Файл: Педагогическая практика в дошкольных образовательных организациях для детей с нарушениями интеллекта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 311

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

133 разнообразие форм и методов организации детской познава- тельной деятельности.
Наиболее эффективными формами работы для поддержки инициативы детей с нарушениями интеллекта являются:
 коррекционно-развивающие занятия. В процессе непо- средственно организованной познавательной детской деятель- ности педагог поощряет любое проявление активности, инициа- тивы и самостоятельности. Использует большое количество разных приемов, соответствующих уровню психологического развития каждого ребенка с нарушениями интеллекта;
 совместная исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование. Педагоги вместе с деть- ми решают интересную проблему, проводят опыты с реальными предметами, делают выводы на основе самостоятельных прак- тических действий;
 наблюдение и труд в уголке природы. Педагоги активно вводят в образовательно-воспитательный процесс природные объекты и различную деятельность с ними. Это положительно сказывается на познавательной активности и общем психиче- ском состоянии детей с нарушениями интеллекта;
 совместная деятельность взрослого и детей по преобра- зованию предметов рукотворного мира и живой природы. Педа- гоги предлагают детям самим придумать, как и из чего сделать поделку. При затруднениях предлагают выбрать материал из 2-х и более предметов и показывают возможные способы действий, оставляя конечный выбор за ребенком;
 самостоятельная деятельность детей. Педагоги органи- зовывают детскую самостоятельную деятельность так, чтобы каждый воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запо- минать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели;
 сотрудничество с семьей. Организуемая с семьей работа помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в

134 ребенке пытливости, любознательности. Это не только позволя- ет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачи- вает семью (многие задания выполняются совместно);
 игровая деятельность. В игре создаются наиболее благо- приятные условия для всестороннего психофизического разви- тия ребенка и коррекции, имеющихся онтогенетических недо- статков. В специально организованной педагогом игре воспиты- ваются активность, самостоятельность, инициативность. Ребе- нок учится действовать коллективно, закладываются основы продуктивной коммуникации. Педагоги используют различные виды игр: подвижные, спортивные, дидактические, сюжетно- ролевые (творческие), диагностические, коррекционно-развива- ющие, игры-драматизации, игры-инсценировки. Это способ- ствует повышению познавательной активности и инициативно- сти детей с нарушениями интеллекта;
 проектная деятельность, ориентированная на исследова- ние как можно большего числа заложенных в ситуации возмож- ностей, а не прохождение заранее заданного (и известного педа- гогу) пути. Проектная деятельность подразумевает выражение инициативы и проявление самостоятельной активности. Ребенок высказывает оригинальную идею, ее нужно поддержать и не- много видоизменить. Педагог дает ребенку возможность экспе- риментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, коммуникативные и познавательные навыки, что предполагает формирование оригинального замыс- ла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств.
В групповом помещении содержательное наполнение предметной среды организовано методически грамотно, исполь- зуется ряд эффективных методов и приемов, происходит тесное взаимодействие с родителями, организуется совместная практи- ческая деятельность взрослых и детей. Все это является важны-


135 ми условиями поддержания и развития детской познавательной активности.
Описание вариативных форм, способов, методов и средств
реализации программы с учетом специфики образователь-
ных потребностей детей с нарушениями интеллекта
При реализации данной программы педагог:
 рассматривает формирование способов усвоения обще- ственного опыта (в том числе и учебных навыков) ребенком с нарушениями интеллекта как одну из ведущих задач обучения, которое является ключом к развитию ребенка и раскрытию его потенциальных возможностей и способностей;
 учитывает генетические закономерности психического развития ребенка, характерных для становления ведущей дея- тельности и психологических новообразований в каждом воз- растном периоде;
 реализует деятельностный подход в организации це- лостной системы коррекционно-педагогического воздействия;
 учитывает единство диагностики и коррекции отклоне- ний в развитии;
 анализирует социальную ситуацию развития ребенка и семьи;
 реализует развивающий характер обучения, основываю- щийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ре- бенка и формировании зоны ближайшего развития;
 включает родителей или лиц, их заменяющих, в коррек- ционно-педагогический процесс;
 расширяет традиционные виды детской деятельности и обогащает их новым содержанием;
 формирует и корректирует высшие психические функ- ции в процессе специальных занятий с детьми;

136
 реализует личностно ориентированный подход к воспи- танию и обучению детей через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы;
 стимулирует эмоциональное реагирование, эмпатию и использование их для развития практической деятельности де- тей, общения и воспитания адекватного поведения;
 расширяет формы взаимодействия взрослых с детьми и создает условия для активизации форм партнерского сотрудни- чества между детьми;
 определяет базовые достижения воспитанника с нару- шениями интеллекта в каждом возрастном периоде с целью планирования и осуществления коррекционного воздействия, направленного на раскрытие потенциальных возможностей раз- вития ребенка.
С целью обеспечения вариативности и индивидуализации воспитательно-образовательного процесса в ДОО, педагоги ис- пользуют различные коррекционные технологии, способствую- щие сглаживанию нарушений интеллектуальной и эмоциональ- но-волевой сферы детей с особыми образовательными потреб- ностями. Выбор форм, способов и средств реализации данных технологий определяется педагогом индивидуально, с учетом структуры дефекта и коррекционных задач.
Психолого-педагогическая диагностика
С целью эффективной реализации Программы в ДОО про- водится психолого-педагогическая диагностика детей три раза в год: в сентябре, январе и мае. Оценку физического развития осуществляет инструктор по физической культуре, психических процессов – педагог-психолог, познавательного развития, про- дуктивной деятельности – воспитатель, музыкального развития
– музыкальный руководитель. Результаты диагностики заносят- ся в диагностическую карту динамики развития детей для каж-


137 дой возрастной группы. Специалисты оценивают степень разви- тия по каждому диагностическому критерию.
Результаты психолого-педагогической диагностики исполь- зуются исключительно для решения следующих образователь- ных задач: индивидуализации образования (в том числе под- держки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития) и оптимизации работы с группой детей. Участие ребенка в психо- логической диагностике происходит только с согласия его роди- телей (законных представителей).
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Психолого-педагогические условия,
обеспечивающие развитие ребенка
Программа предполагает создание следующих психолого- педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможно- стями и интересами.
1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора дея- тельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
2. Ориентированность педагогической оценки на относи- тельные показатели детской успешности, то есть сравнение ны- нешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
4. Создание развивающей образовательной среды, способ- ствующей физическому, социально-коммуникативному, позна-

138 вательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освое- нию культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, по- движных и статичных форм активности.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноцен- ного развития ребенка дошкольного возраста.
7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе ком- муникативной компетентности и мастерства мотивирования ре- бенка, а также владения правилами безопасного пользования
Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодей- ствия педагогов и управленцев, работающих по Программе.
Особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды
Программа предполагает такую организацию предметно- развивающей среды, которая соответствует целям и задачам специального дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена на формирование и пре- образование «житейского» (по JI.С. Выготскому) опыта детей.
Предметно-развивающая среда для дошкольников с нару- шениями интеллекта представляет собой совокупность природ- ных и социально-культурных предметных средств, удовлетво- ряющих потребности актуального и перспективного развития ребенка, учитывающую индивидуально-типологические осо- бенности детей, направленную на становление детской деятель- ности, способствующую формированию «картины мира» и обо- гащению житейского и элементарного научного опыта до- школьников.


139
В Программе учтены и отражены при построении предмет- но-пространственной среды многообразные интересы участни- ков образовательного процесса (детей и взрослых). Простран- ство игровой комнаты, кабинетов учителя-логопеда, педагога- психолога, физкультурного и музыкального залов организовано таким образом, чтобы дети могли достаточно свободно переме- щаться, располагаться для игр с игрушками, отдыхать. Оно при- годно для деятельности детей и взрослых, для проведения инди- видуальных и комплексных занятий по различным направлени- ям коррекционно-развивающей работы.
В группе созданы центры развития детей, содержание кото- рых варьируется исходя из индивидуальных, специфических и возрастных особенностей детей.
Центр двигательной деятельности содержит различные массажные коврики, сенсорные тропы, мячи, скакалки, кегли, кольцеброс, бубны, бадминтон и т.п.
Центр сюжетно-ролевой игры содержит разнообразные куклы и одежду для них, игровые наборы («Кухня», «Супермар- кет», «Больница», «Парикмахерская» и др.), игрушечную быто- вую технику (холодильник, стиральная машина и т.п.), различ- ный игрушечный транспорт (машина скорой помощи, пожарная машина, грузовик, вертолет, подъемный кран и др.).
Центр развивающих игр содержит большое количество настольных развивающих игр, а также пирамидки, матрешки, деревянные вкладки, шнуровки и т.д.
Центр познавательно-исследовательской деятельности со- держит лупы, часы, компасы, сита различных размеров, весы, магниты, пробки, камешки, перышки, ракушки, мерные стакан- чики, линейки, рулетки, сыпучие вещества, семена и др.
Центр книги содержит детские книги, книги-раскраски, книги сюрпризы, книги-раскладушки, подставки для книг и др.
Центр музыкально-художественного творчества содержит музыкальные игрушки (погремушки, барабаны, дудочки, метал-

140 лофон и др.), деревянные ложки, самодельные музыкальные иг- рушки (звучащие коробочки, деревянные палочки), магнитофон, ширму и т.п.
Центр конструирования содержит крупный строительный материал, деревянные конструкторы, лего, мозаики, крупные и мелкие пазлы и т.п.
Центр изобразительного творчества содержит бумагу раз- ного размера, наборы красок, карандашей, мелков и фломасте- ров, доску для рисования мелом, материалы для аппликации и лепки, различный природный и бросовый материал и др.
Центр трудовой деятельности содержит предметы личной гигиены, фартуки, клеенки, лейки, комнатные растения, детские грабли и др.
В ДОО используются мультимедийные средства: компью- тер, принтер, ноутбук, интерактивный стол. Для детей это, прежде всего, интересные занятия с отличной наглядностью; иг- ровые приемы решения различных заданий; развитие мышле- ния, памяти, логики. Все педагоги ДОО соблюдают требования к использованию мультимедиа при работе с дошкольниками.
Предметно-пространственная среда группы соответствует возрастным особенностям детей и содержанию Программы, а также требованиям трансформируемости пространства, поли- функциональности материалов, вариативности, доступности и безопасности.
Физкультурный зал оборудован лестницами, скамейками, матами, различным спортивным инвентарем (обручи, мячи обычные и массажные, фитболы, гимнастические палки, ворота, гантели и др.). Предметно-развивающая среда физкультурного зала полностью отвечает технике безопасности.
Кабинет учителя-логопеда – это игровое помещение, где проводятся игровые занятия, организуется свободная деятель- ность детей. В таком помещении ребенок должен чувствовать себя комфортно и должен быть расположен как к занятиям вме-


141 сте с другими детьми, так и к индивидуальному взаимодей- ствию со взрослым. С этой целью нижние полки в шкафах в ка- бинете учителя-логопеда открыты и доступны детям. Именно на них располагается сменный дидактический материал. Также есть магнитная доска, планшеты для подгрупповых и индивиду- альных занятий. На закрытых полках в шкафах в специальных папках или коробках хранится сменный материал по всем изу- чаемым лексическим темам, игрушки и пособия по сенсомотор- ному и речевому развитию, конструированию, развитию эле- ментарных математических представлений и др. Кроме того, в кабинете есть наборы муляжей, крупные и мелкие игрушки по темам, конструкторы, мозаики, кубики, пирамидки, матрешки и другие сборные игрушки, настольный материал. В кабинете учителя-логопеда есть центр индивидуальной работы, состоя- щий из зеркала и столика, необходимый для проведения артику- ляционной, пальчиковой гимнастики и другой индивидуальной работы с детьми.
Кабинет педагога-психолога оснащен индивидуальными столами, имеется интерактивный стол. Диагностические мате- риалы систематизированы (по возрасту, проблематике) и раз- мещены в специальных шкафах так, чтобы ими было удобно пользоваться.
Для проведения занятий в игровой форме, предполагающей свободное размещение детей на полу, в кабинете есть ковер, а также разнообразный игровой материал (разные виды конструк- тора, развивающие пособия и т.д.)
Оформление кабинета педагога-психолога отвечает требо- ваниям комфортности, гармоничности, доверительности атмо- сферы, зонирование кабинета с учетом направлений работы пе- дагога-психолога.

142
Организация воспитательно-образовательного
процесса в ДОО
Режим работы ДОО 12-часовой, с 7.00 до 19.00. Реализация
Программы осуществляется в течение всего времени пребыва- ния детей с нарушениями интеллекта в группах общеразвиваю- щей направленности.
Режим дня
Правильный распорядок дня – это рациональная продолжи- тельность и разумное чередование различных видов деятельно- сти и отдыха детей в течение суток. Основным принципом пра- вильного построения распорядка является его соответствие воз- растным психофизиологическим особенностям детей. Режим пребывания детей в образовательном учреждении разработан в соответствии с СанПиНом 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемио- логические требования к устройству, содержанию и организа- ции режима работы дошкольных образовательных организа- ций», с учетом климатических, региональных условий, в кото- рых находится ДОО.
Максимальная продолжительность непрерывного бодрство- вания детей 3–7 лет составляет 5,5–6 часов. На самостоятельную деятельность детей 2–7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня отводится не менее
3–4 часов (180–240 мин) в соответствии с возрастом детей. Об- щая продолжительность дневного сна в дошкольном учрежде- нии для детей дошкольного возраста составляет 2–2,5 часа.
Продолжительность ежедневных прогулок составляет 3–4 часа.
Режим дня предусматривает прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня-после дневного сна или перед уходом детей домой.
В режиме дня указана общая длительность занятий, вклю- чая перерывы между их различными видами. Педагог самостоя- тельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая