Файл: Классовый подход к возникновению права и государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 514

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Типология Рожковой Л.П.

1. Автократия. Бесконтрольное неограниченное полновластие одного лица – главы государства. Он является источником и выразителем суверенитета государства, а также носителем законодательной, исполнительной и судебной власти (все древневосточные деспотии, феодальные монархии и т.п.).

2. Поликратия. Источник власти народ. Выразитель суверенитета – представительный орган, осуществляющий законодательную власть и контролирующий исполнительную власть.
Типология Аристотеля.

Классификация: 1) по количеству властвующих – а) правление одного; б) правление немногих; в) правление большинства; 2) по целям – а) в интересах одного; б) в интересах немногих; в) в интересах большинства.

Совмещая эти критерии Аристотель делит государства на: 1) правильные – а) монархия; б) аристократия; в) полития – наилучшая форма (смешение олигархии и демократии) – правительство большинства в интересах общей пользы; 2) неправильные – а) тирания; б) олигархия; в) демократия.
24. Формы государственного устройства современных государств.
Форма государственного устройства – это составная часть структуры государства, которая характеризует распределение государственной власти между центром и частями государства.
Унитарные государства.

Унитарное государство – это единое государство, части которого не обладают признаками государственности (Белоруссия, Франция).

  1. Унитарное государство делится на административно-территориальные единицы (области, провинции, кантоны и др.), которые не обладают политической самостоятельностью.

  2. Унитарное государство характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Компетенция высших органов ни юридически, ни фактически не ограничена компетенцией местных органов власти.

  3. В унитарном государстве существует единое гражданство, административно-территориальные единицы собственного гражданства не имеют. Есть одна конституция, единое законодательство; нормотворческая деятельность местных органов носит подчинённый, подзаконный характер.

  4. В унитарном государстве существует одна система высших органов представительной, законодательной и судебной власти. Одна финансовая, налоговая системы.

  5. Как правило, административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус, равное положение по отношению к государству в целом.

  6. В зависимости от объёма предоставляемых полномочий различают унитарные централизованные государства (с «жёсткой» привязкой к центру, управлением из центра или через назначаемых им чиновников) и унитарные децентрализованные государства (с широким объёмом полномочий, осуществляемых без согласования с центром и с хорошо развитым местным самоуправлением).



Федеративные государства.

Федеративное государство – это союзное государство, части (субъекты) которого обладают признаками государственности (Россия, Австрия, Индия, США, ФРГ, Мексика).

  1. Субъекты , т.е. составные части федерации, в большей или меньшей степени обладают признаками самостоятельных государств, одновременно и федерация – единое суверенное государство.

  2. Здесь две системы законодательной, исполнительной и судебной власти: федеральная и субъекта федерации.

  3. Территория федерации состоит из территорий отдельных её субъектов (штатов, республик, земель). В то же время территория всех субъектов составляет единую территорию страны.

  4. В некоторых федеративных государствах составляющие их образования имеют свои конституции и своё гражданство, т.е. существует двойное гражданство (гражданство субъекта федерации и федерации в целом). Каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны.

  5. Федерация имеет единые вооружённые силы, финансовую, налоговую, денежную системы.

  6. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы.

  7. Суверенитет принадлежит федерации в целом.

  8. Основная отличительная особенность построения государственного аппарата в федеративных государствах – наличие двух уровней высших государственных органов – федерации в целом и субъектов федерации.

  9. Союзный парламент, как правило, двухпалатный, обычно здесь принята следующая модель: верхняя палата отражает интересы субъектов федерации, от каждого субъекта федерации в неё входит равное количество депутатов вне зависимости от численности населения; нижняя палата избирается всем населением.

  10. Исключительные полномочия федерации составляет круг вопросов, которым занимаются только федеральные органы. Как правило, к таким вопросам относится лишь то, что необходимо и достаточно для установления и защиты суверенной государственной власти федерации, для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны они ни проживали.

  11. Совместные полномочия федерации и субъектов федерации. Здесь одними и теми же проблемами занимаются и федеральные органы, и органы субъектов федерации. Это, как правило, те проблемы, которые в полной мере не могут быть разрешены отдельно федерацией, ни её субъектами. Здесь выработаны соответствующие юридические процедуры сотрудничества, принятия совместных решений.

  12. Субъекты федерации имеют также исключительно свои полномочия, в которые федерация не вмешивается. Это полномочия, необходимые для решения разнообразных проблем местного значения.

  13. Федерации могут быть конституционными и договорными или конституционно-договорными.



Конфедеративные государства.

Конфедерация – это объединение государств для решения каких-либо политических, военных, экономических, социальных задач.

  1. В конфедерации могут создаваться высшие органы (чаще это органы управления – Правительство), объём их полномочий ограничен целями, ради которых конфедерация образована. Конфедеративные образования неустойчивы: они либо распадаются, либо преобразуются затем в федеративные государства. Конфедерацией, например, были США в 1776-1786 гг., преобразовавшиеся в федеративное государство.

  2. Субъекты федерации сохраняют суверенитет практически в полном объёме. Они продолжают иметь собственные государственные органы, гражданство, территорию, свою конституцию и законодательство, свои источники дохода; самостоятельно осуществляют власть на своей территории.

  3. Конфедерация создаётся, как правило, на договорной, добровольной основе для решения определённых задач (политических, военных, экономических, социальных и т.д.). Юридическое оформление конфедеративного союза происходит путём заключения договора.

  4. В конфедерации нет единого конфедеративного гражданства. Нет и единой территории конфедерации: есть только территория субъектов конфедерации, они сами её охраняют. Оборона конфедерации (если это ещё и военный союз) осуществляется союзной армией, но последняя состоит из воинских формирований субъектов конфедерации.

  5. Конфедерация не обладает суверенитетом. У органов конфедерации есть полномочия в определённых сферах, но они настолько ограничены, что ни о какой суверенности не может быть и речи.

  6. В конфедерациях нет конституции и законодательства: есть только договор о создании конфедерации, подписанный представителями всех субъектов конфедерации. Органам конфедерации предоставляется право издания нормативных документов, но они носят рекомендательный характер или же для вступления в юридическую силу должны быть одобрены высшими органами субъектов конфедерации.

  7. Конфедеративные налоги не устанавливаются, как правило, нет и общей конфедеративной собственности. Финансовые средства, необходимые для решения стоящих перед конфедерацией задач, объединяются по соглашению субъектов конфедерации.

  8. Субъекты конфедерации имеют право сецессии, т.е. право свободного выхода из конфедерации.


24. Особенности государственного устройства РФ. Виды союзов России с другими государствами. СНГ. Союз России и Беларуси.

Согласно Конституции 1993 г., Россия – федеративное государство, в состав которого входят как национальные, так и территориальные образования. Среди них 21 республика, 6 краёв, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов – 89 субъектов.
Как федерация, Россия характеризуется следующими признаками.

  1. Территория России складывается из территорий субъектов федерации и федеральной территории.

  2. Наряду с Конституцией РФ на её территории действуют Конституции Республик, а также Уставы иных субъектов федерации.

  3. Наряду с гражданством РФ существует гражданство республик.

  4. В России две параллельных системы – федеральное законодательство и законодательство субъектов РФ; две системы государственных органов законодательной и исполнительной власти.

  5. Субъекты РФ не являются суверенными государствами и не имеют права выхода из состава РФ.

  6. Существует исключительная компетенция федерации, субъектов федерации и вопросы совместного ведения.


Как федерация, Россия строится на следующих принципах.

  1. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации, которая обеспечивается:

  • отсутствием права выхода субъектов из состава РФ;

  • единым и равным гражданством;

  • обладанием гражданами на всей территории РФ равными правами и обязанностями;

  • верховенством Конституции РФ на всей территории России;

  • распространением суверенитета РФ на всю её территорию;

  • единым на всей территории государственным языком;

  • единой государственной символикой;

  • наличием единой денежной единицы – рубля.

  1. Равноправие субъектов РФ.

  • все субъекты Федерации на равных основаниях формируют верхнюю палату Парламента России – Совет Федерации, в который входят по одному представителю от законодательной и исполнительной власти всех субъектов РФ;

  • республики, края, области и иные субъекты РФ могут заключать договоры как с федерацией, так и с другими субъектами федерации.

  1. Строительство и развитие РФ на двух равнозначных основах: национально-территориальной и территориальной.

  • национально-территориальными образованиями являются республики, автономные округа и автономная область. Территориальными – края, области, города федерального значения.


  1. Разграничение предметов ведения и полномочий. Данный принцип раскрывается в ряде статей Конституции РФ (ст. 11, 71, 72, 73…), предусматривающих предметы: 1) исключительного ведения РФ (ст. 71); 2) совместного ведения (ст. 72); 3) исключительного ведения субъектов федерации (ст. 73).

К исключительному ведению РФ относятся вопросы, требующие единого подхода на всей территории страны, затрагивающие существенные интересы всех или большинства её жителей. В их числе:

  • защита Конституции и конституционных основ, контроль за соблюдением Федерального законодательства;

  • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

  • установление правовых основ единого общефедерального рынка;

  • управление федеральной собственностью;

  • установление системы федеральных органов власти;

  • определение основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;

  • внешняя политика и международные отношения, внешнеэкономическая деятельность;

  • оборона и безопасность и др.

По перечисленным вопросам Россия принимает Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные акты, обладающие верховенством и прямым действием на всей территории РФ.

К совместному ведению РФ и её субъектов относится то, что решается самими субъектами федерации на основе общих принципов, установленных РФ.

  • вопросы обеспечения законности, правопорядка;

  • вопросы общественной безопасности;

  • природопользования;

  • охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Перечень этих вопросов является единым для всех субъектов Федерации. По этим вопросам принимаются законы и иные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные акты субъектов РФ.

В случае противоречия между актами РФ и актами субъектов РФ в данной сфере верховенством обладают нормативные акты РФ.

К ведению субъектов РФ относятся вопросы регионального и местного значения. В частности:

  • принятие Конституций (Уставов), законов субъектов РФ, внесение поправок и дополнений к ним; контроль за их исполнением на территории субъекта РФ;

  • установление системы государственных органов субъектов РФ и порядка их формирования;

  • административно-территориальное устройство субъектов федерации;

  • обеспечение деятельности органов местного самоуправления и др.