Файл: Учебник" (2е издание, переработанное и дополненное) (Михненко П. А.) ("Московский финансовопромышленный университет ".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 2364

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
юридических наук, изучающих право как систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности. На формирование теории организации оказывают влияние такие юридические дисциплины, как гражданское, трудовое и хозяйственное право, а также административное право, регулирующее общественные отношения, возникающие в процессе государственного управления и осуществления исполнительно-распорядительной деятельности. Особое место в системе взаимосвязи юридических наук с теорией организации занимает корпоративное право - совокупность юридических норм, регулирующих организационно-правовой статус, порядок создания и деятельности хозяйственных товариществ и обществ.

Роль общей теории систем в формировании и развитии теории организации трудно переоценить. Она заложила основы современного системного подхода к изучению организаций. Общая теория систем, а также ее составная часть - теория открытых систем обогатили теорию организации такими понятиями, как элемент системы, взаимосвязь, синергия, входные и выходные ресурсы, движение системы в пространстве состояний и т.п. Важнейшей частью современной теории организации являются системные законы, описывающие наиболее общие устойчивые и повторяющиеся закономерности функционирования организаций независимо от их особенностей.

В управлении современными организациями важную роль играют коммуникации и информационные системы, связывающие воедино все процессы функционирования организаций и управления ими. Поэтому для описания процессов построения и функционирования современных предприятий теория организации привлекает знания таких научных дисциплин, как информатика и теория информации. Эти дисциплины изучают свойства информации, используемой в управлении организационными системами, а также законы, закономерности, методы, способы и средства реализации информационных процессов в этих системах. Организации должны быть построены таким образом, чтобы информационные системы управления функционировали максимально эффективно.

При всей важности влияния различных наук на теорию организации нельзя не учитывать то колоссальное влияние, которое оказывает на развитие этой дисциплины практический опыт в таких сферах, как бизнес, менеджмент, политика, право, государственное и муниципальное управление, образование и т.п.


В заключение этого параграфа, для того чтобы окончательно развеять сомнения читателей в необходимости изучать теорию организации, хотелось бы привести "почти серьезный" афоризм выдающегося польского писателя, поэта и философа Станислава Ежи Леца: "На Земле может замереть органическая жизнь, но не организационная".
11.2. Методы исследования организаций
Современный менеджер должен обладать навыками исследования организаций.
Примечание. Исследование - это процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества <1>.

--------------------------------

<1> Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975.
Мнение о том, что исследования - это предмет деятельности научных работников, а у менеджера для исследований нет ни времени, ни необходимости, является глубоко ошибочным. В современном менеджменте исследование является одним из важнейших факторов обеспечения высокой эффективности работы организации и ее экономического успеха. Исследования позволяют увидеть резервы организации, факторы, мешающие развитию, опасности и сильные стороны. Есть мнение, что в современном менеджменте исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера.

Исследования могут охватывать всю организацию в целом или затрагивать лишь некоторые подразделения, проводиться силами менеджмента или с привлечением консультантов. Они могут быть длительными (от нескольких месяцев до нескольких лет) и краткосрочными (продолжающимися несколько дней); периодически повторяющими и разовыми; проводимыми в интересах стратегического развития и направленными на повышение эффективности операционной деятельности; требующими значительных финансовых средств и включенными в годовой бюджет компании.

Несмотря на разнообразие видов, обстоятельств и исполнителей, обязательным начальным условием любого исследования является четкое определение объекта, предмета, цели и задач исследования и выбор инструментов (методов) исследования.
1>1>1>1>1>1>1>1>


Объектом исследования в большинстве случаев является сама организация (конкретное предприятие, фирма). Однако иногда под объектом может пониматься целая отрасль или рынок, в других случаях сфера исследований может ограничиваться одним структурным подразделением организации.

Предметом исследования называют составляющую часть объекта исследования, особый аспект исследования, конкретную сторону или важное свойство объекта исследования. При исследовании организаций предметом могут быть: система управления (менеджмент), неформальные группы, компетентность (профессионализм) персонала, средства и способы его мотивации, производительность труда, торгово-закупочная деятельность, эффективность маркетинга и рекламы и т.п.

Исследования организаций проводятся с разными целями, среди которых можно выделить: изучение текущего состояния организации (например, по таким параметрам, как численность персонала, объемы продаж продукции, норма прибыли, доля рынка); исследование факторов внутренней и внешней среды в интересах повышения конкурентоспособности организации; анализ эффективности работы отдельных подразделений или целесообразности использования той или иной организационной структуры и др.

Конкретные задачи исследования вытекают из формулировки цели и доопределяют желаемый результат. К наиболее распространенным задачам исследования можно отнести: поиск способов повышения производительности труда на предприятии; определение причин снижения качества продукции; выявление перспективных методов управления; выбор фирм-поставщиков, отвечающих разнообразным требованиям; выявление неформальных лидеров; совершенствование системы планирования и контроля и т.п.

Как и любая другая наука, теория организации использует разнообразные методы исследования. Какие из них наиболее часто и эффективно используются в теории организации?

Наиболее характерным для теории организации методом исследования является наблюдение - процесс изучения объекта (организации или ее подразделения) без какого-либо воздействия на него. Наблюдение заключается в целенаправленном сборе сведений об исследуемом объекте или явлении для последующего их анализа. Оно не ограничивается простой констатацией фактов, а научно объясняет причины того или иного явления.

Примечание. Наблюдение - целенаправленный сбор сведений об исследуемом объекте или явлении для последующего анализа.
В теории организации находят применение два вида наблюдения: лонгитюдное и кроссекционное.

Лонгитюдное наблюдение (англ. longitudinal study от longitude - долговременный) - научный метод, применяемый в социологии, психологии, теории организации и др. науках, предполагающий изучение одного объекта (например, организации) в течение длительного времени, за которое существенным образом меняются значимые признаки этого объекта.

Кроссекционным наблюдением (синхронным, одномоментным, статичным) в теории организации называется краткосрочное наблюдение за деятельностью нескольких различных организаций, проводимое с целью выявления общих для них признаков.

В различных науках одним из самых сложных и интересных методов исследования является эксперимент.
Примечание. Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - метод исследования некоторого явления в особых (управляемых исследователем) условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом.
Эксперимент проводится в рамках какого-либо научного исследования и служит для проверки гипотезы или установления причинных связей между явлениями. Эксперименты являются основой эмпирического (опытного) подхода к исследованиям и часто проводятся в физике, химии, психологии, технических науках и т.п. Одним из особых видов этого метода исследования является компьютерный (численный) эксперимент - эксперимент над математической моделью объекта исследования на компьютере, который состоит в том, что по одним параметрам модели вычисляются другие ее параметры и на этой основе делаются выводы о свойствах изучаемого объекта. Данный вид исследования можно лишь условно отнести к эксперименту, так как он не отражает реальные явления, а является численной реализацией созданной человеком математической модели - расчетом.

Применяются эксперименты и для исследования организаций. Они относятся к социальным экспериментам.
Примечание. Социальный эксперимент - это метод изучения социальных (общественных) явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием каких-либо искусственно созданных факторов.
Социальный эксперимент предполагает: внесение изменений в сложившиеся отношения между людьми; изучение влияния изменений на деятельность и поведение личности и социальных групп; анализ и оценку результатов этого влияния. Вспомните, например, хоторнские эксперименты, проводившиеся в 1920-х - 1930-х гг. профессором Элтоном Мэйо <1>.


--------------------------------

<1> См. параграф 1.3 данного учебника.
Однако экспериментирование в теории организации является весьма затратным и рискованным методом исследования. Вносимые в работу организации социальные, экономические, технологические и иные изменения могут негативно сказаться на различных аспектах ее деятельности. Поэтому проводятся такие исследования нечасто и в особых условиях.

Распространенным методом исследования в теории организации является анализ - метод исследования, заключающийся в искусственном (мысленном) разложении исследуемого объекта на простые составные части с целью последующего их изучения. В ходе анализа выявляются не только составные элементы сложного объекта (системы), но и характер связей между ними. Понятие "анализ" лучше всего объясняется простой метафорой - "разложить по полочкам". Действительно, анализируя структуру и функции организации, исследователь выделяет ее составные части и классифицирует их, относит к той или иной известной категории ("раскладывает по полочкам и помечает ярлычками"). Например, анализируя структуру коммерческой компании, мы обнаружим, что в ее состав входят различные департаменты и отделы - производственный, финансовый, департамент управления персоналом, отдел маркетинга и т.п. Каждый из них выполняет свои функции <1>. До какой же степени подробности стоит детализировать изучаемый объект в процессе его анализа? Это зависит от цели и задач самого исследования.

--------------------------------

<1> Напомним, что функция - это: 1) роль, которую выполняет субъект или объект в определенной сфере деятельности; другими словами, функция - это то, за что отвечает субъект или объект в данном случае; 2) в точных науках - отношения между объектами, когда изменение одного из них ведет к изменению другого.
Примечание. Анализ - метод исследования, заключающийся в искусственном (мысленном) разложении исследуемого объекта на простые составные части с целью последующего их изучения.
Подробнее мы будем говорить об этом в гл. 12 "Организация как система".

Противоположным приемом, используемым при исследовании организаций, является синтез - объединение выделенных при анализе частей в единое целое. Возникает закономерный вопрос: зачем же вновь объединять в целое те части, на которые мы ранее разложили изучаемый объект? Что нового мы получим при этом? Действительно, изучать сложный объект, каким является организация, по частям (элементам) проще и эффективнее. Общий первоначальный взгляд на организацию никогда не даст той точности выводов, которую позволяет получить изучение каждого элемента в отдельности и связей между ними. Однако изучение любой организации, как правило, преследует вполне конкретные практические цели: усовершенствование ее деятельности, решение проблемы или формирование обоснованных и точных выводов о ее работе. Поэтому, объединяя знания, полученные в процессе анализа организации, исследователи формируют (иначе говоря, синтезируют) новые знания об организации, которые невозможно получить, не изучая ее состав и работу