот будет происходить до момента, когда соответствующий кулачок блока разомкнет контакты, через которые подается питание на обмотку электромеханизма. В результате электромеханизм остановится в таком положении, при котором кулачок клапанного механизма отожмет от седла клапан, соответствующий той магистрали слива, которая выбрана переключателем. Через открывшийся клапан выбранная магистраль соединится со сливной камерой клапанного механизма. В этом положении производится откачка конденсата топлива из выбранного бака. По окончании откачки переключатель управления переводится в положение "Закр", механизм срабатывает как и при установке переключателя в рабочее положение и возвращается в исходное (нерабочее) положение [7.].
.2.9 Нажимной кран слива конденсата
Кран предназначен для слива конденсата из топливных и дренажных баков и состоит из корпуса, клапана и крышки. Корпус крана представляет пустотелый цилиндр с окнами для прохода топлива и фланцем у основания. На внутренней стенке цилиндра (вверху) выполнена резьба для заворачивания крышки. Во фланце корпуса имеются четыре отверстия, через которые производится крепление крана в топливном баке. Расточка в центральной части основания корпуса является седлом клапана крана. Клапан в собранном виде состоит из штока, пружины, которая надевается, на шток, резиновой уплотнительной шайбы и болта, которым шайба крепится к штоку. Клапан устанавливается внутрь корпуса крана таким образом, что резиновая шайба ложится на седло в корпусе крана. Сверху в корпус крана вворачивается крышка, которая является опорой пружины клапана и направляющей его штока.
Рис. 28 Нажимной кран слива конденсата [8]
Кран устанавливается в топливном баке с помощью стакана, упора и гайки. Крепежный стакан помещается в вырез на нижней панели бака. Изнутри бака на стакан устанавливается упор и наворачивается гайка. Для обеспечения герметичности между фланцем стакана и нижней поверхностью панели бака прокладывается резиновая прокладка. Во внутренних приливах стакана выполнены 4 резьбовых сверления для болтов крепления крана слива конденсата. Под головки болтов крепления крана устанавливаются контровочные шайбы, под фланец корпуса крана - резиновая уплотнительная прокладка.
Работа: Открытие крана и слив конденсата производятся с помощью приспособления 9910-910. Для этого упор приспособления вводится в сферическую выемку болта клапана и производится отжатие клапана от седла корпуса крана. При этом топливо через окна в корпусе вытекает из бака и по трубе приспособления стекает в какую-либо емкость [5,7].
Рис. 29 Приспособление для слива конденсата [8]
.2.10 Бортовой штуцер заправки топливом под давлением
Штуцер представляет собой стандартный узел, служащий для присоединения стандартного наконечника шланга от наземного топливозаправщика. Штуцер имеет клапан, который герметично закрывает входное отверстие, когда наконечник заправочного шланга отсоединен. Штуцер состоит из литого алюминиевого корпуса, клапана и крышки. Посадочные места корпуса механически обработаны. К нижней части корпуса крепится восемью винтами стальной фланец, который используется как седло клапана. Фланец имеет три выступа для крепления и удержания наконечника топливного шланга. Соединение фланца с корпусом уплотняется резиновым кольцом. В верхней части корпуса имеется направляющая клапана, выполненная как одно целое с корпусом и поддерживаемая тремя ребрами. В отверстие направляющей запрессована стальная втулка. Клапан удерживается на своем седле пружиной. Для повышения герметичности соединения на тарелке клапана установлено уплотнительное кольцо. В нерабочем положении входное отверстие штуцера закрыто крышкой, которая предохраняет штуцер от загрязнения и утечки топлива. Крышка в сборе состоит из корпуса крышки и фланца с винтом и ручкой. Корпус крышки имеет вырезы, позволяющие надеть ее на фланец штуцера. Отверстие в центре корпуса крышки служит направляющей для винта. Винт одной стороной завальцован во фланец. Ручка на другом конце винта позволяет плотно прижать фланец к штуцеру. Для повышения герметичности соединения на фланце установлено уплотнительное кольцо. Открытая крышка удерживается на цепочке, другой конец цепочки закреплен в ушке под одним из болтов крепления.
Работа: При повороте ручки на крышке штуцера против часовой стрелки фланец освобождается и позволяет снять крышку со штуцера. При присоединении стандартного наконечника шланга топливозаправщика и повороте его рукоятки вправо выдвигается клапан наконечника, который нажимает на клапан штуцера и открывает его, давая возможность топливу поступать в систему заправки cамолета [5,7].
Рис. 30 Бортовой штуцер заправки топливом под давлением [8]
2.2.11 Магистральный кран заправки
Магистральный кран является перекрывным краном и устанавливается в магистральном трубопроводе системы централизованной заправки на участке между бортовыми штуцерами заправки и электрогидравлическими клапанами топливных баков. Кран управляется дистанционно, имеет поворотную заслонку, перемещающуюся на угол 90° с помощью электромеханизма МПК-9. Диаметр проходного сечения крана 100 мм, рабочее давление до 8 кГ/см2.
Основные детали крана - корпус с патрубком, валик, заслонка и электромеханизм МПК-9. Корпус крана, отлитый из алюминиевого сплава АЛ9-Т4, имеет фланец для соединения с трубопроводом, отводящим топливо от крана, и фланец для крепления электромеханизма МПК-9. Со стороны входа топлива на внутренней поверхности корпуса имеется резьба для вворачивания патрубка. Патрубок, выполненный из стальной трубы, имеет фланец для соединения крана с трубопроводом, подводящим топливо к крану. Патрубок фиксируется контргайкой, которая, в свою очередь, контрится проволокой. Под контргайку установлено резиновое уплотнительное кольцо. Внутренняя поверхность части патрубка, входящей в корпус, имеет сферическую форму, притерта и отхромирована. К этой поверхности заслонка прилегает при закрытом положении крана. Поверхность заслонки, которой она соприкасается с патрубком, сферическая. Для обеспечения герметичности по внешнему контуру заслонки с помощью прижимной шайбы установлена уплотнительная резиновая мембрана. С помощью двух проушин заслонка устанавливается на валике крана. Валик выполнен ив стали, имеет два пояска под проушины заслонки. На одном пояске имеется лыска под шпонку для фиксации заслонки. Одним концом валик соединяется с помощью шлицев с выходным валом электромеханизма МПК-9. На эти же шлицы устанавливается упор, ограничивающий угол поворота валика и заслонки. Опорами валика являются втулки из сплава БрАЖМц, установленные на резьбе в расточки корпуса крана. Для предохранения электромеханизма от попадания в него топлива в двух кольцевых канавках валика проложены резиновые уплотнительные кольца. Для отвода топлива, просачивающегося через уплотнение валика, в корпусе крана имеются отверстия с резьбой, в одно из которых ввернут штуцер для присоединения топливоотводящей трубки (второе отверстие заглушено).
Рис. 31 Магистральный кран заправки [8]
Электромеханизм МПК-9 крепится к фланцу корпуса крана четырьмя болтами. Между ними устанавливается шайба, с помощью которой регулируется осевой люфт валика крана. Основными узлами электромеханизма являются реверсивный электродвигатель постоянного тока Д-75ТМ, планетарный редуктор, фрикционная муфта, блок концевых выключателей и штепсельный разъем. На наружную поверхность корпуса, окрашенную желтой эмалью, нанесены номер чертежа крана (6154.100.00) и стрелка, указывающая направление прохода топлива через кран. Кран соединяется с трубопроводами магистрали заправки и крепится к конструкции самолета с помощью двух стяжных кронштейнов, отлитых из алюминиевого сплава АЛ9-Т4. Нижняя часть кронштейна крепятся к конструкции самолета, верхняя часть - съемная. Обе половины кронштейна соединяется стяжными болтами. Углубления во внутренней поверхности обеих половин кронштейна имеют наклонные боковые поверхности, которые обеспечивают необходимое для герметичности соединения натяжение между фланцами крана и трубопроводов. Между фланцами крана н трубопроводов устанавливаются прокладки [5,7].
Рис. 32 Установка магистрального крана заправки [8]
Работа: Реверсивный электродвигатель поворачивает выходной вал электромеханизма в одном или другом направлении в зависимости от того, на какую обмотку будет подано напряжение. Одновременно с ним поворачивается находящийся в зацеплении валик крана, который поворачивает заслонку на открытие или закрытие канала, по которому топливо подводится к крану. В крайних положениях электромеханизм замыкает концевые выключатели, через которые напряжение подается на включение сигнальных ламп открытого или закрытого положения крана.
.2.12 Электрогидравлический клапан заправки
Электрогидравлический клапан заправки предназначен для сообщения (и разобщения) магистрали заправки самолета топливом с внутренним объемом топливного бака. Клапан имеет дистанционное комбинированное управление: основное - при помощи электромагнита 921.000Н-Т и дополнительное - от поплавкового клапана, автоматически прекращающего заправку при достижении определенного уровня топлива в баке. Рабочее давление клапана - до 8 кГ/см