Файл: Дипломная работа Оперативнорозыскное мероприятие "Опрос".docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 731
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Результаты опроса в зависимости от его вида, характера полученных сведений и отношения к ним опрашиваемого лица при согласии последнего могут быть оформлены в виде заявления, объяснения или протокола явки с повинной либо рапортом (справкой) должностного лица.
Для фиксации результатов опроса могут использоваться видео- и звукозапись, иные специальные технические средства, причем, в зависимости от тактики проведения данного ОРМ, они могут применяться как открыто, так и в тайне от опрашиваемого.
Если опрос оформляется в виде объяснения, заявлениям, протокола явки с повинной, то такой документ может быть приобщен к материалам уголовного дела. В этом случае впоследствии опрошенное лицо допрашивается следователем или дознавателем по уголовному делу в качестве участника уголовного судопроизводства.
При оформлении результатов опроса рапортом или справкой оперативника полученные сведения используются в качестве ориентирующей информации при выдвижении версий, планировании расследования, а также в качестве источника сведений о лице, обладающем определенной информацией. Этот документ также может быть приобщен к материалам уголовного дела в качестве «иного» документа (ст. 84 УПК РФ).
Приобщаемые к уголовному делу документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменном, так и в ином виде. К ним относятся материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи, и иные носители информации, полученные, истребованные или представленные в порядке, установленном ст. 86 УПК РФ.
В отличие от опроса «наведение справок» представляет собой ОРМ, основанное на непосредственном изучении документов и архивных материалов (в том числе – в присутствии их обладателей), в которых могут содержаться сведения, представляющие оперативный интерес. Для наведения справок могут также направляться запросы о предоставлении таких сведений соответствующим юридическим или физическим лицам, которые располагают или могут располагать таковыми.
Нормативное обоснование наведения справок содержат п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД. Кроме этого, отдельные моменты, связанные с его проведением, нашли отражение в ст. ст. 5, 7 и 8; п. 1 ч. 1 ст. 15; ч. 1 ст. 17 ФЗ об ОРД. Кроме того, правоохранительными органами и спецслужбами используются в этих целях следующие законодательные нормы:
-
п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» [13]; -
п. «м» ст. 13 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» [14]; -
п. 14 ч. 2 ст. 30 Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации» [15]; -
ст. 310 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп.) и др. [16].
Для реализации результатов данного ОРМ в уголовном процессе применяют положения межведомственной Инструкции о результатах ОРД.
Субъектами наведения справок, как правило, являются сотрудники оперативных подразделений, однако в зависимости от целей, условий и иных обстоятельств данное ОРМ может осуществляться и иными должностными лицами либо гражданами, оказывающими им содействие.
Место и время (сроки) наведения справок положениями ФЗ об ОРД не ограничены. Вместе с тем следует учитывать, что наведение справок в форме направления запросов обладателям тех или иных сведений – это, как правило, длящееся мероприятие, поскольку его проведение сопряжено с последующим ожиданием ответа.
Форма проведения этого ОРМ может быть как гласной, так и негласной. Гласное получение сведений из информационных источников, которыми располагают частные лица, может сопровождаться снятием копий документов либо их изъятием с согласия этих лиц.
Наведение справок предполагает сбор сведений об объектах ОРД в широком их понимании. К таковым относятся физические и юридические лица, трупы, животные, предметы, вещества, транспортные средства, документы, сооружения, участки местности, события, явления, психические акты человека и др.
В качестве предмета или средства осуществления этого ОРМ рассматриваются, прежде всего, документы и архивные материалы, содержащие необходимые данные о вышеуказанных объектах, а также соответствующие учеты и автоматизированные информационные системы.
Наибольший объем данных, в получении которых заинтересованы оперативные подразделения, содержится в информационных массивах судов, правоохранительных и контролирующих органов, административных комиссиях местных органов исполнительной власти и др. Это архивные уголовных дела, дела оперативного учета, документы, связанные с отказом в возбуждении уголовных дел, материалы надзорного производства прокуратуры, исполнительного производства судебных приставов и др.
Кроме того, необходимую информацию можно получить из других организаций, учреждений и предприятий – она содержится в документах жилищно-коммунальных служб, бухгалтерских отчетах, личных делах сотрудников, различного рода регистрационных журналах, историях болезни, архивах военных комиссариатов, ЗАГСов, в банковских документах и т.д.
Существенным информационным потенциалом располагают службы экономической безопасности хозяйствующих субъектов, частных охранных и детективных структур, а также коммерческие информационно-аналитические службы, такие, например, как ООО «Специальная Информационная Служба» (СИнС), образованная 27 сентября 1993 г. [17].
Как уже отмечалось, обращение за получением необходимых справочных данных или предоставлением возможности ознакомления с содержанием их первоисточников, может быть как письменным, так и устным, что в первую очередь, зависит от статуса запрашиваемой информации.
Справочные данные, составляющие государственную тайну, могут быть получены исключительно на основании письменных запросов по правилам секретного делопроизводства.
Это касается и сведений конфиденциального характера, в основе которых лежит тайна частной жизни, персональные данные граждан, служебная, коммерческая, профессиональная и другие виды тайн [18].
Абсолютно правы профессор Е.Н. Холопова и ее соавторы, которые отмечают, что в процессе наведения справок сотрудники оперативных подразделений зачастую получают сведения ограниченного доступа, даже не догадываясь об их правовом режиме, о том, что для их получения в отдельных случаях необходима санкция суда, а также о том, что данные справочные сведения должны быть особым образом защищены [19].
Примером может служить истребование сведений, содержащих банковскую тайну. Для этой процедуры предусмотрен особый порядок, регламентированный ч. 5 ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» [20].
В соответствии с ним «справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются на основании судебного решения кредитной организацией должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-разыскную деятельность, при выполнении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений по их запросам, направляемым в суд в порядке, предусмотренном статьей 9 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», при наличии сведений о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Перечни указанных должностных лиц устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти».
Таким образом, в части, касающейся получения сведений, которые содержат банковскую тайну, наведение справок имеет интрузивный (затрагивающий личную тайну) характер, в связи с чем оно требует разрешения суда.
Причем, получаемая органами государственной власти (в том числе осуществляющими ОРД) на законных основаниях из внешних источников несекретная информация ограниченного доступа, охраняемая в соответствии с законодательством РФ (сведения конфиденциального характера) должна защищаться в режиме служебной тайны [21].
Особой разновидностью рассматриваемого ОРМ является наведение справок в учетах правоохранительных органов. Это эмпирический или длящийся (в случае направления запросов) процесс, в ходе которого устанавливаются данные, в основном имеющие режим ограниченного доступа, об интересующих оперативные подразделения объектах ОРД, перечисленных выше.
При наведении справок в учетах правоохранительных органов на основе анализа имеющихся признаков идентифицируемых объектов, вовлеченных в совершение преступлений, выявляются ранее зарегистрированные сходные с ними идентифицирующие объекты. Другими словами, признаки устанавливаемого объекта сравниваются с определенными отображениями, относящимися к учетно-регистрационным данным, а именно - изображениями и описаниями объектов; различного рода следами:
-
отпечатками пальцев рук, обуви, колес автомашин; -
повреждениями, нанесенными вследствие применения орудий преступления; -
следами выстрелов; -
образцами почерка; -
структурой ДНК и т.д.
В результате этого может быть получена информация, пригодная для проведения дальнейших идентификационных или диагностических исследований с целью установления конкретных лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Подобное наведение справок рассматривается специалистами в качестве учетно-регистрационной идентификации.
В свое время профессор С.С. Овчинский ввел в научный оборот и обосновал понятие информационного поиска, представляющего собой ни что иное как более универсальный процесс наведения справок в учетах. Информационный поиск подразумевает применение автоматизированных информационно-поисковых систем, использующих наряду с общими познавательными методами специфические, только им присущие логические, эвристические, математические и кибернетические методы, которые модифицируют идентификационную функцию информационного поиска и упорядочивают логико-смысловые связи, отражающие и теорию опознания образов, и практический опыт решения поисковых задач наиболее экономным путем.
Причем в этом случае, – по мнению указанного ученого, – при сохранении значения опознания как метода идентификации личности преступника, перед информационным поиском ставится более широкая задача – найти нужное лицо независимо от того, будет оно опознано или нет [22].
Как справедливо отмечают в этой связи профессор Холопова Е.Н. и ее ученик Мачугин М. А., наведение справок раскрывает устоявшееся представление способа проведения ОРМ, в котором информационные системы различных уровней являются его предметом [23].
Наведение справок субъектами ОРД следует отличать от проверочных действий, осуществляемых следователями и дознавателями в ходе доследственной проверки и предварительного расследования по уголовным делам. Эта работа, по существу, также носит непроцессуальный характер и по алгоритму действий во многом напоминает указанное ОРМ, хотя фактически направлена на поиск и закрепление доказательств.
Дифференциация рассматриваемого ОРМ и проверочных действий имеет важное значение с точки зрения разграничения полномочий оперативных подразделений и органов предварительного расследования. Она должна учитываться дознавателем или следователем при принятии решений о направлении в адрес оперативных подразделений отдельных поручений, связанных с наведением справок.
Результаты наведения справок, получаемые сотрудниками оперативных подразделений на основании официальных запросов и не содержащие сведений ограниченного доступа, могут передаваться следователям и дознавателям для приобщения к материалам уголовных дел.
Результаты анализа эмпирических, учетно-регистрационных или оперативно-розыскных данных, получаемых в ходе наведения справок, при наличии в них информации, представляющий оперативный интерес, оформляются справкой (рапортом) оперативного сотрудника или актом с приложением полученных оригиналов документов (при наличии таковых) либо их копий.
В оперативно-служебном документе, оформляемом оперативником, указываются основания проведения данного ОРМ и, при необходимости, – иные обстоятельства. Эти справки (рапорта, акты) в установленном порядке также могут направляться следователю (дознавателю) для приобщения к материалам уголовного дела. Они вводятся в уголовный процесс путем допроса сотрудника оперативного подразделения, лица, осуществлявшего наведение справок по поручению последнего, иных лиц, осведомленных о сведениях, полученных в ходе наведения справок, осмотра предоставленных документов и их приобщения к делу.