Файл: Учебник" (2е издание, переработанное и дополненное) (Михненко П. А.) ("Московский финансовопромышленный университет ".doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 2665
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
"Country club" ("Загородный клуб").
Нижний левый угол решетки - позиция (1, 1) - соответствует минимальной озабоченности руководителя как вопросами производства, так и потребностями людей. Этот стиль, названный "Impoverished style" ("Обедненный стиль"), характеризуется стремлением руководителя прикладывать минимум усилий и избегать ответственности.
Центр решетки - позиция (5, 5) демонстрирует стиль "Организационное управление" - в оригинале "Middle-of-road style" ("Середина пути"). Такой стиль является попыткой менеджера поддерживать баланс между обеими проблемами.
И, наконец, верхний правый угол решетки позиция (9,9) - "Team style" ("Командный стиль") <1> - демонстрирует максимальное внимание лидера как к потребностям людей, так и к производственным задачам. По мнению авторов модели, такое поведение менеджера является наиболее эффективным стилем управления.
--------------------------------
<1> Здесь термин "командный стиль" говорит не об управлении посредством команд, которые руководитель отдает подчиненным, ожидая их беспрекословного исполнения, а о создании команды единомышленников - сотрудников, готовых к сплоченной совместной работе для достижения общей цели.
Ситуационная модель Фреда Фидлера. Эта модель предполагает, что стиль руководства напрямую зависит от решаемой задачи и сложившейся управленческой ситуации, которая оценивается по тому, в какой мере в ней можно применить власть и влияние руководителя.
Фред Фидлер (Fred Edward Fiedler, 1922) - американский ученый австрийского происхождения, родился в 1922 г., доктор психологии, работал в университете штата Иллинойс и Вашингтонском университете, яркий представитель ситуационного подхода к управлению. Автор большого числа научных трудов по лидерству и групповому поведению.
В 1967 г. Фидлер разработал так называемую ситуационную модель Фидлера (Fiedler contingency model), опубликовав ее в книге "A Theory of Leadership Effectiveness". В этой модели он выделил два базовых стиля руководства:
1) руководитель, ориентированный на работу (эффективное решение рабочих задач);
2) руководитель, ориентированный на отношения с сотрудниками.
По мнению Фидлера, стиль лидерского поведения определяется отношением руководителя к так называемому
наименее предпочитаемому работнику (НПР). Если руководитель, описывая НПР, дает ему положительную оценку, то он ориентирован на взаимоотношения и прежде всего учитывает потребности своих сотрудников. Если же руководитель использует преимущественно отрицательные определения, то он уделяет большее внимание рабочим задачам (рис. 10.5).
Пример анкеты наименее предпочитаемого работника,
заполненной руководителем, ориентированным
на взаимоотношения (фрагмент)
┌────┬─────┬────┬─────┬─────┬─────┬────┬────┐
Неприятный │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │//7/│ 8 │ Приятный
├────┼─────┼────┼─────┼─────┼─────┼────┼────┤
Враждебный │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │//8/│ Дружелюбный
├────┼─────┼────┼─────┼─────┼─────┼────┼────┤
Отклоняющий │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │//6//│ 7 │ 8 │ Принимающий
├────┼─────┼────┼─────┼─────┼─────┼────┼────┤
Отдаленный │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │//6//│ 7 │ 8 │ Близкий
├────┼─────┼────┼─────┼─────┼─────┼────┼────┤
Холодный │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │//7/│ 8 │ Теплый
├────┼─────┼────┼─────┼─────┼─────┼────┼────┤
Мешающий │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │//5//│ 6 │ 7 │ 8 │ Поддерживающий
├────┼─────┼────┼─────┼─────┼─────┼────┼────┤
Скучный │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │//6//│ 7 │ 8 │ Интересный
├────┼─────┼────┼─────┼─────┼─────┼────┼────┤
Конфликтный │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │//5//│ 6 │ 7 │ 8 │ Гармоничный
├────┼─────┼────┼─────┼─────┼─────┼────┼────┤
Мрачный │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │//8/│ Веселый
├────┼─────┼────┼─────┼─────┼─────┼────┼────┤
Скрытный │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │//7/│ 8 │ Открытый
├────┼─────┼────┼─────┼─────┼─────┼────┼────┤
Ненадежный │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │//6//│ 7 │ 8 │ Надежный
├────┼─────┼────┼─────┼─────┼─────┼────┼────┤
Невнимательный │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │//7/│ 8 │ Внимательный
├────┼─────┼────┼─────┼─────┼─────┼────┼────┤
Неискренний │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │//8/│ Искренний
├────┼─────┼────┼─────┼─────┼─────┼────┼────┤
Злой │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │//8/│ Добрый
└────┴─────┴────┴─────┴─────┴─────┴────┴────┘
Рис. 10.5
Руководитель, набравший в результате анкетирования 73 балла или более, признается руководителем, ориентированным на отношения. Сумма менее 65 баллов указывает на руководителя, ориентированного на работу. Диапазон 65 - 72 балла соответствует смешанному стилю лидерства.
Фидлер утверждал, что ни один из этих двух типов лидера не является более эффективным, чем другой, поскольку эффективность лидерства зависит от сложившихся обстоятельств - ситуации. Для идентификации каждой управленческой ситуации он предложил использовать три ситуационных фактора:
1) тип взаимоотношений между руководителем и подчиненными. Этот фактор отражает уровень уважения, доверия и поддержки последователей (сотрудников) по отношению к лидеру. Принимая лидера, последователи стараются делать все возможное для эффективного достижения поставленных целей;
2) степень структурированности задачи, решаемой коллективом. Под структурированностью задачи понимается:
- четкость и понятность формулировки задачи;
- степень обоснованности (логичности, реалистичности) и специфичности задачи;
- степень знакомства исполнителей с поставленной задачей и соответствие их квалификации данной задаче;
- возможность использования различных способов решения задачи и степень осведомленности исполнителей о наличии этих способов.
Хорошо структурированная задача содержит в себе большую часть указаний, что и как необходимо делать, поэтому лидер в данной ситуации получает больший контроль над исполнителями;
3) должностные полномочия лидера - форма и сила власти руководителя. Этот фактор отражает:
- уровень формальной власти лидера на основе занимаемой им должности;
- степень эффективности (достаточности) формальной власти в данной ситуации;
- возможность адекватно вознаграждать или наказывать подчиненных, повышать их в должности или увольнять.
Используя модель Фидлера, можно определить номер сложившейся управленческой ситуации и выбрать тот тип лидерского поведения, которой в этой ситуации будет наиболее эффективным (см. рис. 10.6).
Ситуационная модель Фидлера
Рис. 10.6
Ситуационная модель Фидлера показывает, что лидеры, ориентированные на задачу, наиболее эффективны в ситуациях 1, 2, 3 и 8. Лидеры, ориентированные на отношения с сотрудниками, лучше работают в ситуациях 4, 5 и 6. В ситуации 7 эффективны как те, так и другие.
Например, пусть между руководителем отдела и его сотрудниками давно сложились хорошие отношения, сотрудники уважают и ценят своего руководителя. Задача, которую решает отдел в настоящее время, вполне структурирована: руководитель знает, в какой последовательности ее нужно решать, какие задания дать каждому сотруднику, когда следует ожидать результата. При этом руководитель имеет сильные полномочия, поскольку является экспертом в своем деле и имеет право поощрять своих сотрудников премиями за успешную работу. Очевидно, что согласно модели Фидлера такая ситуация соответствует номеру 1. Это значит, что руководитель может себе позволить быть достаточно требовательным по отношению к своим сотрудникам и в качестве главного приоритета рассматривать своевременное и качественное решение поставленной задачи. Сотрудники не будут проявлять недовольства таким поведением своего руководителя.
Однако в ситуации под номером 4 руководитель будет вынужден проявлять себя как лидер, мотивированный отношениями, поскольку ему будет очень трудно или невозможно обойтись без помощи своих сотрудников в решении поставленной задачи.
Модель Фидлера позволяет подбирать руководителя в соответствии со сложившейся в организации или группе ситуацией. Она также позволяет увидеть пути изменения ситуации, если смена руководителя признается невозможной. По мнению Ф. Фидлера, опираясь на свой опыт и проходя обучение, руководитель может улучшить свои лидерские способности и научиться более эффективному использованию власти и влияния в различных условиях.
Ситуационная теория прошла проверку на многочисленных группах лидеров: от президентов транснациональных корпораций до армейских командиров. Результаты всех этих исследований, как правило, соответствуют предположениям Фидлера. Идеи Фидлера оказали влияние на развитие организационной психологии в СССР в 1970-е - 1980-е гг.
Теория жизненного цикла Поля Херси и Кена Бланшара. По мнению авторов теории жизненного цикла, самые эффективные стили лидерства зависят от зрелости исполнителей.
Под зрелостью исполнителей понимается не их возраст, а образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую необходимо выполнить, способность нести ответственность за свое поведение, желание достигнуть поставленной цели. Понятие зрелости лица или группы нельзя рассматривать в отрыве от характеристики конкретной ситуации. Руководитель должен менять свое лидерское поведение в зависимости от относительной зрелости группы в каждой конкретной ситуации.
Согласно теории жизненного цикла существует четыре стиля лидерства, соответствующие различным уровням зрелости исполнителей (см. рис. 10.7).
Стили лидерства, соответствующие разным уровням
зрелости исполнителей
Рис. 10.7
Первый стиль - "давать указания" - предполагает, что в отношении подчиненных с низким уровнем зрелости лидер в большей степени должен ориентироваться на задачу и в меньшей - на человеческие отношения. Такое поведение руководителя объясняется тем, что подчиненные либо не хотят самостоятельно отвечать за конкретную задачу, либо не способны к этому. Поэтому и им требуются соответствующие инструкции, руководство и строгий контроль.
Второй стиль - "продавать" - подразумевает, что в отношении подчиненных со
средним уровнем зрелости стиль руководителя в равной степени должен быть ориентирован как на решение задачи, так и на отношения с людьми. Средний уровень зрелости подчиненных означает, что в этой ситуации они хотят принять ответственность за решение поставленной задачи, но не могут, так как не обладают достаточными компетенциями и опытом. Поэтому руководитель, ориентируясь на задачу, дает конкретные инструкции подчиненным и в то же время поддерживает их желание выполнять работу самостоятельно под свою ответственность.
Третий стиль - "участвовать" - характеризуется умеренно высокой степенью зрелости исполнителей. В этой ситуации подчиненные могут, но не хотят отвечать за выполнение задания. При этом им не требуется конкретных указаний, так как они сами знают, что и как надо выполнять. В этой ситуации руководитель вынужден в меньшей степени ориентироваться на решение задачи и в большей - на отношения со своими компетентными подчиненными. Поэтому наиболее рациональным для него будет стремление привлекать сотрудников к участию в принятии решений, не давая им конкретных указаний, а лишь оказывая помощь.
Четвертый стиль - "делегировать" - характеризуется высокой степенью зрелости исполнителей. В этой ситуации подчиненные обладают достаточной компетентностью, чувствуют свою причастность к решаемой задаче и готовы нести ответственность за результат. Поэтому руководитель может позволить себе низкую степень ориентированности как на задачу, так и на человеческие отношения, позволяя подчиненным действовать самостоятельно.
Модель жизненного цикла предполагает адаптивный стиль руководства. Однако, как и некоторые другие модели лидерства, она не получила всеобщего признания. Она подвергалась критике за упрощенное деление стилей и отсутствие четких рекомендаций по измерению уровня зрелости коллектива. Кроме того, модель не учитывает, что далеко не каждый руководитель может быть настолько гибким, как того требует модель.
Модель принятия решений руководителем. Эта модель была первоначально описана Виктором Врумом (Victor H. Vroom) и Филиппом Йеттоном (Philip Yetton) в 1973 г. в их книге "Лидерство и принятие решений" ("Leadership and Decision Making").
Данная модель позволяет построить методику получения ответов на вопросы о принципах формирования наилучшего решения в той или иной ситуации, поэтому она часто используется в качестве инструмента "поддержки принятия управленческих решений". Тем не менее ее рассматривают также и в качестве инструмента, призванного помочь руководителю определиться с типом лидерского поведения.
Нижний левый угол решетки - позиция (1, 1) - соответствует минимальной озабоченности руководителя как вопросами производства, так и потребностями людей. Этот стиль, названный "Impoverished style" ("Обедненный стиль"), характеризуется стремлением руководителя прикладывать минимум усилий и избегать ответственности.
Центр решетки - позиция (5, 5) демонстрирует стиль "Организационное управление" - в оригинале "Middle-of-road style" ("Середина пути"). Такой стиль является попыткой менеджера поддерживать баланс между обеими проблемами.
И, наконец, верхний правый угол решетки позиция (9,9) - "Team style" ("Командный стиль") <1> - демонстрирует максимальное внимание лидера как к потребностям людей, так и к производственным задачам. По мнению авторов модели, такое поведение менеджера является наиболее эффективным стилем управления.
--------------------------------
<1> Здесь термин "командный стиль" говорит не об управлении посредством команд, которые руководитель отдает подчиненным, ожидая их беспрекословного исполнения, а о создании команды единомышленников - сотрудников, готовых к сплоченной совместной работе для достижения общей цели.
Ситуационная модель Фреда Фидлера. Эта модель предполагает, что стиль руководства напрямую зависит от решаемой задачи и сложившейся управленческой ситуации, которая оценивается по тому, в какой мере в ней можно применить власть и влияние руководителя.
Фред Фидлер (Fred Edward Fiedler, 1922) - американский ученый австрийского происхождения, родился в 1922 г., доктор психологии, работал в университете штата Иллинойс и Вашингтонском университете, яркий представитель ситуационного подхода к управлению. Автор большого числа научных трудов по лидерству и групповому поведению.
В 1967 г. Фидлер разработал так называемую ситуационную модель Фидлера (Fiedler contingency model), опубликовав ее в книге "A Theory of Leadership Effectiveness". В этой модели он выделил два базовых стиля руководства:
1) руководитель, ориентированный на работу (эффективное решение рабочих задач);
2) руководитель, ориентированный на отношения с сотрудниками.
По мнению Фидлера, стиль лидерского поведения определяется отношением руководителя к так называемому
наименее предпочитаемому работнику (НПР). Если руководитель, описывая НПР, дает ему положительную оценку, то он ориентирован на взаимоотношения и прежде всего учитывает потребности своих сотрудников. Если же руководитель использует преимущественно отрицательные определения, то он уделяет большее внимание рабочим задачам (рис. 10.5).
Пример анкеты наименее предпочитаемого работника,
заполненной руководителем, ориентированным
на взаимоотношения (фрагмент)
┌────┬─────┬────┬─────┬─────┬─────┬────┬────┐
Неприятный │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │//7/│ 8 │ Приятный
├────┼─────┼────┼─────┼─────┼─────┼────┼────┤
Враждебный │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │//8/│ Дружелюбный
├────┼─────┼────┼─────┼─────┼─────┼────┼────┤
Отклоняющий │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │//6//│ 7 │ 8 │ Принимающий
├────┼─────┼────┼─────┼─────┼─────┼────┼────┤
Отдаленный │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │//6//│ 7 │ 8 │ Близкий
├────┼─────┼────┼─────┼─────┼─────┼────┼────┤
Холодный │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │//7/│ 8 │ Теплый
├────┼─────┼────┼─────┼─────┼─────┼────┼────┤
Мешающий │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │//5//│ 6 │ 7 │ 8 │ Поддерживающий
├────┼─────┼────┼─────┼─────┼─────┼────┼────┤
Скучный │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │//6//│ 7 │ 8 │ Интересный
├────┼─────┼────┼─────┼─────┼─────┼────┼────┤
Конфликтный │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │//5//│ 6 │ 7 │ 8 │ Гармоничный
├────┼─────┼────┼─────┼─────┼─────┼────┼────┤
Мрачный │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │//8/│ Веселый
├────┼─────┼────┼─────┼─────┼─────┼────┼────┤
Скрытный │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │//7/│ 8 │ Открытый
├────┼─────┼────┼─────┼─────┼─────┼────┼────┤
Ненадежный │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │//6//│ 7 │ 8 │ Надежный
├────┼─────┼────┼─────┼─────┼─────┼────┼────┤
Невнимательный │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │//7/│ 8 │ Внимательный
├────┼─────┼────┼─────┼─────┼─────┼────┼────┤
Неискренний │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │//8/│ Искренний
├────┼─────┼────┼─────┼─────┼─────┼────┼────┤
Злой │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │//8/│ Добрый
└────┴─────┴────┴─────┴─────┴─────┴────┴────┘
Рис. 10.5
Руководитель, набравший в результате анкетирования 73 балла или более, признается руководителем, ориентированным на отношения. Сумма менее 65 баллов указывает на руководителя, ориентированного на работу. Диапазон 65 - 72 балла соответствует смешанному стилю лидерства.
Фидлер утверждал, что ни один из этих двух типов лидера не является более эффективным, чем другой, поскольку эффективность лидерства зависит от сложившихся обстоятельств - ситуации. Для идентификации каждой управленческой ситуации он предложил использовать три ситуационных фактора:
1) тип взаимоотношений между руководителем и подчиненными. Этот фактор отражает уровень уважения, доверия и поддержки последователей (сотрудников) по отношению к лидеру. Принимая лидера, последователи стараются делать все возможное для эффективного достижения поставленных целей;
2) степень структурированности задачи, решаемой коллективом. Под структурированностью задачи понимается:
- четкость и понятность формулировки задачи;
- степень обоснованности (логичности, реалистичности) и специфичности задачи;
- степень знакомства исполнителей с поставленной задачей и соответствие их квалификации данной задаче;
- возможность использования различных способов решения задачи и степень осведомленности исполнителей о наличии этих способов.
Хорошо структурированная задача содержит в себе большую часть указаний, что и как необходимо делать, поэтому лидер в данной ситуации получает больший контроль над исполнителями;
3) должностные полномочия лидера - форма и сила власти руководителя. Этот фактор отражает:
- уровень формальной власти лидера на основе занимаемой им должности;
- степень эффективности (достаточности) формальной власти в данной ситуации;
- возможность адекватно вознаграждать или наказывать подчиненных, повышать их в должности или увольнять.
Используя модель Фидлера, можно определить номер сложившейся управленческой ситуации и выбрать тот тип лидерского поведения, которой в этой ситуации будет наиболее эффективным (см. рис. 10.6).
Ситуационная модель Фидлера
Рис. 10.6
Ситуационная модель Фидлера показывает, что лидеры, ориентированные на задачу, наиболее эффективны в ситуациях 1, 2, 3 и 8. Лидеры, ориентированные на отношения с сотрудниками, лучше работают в ситуациях 4, 5 и 6. В ситуации 7 эффективны как те, так и другие.
Например, пусть между руководителем отдела и его сотрудниками давно сложились хорошие отношения, сотрудники уважают и ценят своего руководителя. Задача, которую решает отдел в настоящее время, вполне структурирована: руководитель знает, в какой последовательности ее нужно решать, какие задания дать каждому сотруднику, когда следует ожидать результата. При этом руководитель имеет сильные полномочия, поскольку является экспертом в своем деле и имеет право поощрять своих сотрудников премиями за успешную работу. Очевидно, что согласно модели Фидлера такая ситуация соответствует номеру 1. Это значит, что руководитель может себе позволить быть достаточно требовательным по отношению к своим сотрудникам и в качестве главного приоритета рассматривать своевременное и качественное решение поставленной задачи. Сотрудники не будут проявлять недовольства таким поведением своего руководителя.
Однако в ситуации под номером 4 руководитель будет вынужден проявлять себя как лидер, мотивированный отношениями, поскольку ему будет очень трудно или невозможно обойтись без помощи своих сотрудников в решении поставленной задачи.
Модель Фидлера позволяет подбирать руководителя в соответствии со сложившейся в организации или группе ситуацией. Она также позволяет увидеть пути изменения ситуации, если смена руководителя признается невозможной. По мнению Ф. Фидлера, опираясь на свой опыт и проходя обучение, руководитель может улучшить свои лидерские способности и научиться более эффективному использованию власти и влияния в различных условиях.
Ситуационная теория прошла проверку на многочисленных группах лидеров: от президентов транснациональных корпораций до армейских командиров. Результаты всех этих исследований, как правило, соответствуют предположениям Фидлера. Идеи Фидлера оказали влияние на развитие организационной психологии в СССР в 1970-е - 1980-е гг.
Теория жизненного цикла Поля Херси и Кена Бланшара. По мнению авторов теории жизненного цикла, самые эффективные стили лидерства зависят от зрелости исполнителей.
Под зрелостью исполнителей понимается не их возраст, а образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую необходимо выполнить, способность нести ответственность за свое поведение, желание достигнуть поставленной цели. Понятие зрелости лица или группы нельзя рассматривать в отрыве от характеристики конкретной ситуации. Руководитель должен менять свое лидерское поведение в зависимости от относительной зрелости группы в каждой конкретной ситуации.
Согласно теории жизненного цикла существует четыре стиля лидерства, соответствующие различным уровням зрелости исполнителей (см. рис. 10.7).
Стили лидерства, соответствующие разным уровням
зрелости исполнителей
Рис. 10.7
Первый стиль - "давать указания" - предполагает, что в отношении подчиненных с низким уровнем зрелости лидер в большей степени должен ориентироваться на задачу и в меньшей - на человеческие отношения. Такое поведение руководителя объясняется тем, что подчиненные либо не хотят самостоятельно отвечать за конкретную задачу, либо не способны к этому. Поэтому и им требуются соответствующие инструкции, руководство и строгий контроль.
Второй стиль - "продавать" - подразумевает, что в отношении подчиненных со
средним уровнем зрелости стиль руководителя в равной степени должен быть ориентирован как на решение задачи, так и на отношения с людьми. Средний уровень зрелости подчиненных означает, что в этой ситуации они хотят принять ответственность за решение поставленной задачи, но не могут, так как не обладают достаточными компетенциями и опытом. Поэтому руководитель, ориентируясь на задачу, дает конкретные инструкции подчиненным и в то же время поддерживает их желание выполнять работу самостоятельно под свою ответственность.
Третий стиль - "участвовать" - характеризуется умеренно высокой степенью зрелости исполнителей. В этой ситуации подчиненные могут, но не хотят отвечать за выполнение задания. При этом им не требуется конкретных указаний, так как они сами знают, что и как надо выполнять. В этой ситуации руководитель вынужден в меньшей степени ориентироваться на решение задачи и в большей - на отношения со своими компетентными подчиненными. Поэтому наиболее рациональным для него будет стремление привлекать сотрудников к участию в принятии решений, не давая им конкретных указаний, а лишь оказывая помощь.
Четвертый стиль - "делегировать" - характеризуется высокой степенью зрелости исполнителей. В этой ситуации подчиненные обладают достаточной компетентностью, чувствуют свою причастность к решаемой задаче и готовы нести ответственность за результат. Поэтому руководитель может позволить себе низкую степень ориентированности как на задачу, так и на человеческие отношения, позволяя подчиненным действовать самостоятельно.
Модель жизненного цикла предполагает адаптивный стиль руководства. Однако, как и некоторые другие модели лидерства, она не получила всеобщего признания. Она подвергалась критике за упрощенное деление стилей и отсутствие четких рекомендаций по измерению уровня зрелости коллектива. Кроме того, модель не учитывает, что далеко не каждый руководитель может быть настолько гибким, как того требует модель.
Модель принятия решений руководителем. Эта модель была первоначально описана Виктором Врумом (Victor H. Vroom) и Филиппом Йеттоном (Philip Yetton) в 1973 г. в их книге "Лидерство и принятие решений" ("Leadership and Decision Making").
Данная модель позволяет построить методику получения ответов на вопросы о принципах формирования наилучшего решения в той или иной ситуации, поэтому она часто используется в качестве инструмента "поддержки принятия управленческих решений". Тем не менее ее рассматривают также и в качестве инструмента, призванного помочь руководителю определиться с типом лидерского поведения.