Файл: Теоретические аспекты профессиональной деятельности менеджера 1 Функции и принципы деятельности менеджера.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Под методом управления понимают совокупность всех приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей [7].

Само слово «метод» имеет греческое происхождение, и переводится как «способ достижения цели». В данной курсовой работе мы рассматриваем методы менеджмента, применимые по отношению как к трудовым коллективам в целом, так и отдельным работникам в частности.

Существует множество различных методов управления, для их классификации необходимо выделить ряд определенных критериев. При характеристике и анализе метода управления, следует определить их направленность (каков объект управления), содержание (каковы приемы и способы воздействия) и организационную форму (каким образом способы воздействуют в конкретной сложившейся ситуации).

Менеджер может оказывать воздействие на коллектив двумя основными способами: принуждением (заставляет коллектив выполнять то, что от него требуется) и побуждением (коллектив практически сам выполняет требуемое по причине своей заинтересованности).

Исследователи выделяют в деятельности менеджера следующие методы управления:

  • регламентирующие (в данную группу методов входят организационные и административные методы управления);

  • стимулирующие (к данной группе относятся экономические и социально-психологические методы управления).

Рассмотрим группу организационно-административных методов.

При помощи организационных методов менеджер реализует одну из важнейших управленческих функций – организационную, при помощи которой формируются необходимые условия деятельности фирмы. Посредством использования данных методов деятельности фирмы проектируется, нормируется, регламентируется и обеспечивается необходимыми инструкциями, которые фиксируют расстановку персонала, его права, обязанности, а также особенности поведения в конкретных ситуациях.

Данная группа методов формирует требования, которые направляют дальнейшее функционирование и развитие фирмы (как пример можно назвать методы формирования управленческих структур, создания трудовых коллективов, подготовки и проведения общественных мероприятий и др.).

Следующая группа методов – административные – в основе своей имеют опору на власть менеджера, на его права, установленные в фирме дисциплину и ответственность. Административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект посредством приказов, распоряжений, оперативных указаний (письменных, устных), контроля за их выполнением, системы административных средств поддержания трудовой дисциплины и др. Данная группа методов обеспечивает организационную четкость и дисциплину труда и регламентируется трудовым и хозяйственным законодательством.


В качестве условия использования данных методов выступает преобладание однозначных способов решения возникших перед фирмой задач, сведение личной инициативы работника до минимума; при этом вся ответственность за результаты перекладывается на руководителя [7].

Менеджер в фирме может использовать три формы реализации административных методов [3]:

  • обязательное предписание (приказ, запрет и др.);

  • согласительные методы (консультация, разрешение компромиссов);

  • рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и др.).

Данную группу методов характеризует четкая адресность распоряжений, обязательность требования выполнения приказов и указаний, причем невыполнение будет считаться прямым нарушением исполнительской дисциплины, что влечет за собой конкретные взыскания.

Среди главных недостатков административных методов управления выделяют их ориентацию на достижение заданной результативности, а не на ее постоянный рост, поощрение исполнительности, а не собственной инициативы.

Административные методы связываются, чаще всего, со следующими типами подчинения:

  • вынужденным (навязывается внешне, сопровождается неприятным чувством зависимости, рассматривается работниками как нажим сверху);

  • пассивным (удовлетворение, которое связано с освобождением от принятия самостоятельных решений);

  • осознанным (обосновано внутренне).

Из организационно-административных методов управления менеджер в фирме может использовать следующие:

  • метод руководства на основе инструкций и контроля (руководители не делегируют своих полномочий подчиненным, активность последних подавлена и не развивается; метод работает только когда четко определены цели, имеются необходимые ресурсы, отлажена технология и необходима лишь четкая и качественная работа);

  • метод руководства на основе делегирования (руководство и ответственность перемещаются на более низкий уровень в структуре организации, при этом функционирует эффективная система контроля).

Далее рассмотрим группу экономических методов.

Под экономическими методами понимается вся совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности [15]. Таким образом, запланированная цель достигается путем воздействия на экономические интересы управляемого объекта.



Главным методом управления является система заработной платы и премирования, при этом она должна быть максимально привязана к результатам деятельности работника. Другими словами, своевременное и качественное выполнение поставленных перед работником задач вознаграждается различными денежными выплатами. Так как величина выплат непосредственно зависит от показанного результата, персонал фирмы напрямую экономически заинтересован в его улучшении.

В противоположность предыдущей группе методов (организационно-административным), экономические методы управления предполагают создания системы общих планово-экономических показателей, а также средств их достижения. Данная группа методов содействует определению новых возможностей и резервов отдельного работника и коллектива в целом, т.е. сам коллектив вправе распоряжаться материальными фондами, прибылью, зарплатой и, тем самым, реализовывать свои экономические интересы. При этом особенности управляемой системы определяют конкретный набор и содержание методов экономического воздействия.

В своей деятельности менеджер может использовать следующие экономические методы управления [7]:


  • планирование;

  • анализ;

  • хозрасчет;

  • ценообразование;

  • финансирование;

  • система материального поощрения и др.

Под социально-психологическими методами понимается совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Данная группа методов управления осуществляется через усиление мотивации, согласование целей личности с целями организации, формирование общих с организацией ценностей.

Таким образом, данная группа методов рассматривает два аспекта воздействия на поведение сотрудника и повышение его трудовой активности.

Во-первых, при их применении менеджер сможет воздействовать на формирование оптимального морально-психологического климата в фирме, на развитие доброжелательных отношений между членами коллектива, а также изменить свою роль (вместо злого диктатора – заботливый отец семейства).

Во-вторых, воздействие нацелено на раскрытие личных способностей каждого сотрудника, из чего, в конечном счете, следует максимальная самореализация человека в его повседневной деятельности, и, как следствие этого, повышение эффективности данной деятельности.

Стимулирующие методы управления включают в себя следующие методы руководства [7]:

  • метод руководства посредством мотивации (удовлетворение требований, интересов, личных целей работников; интеграция потребностей работника с целями фирмы);

  • метод руководства, нацеленного на результаты (метод П. Дракера; суть его в определении результатов при децентрализованной системе руководства, другими словами каждое подразделение должно достигнуть конкретных результатов).

Таким образом, разнообразные методы управления являются одним из важных инструментов в реализации задач и достижении целей менеджера любой организации. Однако использование данных методов – это сложный процесс, зависящий от сферы, в которой функционирует то или иное предприятие.


    1. Стили управления

менеджер управленческий решение профессиональный

Под стилем управления понимают относительно устойчивую систему способов, методов и форм практической деятельности менеджера [2]. Также стиль управления – это манера и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений [3]. Стиль руководства строго индивидуален по той причине, что его определяют специфические характеристики конкретной личности менеджера, и он отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личности.


Выбор стиля управления во многом зависит задач, стоящих перед менеджером [9]:

  • задача: управлять (менеджер дает точные указания работникам и четко следит за выполнением этих заданий);

  • задача: направлять (менеджер управляет и наблюдает за выполнением заданий, однако обсуждает решения с работниками и поддерживает их инициативу);

  • задача: поддерживать (менеджер оказывает работникам помощь при выполнении заданий, разделяет с ними ответственность за правильное принятие решений);

  • задача: делегирование полномочий (менеджер передает часть своих полномочий работникам, возлагает на них ответственность за принятие частных решений и достижение цели предприятия).

Выделяют три основных стиля управления:

  • авторитарный;

  • демократический;

  • либеральный.

К особенности авторитарного (автократического) стиля относится централизация власти в руках руководителя, который требует, чтобы обо всем докладывали лишь ему. Данному стилю характерны ставка на администрирование и ограниченные контакты менеджера с подчиненными. Руководитель сам принимает решения, не дает возможности проявить инициативу работникам. Основное содержание управленческой деятельности такого менеджера состоит из приказов и команд.

Менеджеру с таким стилем управления присущи догматизм и стереотипность мышления. Он воспринимает все новое с осторожностью или вообще не воспринимает, пользуясь в управленческой работе практически одними и теми же методами. Менеджер становится автократом тогда, когда по своим качествам он ниже людей, которыми руководит, или если его подчиненные имеют слишком низкую общую и профессиональную культуру.

Данный стиль руководства не стимулирует инициативу работников: она, наоборот, часто бывает наказуема менеджером, что делает невозможным повышение эффективности работы организации. В таких условиях у работников часто отсутствует удовлетворенность трудом, так как их творческие силы не находят должного применения.

Менеджер, который использует преимущественно демократический стиль, пытается максимум вопросов решать коллегиально, систематически информировать работников о положении дел в коллективе, адекватно воспринимает критику. В общении с работниками он вежлив и доброжелателен, постоянно контактирует с ними, при этом часть управленческих функций делегируется работникам. Такой менеджер требователен, но справедлив. При демократическом стиле руководства в подготовке к реализации управленческих решений принимают участие все члены коллектива.