Файл: Теоретические аспекты плакирования деятельности организации 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


-планирование направлено на достижение конкретных целей.

По мнению российских экономистов, планирование – это принцип организации финансов компании, который позволяет предвидеть ей свое развитие и внести корректировки в деятельность, если необходимо.

По опыту отечественных и зарубежных предприятий можно сказать, что недостаточная оценка планирования в деятельности компании может привести к большим финансовым потерям, а в некоторых случаях и к банкротству. План организации позволяет решать задачи максимизации прибыли, повышения благосостояния собственников бизнеса при помощи выявления наиболее выгодных источников финансирования и рациональных направлений расходования средств.

Бизнес-план позволяет предпринимателю решать такие задачи:

-определять конкретные направления хозяйственной деятельности, перспективные сбытовые рынки и место компании на данных рынках;

-оценивать затраты, которые необходимы для производства и сбыта продукции, соизмерять издержки и цены для определения потенциальной прибыльности проекта;

-выявлять соответствие кадрового состава требованиям по достижению целей;

-проводить анализ материального и финансового положения организации и определять степень соответствия материальных и финансовых ресурсов достижению заданных целей;

-просчитывать риски и предусматривать возможные трудности при выполнении бизнес-плана.

Бизнес-планирование, являясь целенаправленной экономической деятельностью, позволяет рассматривать экономические, социальные, организационные, инвестиционные, управленческие и другие проблемы предприятия как единую целостную систему.

Таким образом, бизнес-планирование – это основа организации и менеджмента производственного процесса, база для разработки и принятия эффективных управленческих решений4.

К основным принципам бизнес-планирования относятся: принцип единства; принцип участия; принцип непрерывности; принцип гибкости; принцип точности; принцип коммуникативности; принцип адекватности; принцип многовариантности; принцип интерактивности.

Охарактеризуем каждый из вышеперечисленных принципов. Согласно принципу единства, планирование в компании должно осуществляться системно. Все организационные планы являются совокупностью документов, которые объединены в систему.


Второй принцип означает, что планирование должно осуществляться при участии всего персонала предприятия в независимости от должности.

Принцип непрерывности состоит в том, что планирование ведется постоянно в рамках определенного цикла, разработанные планы сменяют друг друга непрерывно. Планирование должно быть непрерывным, поскольку для внешней среды характерна неопределенность, изменяются цели, задачи и представления компании о своих возможностях и внутренних ценностях5.

Появление принципа гибкости обусловлено неопределенностью внешней среды. Планы должны быть составлены таким образом, чтобы в них легко можно было внести дополнения, согласованные в изменяющимися внешними и внутренними условиями. Осуществление данного принципа связано с дополнительными затратами предприятия.

Принцип точности заключается в том, что планы организации должны быть на столько конкретными и детализированными, на сколько позволяют внутренние и внешние условия. Как правило краткосрочные планы являются более точными по сравнению с долгосрочными.

Согласно принципу коммуникативности все усилия координируются и интегрируются. При помощи принципа адекватности отражаются реальные проблемы и уровень самооценки в процессе составления бизнес-плана.

Принцип многовариантности состоит в том, что выбирается наилучшая из альтернативных возможностей осуществления поставленной цели.

Принцип интерактивности предполагает, что уже составленные разделы бизнес-плана неоднократно увязываются.

Итак, план – это постоянно действующий руководящий документ. Поэтому он должен периодически обновляться, изменяться в соответствии с переменами, которые происходят внутри компании, на целевых рынках, в национальной и мировой экономике.


1.2 Виды планирования
Рассматривая отдельное предприятие, действующее в конкурентной среде, выделяют несколько типов планов, основными из которых являются следующие планы.

Стратегический план – план на долгосрочный период, обычно 10-15 лет, в котором сформулированы важнейшие цели компании в перспективе, конкретные задачи, выполнение которых зависит от времени и ресурсов, а также единая стратегия достижения целей.

Долговременный план, разрабатывается на 3-5 лет и нацелен на решение различных самостоятельных внутрифирменных проблем. Составление долговременного плана осуществляется согласно стратегическому плану и в большинстве случаев является его частью.



Текущий план (среднесрочный) – в нем отражены все направления деятельности компании и работа всех ее функциональных подразделений в текущем финансовом году. Текущий план охватывает сферу сбыта, производства, исследований и разработок, снабжения, маркетинга, развития персонала и финансовых итогов. Текущие планы выражаются в виде бюджетов по всем функциональным подразделениям.

Совокупность бюджетов представляет собой финансовый годовой план, где спланированы денежные потоки, издержки и прибыль, состояние баланса предприятия.

Оперативный план – это детальный план, посвященный разрешению конкретных вопросов хозяйственной деятельности организации в краткосрочном периоде. Такие планы являются узконаправленными, для них характерна высокая степень детализации и большое разнообразие применяемых методов и приемов.

Инвестиционный проект – это план капитальных вложений, который направлен на создание новых мощностей производства. Они отличаются долговременным характером.

Бизнес-планы представляют собой планы создания нового подразделения (фирмы), нового выхода на конкурентный рынок.

Одной из составляющих текущего планирования является оперативное финансовое планирование, которое обеспечивает контроль реализации финансовых планов, а также приведение к одному значению поступления и расходование денежных средств компании в краткосрочном периоде. Оперативное планирование включает в себя составление и выполнение платежного календаря, кассового плана, а также определение потребности в краткосрочном кредите6.

Платежный календарь создается для управления движением денежных средств предприятия, эффективного распределения собственных и заемных ресурсов, а также обеспечения нормального функционирования компании. Он формируется в произвольной форме, где все источники поступлений должны быть сопоставлены с расходами компании. Если планируемые расходы превышают ожидаемые доходы, то в платежном календаре указывается недостаток финансовых ресурсов. В данной ситуации необходимо искать дополнительные источники средств или переносить часть не первостепенных расходов на следующий период.

Источниками информации для составления платежного календаря является план реализации продукции, смета производственных затрат, выписки по счетам, договора, график выплат заработной
платы и другие финансовые документы компании, которые подтверждают реальный поток денежных средств. Под кассовым планом понимают план оборота наличных финансовых средств, который показывает поступления и выплаты денег через кассу организации. Он служит инструментом контроля за поступлением и расходование наличных денежных средств, а также своевременным выполнением обязательств компании перед персоналом.

Исходными данными для составления кассового плана являются: возможные выплаты по фонду оплаты труда и потребления в отношении денежных ресурсов; информация о продаже материальных ресурсов или продукции сотрудникам компании; сведения о расходах на командировки; информация о других поступлениях и выплатах наличными деньгами.

Важной частью оперативного финансового планирования считается составление кредитного плана. Возникают ситуации, когда компания испытывает потребность в краткосрочном финансировании. В этом случае можно взять кредит, просчитав заранее эффективность привлечения заемных средств.

Сущность стратегического финансового планирования заключается в установлении главных финансовых показателей, пропорций и темпов расширенного воспроизводства. Этот вид финансового планирования состоит из разработки финансовой стратегии компании и прогнозирования ее финансовой деятельности.

Разработка финансовой стратегии – эта особая сфера финансового планирования, которая должна согласовываться с общими целями деятельности и стратегией развития предприятия, направленных на максимизацию рыночной стоимости компании.

Следующим этапом стратегического планирования является постановка стратегических целей финансовой деятельности. Каждая цель должна быть выражена в конкретном показателе или нормативе.

Основные стратегические нормативы: темп роста собственных финансовых средств в среднем по календарному году, которые формируются из внутренних источников; коэффициент рентабельности собственного капитала компании; минимальная доля собственных оборотных средств; соотношение оборотных и необоротных активов предприятия. При разработке финансовой стратегии важно установить период ее реализации, который зависит от следующих факторов: динамики макроэкономических процессов; тенденции развития российского рынка финансов (с учетом зависимости от мировых финансовых рынков); принадлежности компании конкретной отрасли, а также специфики его производственной деятельности. Завершающий этап разработки финансовой стратегии компании является оценка эффективности стратегии. На этой стадии оценивается соотношение разработанной финансовой стратегии с общей стратегией развития организации, с
прогнозируемыми изменениями в окружающей среде, а также изучается возможность реализации финансовой стратегии7.

Основой стратегического финансового планирования является прогнозирование. Это исследование возможного финансового состояния компании в будущем. Грамотный прогноз позволяет разработать эффективную стратегию развития компании на рынке. Взаимосвязь оперативного и стратегического финансового планирования Оба вида финансового планирования являются начальным и заключительным этапом данного процесса. В первую очередь выстраивается стратегический план, который раскрывается в порядке текущего или тактического планирования, а затем конкретизируется в оперативных панах.

Итак, отмечается тесная взаимосвязь между тремя уровнями финансового планирования. Стратегическое планирование способствует реализации стратегического плана, а оперативное планирование – тактического плана. Стратегическое финансовое планирование проводится в условиях высоких рисков и неопределенности, а также нехватки информации и необходимых знаний.