Файл: Учебник" (2е издание, переработанное и дополненное) (Михненко П. А.) ("Московский финансовопромышленный университет ".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 2275

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
).

Таким образом, прослеживается взаимная связь трех циклических процессов:

а) концентрация результатов текущих организационных изменений dR приводит к целенаправленному изменению параметров и характеристик функционирования организации (контур );

б) информация о текущих изменениях экономической эффективности организации E может использоваться менеджментом для оперативной корректировки (уточнения) целей организационного развития <1> (контур );

в) концентрация (накопление и стабилизация) результатов изменений экономической эффективности организации E оказывает воздействие на ее внешнюю среду, вызывая изменение ее ситуационных переменных X (т.е. условий функционирования организации).

--------------------------------

<1> Говоря о возможности оперативной корректировки менеджментом целей и параметров организационного развития, необходимо принимать во внимание риск ошибочных корректировочных действий, обусловленных недостаточной точностью измерения и интерпретации текущих результатов экономического развития компании, что в рассматриваемой модели описывается случайной переменной - погрешностью (ошибкой) оценки.
Такая трактовка развития организации представляется наиболее удобной для выявления роли и места процесса организационных изменений как системы мероприятий, призванных создать условия для развития организации в краткосрочной и долгосрочной перспективе с сохранением требуемого уровня экономической стабильности в аспекте закона самосохранения.

Организационные изменения - система мероприятий, призванных создать условия для развития организации в краткосрочной и долгосрочной перспективе с сохранением требуемого уровня экономической стабильности в аспекте закона самосохранения.

Для описания процессов взаимодействия организации с ее внешней средой примем следующие обозначения:

- под факторами (V) внешней среды организации будем понимать элементы ее внешнего окружения: потребителей, конкурентов, поставщиков, государственные органы и т.п.;

- под условиями (X)
функционирования организации во внешней среде будем понимать ситуационные переменные, формируемые и изменяемые факторами внешней среды.

К основным условиям (ситуационным переменным) относятся: рынки сбыта, научно-технический прогресс, рынок труда, потребительские предпочтения и т.п. Изменение условий оказывает прямое и непосредственное влияние на организацию, обусловливая ее операционную деятельность, конкурентоспособность и стратегическое развитие.

Процесс формирования и изменения каждой ситуационной переменной внешней среды, как правило, обусловлен действием не одного, а нескольких факторов. Так, например, формирование и изменение ситуационной переменной "рынок сбыта" обусловлены действием таких факторов, как потребители (их территориальным размещением, потребностями, покупательной способностью и т.п.); законами, государственными органами и органами местного самоуправления (определяющими условия торговли теми или иными видами товара на той или иной территории); конкурентами и др. Формирование переменной - "развитие науки и техники в сфере деятельности организации" - зависит от таких факторов, как научно-исследовательские организации; состояние мировой экономики; законы государства, регулирующие и стимулирующие научные исследования и опытно-конструкторские разработки; инновационная и опытно-конструкторская деятельность организаций-конкурентов и т.п.

В табл. 18.3 указаны некоторые факторы внешней среды и условия, влияние которых на функционирование и развитие организации традиционно является наиболее заметным.
Таблица 18.3
Матрица формирования ситуационных переменных внешней среды

(условный пример)


Условия

(ситуационные переменные) внешней среды, изменение которых оказывает влияние на организацию (X)

Факторы внешней среды, определяющие ее изменение (V)

Конкуренты

Поставщики и партнеры

Потребители

Законы и государственные органы

Учредители (акционеры)

Трудовые ресурсы общества

Политические изменения

Состояние мировой экономики

Научно-исследовательские организации

Рынки сбыта 

<*>

<**>

<*>

<*>

<**>

<***>

<***>

<*>




Развитие науки и техники 

<**>

<**>

<**>

<**>

<**>

<***>

<***>

<*>

<*>

Технологии производства 

<**>

<**>




<**>

<**>

<***>

<***>

<**>

<*>

Рынок труда 

<*>

<***>

<***>

<*>

<***>

<*>




<*>




Финансовые рынки 

<*>







<*>

<**>

<***>

<*>

<*>




Потребительские предпочтения 







<*>







<**>

<**>

<*>

<**>

Материальные ресурсы 




<*>










<***>




<*>

<*>

Информационные ресурсы 

<**>

<**>

<**>

<**>

<***>

<***>

<***>

<***>

<*>



--------------------------------

<*> Выделено темно-серым цветом.

<**> Выделено серым цветом.

<***> Выделено светло-серым цветом.
Матрица показывает, что разные факторы внешней среды оказывают разное влияние на формирование и изменение условий существования организации (чем темнее ячейка, тем сильнее влияние этого фактора на данное условие). Так, например, основное влияние на характеристики рынков сбыта оказывают: компании-конкуренты, потребители, законы государства и состояние мировой экономики. Кроме того, заметно влияние поставщиков и учредителей компании. Потребительские предпочтения, как и следует ожидать, зависят от мнений, образования и особенностей самих потребителей (покупателей), а также от деятельности компаний-конкурентов, состояния мировой экономики и т.п.

Очевидно, что комплекс факторов, формирующих и изменяющих условия существования и развития исследуемой организации, следует дополнить еще одним фактором - воздействием самой организации (рис. 18.3).
Организация как фактор изменения внешней среды
Факторы внешней среды Условия

┌──┐ (ситуационные

┌────┬────┬────┬┼──┼┬────┬────┐ переменные) ┌───────────┐

Матрица─┼─┐ │ │ ││ ││ │ │ │ │

формирования │ │ │ │ ││ ││ │ ├──────────────>│ │

ситуационных │ │ │ │ ││ ││ │ │ │ │

переменных ├─┼──┼────┼────┼┼──┼┼────┼────┤ │ │

внешней среды │ │ │ │ ││ └┼────┼────┼──┘\ │ │

(условий │ │ │ │ ││ │ │ ├──────────────>│ │

функционирования │ │ │ │ │└───┼────┼────┼──┐/┌────┘\ │ │

организации) ├─┼──┼────┼────┼────┼────┼────┤ │ \ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ \ │ │

│ └──┼────┼── │ │ │ ├────┼─────────>│ │

│ │ │ │ │ │ │ │ / │Организация│

├────┼────┼────┼────┼────┼────┤ │ / │ │

│ │ │ │┌───┼────┼────┼──┘\└────┐/ │ │

│ │ │ ││ │ │ ├──────────────>│ │

│ │ │ ││ ┌┼────┼────┼──┐/ │ │

├────┼────┼────┼┼──┼┼────┼────┤ │ │

│ │ │ ││ ││ │ │ │ │

│ │ │ ││ ││ │ ├──────────────>│ │

│ │ │ ││ ││ │ │ │ │

└──┬─┴────┴────┴┼──┼┴────┴────┘ │ │

/│\ └──┘ │ │

│ Воздействие организации на внешнюю среду │ │

└──────────────────────────────────────────┴───────────┘
Рис. 18.3
Функционирование организации и изменение ее экономических и иных характеристик в конечном счете могут способствовать созданию как благоприятных, так и неблагоприятных конкурентных условий ее существования и развития. Таким образом, динамика, эффективность и результаты процессов в контуре управления взаимодействием организации с ее внешней средой
влияют на соответствующие параметры контура управления развитием организации и, как следствие, на параметры контура управления организационными изменениями . В свою очередь, параметры контура определяют параметры "внешних" контуров.

В рамках рассматриваемой модели контур обладает наибольшей динамикой по сравнению с другими контурами управления. От интенсивности целенаправленных организационных трансформаций зависит скорость концентрации результатов изменения экономической эффективности организации, а следовательно, скорость изменения условий ее функционирования во внешней среде.

Представление менеджмента о характере воздействий организации на ее внешнюю среду должно лежать в основе выбора моделей и параметров организационных изменений.
Говорят гуру... Допустимо предположить, что процесс осуществления изменений может быть важным фактором, определяющим способность организации реагировать на конкурентное давление.

А. Арменаксис, А. Бедиан <1>

--------------------------------

<1> Арменаксис А.А., Бедиан А.Г. Организационные изменения: обзор теоретических и эмпирических исследований в 90-х годах XX в. // Управление изменениями: Хрестоматия. 2-е изд. / Пер. с англ.; Под ред. Г.В. Широковой. СПб.: Высшая школа менеджмента СПбГУ, 2010. С. 147.
Современная бизнес-практика все чаще заставляет менеджмент крупных компаний убеждаться в том, что инкрементальные изменения структуры и функций организации, осуществляемые в ответ на изменения внешней среды, не являются в полной мере решением проблемы адаптации организации. А в ряде случаев такие изменения в итоге оборачиваются еще большими проблемами, порождая информационный хаос, ухудшение морально-психологического климата в коллективе, искажая систему приоритетов и ценностных установок.
Говорят гуру... Вы не можете позволить себе роскошь небольших изменений, растянувшихся на год или два. Длительная серия небольших перемен всего лишь продлевает болевые ощущения.


П.Барневик <2>

--------------------------------

<2> Шведский бизнесмен Перси Барневик вошел в историю бизнеса XX в. как инициатор самого эксцентричного поступка: он раздробил промышленную империю ABB, которую сам же и создал, на тысячи мелких предприятий.
Очевидно, что целью любых организационных преобразований является достижение желаемого результата. Однако его эффективное освоение оказывается возможным лишь в так называемом установившемся режиме, имеющем место после устойчивого затухания всех переходных процессов.

Современные представления о технологиях и эффективности организационных изменений не ограничиваются указанными выше аспектами. К одному из наиболее современных и наименее проработанных подходов можно отнести концепцию адаптивного воздействия на внешнюю среду организации. Данная концепция вытекает из известного подхода к анализу деятельности организации с учетом интересов стейкхолдеров (stakeholder approach) <1>. В контексте этого подхода индикатором эффективности деятельности организации является уровень удовлетворенности каждой их групп стейкхолдеров. Именно выявление всех групп стейкхолдеров и системное воздействие на них со стороны организации определяет адаптивность организации.

--------------------------------

<1> Стейкхолдер (англ. stakeholder) - любая группа людей внутри и вне организации, делающая ставку на ее работу: собственники и акционеры, поставщики, сотрудники, потребители, кредиторы, менеджмент, правительство, профсоюзы, общественность.
Говорят гуру... Реформаторы часто не учитывают того, что изменения в существующих органах управления должны быть произведены в условиях их полноценного функционирования, без ограничения их дееспособности.

Р.Фиш <2>

--------------------------------

<2> Фиш Р. Менеджмент изменений - организационные и научные выводы // Управленческое консультирование. 2008. N 2.
Изучение обоюдной зависимости систем "компания - стейкхолдеры" позволяет анализировать влияние внешней среды на организацию с учетом влияния самой организации на ее внешнюю среду. Так, повышение уровня изменчивости и неопределенности внешней среды может быть обусловлено собственной деятельностью предприятия в тех случаях, когда речь идет, например, о резких колебаниях спроса, вызванных проведением активных рекламных кампаний, или об уменьшении жизненного цикла товаров вследствие политики непрерывного выпуска новых продуктов. При этом сложность