Файл: Теоретические аспекты профессиональной деятельности менеджера 1 Функции и принципы деятельности менеджера.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание
Введение

Глава 1. Теоретические аспекты профессиональной деятельности менеджера

1.1 Функции и принципы деятельности менеджера

1.2 Методы управления как инструмент менеджера

1.3 Стили управления

1.4 Специфика профессиональной деятельности менеджера в современных социально-экономических условиях

Глава 2. Особенности профессиональной деятельности менеджера в ООО «Майс Групп»

2.1 Общие сведения и организационная структура организации

2.2 Раскрытие деятельности менеджера в ООО «Майс Групп»

Заключение

Список использованной литературы

Введение
Актуальность темы. Деятельность менеджера относится к разряду управленческой. Если сравнивать ее с другими видами деятельности в организации, у нее есть ряд отличий, которые выражаются в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средствах. Специфика деятельности менеджеров определяется сущностью управления как деятельности, которая направлена на постановку целей и объединение усилий множества сотрудников для их своевременного и эффективного достижения. Все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы.

Цель исследования – теоретическое исследование особенностей профессиональной деятельности менеджера.

Задачи исследования. В соответствии с целью, задачами работы являются:

  • рассмотреть функции и принципы деятельности менеджера;

  • изучить методы управления как инструмент менеджера;

  • выявить специфику профессиональной деятельности менеджера в современных социально-экономических условиях;

  • охарактеризовать общие сведения и организационную структуру ООО «Майс Групп»;

  • раскрыть особенности деятельности менеджера в ООО «Майс Групп».

Объект и предмет исследования. Таким образом, исходя из цели и задач, объектом исследования является профессиональная деятельность менеджера, а предметом – ее особенности в ООО «Майс Групп».

Теоретическая база исследования – научные разработки российских и зарубежных авторов по проблемам менеджмента и управленческих методов, среди которых можно особенно выделить Б. Ф. Аникина, Л. А. Бурганову, О. С. Виханского, Р. С. Галькову, А. В. Тебекина и др.

Методы исследования. При написании курсовой работы использовались методы анализа научной литературы, обобщения отечественной и зарубежной практики, сравнения, обобщения и др.


Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Первая глава «Теоретические аспекты профессиональной деятельности менеджера» посвящена рассмотрению функций и принципов деятельности менеджера; изучению методов управления как инструмента менеджера; выявлению специфики профессиональной деятельности менеджера в современных социально-экономических условиях.

Во второй главе «Особенности профессиональной деятельности менеджера в ООО «Майс Групп»» внимание уделяется изучению общих сведений и организационной структуры ООО «Майс Групп», а также особенностей деятельности менеджера в данной компании.

Глава 1. Теоретические аспекты профессиональной деятельности менеджера


    1. Функции и принципы деятельности менеджера


Понятие менеджмента неразрывно связано с людьми, занятыми управлением, с менеджерами. Деятельность менеджера относится к разряду управленческой. Если сравнивать ее с другими видами деятельности в организации, у нее есть ряд отличий, которые выражаются в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средствах.

Специфика деятельности менеджеров определяется сущностью управления как деятельности, которая направлена на постановку целей и объединение усилий множества сотрудников для их своевременного и эффективного достижения.

Под процессом управления понимают осознанную целенаправленную деятельность человека, при помощи которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды [3]. Процесс управления может проистекать в технической, государственной, социальной, хозяйственной и др. сферах.

Для обозначения процесса управления в настоящее время часто используется понятие менеджмента. Исследователи выделяют ряд подходов к данному понятию [5]:

  • непосредственно сам процесс принятия управленческих решений;

  • учебная дисциплина;

  • высшее руководство компании;

  • сама наука и искусство управления;

  • процесс управления конкретным видом деятельности;

  • общность научных знаний и практического опыта в данной сфере и др.

С точки зрения практической реализации менеджерами предпринимательских и управленческих функций возможно рассмотрение данного процесса в двух плоскостях:



  • управление предприятием, функционирующим в рыночных условиях, которое связано с необходимостью принятия самостоятельных управленческих решений;

  • управление самостоятельным видом деятельности, которое не всегда предполагает открытие предприятия и руководство своими подчиненными (например, концертный менеджмент).

На данный момент исследователи не пришли к единому мнению по поводу того, самостоятельная ли наука – менеджмент, есть ли у него собственный предмет изучения или он только интегрирует положения других наук, практический опыт менеджеров и личное искусство каждого.

В процессе управления прослеживаются три аспекта [2]:

  • институциональный (объект и субъект управления);

  • функциональный (процесс осуществления управление и его влияние на субъект);

  • инструментальный (при помощи чего происходит управление).

Таким образом, суть деятельности менеджера предприятия заключается в реализации им определенных целей, выполняющих главные задачи в процессе управления:

  • сравнение реальной ситуации с желаемой;

  • руководящие требования к действиям;

  • направления принятия решений;

  • методы и средства контроля.

Под функциями менеджера понимается определенный вид управленческой деятельности, который согласован с принципами организации работы и производится специальными приемами и способами.

Исследователи выделяют пять основных функций менеджмента и, соответственно, менеджера [3]:

  • планирование;

  • организация;

  • мотивация;

  • координация;

  • контроль.

Рассмотрим суть каждой из этих функций более подробно.

Планирование. Данный этап является одним из первых этапов управленческого процесса, осуществляемого менеджером. На данном этапе происходит определение целей и задач фирмы, средств и методов их достижения. Таким образом, планирование – это непрекращающийся процесс поиска новых путей и методов совершенствования функционирования организации посредством выявленных возможностей, условий и факторов. Причем, когда поставленные цели уже достигнуты, происходит формирование новых требований.

Организация. С предыдущей функцией тесно связана организационная функция. На данном этапе менеджер создает
реальные условия для достижения поставленных целей. Другими словами, он формирует структуру фирмы, после чего она обеспечивается всем необходимым для решения задач, которые были поставлены на этапе планирования. Также на этапе организации менеджер распределяет обязанности, а также определяет объем средства, необходимые для реализации этих целей.

Выделяют некоторые принципы, на которых следует основываться в целях реализации организационной функции [9]:

  • нужно четко определить и детализировать цели фирмы, поставленные на этапе планирования;

  • следует выявить виды деятельности, которые будут необходимы для достижения этих целей;

  • необходимо осуществить процесс разделения труда, объединив сотрудников в эффективные рабочие группы и выдав каждой группе задание;

  • следует заниматься постоянной координацией различных видов деятельности по каждой группе, определив сроки и подчиненность;

  • следует придерживаться принципа единства цели, при котором каждый сотрудник работает на общее благо фирмы, при этом никто не противодействует;

  • каждый менеджер должен отвечать за управляемых сотрудников.

Мотивация. Суть данной функции заключается в том, что деятельность менеджера должна способствовать активизации сотрудников организации в целях повышения эффективности их труда для решения как личных задач, так и задач и целей фирмы.

При решении данной задачи менеджер ориентируется на две плоскости этой проблемы:

  • мотивы потребителей тех или иных услуг;

  • мотивацию трудовых отношений в коллективе.

Под мотивацией трудовых отношений понимают совокупность стимулов, которые побуждают работников к активной трудовой деятельности [14].

Для реализации данных целей менеджеру рекомендуется использовать следующие методы:

  • стимулирование (побуждение работников к активной деятельности посредством факторов материального и морального стимулирования);

  • мотивирование (создание у работников внутреннего побуждения к труду посредством формирования заинтересованности в труде, удовлетворенности от трудовой деятельности) [3].

Координация. Суть данной функции заключается в обеспечении менеджером согласованности действий всех звеньев системы управления путем установления взаимодействия подразделений, руководителей и работников, а также устранение отклонений от запланированного графика работы.


Функция координации реализуется посредством проведения совещаний, установления личных контактов между руководителями отдельных подразделений, согласования планов и графиков работы, своевременного внесения в них изменений и др.

Для реализации данной функции следует позаботиться об эффективной системы обратной связи (чтобы своевременно получать данные о результатах и принимать коррекционные меры). Система обратной связи дает менеджеру возможность осведомления о непредвиденных проблемах в организации, что позволяет и вовремя скорректировать свою линию поведения и избежать отклонения фирмы от максимально эффективного пути достижения поставленных целей [14].

Контроль. Данная функция представляет собой вид управленческой деятельности, посредством которого фирму можно удерживать на выбранном пути, путем сравнения ее показателей с намеченными планами.

Менеджер может осуществлять три вида контроля:

  • предварительный (в сфере человеческих ресурсов контроль осуществляется посредством анализа необходимых для выполнения задач деловых и профессиональных качеств работников; в области материальных ресурсов – это контроль за качеством сырья; в финансовых ресурсах механизмом предварительного контроля является бюджет);

  • текущий (происходит в процессе проведения работ; дает возможность исключить отклонения от планов и инструкций);

  • заключительный (его цель в предотвращении ошибок в будущем; при этом обратная связь применяется тогда, когда вся работа уже сделана).

При проектировании системы контроля, менеджеру следует придерживаться ряда принципов [3]:

  • эффективность (полезность контроля: уменьшение расходов на контроль, затрат на персонал и технику);

  • определение границ контроля;

  • своевременность;

  • гибкость (своевременная адаптация к реальной ситуации);

  • простота;

  • соответствие виду деятельности и др.

В процедуре контроля сначала стоит установить стандарты, затем сопоставить достигнутые результаты с данными стандартами, после чего принять требуемые корректирующие действия.


    1. Методы управления как инструмент менеджера


Для того, чтобы менеджеру эффективно реализовать функции управления, охарактеризованные в параграфе 1.1, необходимо правильно применять те или иные методы управления.