Файл: Учебник" (2е издание, переработанное и дополненное) (Михненко П. А.) ("Московский финансовопромышленный университет ".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 2367

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основная часть сотрудников предприятия - высококвалифицированные специалисты с большим опытом работы. На "Электроне" поощряется профессиональное развитие специалистов, используется система участия сотрудников в распределении прибыли.

Директор предприятия, кандидат технических наук Владимир Соловьев, назначен на должность всего три месяца назад. Ранее он занимал должность заместителя директора по производству на предприятии, выпускающем пищевое оборудование.

Владимир Соловьев успел наладить хорошие отношения с коллективом, ценит своих сотрудников, считая их основным потенциалом своей фирмы. Как правило, он положительно отзывается о каждом из них. Сотрудники также относятся к директору с уважением.

В новом году предприятие "Электрон" получило заказ на разработку высокоточных приборов для оснащения орбитальных космических комплексов. Предполагается применение нанотехнологий.

Владимир Соловьев считает эту задачу абсолютно новой, при этом он не вполне понимает, какие шаги необходимо предпринять в первую очередь и как распределить частные задачи между подразделениями.

Директор понимает, что не является крупным специалистом в данной области, однако он уверен, что среди его сотрудников есть люди, готовые реализовать план с высоким качеством.
Задания:

1. Используя модель Фреда Фидлера, оцените ситуацию и предложите стиль лидерства, который следует избрать Владимиру Соловьеву на данном этапе развития фирмы (см. ниже пример оформления).


Взаимоотношения между руководителем и подчиненными




Структура задачи




Должностные полномочия руководителя (сила его влияния)




Номер ситуации




Стиль лидерства

Ориентация на


2. Как вы думаете, изменится ли со временем стиль лидерства, используемый В. Соловьевым? Если изменится, то как? Объясните свои предположения.

Задание 3. Модель принятия решений

Оцените ситуацию, описанную в кейсе "Модель лидерства руководителя предприятия "Электрон", используя модель принятия решений В. Врума, Ф. Йеттона и А. Яго. Определите рекомендуемый стиль лидерского поведения. Сравните его с предыдущей рекомендацией.


Задание 4. Модель лидерства Ицхака Адизеса

Используя кейс "Модель лидерства руководителя предприятия "Электрон", предположите, какой PAEI-код характерен для В. Соловьева. Какой PAEI-код должен быть характерен для руководителя предприятия "Электрон" в описанной ситуации? Почему?
Часть II. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
- Основные понятия теории организации

- Организация как система

- Системные законы и принципы организации

- Жизненный цикл организации

- Основные виды организаций

- Основы проектирования организационных структур

- Организационная культура

- Организационные изменения
1>1>1>1>1>1>1>1>

Глава 11. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ
Организации существуют лишь по одной причине:

чтобы помочь людям сделать то, что в одиночку

каждому было бы не под силу.

Р.Уотермен
- Теория организации как наука

- Методы исследования организаций

- Формальные и неформальные организации

- Понятие социальной организации
11.1. Теория организации как наука
Жизнь любого современного человека так или иначе связана с организациями. Наверное, можно смело утверждать, что мы буквально "погружены" в организации, существуем в них, зависим от них и влияем на них. Мы покупаем товары в маленьких магазинах и огромных супермаркетах, учимся в школах и университетах. Мы пользуемся продукцией, произведенной на заводах и фабриках, отправляем письма по почте и берем кредиты в банках. Мы являемся сотрудниками одних и клиентами других организаций, кому-то удается совмещать две эти роли в отношении одной организации. Значение организаций и организационной деятельности в наши дни велико как никогда.

Слово организация и его производные мы слышим часто и повсеместно: "крупная коммерческая организация", "хорошо организованная работа", "организация производства", "менеджер должен быть хорошим организатором", "общественные и политические организации" и т.п. Какой же смысл вкладывается в это хорошо знакомое нам понятие?

Термин "организация" может употребляться в двух значениях:

1) организация как объект или система - предприятие, фирма, компания или совместно работающая группа людей;

2) организация как процесс или функция - обеспечение результативной и эффективной совместной деятельности людей, т.е. организовывание их работы (рис. 11.1).
Понятие "организация"
┌──────────────────────────────────────┐

│ Организация │

└──────────────────┬───────────────────┘

┌─────────────────────┴───────────────────────┐

┌──────────────┴────────────────────┐ ┌──────────────────────┴────────────┐

│ Объект (система) │ │ Процесс (функция) │

└───────────────────────────────────┘ └───────────────────────────────────┘
Рис. 11.1
Классическим подходом к определению понятия "организация" являются следующие рассуждения: для того чтобы считаться организацией, некая группа людей должна соответствовать нескольким обязательным требованиям:


1) наличие по крайней мере двух людей, считающих себя частью этой группы;

2) наличие по крайней мере одной общей цели, которую принимают как общую все члены этой группы;

3) наличие членов группы, сознательно работающих совместно для достижения этой цели.

На основе приведенных требований классик менеджмента Ч. Бернард (1886 - 1961) сформулировал наиболее общее определение: организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

При этом организация как процесс (действие) предполагает распределение между исполнителями задач, ресурсов, полномочий и ответственности, а также обеспечение их совместной скоординированной деятельности. Как видно, эти определения близки по смыслу, однако если первое указывает на причину и условия существования организации, то второе отражает технологию ее создания и функционирования.

Часто организации называют социально-экономическими системами, указывая тем самым на то, что они характеризуются сложными социальными (связанными с человеком) и экономическими аспектами. Организация как социальная система представляет собой относительно автономную группу людей с четко структурированной совместной деятельностью и определенными границами, создаваемую для достижения общей цели (целей).

Однако в большинстве случаев, говоря об организациях, мы подразумеваем какое-то более конкретное толкование этого понятия. Например, предприятие как один из наиболее распространенных видов организаций - это обособленная специализированная единица, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовить нужную потребителю продукцию (выполнить работы, оказать услуги) соответствующего значения, профиля и ассортимента. Или другое определение предприятия: самостоятельный хозяйствующий субъект, с правами юридического лица, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности.

Некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично, в Российской Федерации именуется учреждением <1>. А добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей указывает на создание
общественной организации.

--------------------------------

<1> Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации.
Что же общего у всех этих, казалось бы, очень непохожих организаций? Абстрагируясь от социальных, хозяйственных, правовых и управленческих аспектов, присутствующих в приведенных определениях, можно отметить, что организация как процесс - это деятельность по упорядочению всех элементов определенного объекта во времени и в пространстве. Организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов и особое единство с внешним окружением, для которого характерна целенаправленность функционирования и развития. Можно также добавить, что организация обладает упорядоченной внутренней структурой, в которой существуют многообразные связи и отношения.
Примечание. Организация как процесс - это деятельность по упорядочению всех элементов определенного объекта во времени и пространстве.
Примечание. Организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов и особое единство с внешним окружением, для которого характерна целенаправленность функционирования и развития.
Эти определения, отражающие наиболее общие, формальные свойства организации, еще больше сближают понятия "организация как объект" и "организация как процесс".

В общем случае любая организационная деятельность характеризуется следующими признаками:

- наличие общей цели или совокупности целей деятельности;

- совместная деятельность людей;

- особая система организационных отношений между людьми;

- наличие управления совместной деятельностью людей;

- технологичность деятельности;

- наличие определенной организационной культуры.

В связи с этим интересно мнение американских исследователей в области теории организации Дж. Дэвиса и К. Маркиса, выраженное в их совместной статье "Будущее организационной теории в начале XXI в.: институциональные поля и механизмы": "...Нам приходится постоянно помнить о том, что мы живем в мире, где крупные корпорации поглотили общество и заполнили собой большую часть социальной действительности... Десятки транснациональных корпораций (ТНК) имеют годовой доход, превышающий ВВП большинства стран. Государства в значительной мере связаны оговоренными территориальными границами, а ТНК с их мобильными инвестициями могут сами очерчивать свою сферу влияния" <1>.