Файл: Классовый подход к возникновению права и государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 517

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Счётная палата - создаётся для осуществления контроля за финансами Союзного государства. Состоит из 11 членов, назначаемых сроком на 6 лет из числа граждан государств-участников. Члены Счётной палаты назначаются Парламентом Союзного государства по представлению Совета Министров. В состав Счётной палаты не может входить более 7 граждан одного и того же государства-участника.

Для осуществления целей и принципов Союзного государства его органы в пределах своей компетенции принимают нормативно-правовые акты, предусмотренные настоящим Договором, а именно: законы, Основы законодательства, декреты, постановления, директивы и резолюции. Органы Союзного государства также могут принимать рекомендации и заключения.
23. Типология (классификация) государств, различные подходы к типологии (классификации) государств.
Классификация – это подразделение явлений на определённые классы, группы по самым различным основаниям.

Типология – это классификация, в основе которой лежат наиболее существенные системообразующие критерии, позволяющие раскрыть явление как целое.
Классификация один из способов познания, они создаются на основе познания объективных законов реальности и отражают закономерные связи между исследуемыми предметами и явлениями.

Классификации служат познанию глубоких сущностно-содержательных особенностей, которые не могут быть познаны каким-либо иным образом, кроме как организованного знания (так чтобы его структура соответствовала структуре исследуемого объекта).

Классификация даёт возможность по месту, занимаемому в классификационной системе, сделать выводы о признаках и свойствах объекта, которые ещё не известны.

Классификация позволяет в сжатом лаконичном виде выразить большие объёмы информации.

Классификация способствует движению познания от уровня эмпирического к уровню теоретическому.

Классификация носит относительный, приблизительный характер.

Классификации бывают естественные, т.е. по сущностным признакам, и искусственные, т.е. в основе их лежат любые признаки, имеющие практическое значение.

Естественные классификации – в основе которых лежат сущностные закономерности функционирования и развития объекта. Эти признаки носят устойчивый, повторяющийся характер; они играют системообразующую роль.

Классификация соотносится с понятиями систематизация и типология.
1. Первый познавательный приём - классификация. Классификация состоит в расчленении (анализ) хаотического целого на части по определённым признакам – это 1 шаг познания, его эмпирический уровень. Например, государства можно классифицировать: 1) по территории: большие, средние, малые; 2) по континентам: азиатские, американские, европейские, африканские; 3) по религиозному признаку: христианские, мусульманские.


2. Второй познавательный приём – систематизация. Это синтез, т.е. воссоединение целого из частей, в результате чего более глубоко познаётся сущность объекта, познаются признаки, которые не воспринимаются на эмпирическом уровне.

3. Третий познавательный приём – типология. Типология есть классификация (анализ) и систематизация (синтез). Классификация – познавательный приём, состоящий в расчленении целого на части. Систематизация – это результат познавательной деятельности, предстающий как система типов.
Тип – это высшая систематическая категория, высшее подразделение типологии.

Тип – это образец, которому соответствует определённая группа предметов или явлений.

Тип – это образец, содержащий характерные обобщённые черты какой-либо группы.

Таким образом, тип связан: 1) с понятием среднего, обычного; 2) с понятием образцового; 3) с классификацией типов идеального целого, в котором отражены общие сущностные признаки объекта.
Существуют: 1) традиционные типологии (формационная и цивилизационная) и 2) нетрадиционные типологии.

Традиционные типологии государств.
Формационный подход к типологии государства.
Создатели К. Маркс и Ф. Энгельс. В его основе лежит учение об общественно-экономической формации.

Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, который основан на определённом способе производства (общество, находящееся на определённой ступени развития производительных сил).

Любое государство существует в рамках конкретной общественно-экономической формации. Поэтому типу общества соответствует тип государства. Каждый тип государства отличается от другого: 1) экономической основой, т.е. типом производственных отношений; 2) классовой сущностью, т.е. орудием какого класса является государство; 3) социальным назначением, т.е. какие функции выполняет государство.

Согласно формационного подхода четырём классовым типам общественно-экономической формации соответствуют четыре типа государства – рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое.
1. Рабовладельческий тип государства. По своей сущности государство – это политическая организация класса рабовладельцев. Экономическую основу составляет частная собственность рабовладельцев на орудия и средства производства и на рабов. Важнейшие функции государства – защита собственности рабовладельцев, подавление сопротивления рабов.

2. Феодальный тип государства.

По своей сущности государство – политическая организация класса феодалов. Экономическую основу составляет собственность феодалов на землю, основные орудия и средства производства, а также собственность зависимых крестьян на мелкие орудия труда. Назначение феодального государства – защищать собственность феодалов, их сословные привилегии, угнетать и подавлять крепостных крестьян.

3. Буржуазный тип государства. По своей сущности государство – политическая организация буржуазии. Экономическая основа – частная собственность капиталистов на орудия и средства производства при юридической независимости пролетариата от эксплуататоров. Функции буржуазного государства – охрана частной собственности капиталистов, эксплуатация и подавление наёмных рабочих.

4. Социалистический тип государства. По своей сущности государство – политическая организация трудящихся. Экономическую основу составляет социалистическая (государственная) собственность. Важнейшее назначение государства – охрана социалистической собственности, подавление эксплуататорских классов, защита интересов трудящихся.

Формационный подход объясняет и смену одного типа государства другим. Она происходит закономерно в результате революции, когда низший тип заменяется более высоким. Так, рабовладельческое государство заменяется феодальным, феодальное – буржуазным. Поскольку все три названных типа государства эксплуататорские, то отрицание одного другим не исключает преемственности. Чего не скажешь о социалистическом государстве. Оно как высший и последний тип государства может возникнуть только после разрушения эксплуататорского государства.
Недостатки формационного подхода.

  1. Однолинейность, излишняя запрограммированность формационного подхода вступает в противоречие с ходом исторического развития. На самом деле процесс становления, функционирования государств отличается многолинейностью, многовариантностью. Есть страны, которые вовсе не знали рабовладения. В современном мире можно найти островки с характерными чертами средневековья.

  2. Недооцениваются формационным подходом культурные, национальные, религиозные и т.п. факторы, за классами теряется личность.


Цивилизационный подход к типологии государств.
Ключевые положения данного подхода в следующем: 1) при классификации государств необходимо в одинаковой мере учитывать не только экономические условия (способ производства), но и национальные, культурные, религиозные,
психологические основы общества; 2) исходя из идеи единства, целостности земной цивилизации нужно говорить не об отрицании одной ступени развития другой (например, древней – средневековой и т.д.), а о непрерывном поступательном движении государства от неразвитого состояния к всё более развитому, не исключая, конечно, движения назад, вспять, длительные застойные состояния у тех или иных народов; 3) при этом решающим критерием их развитости служит отводимое в государстве место человеку, его правам и свободам; 4) отстаивание классовых интересов нельзя считать решающим в сущности и назначении государства, государство всегда было и есть проводник общих дел, средство поиска согласия, компромисса между классами, слоями, группами населения.
Подход А. Тойнби (в 1904 году – опубликовал книгу «Постижение истории).

Родоначальником цивилизационного подхода к классификации общества, государства считается английский историк Арнольд Тойнби. Вся мировая история, по его мнению, насчитывает более 20 цивилизаций. Среди них называются такие, как: Египетская, Китайская, Западная, Православная, Арабская, Мексиканская, Иранская и др.

По А. Тойнби – история человечества – история замкнутых локальных цивилизаций.

По мнению А. Тойнби, цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, культурных, этнических, географических, психологических, языковых и других признаков.

Каждая цивилизация придаёт устойчивую общность всем государствам, существующим в её рамках. Этот подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

Каждая цивилизация подобно живому организму имеет жизненный цикл: зарождение, развитие, расцвет, загнивание, смерть.

Каждая цивилизация вычленяется на основе 7 признаков, 2 из которых являются постоянными: 1) религия и форма её организации; 2) степень удалённости от места первоначального возникновения.

Государства бывают первичными и вторичными: 1) в первичных государствах (Древний Египет, Китай, Индия) – причины их возникновения во внутреннем развитии. Такое государство неизбежно сохраняет целый ряд архаических черт, например, родоплеменную структуру общества, являющуюся частью, субъектом экономического базиса; 2) вторичные государства возникли под влиянием первичных, часто на их развалинах, их возникновение стимулировалось внешними культурными, экономическими, геополитическими причинами (Древняя Германия).


Государство является частью социокультурного комплекса, а не экономического.
Подход С.С. Алексеева.

Известный современный правовед С.С. Алексеев, используя цивилизационный подход, подразделяет государства на развитые и неразвитые. К неразвитым он относит теократически-азиатские, рабовладельческие, феодальные общества и государства, а также авторитарные и тоталитарные государства в современную эпоху. Развитые – демократические.

Критерий разделения – уровень развитости права.

Неразвитое право – придаток государственной власти, всецело зависящее от её усмотрения.

Развитое право – воплощает все свойства права как нормативного социального феномена, противостоящее любому произволу, в том числе произволу государства.
Нетрадиционные типологии государств.
Типология государств по отношению к религии (4 типа).

1. Светские. Государство не контролирует отношение граждан к религии, не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если не нарушено законодательство. Государство не оказывает церкви никаких видов помощи, не поручает церкви выполнение никаких видов функций, имеющих юридическое значение. Церковь не вмешивается в политическую жизнь страны, а лишь удовлетворяет религиозные потребности страны (Россия, Украины, Белоруссия).

2. Клерикальные. Религия имеет статус государственной. Государственная религия имеет привилегированное положение по сравнению с другими. Церковь имеет: собственность на землю, здания, сооружения; имеет налоговые льготы. Священники получают заработную плату от государства. Церковь осуществляет юридические полномочия, имеет представителей в государственных органах, имеет право на цензуру в области образования, печатной продукции, кино и телевидение (Норвегия, Дания, Швеция).

3. Теократические. Государственная власть принадлежит определённой церкви. Религиозные нормы входят в систему законодательства, им принадлежит приоритет перед законом. Глава государства является верховным священнослужителем (Иран, Саудовская Аравия, Ватикан).

4. Атеистические. Религиозные организации запрещены или преследуются властью. Церковь не имеет собственности. Тотальный контроль за церковью со стороны государства. Государство проводит репрессии против священников и верующих; существует запрет на проведение религиозных обрядов в общественных местах. Свобода совести сводится к проповедованию атеизма. Церковные организации не имеют статус юридического лица (СССР, Албания, Северная Корея).