Файл: Дипломная работа Оперативнорозыскное мероприятие "Опрос".docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 733
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В процессе повышения квалификации сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, целесообразно использовать:
-
современные эффективные ситуативно-образные психотехнологии, например ситуативно-образный психорегулирующий тренинг; -
широкий перечень манипулятивных и антиманипулятивных психотехник, в основу которых положены разнообразные стратегии профессионального общения; -
банк описанных экстремальных ситуаций в оперативно-розыскной деятельности, включая современные данные; -
современные тренинговые психотехнологии, направленные на обеспечение эффективности ролевой, этнокультурной коммуникативной компетентности специалистов; -
ряд других специальных прогрессивных технологий, обеспечивающих успешное решение служебных задач в рамках ОРД.
Как наиболее эффективное средство противодействия криминальным проявлениям оперативно-розыскная деятельность постоянно изучается учеными и практическими работниками уполномоченных министерств и ведомств, где эта деятельность разрешена по закону. Поэтому совершенно очевидно, что полученные результаты проведенных научных изысканий будут использоваться и другими субъектами оперативно-розыскной деятельности с учетом особенностей элементов складывающейся оперативной обстановки и тактических приемов проведения оперативно-розыскных мероприятий.
ОРМ «опрос» имеет особую значимость в практической деятельности сотрудников оперативных подразделений.
Подготовке и проведению этого мероприятия оперативным сотрудникам следует уделять особое внимание, поскольку именно в данном случае происходит тесный, непосредственный контакт субъектов и объектов ОРД, прямое противодействие
двух противоборствующих сторон.
Полагаем, что это наиболее сложное оперативно-розыскное мероприятие, потому что соблюдение принципа конспирации при опросе вызывает особое психологическое состояние оперативного работника.
В ходе анализа теоретических позиций различных ученых мы пришли к выводу, что в настоящее время в оперативно-розыскной науке существует множество взглядов не только на понятие и виды опроса как ОРМ, но и на особенности его проведения различными субъектами ОРД, а также на использование результатов данного ОРМ в качестве доказательств по уголовным делам.
Исходя из вышеизложенного, мы попытались провести свое исследование, что позволило предложить формулировку понятия ОРМ «опрос» в сравнительном анализе с позициями других авторов, а также привести организационно-правовые, психологические и организационно-тактические особенности проведения ОРМ «опрос» применительно к выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, в том числе сотрудниками оперативных аппаратов уголовно-исполнительной системы.
Практически тождественную, указанным ранее, представляет дефиницию опроса Д. В. Ривман, под которым им понимается ОРМ в форме разведывательной беседы, в процессе которой сотрудник подразделения, осуществляющего ОРД, непосредственно общается с гражданами, которые осведомлены или могут знать о лицах, фактах и обстоятельствах, представляющих интерес для решения задач ОРД, с целью выявления искомой информации.
Также автор придерживается мнения, что в случае негласного применения при проведении опроса аудио- и видеозаписи, а также других средств фиксирования информации, полученной от опрашиваемого лица, данные материалы хранятся как секретные и не могут использоваться как носители потенциально доказательственной информации [11].
Но, как показывает следственная и судебная практика, его суждения в этом направлении не бесспорны, поскольку материалы аудио- и видеозаписи, полученные в ходе опроса и проведенные в негласном порядке, широко используются в процессе расследования уголовных дел и рассматриваются в ходе судебного разбирательства.
Так, из изученных нами материалов 113 уголовных дел по преступлениям, было установлено, что по 24 уголовным делам результаты аудио- и видеозаписей, полученных в ходе проведения ОРМ «опрос», были использованы в качестве доказательств (результаты анализа практики Следственной части Главного следственного управления ГУ МВД России по Республике Хакасии за 2022 год: по материалам уголовных дел).
Таким образом, мы предусматриваем проведение опроса не только в виде устной беседы оперативного сотрудника, конфидента или иного лица по поручению опера-
тивника (в том числе и опосредованной беседы в ходе телефонного разговора), но также в виде письменного (в случае проведения опроса путем переписки по электронной почте
, мессенджерах и социальных интернет-сетях) или иного невербального общения (при проведении опроса глухонемого лица, когда опрашивающий владеет навыками сурдоперевода).
Поэтому мы полностью солидарны с мнением М. Ю. Урлиса о том, что не все лица — носители информации в силу своих физиологических особенностей либо имеющихся у них болезней могут говорить (например, немые или люди с болезнями голосовых связок) [31], что и было учтено при разработке представленной нами дефиниции.
Определенного внимания заслуживают и организационно-правовые особенности подготовки и проведения ОРМ «опрос» и использования его результатов при выявлении, пресечении и раскрытии преступлений.
В ОРД опрос — это не простая беседа, а действия, основанные на профессиональном опыте, психологических знаниях, необходимости преодоления противодействия опрашиваемого и ряде других специальных приемов, что позволяет говорить о специфическом характере общения [12].
Это в полной мере проявляется при выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений. В данном случае опрашивающий должен обладать не только необходимыми профессионально-психологическими качествами общения, но и определенными знаниями жаргонных выражений, манерой поведения лиц, обладать необходимыми сведениями.
Неумение вести необходимую деловую беседу с интересующим лицом у оперативного сотрудника, безусловно, будет являться большим пробелом в его оперативной и профессиональной деятельности [22].
Процесс общения в деятельности оперативных сотрудников занимает основное место по объему, времени и энергии. Как и во всех профессиях, предметом которых является взаимодействие с людьми, грамотно построенное общение является ведущим условием эффективности труда оперативных работников и других специалистов правоохранительных органов. Общение и взаимодействие в их профессиональной деятельности имеет выраженную специфику и характеризуется большим количеством стрессогенных факторов, поскольку при общении с людьми приходится разрешать множество спорных и конфликтных ситуаций, противодействовать агрессивному и неконструктивному поведению окружающих [5].
Кроме того, в ходе проведения опроса оперативным сотрудникам очень часто приходится оказывать эмоционально-психологический отпор проявлениям ухищренного поведения опрашиваемых лиц как разновидности противодействия выявлению, пресечению и раскрытию преступлений.
Именно этот фактор еще раз подчеркивает, что подготовке и проведению опроса следует отводить очень важную роль в деятельности оперативно-розыскных органов, поскольку для успешного преодоления усилий противодействующих лиц в каждом случае необходим скрупулезный анализ их поведенческих актов и черт личности субъекта противодействия [29].
По общепринятым правилам, объектами опроса могут быть любые лица, располагающие оперативно значимой информацией, независимо от гражданства, пола, возраста, должностного и социального положения, психического состояния, религиозных убеждений и любых других обстоятельств. В частности, опрос несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет (в отличие от допроса свидетеля или потерпевшего в таком возрасте) не требует присутствия педагога при его проведении. Допускается проведение опроса больного, в частности, жертвы преступления, если его состояние позволяет вести беседу [34].
Это необходимо учитывать при проведении опроса лица, находящегося в состоянии наркотического опьянения, поскольку организация и тактика проведения ОРМ в данном случае должна быть построена в зависимости от степени опьянения и реальной способности опрашиваемого лица оценивать окружающую действительность.
Время и место проведения опроса может диктоваться конкретными обстоятельствами. Опрос может проводиться как в служебном помещении органа, осуществляющего ОРД, так и в любом другом месте, где находится опрашиваемое лицо, в том числе на улице, в транспорте, по месту его работы или жительства, на месте происшествия [15].
Проведение опроса наиболее эффективно среди лиц, потенциально склонных к преступлениям или связанных с криминальной средой, подозреваемых в подготовке или совершении преступлений, располагающих информацией, которая представляет интерес для оперативных подразделений. Результативность специально организованной беседы с вышеперечисленными субъектами зависит от подготовки к ней, степени осведомленности о личности опрашиваемого, его психологических качеств, отношения к преступности и подозреваемому, лояльности к правоохранительным органам [10].
Опрос может быть открытым (гласным), зашифрованным и тайным (негласным). При гласном опросе не скрываются ни цель опроса, ни должностное положение опрашивающего лица. При зашифрованном опросе лицо, производящее опрос, скрывает (зашифровывает) истинную цель беседы и (или) свою принадлежность к органу, осуществляющему ОРД. При негласном опросе сохраняется конфиденциальность факта беседы и полученной информации. В последнем случае объектом опроса является лицо, согласившееся представить имеющуюся в его распоряжении информацию, однако при условии, что этот факт не будет предан огласке [34].
Еще одним не менее важным частным условием проведения опроса является добровольное согласие опрашиваемого лица на его проведение. А. Ю. Шумилов считает, что добровольное согласие лица на опрос (беседу) может быть выражено недвусмысленным способом, что, по нашему мнению, не должно предусматривать дачи опрашиваемым лицом конкретного (письменного или устного) согласия на его опрос. А. Е. Чечетин
также выступает в защиту данного положения, говоря о том, что при проведении опроса, как в гласной, так и в негласной форме опрашиваемое лицо может отвечать на задаваемые вопросы только добровольно [36].
Добровольный — значит совершаемый или действующий по собственному желанию, не по принуждению [23], из чего можно сделать вывод, что добровольные ответы опрашиваемого лица на вопросы лица, его опрашивающего, без какого-либо принуждения, равно как и его добровольное участие в беседе, и будет являться фактическим добровольным согласием на опрос.
Кроме этого, следует учесть, что ОРМ носят разведывательно-поисковый, конспиративный характер и направлены исключительно на решение задач по борьбе с преступностью, в связи с чем интересоваться у опрашиваемого лица в форме постановки прямого вопроса о его желании вести беседу является крайне неуместным исходя из тактических соображений осуществления ОРД.
Довольно часто возникает множество споров о необходимости привлечения к участию в проведении ОРМ «опрос» адвоката, что обеспечивает всестороннее соблюдение прав и свобод опрашиваемого лица.
Так, А. С. Закотянский одним из направлений развития ОРД считает введение возможности непосредственного процессуального использования результатов ОРМ «опрос», за исключением опросов лица, совершение которым преступления было зафиксировано в ходе ОРМ. При этом им предлагается нормативно закрепить:
-
гарантии прав опрашиваемого лица в виде разъяснения ему содержания ст. 48 и ст. 51 Конституции РФ (с правом привлечения им адвоката для оказания юридической помощи с уровнем прав, аналогичных правам адвоката свидетеля); -
обязательную видеофиксацию хода опроса и обязанность лиц, ведущих производство по делу, назначить судебную психолого-вокалографическую экспертизу в отношении видеозаписи опроса в случае заявления о применении к участвовавшим в ОРМ лицам незаконного воздействия либо фальсификации результатов ОРД.
Последнее, по мнению указанного автора, позволит обеспечить участие стороны защиты на состязательных началах в проверке достоверности результатов такого опроса в случае, если непосредственный допрос ранее опрошенного лица в судебном заседании по объективным причинам будет невозможен [10].