Файл: Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В., Шпикс Т. А. Психическое здоровье xxi века психические отклонения в постмодернистском обществе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 612

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
исключали друг друга. Освобождение от внутреннего напряжения в результате эмоциональной разрядки приводило не к психологическому комфорту, а к возникновению страха, связанного с чувством угрозы, исходящей из внешнего мира.
Объективный анамнез показал, что женщина воспитывалась в дисфункциональной семье. В возрасте четырех лет ее родители развелись. Через два года мать повторно вышла замуж. Отношения с отчимом не сложились. После повторного замужества, особенно после рождения брата, когда пациентке было девять лет, мать эмоционально отстранилась от нее, что переживалось ею очень болезненно. Женщина крайне неохотно рассказывала о событиях своего детства. Обнаруживались выпадения из памяти существенных по времени периодов жизни. В то же время она относительно хорошо вспоминала более ранние эпизоды, между тремя и четырьмя годами жизни.
Очевидно, имела место защитная блокировка репрессированных в последующие годы переживаний, в связи с их психотравмирующим содержанием.
Таким образом, в приведенном наблюдении представляется возможным увидеть смену состояний от страха взрыва накопившихся в бессознательной сфере негативных эмоций к страху перед угрозой, исходящей из окружающего мира. Страх внешнего мира возникает в ситуациях очередной эмоциональной разрядки, что вызывает у пациентки чувство внутреннего опустошения, в свою очередь провоцирующее возникновение страха в отношении внешнего мира с развитием поведения избегания.
Результаты психодинамического анализа многих наблюдаемых нами клинических случаев показывают, что поведение избегания обусловлено также страхом зависимости. Здесь мы встречаемся с
42
психологическими содержаниями, которые включают страх оказаться под чьим-то контролем, страх поглощения, лишения собственной аутентичности, недостаточно спаянной, но все же своей идентичности.
Такое содержание страха провоцируется любыми ситуациями, в которых присутствует хотя бы намек на потенциальную возможность возникновения интимных эмоционально значимых отношений.
Психологический эмоционально окрашенный контакт воспринимается как непосредственная экзистенциальная угроза.
Происходит эмпатически тонкое раннее распознавание происходящего и дистанцирование становится реакцией выбора.
Проиллюстрируем данное положение следующим примером.
Пациент В., 27 лет, экономист, женат третий раз. От второго брака имеет сына в возрасте 3-х лет. Обратился за помощью в связи с нарастающей тревогой и неуверенностью в себе, появившимися в течение последних месяцев. В последнем браке состоит 10 месяцев.
Утверждает, что
«подобные явления психологического неблагополучия» впервые возникли во время первого брака после страстного медового месяца. Дискомфортное психологическое состояние объяснял разногласиями с женой по вопросам бытового характера, ее непониманием его психологического состояния, нервозностью и эгоизмом. Через год после развода женился повторно по «большой взаимной любви». После рождения ребенка настроение стало сниженным, появилась тревога, ощущение пребывания в замкнутом пространстве семьи, которое ассоциировалось с
«нехваткой воздуха». Появились мысли, что семейные обязанности ограничивают возможность «свободного выбора и принятия важных решений». Дальнейшая жизнь представлялась лишенной перспектив и
43

намерений. Принял решение о разводе как о единственно возможном выходе из сложившейся ситуации. Развод оказался совершенно неожиданным и крайне психотравмирующим событием для жены, предотвратить которое, несмотря на все ее попытки, она не смогла.
Психологическое неблагополучие в браке пациент связывал с доминантным характером жены, который с нарастающей силой начал ощущать на себе после окончания периода романтических отношений.
Считал, что жена манипулировала им, используя в качестве «оружия» свою сексуальность, что выражалось в отказах вступать с ним в сексуальные отношения в случае неподчинения ее возрастающим требованиям, затрагивающим практически все сферы совместной жизни.
Анализ психологических особенностей пациента выявил, что за фасадом экстравертированности и легкого налаживания социальных контатков скрывалась плохая переносимость глубоких интимных отношений, основанных на взаимопонимании и сочувствии.
Интимность воспринималась как угроза экзистенциального уровня, ведущая к утрате самодосточности и независимости, потере контроля над своей жизнью и метафорически оценивалась как «эмоциональный тупик, ловушка, из которой нет выхода». Бегство от интимности у пациента, очевидно, было вызвано характером отношений в детстве с доминирующей матерью, которая обсуждала с 7- летним сыном свои взаимоотношения с часто отсутствующим отцом и другими взрослыми людьми, делая его «поверенным в делах», с которым советовалась как со взрослым человеком. Ситуация воспринималась ребенком двояко. С одной стороны, ему было приятно отношение к нему как ко взрослому, которому доверяют и с которым советуются, а, с другой, – чувство ответственности и естественная неспособность
44
принимать взрослые решения были крайне обременительными. Таким образом, усваивалась формула, что за любовь и интимность надо платить слишком высокую цену.
Раннее распознавание ситуаций близости, эмоционального контакта, интимности психодинамически объясняется участием в процессе “глубинной бессознательной системы разума” (deep unconscious wisdom system, Langs, 1996), которая обладает способностью моментального отслеживания сигналов, представляющих угрозу. В процессе эволюции у человека сформировалась особая психическая способность распознавания тончайших признаков обмана в социальных ситуациях. Cистема оперирует первично вне осознания и активизирует включение сознательного компонента. Langs пришел к заключению, что глубинная бессознательная система разума начала развиваться около
1,5 миллиона лет тому назад, когда наши прямоходящие предки начали создавать сложные социальные структуры. Появлялись и получали развитие сложные социальные роли и межличностные отношения, связанные с трудом, риском во время охоты, миграцией, попаданием в новую среду, различными приключениями. Влияние этой совокупности факторов стимулировало разум человека к
“развитию и усилению механизмов, позволяющих совершать быстрые автоматические действия, на которые сознание было бы неспособно”.
Глубинная бессознательная система разума, в отличие от перегруженной психологическими защитами системы сознания, лишена свойственных последней психологических защитных реакций, поскольку смыслы и значения, которыми она оперирует, не имеют прямого доступа к осознанию.
45


Глубинная бессознательная система разума особенно чувствительна ко всему, что касается межличностных контактов и отношений. Эта система имеет определенный, хотя и суженный, когнитивный фокус, что не мешает ей молниеносно реагировать на любые оттенки социальных ситуаций. Как только система улавливает признак неискренности или обмана в межличностных отношениях, сигнал передается в сферу осознания. В ряде случаев, несмотря на то, что осознания может не происходить вообще, возникает эмоциональное напряжение, развивается свободно плавающая тревога. Последний вариант, по мнению Smith (1999), можно охарактеризовать термином “бессознательная коммуникация”.
Функционирование глубинной бессознательной системы разума не всегда способствует адаптивному функционированию. По- видимому, ведущее к дезадаптации и нарушению социального поведения гипертрофированное функционирование бессознательной системы разума может быть обусловлено слабой фрагментированной эго-системой.
Sullivan (1953), описывая поведение избегания, использовал термин асоциальная личность. Автор имел в виду лиц, у которых избегание социальных контактов связано со страхом возникновения эмоциональных состояний и желаний, неизбежно приводящих к конфликтам и другим вариантам неприятных ситуаций. Sullivan различал “ соединяющее” (conjunctive ) и “разъединяющее” ( disjunctive ) поведение, соответствующие не избегающему и избегающему поведениям. Cоединяющее поведение подразумевает потребность в межличностных контактах, дружеских отношениях, любовных связях, интимности в широком понимании этого слова.
Индивидуумы с таким поведением объединяет
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

психодинамический
46

механизм, заключающийся в преобладании страха одиночества над социальной фобией различного содержания. Sullivan противопоставляет соединяющему поведению разъединяющее, которое дезинтегрирует интимность. Дезинтеграция интимности называется автором феноменом “сомнолентного детачмента”
(somnolent detachment).
Представляет интерес перечисление причин, с которыми
Sullivan связывает возникновение сомнолетного детачмента. К последним автор относит, в частности:
(1)
Длительную интенсивную тревогу, вызванную межличностными ситуациями.
(2) Диссоциацию между страстью и потребностью в интимности.
(3) Враждебность, разъединяющее свойство переживания недоброжелательности, как приобретенный при социальных контактах опыт. Причиной развития враждебности является стремление сохранить самооценку посредством обесценивания подходов, точек зрения других лиц.
(4) Табу или фобические механизмы запрета в разнообразных социальных ситуациях повседневной жизни.
(5) Приводящие к изоляции социальные ритуалы, например, такие, как формирование гангов и остракизм. Изолированные от группового социума компании молодых лиц улучшают свою самооценку посредством общения только друг с другом, отказываясь от других продуктивных межличностных контактов.
Fenichel (1945) рассматривал избегание, как механизм психологической защиты от возможной реализации насыщенных тревогой желаний. Избегание приравнивается автором к подавлению
47
функционирования бессознательного инстинктивного уровня. Fenichel пришел к заключению, что скрытое избегание может быть причиной внешне проявляемого отсутствия интереса к каким-то активностям, нежелания участвовать во всевозможных встречах, антипатии к каким-то произведениям искусства, пониманию музыки. Скрытое избегание лежит иногда в основе возникновения чувства усталости в ситуациях, которые обычно вызывают ярость и агрессивное реагирование. Согласно выражению автора, избегание представляет собой “психогенную сексуальную импотенцию”.
Clara Thompson (1959) связывает избегание (стремление к изоляции) непосредственно с проблемой интимности, считая последнюю наиболее важным элементом, затрудняющим межличностные отношения. Невозможность установить контакт, утверждает автор, бывает обусловлена враждебными и деструктивными подходами. Индивидуум чувствует настолько сильную угрозу со стороны окружающих, что должен отстраниться или разрушить их. Автор описывает лиц с поведением избегания в виде своеобразной отстраненности от происходящего в окружающей реальности. Они занимают позицию наблюдателей со стороны. При этом такие лица способны проявлять эмоциональную мягкость, которая сразу же исчезает при появлении признаков межличностной близости.
В 1981году Millon выделил у детей раннего возраста синдром межличностной антипатии, отвращения к людям, проявляющийся в раздражительности, вычурности, напряжении и отстраненности от общения. Такие дети очень пугливы, у них нарушен сон, они легко пробуждаются, ночью кричат от болей в животе, связанных с мышечными спазмами. Они редко доставляют родителям чувство
48

комфорта и тем более радости, вызывая скорее усталость, доходящую до истощения, чувство собственной несостоятельности и гнева. По мнению автора, возникающее в данном случае родительское отвержение связано с интенсивным и хроническим неодобрением поведения ребенка и имеет, таким образом, вторичную реактивную природу. Само же поведение детей является следствием влияния генетических факторов.
Millon также полагал, что поведение избегания имеет органическую природу и возникает в результате дисфункции лимбической системы, в которой имеются “аверзивные центры”. В механизмах избегания участвуют нейро-гормональные факторы
(чрезмерное количество адреналина, нарушение синаптической трансмиссии).
В работе 1999 года Millon приводит данные наблюдений психоаналитиков, свидетельствующие о наличии детских фантазий, из которых “вырастает” поведение избегания.
Siever (1991) обнаружил, что отстраненность от окружающего мира может быть обусловлена “редукцией норадреналитической достаточности”, в то время как повышенная ответная реакция норадренолитической системы приводит к усилению раздражительности в ответ на провокацию.
Поведение лиц с синдромом избегания может быть различным, оно не исчерпывается прямыми внешними проявлениями застенчивости, скромности или пугливости. Kantor (2003) описывает конверсию застенчивости в сексуальные расстройства в виде импотенции у мужчин и диспаренурии у женщин.
Пациенты/пациентки скрывают свою основную тревогу за маской сексуальных расстройств.
49

Например, дважды разведенный очень застенчивый молодой человек, художник по профессии, проявляющий высокий уровень тревожности и поведения избегания, подтвержденные объективным обследованием, сообщает, что причина двух неудачных попыток сохранить брак заключается в том, что он воспринимает себя в браке в качестве жертвы. После фазы начальной влюбленности у него появлялась импотенция, становящаяся причиной разводов. В то же время, наряду с импотенцией, появляющейся только при общении с женой, параллельное вступление в сексуальные связи с другими женщинами сексуальных нарушений не вызывало. При первых признаках импотенции он уходил от жен, жил в квартире мамы, надолго прерывая контакты с окружающими.
В ходе анализа выяснилось, что у мужчины существует бессознательное стремление видеть в жене мать, воспоминания о которой связаны с запретными инцестуозными желаниями.
Результатом возникшей амбивалентности между желанием обладать матерью и запретом, вызывающим чувство стыда, страха и тревоги, являлось сексуальное нарушение, проявляющееся только при общении с женой.
Особое значение для формирования предрасположенности к развитию синдрома избегания имеет феномен взаимоисключающего принуждения (doubl–bind), который может быть проиллюстрирован следующими примерами.
Подросток, эмоционально тесно связанный с матерью, получает от неё «послание» о том, что он должен очень хорошо учиться. Это воспринимается им как стимул к обучению. В ответ на сообщение сына о том, что он идёт в библиотеку мать «выдаёт» резко отрицательную реакцию, исключающую первое послание и
50