Файл: Дипломная работа Оперативнорозыскное мероприятие "Опрос".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 735

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Положения ст.11 Федерального закона от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон об оперативно-розыскной деятельности) определяют, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, и в иных случаях, установленных настоящим законом.

Одним из гласных оперативно-розыскных мероприятий, которое может проводиться при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, является «опрос» (ст.6 Закона об оперативно-розыскной деятельности). Последний, по смыслу закона, относится к мерам проверочного характера и предполагает сбор информации о лицах, фактах, обстоятельствах, имеющих значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности, предусмотренных ст.2 Закона об оперативно-розыскной деятельности.

Согласно ст.48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. При этом Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, не связывает предоставление помощи адвоката (защитника) с формальным признанием лица подозреваемым или обвиняемым, а учитывает также и фактическое положение лица, в отношении которого осуществляется уголовное преследование. Факт такого преследования, а, следовательно, и направленная против конкретного лица обвинительная деятельность, может подтверждаться и иными мерами, предпринимаемыми в целях его изобличения или свидетельствующими о наличии подозрений против него.

В силу данной правовой позиции право на получение квалифицированной юридической помощи адвоката гарантируется любому лицу, в отношении которого осуществляется деятельность, направленная на выявление фактов и обстоятельств, уличающих его в подготовке или совершении преступления. Соответственно лицу, в отношении которого проводятся оперативно-розыскные мероприятия в связи с подозрением его в причастности к подготовке или совершению преступления, должна предоставляться возможность воспользоваться квалифицированной юридической помощью адвоката.

Изложенное свидетельствует о том, что с начала проведения оперативно-розыскного мероприятия «опрос», направленного на выявление фактов и обстоятельств, уличающих лицо в совершении преступления, опрашиваемый имеет не только право на предоставление ему квалифицированной юридической помощи (ст.48 Конституции РФ), но и право не свидетельствовать против самого себя (ст.51 Конституции РФ).


Является очевидным, что указанному праву (правам), которым опрашиваемый обладает с момента начала проведения в отношении него оперативно-розыскного мероприятия, корреспондирует обязанность должностного лица, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, обеспечить их реализацию. Подобная реализация предполагает, как разъяснение опрашиваемому таких прав (права на защиту, права не свидетельствовать против себя), так и обеспечение непосредственного участия в ходе «опроса» адвоката (защитника) либо безотлагательное предоставление опрашиваемому возможности обратиться за помощью к избранному им адвокату (защитнику) при условии, если после разъяснения таких прав от опрашиваемого не поступило соответствующее требованиям закона заявление об отказе от защитника.

Из осмотренных в ходе предварительного следствия, а также в судебном заседании результатов оперативно-розыскного мероприятия «опрос», проведенного в отношении Кензенязовой Б.С., зафиксированных на диске TDK, содержащем видео и аудиозапись проведения данного мероприятия, следует, что оперативным сотрудником осуществлялась деятельность, направленная на уличение Кензенязовой Б.С. в совершении преступления. Таким образом, Кензенязова Б.С. имела право на защиту, в том числе и предусмотренное ст.51 Конституции РФ.

Между тем, как достоверно следует из средства объективного контроля – сведений, полученных при просмотре и прослушивании представленной на диске TDK аудио и видеозаписи беседы оперативного сотрудника с Кензенязовой Б.С., с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия «опрос» (с начала фактической беседы между оперативным сотрудником и Кензенязовой Б.С.) какие-либо права, в том числе право на пользование квалифицированной юридической помощью (ст.48 Конституции РФ) и право не свидетельствовать против самой себя (ст.51 Конституции РФ), Кензенязовой Б.С. не разъяснялись, иные условия, позволяющие Кензенязовой Б.С. получить должное представление о своих правах, эффективно их реализовать и защищаться, не обеспечивались. При этом обращает на себя внимание и то обстоятельство, что возможность в полной мере ознакомиться с предоставленными Кензенязовой Б.С. правами последняя получила после окончания оперативно-розыскного мероприятия «опрос».

В ходе проведения в отношении Кензенязовой Б.С. оперативно-розыскного мероприятия «опрос» последней были даны изобличающие себя показания, вместе с тем, проведение такого мероприятия с нарушением права Кензенязовой Б.С. на защиту, безусловно, свидетельствует о получении результатов такого оперативно-розыскного мероприятия с существенным нарушением закона. Соответственно, в силу положений ст.89 УПК РФ полученные таким образом результаты оперативно-розыскного мероприятия «опрос» не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу приговора, поскольку на основании ст.75 УПК РФ являются недопустимыми доказательствами.



В связи с тем, что оперативно-розыскное мероприятие «опрос» проведено в отношении Кензенязовой Б.С. с существенным нарушением требований закона, а его результаты в силу этого являются порочными и как доказательство недопустимым, таковым является и производный от него документ, а именно: протокол осмотра и прослушивания видеозаписи от 25.10.2019 (т.1, л.д.248-251).

Важно признать, что риски и потенциальные ошибки – это характерные для ОРД явления, обусловленные осуществлением данной деятельности в условиях информационной неопределенности. Их нужно прогнозировать, анализировать и минимизировать, но избежать вовсе – невозможно, а в ряде случаев и нецелесообразно.

В литературе данная проблема преимущественно остается без внимания, либо освещается фрагментарно. Среди единичных работ можем выделить монографию С.И. Захарцева, Ю.Ю. Игнащенкова и В.П. Сальникова, в которой авторы, опираясь на богатый собственный опыт работы в правоохранительных органах и проведенные исследования, делятся ценными для науки и правоприменительной практики предостережениями.

Они отмечают, что при выявлении преступления оперативным путем ОРД становится своего рода подготовительным этапом уголовного судопроизводства. В таком случае еще до возбуждения уголовного дела в ходе ОРД устанавливаются преступники, оценивается будущая доказательственная база, отыскиваются способы получения доказательств, выявляются свидетели и т.д. И если на указанной стадии в оценке события заложена ошибка относительно виновности лица, то исправить ее бывает непросто. Такая ошибка приводит к неверному направлению следствия, дает виновному лицу время для сокрытия и уничтожения следов преступления, одновременно подразумевая меры процессуального принуждения в отношении невиновного [4].

Конституции РФ не допускает при осуществлении правосудия применение доказательств, полученных с нарушением закона. Поэтому при использовании результатов ОРД в доказывании необходимо установить соблюдены ли правила проведения ОРМ [23].

Некоторые авторы ошибочно считают, что нарушение Закона об ОРД не означает нарушения предусмотренной уголовно-процессуальным законом процедуры формирования доказательств. Хотя вполне очевидно, что такие доказательства не могут быть признаны допустимыми. Как отмечено в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», доказательства считаются недопустимыми, если при их «собирании и закреплении были нарушены гарантированные Конституцией Российской Федерации права человека и гражданина или установленный уголовно-процессуальным законодательством порядок их собирания и закрепления» [6].


Таким образом, полученные с нарушением закона результаты ОРД не будут удовлетворять требованиям допустимости уголовно-процессуального законодательства, и поэтому согласно п. 3 ч. 2 ст. 75 и ст. 89 УПК РФ они не могут использоваться в уголовном судопроизводстве.


2.2 Социологические исследования по повышению квалификации сотрудников оперативных подразделений с анализом наиболее характерных ошибок



Эффективность деятельности сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, во многом обеспечивается высоким уровнем их профессионализма.

Вопросам повышения уровня профессионализма указанной категории сотрудников уделяется большое внимание, вместе с тем целесообразно активно использовать современные тренинговые психотехнологии с целью совершенствования:

  • навыков составления психологического, социально-психологического портрета личности и группы;

  • ролевой компетентности;

  • коммуникативной компетентности;

  • межкультурной коммуникации;

  • антиманипулятивных технологий профессионального общения.

Профессиональное общение в рамках ОРД представляет собой конвергенцию делового, межличностного, доверительного, рефлексивного, манипулятивного, вербального и невербального видов общения.

В аспекте рассматриваемой проблемы следует обратить внимание на дискуссионный характер вопросов, касающихся составления психологического портрета личности, группы (детализации его структуры, полноты и т. д.). На основании анализа данных, представленных в научной литературе, можно сделать вывод о том, что имеют место: неоднозначность теоретико-методологических подходов к составлению психологического портрета личности у представителей различных научных школ; широкий диапазон типологизации психологических портретов, который оказывает существенное влияние на формирование многовариативности в понимании процесса составления такого портрета и дальнейшего практического использования; научная полемика относительно структуризации, рефлексии, психологического моделирования, психологической интерпретации при составлении психологического портрета личности; валидизации, релевантности психологического, социально-психологического портрета описываемой личности, группы и т. д. В этой связи на практике сотрудники-профессионалы используют эклектический подход, способствующий эффективному решению поставленных служебных задач.

В международной практике в целях повышения уровня профессионализма специалистов силового блока успешно используется система специальных тренингов (многоступенчатая специальная психологическая подготовка), которая включает и отработку навыков составления психологического, социально-психологического портрета личности, группы.