Файл: Учебник" (2е издание, переработанное и дополненное) (Михненко П. А.) ("Московский финансовопромышленный университет ".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 2294

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- относительная автономность проектных групп (программных комитетов), что способствует развитию у работников профессиональных навыков, эффективной управленческой культуры и навыков самостоятельного принятия решений;

- улучшение контроля отдельных задач проекта или целевой программы;

- одно лицо - "хозяин" проекта (процесса) является центром сосредоточения информации, касающейся проекта или целевой программы;

- сокращается время реакции на нужды проекта или программы за счет создания горизонтальных коммуникаций и единого центра принятия решений.

Недостатки адхократических организационных структур:

- высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам работников, работающих в группах, необходимость их обучения;

- трудность однозначного установления ответственности за работу по заданию подразделения и по заданию проекта или программы (следствие двойного подчинения);

- возможность нарушения правил и стандартов, принятых в функциональных подразделениях, из-за оторванности сотрудников, участвующих в проекте или программе, от своих подразделений.

Таким образом, применение адхократических структур дает хороший эффект в организациях с высоким уровнем корпоративной культуры и квалификации сотрудников.

Многомерные организации. В процессе выбора и обоснования рациональных организационных структур часто используется термин "многомерность организационной системы". Это понятие позволяет рассматривать модели организаций в нескольких измерениях.

Существует три направления разделения труда в организации (три типа организационных единиц):

1) функционально определенные структуры, продукт которых потребляется внутри организации (например, отделы снабжения, финансовый, юридический, кадров, НИОКР <1>, строительства и т.п.);

2) структуры, ориентированные на конкретный продукт или услугу, результаты деятельности которых потребляются вне организации (например, заводы и отделения, входящие в крупные корпорации);

3) рыночные структуры, определяемые по классификации внешних клиентов организации, которым данная организация продает свою продукцию (например, отделения в соответствующих географических районах или отделения, обслуживающие крупных потребителей, оптовиков).


--------------------------------

<1> Научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в последнее время часто заменяется англ. аббревиатурой R&D - Research and Development).
Каждый конкретный тип организационной структуры отражает относительную важность каждого из трех критериев, положенных в ее основу, - функционального, продуктового или рыночного.

При использовании двумерного представления в качестве измерений рассматриваются ресурсы организации и результаты ее работы. Ориентируясь на эти измерения, организация осуществляет объединение определенных видов работ, что порождает матричную структуру организации. Недостатком такого подхода является то, что работа ячеек матричной организации не учитывает такие важнейшие переменные внешнего окружения, как рынок, территория и потребитель. Учет этого третьего измерения позволяет создавать многомерные организации.

Термин "многомерные организации" впервые был использован в 1974 г. при описании структуры корпорации Dow Corning <1>. Основой многомерной организации является автономная рабочая группа, одновременно решающая три задачи:

1) обеспечение производства необходимыми ресурсами;

2) производство продукта (услуги) для конкретного потребителя, рынка или территории;

3) обслуживание конкретного потребителя, развитие или проникновение на выбранный рынок, проведение операции в пределах определенной территории.

--------------------------------

<1> Компания Dow Corning - ведущий производитель силиконов и мировой лидер в сфере кремниевых технологий и инновационных разработок. Предлагает более 7 тыс. продуктов и услуг для многих отраслей хозяйства. В их числе смазки, силиконовые жидкости и адгезивы, герметики, резины, полупроводники, продукты для автомобильной и авиационной промышленности, строительства, бытовой химии, текстильной и пищевой отрасли, косметики и медицины, электронного, химического и другого промышленного производства (Источник: http://www.dowcorning.com/ru).
В многомерных организациях бюджеты рабочих групп разрабатываются самими группами, руководство организации только инвестирует в них средства или предоставляет кредиты. По совокупности выполняемых задач такие автономные группы могут получать статус "центров прибыли", а в некоторых случаях могут являться самостоятельными компаниями. Однако в обоих случаях они тем или иным образом облагаются корпоративными налогами. Важной особенностью многомерных организаций является то, что в отличие от других типов организационных структур отношения членов автономной группы с руководством организации и другими подразделениями строятся по принципам отношений с посторонними клиентами.



В многомерных организациях функциональные подразделения предоставляют такие услуги, как производство, транспортировка, складирование, обработка данных, управление кадрами, юридическая защита, бухгалтерский учет. Функциональные подразделения свободны в выборе поставщиков и потребителей своей продукции как внутри организации, так и за ее пределами. Их решения относительно купли-продажи, а иногда и инвестиций могут регулироваться вышестоящими подразделениями.

Продуктовые и ориентированные на услуги подразделения напрямую расплачиваются с поставщиками услуг и товаров, они могут платить внутреннему или внешнему поставщику на любой договорной основе.

Рыночные подразделения действуют как центры прибыли, они могут использоваться для улучшения выпускаемой продукции и разработки новой. Эти разработки могут продаваться внутри или вне организации.
Примечание. Многомерная организация - это модель предприятия, допускающая создание внутри общей организационной структуры рабочих групп, деятельность которых ориентирована на максимальный учет особенностей таких измерений, как ресурсы, результаты, рынки, территории, потребители (рис. 16.17).
Иллюстрация многомерной организации

Рис. 16.17
Пример. Примером многомерной организации могут быть экспериментальные бригады так называемой тележечной сборки, создаваемые на заводах компании "Вольво". Такие бригады, состоящие из высококвалифицированных работников-универсалов, получают индивидуальный заказ от конкретного лица на сборку автомобиля.

Бригада сама определяет, какие ресурсы, откуда и в каком объеме она должна получить. Бригада собирает автомобиль "на тележке" от начала до конца и продает его заказчику. Из полученной суммы коллектив бригады рассчитывается с поставщиками, компанией, работниками и производит другие выплаты. Условно говоря, бригада является небольшим предприятием в предприятии.

Главным преимуществом такого подхода является способность рабочей группы максимально удовлетворить запросы конкретного потребителя, сблизив его с производителем.
Многомерная структура в общем случае применима к любому подразделению организации. Многомерность как особый тип взаимоотношений с потребителями, партнерами и руководством характерна не для организации в целом, а для ее отдельных хозяйственных единиц. Особенно заметно многомерность проявляется в тех организациях
, подразделения которых относительно независимы, существенно отличаются друг от друга характером деятельности и территориально удалены друг от друга.

Современные условия динамичного научно-технического, экономического и общественного развития требуют от рыночных предприятий периодической реорганизации в целях адаптации к изменениям внешнего окружения. Для этого затрачиваются значительные усилия и время. При этом в большинстве случаев руководству приходится преодолевать сопротивление различных звеньев организации, противящихся изменениям. Многомерная модель способна осуществлять гибкую адаптацию к внешним условиям без кардинальной перестройки организации.

Принципиальное различие между многомерной и матричной организациями состоит в том, что в матричной организации у каждого работника имеется два руководителя: один является руководителем отдела материальных ресурсов (этапа работы), другой возглавляет отдел выпуска продукции (проекта). В многомерной организации подразделения, услуги которых покупаются другими подразделениями, подчиняются только одному руководителю, который возглавляет отделение, частью которого они являются. Глава подразделения, на которое они работают для последующей реализации продукции внешнему потребителю, не является их руководителем.

Важнейшая отличительная особенность многомерных организаций состоит в том, что их высшие руководители получают широкую автономию в осуществлении функции общего руководства, поскольку даже подразделения самого низшего уровня управляются как самостоятельные виды бизнеса в рыночной экономике.

Так как высшие руководители также управляют центрами прибыли, они должны нести полную ответственность за принимаемые решения, контролировать взаимодействие подчиненных друг с другом и другими подразделениями организации.

Таким образом, многомерная модель создает максимально благоприятные условия для развития свободного рынка внутри организации. При этом такая структура не только не исключает возможности синергии и экономии на масштабе деятельности, но и способствует этому.

К основным преимуществам многомерных организаций относятся:

- отсутствие необходимости в проведении каких-либо реорганизаций для изменения приоритетности критериев, используемых при проектировании работ (приоритеты могут быть изменены путем простого перераспределения ресурсов руководством организации);

- возможность создания, преобразования и ликвидации подразделений без серьезного влияния на работу других подразделений (чем больше подразделений
контактируют с многомерной рабочей группой, тем меньше воздействуют на нее изменения в этих подразделениях);

- создание максимально благоприятных условий для эффективного делегирования полномочий (при сохранении за руководством организации ведущей роли);

- возможность количественной оценки эффективности работы многомерной группы, так как основным показателем эффективности становится получаемая прибыль.
Контрольные вопросы
1. На чем базируется проектирование организационной структуры?

2. Назовите характерные черты органических структур.

3. Назовите характерные черты бюрократических структур.

4. Перечислите и объясните сущность пяти координационных механизмов по Г. Минцбергу.

5. Объясните назначение, решаемые задачи и состав части "стратегической вершины".

6. Объясните назначение, решаемые задачи и состав "средней линии" организации.

7. Какие специалисты в организации относятся к ее "техноструктуре", какие задачи они решают?

8. Приведите примеры задач, решаемых "вспомогательным персоналом" организации.

9. Приведите краткую характеристику "простой организационной структуры".

10. Приведите краткую характеристику "бюрократической организации".

11. Какая часть организации признается ключевой в "профессиональной организации"?

12. Чем в основном обеспечивается координация в "профессиональной организации"?

13. Что является основным координационным механизмом "дивизиональной организационной структуры"?

14. Приведите краткую характеристику "адхократической организационной структуры".

15. Какими преимуществами перед другими конфигурациями обладают адхократические организационные структуры?
Практикум к главе 16
Задание 1. Организационная структура корпорации Microsoft

Прочитайте кейс "Корпорация Microsoft". Охарактеризуйте тип и особенности организационный структуры компании.
Корпорация Microsoft
Корпорация Microsoft, основанная в 1975 г., сегодня является одним из лидеров в разработке программного обеспечения, предоставлении услуг и проектировании интернет-технологий для персональных компьютеров и серверов.

Корпорация Microsoft разрабатывает и выпускает широкий спектр программных продуктов. В их число входят настольные и сетевые операционные системы, серверные приложения для клиент-серверных сред, настольные бизнес-приложения и офисные приложения для пользователей, интерактивные программы и игры, средства для работы в сети Интернет и инструменты разработки. Кроме того, Microsoft предлагает интерактивные (online) услуги, издает книги по компьютерной тематике, производит периферийное оборудование для компьютеров, занимается исследовательской деятельностью и разработкой новых компьютерных технологий. Продукты Microsoft продаются более чем в 80 странах мира, переведены более чем на 45 языков и совместимы с большинством платформ персональных компьютеров.