Файл: Классовый подход к возникновению права и государства.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 597
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Типология Рожковой Л.П.
1. Автократия. Бесконтрольное неограниченное полновластие одного лица – главы государства. Он является источником и выразителем суверенитета государства, а также носителем законодательной, исполнительной и судебной власти (все древневосточные деспотии, феодальные монархии и т.п.).
2. Поликратия. Источник власти народ. Выразитель суверенитета – представительный орган, осуществляющий законодательную власть и контролирующий исполнительную власть.
Типология Аристотеля.
Классификация: 1) по количеству властвующих – а) правление одного; б) правление немногих; в) правление большинства; 2) по целям – а) в интересах одного; б) в интересах немногих; в) в интересах большинства.
Совмещая эти критерии Аристотель делит государства на: 1) правильные – а) монархия; б) аристократия; в) полития – наилучшая форма (смешение олигархии и демократии) – правительство большинства в интересах общей пользы; 2) неправильные – а) тирания; б) олигархия; в) демократия.
24. Формы государственного устройства современных государств.
Форма государственного устройства – это составная часть структуры государства, которая характеризует распределение государственной власти между центром и частями государства.
Унитарные государства.
Унитарное государство – это единое государство, части которого не обладают признаками государственности (Белоруссия, Франция).
-
Унитарное государство делится на административно-территориальные единицы (области, провинции, кантоны и др.), которые не обладают политической самостоятельностью. -
Унитарное государство характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Компетенция высших органов ни юридически, ни фактически не ограничена компетенцией местных органов власти. -
В унитарном государстве существует единое гражданство, административно-территориальные единицы собственного гражданства не имеют. Есть одна конституция, единое законодательство; нормотворческая деятельность местных органов носит подчинённый, подзаконный характер. -
В унитарном государстве существует одна система высших органов представительной, законодательной и судебной власти. Одна финансовая, налоговая системы. -
Как правило, административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус, равное положение по отношению к государству в целом. -
В зависимости от объёма предоставляемых полномочий различают унитарные централизованные государства (с «жёсткой» привязкой к центру, управлением из центра или через назначаемых им чиновников) и унитарные децентрализованные государства (с широким объёмом полномочий, осуществляемых без согласования с центром и с хорошо развитым местным самоуправлением).
Федеративные государства.
Федеративное государство – это союзное государство, части (субъекты) которого обладают признаками государственности (Россия, Австрия, Индия, США, ФРГ, Мексика).
-
Субъекты , т.е. составные части федерации, в большей или меньшей степени обладают признаками самостоятельных государств, одновременно и федерация – единое суверенное государство. -
Здесь две системы законодательной, исполнительной и судебной власти: федеральная и субъекта федерации. -
Территория федерации состоит из территорий отдельных её субъектов (штатов, республик, земель). В то же время территория всех субъектов составляет единую территорию страны. -
В некоторых федеративных государствах составляющие их образования имеют свои конституции и своё гражданство, т.е. существует двойное гражданство (гражданство субъекта федерации и федерации в целом). Каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны. -
Федерация имеет единые вооружённые силы, финансовую, налоговую, денежную системы. -
Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы. -
Суверенитет принадлежит федерации в целом. -
Основная отличительная особенность построения государственного аппарата в федеративных государствах – наличие двух уровней высших государственных органов – федерации в целом и субъектов федерации. -
Союзный парламент, как правило, двухпалатный, обычно здесь принята следующая модель: верхняя палата отражает интересы субъектов федерации, от каждого субъекта федерации в неё входит равное количество депутатов вне зависимости от численности населения; нижняя палата избирается всем населением. -
Исключительные полномочия федерации составляет круг вопросов, которым занимаются только федеральные органы. Как правило, к таким вопросам относится лишь то, что необходимо и достаточно для установления и защиты суверенной государственной власти федерации, для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны они ни проживали. -
Совместные полномочия федерации и субъектов федерации. Здесь одними и теми же проблемами занимаются и федеральные органы, и органы субъектов федерации. Это, как правило, те проблемы, которые в полной мере не могут быть разрешены отдельно федерацией, ни её субъектами. Здесь выработаны соответствующие юридические процедуры сотрудничества, принятия совместных решений. -
Субъекты федерации имеют также исключительно свои полномочия, в которые федерация не вмешивается. Это полномочия, необходимые для решения разнообразных проблем местного значения. -
Федерации могут быть конституционными и договорными или конституционно-договорными.
Конфедеративные государства.
Конфедерация – это объединение государств для решения каких-либо политических, военных, экономических, социальных задач.
-
В конфедерации могут создаваться высшие органы (чаще это органы управления – Правительство), объём их полномочий ограничен целями, ради которых конфедерация образована. Конфедеративные образования неустойчивы: они либо распадаются, либо преобразуются затем в федеративные государства. Конфедерацией, например, были США в 1776-1786 гг., преобразовавшиеся в федеративное государство. -
Субъекты федерации сохраняют суверенитет практически в полном объёме. Они продолжают иметь собственные государственные органы, гражданство, территорию, свою конституцию и законодательство, свои источники дохода; самостоятельно осуществляют власть на своей территории. -
Конфедерация создаётся, как правило, на договорной, добровольной основе для решения определённых задач (политических, военных, экономических, социальных и т.д.). Юридическое оформление конфедеративного союза происходит путём заключения договора. -
В конфедерации нет единого конфедеративного гражданства. Нет и единой территории конфедерации: есть только территория субъектов конфедерации, они сами её охраняют. Оборона конфедерации (если это ещё и военный союз) осуществляется союзной армией, но последняя состоит из воинских формирований субъектов конфедерации. -
Конфедерация не обладает суверенитетом. У органов конфедерации есть полномочия в определённых сферах, но они настолько ограничены, что ни о какой суверенности не может быть и речи. -
В конфедерациях нет конституции и законодательства: есть только договор о создании конфедерации, подписанный представителями всех субъектов конфедерации. Органам конфедерации предоставляется право издания нормативных документов, но они носят рекомендательный характер или же для вступления в юридическую силу должны быть одобрены высшими органами субъектов конфедерации. -
Конфедеративные налоги не устанавливаются, как правило, нет и общей конфедеративной собственности. Финансовые средства, необходимые для решения стоящих перед конфедерацией задач, объединяются по соглашению субъектов конфедерации. -
Субъекты конфедерации имеют право сецессии, т.е. право свободного выхода из конфедерации.
24. Особенности государственного устройства РФ. Виды союзов России с другими государствами. СНГ. Союз России и Беларуси.
Согласно Конституции 1993 г., Россия – федеративное государство, в состав которого входят как национальные, так и территориальные образования. Среди них 21 республика, 6 краёв, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов – 89 субъектов.
Как федерация, Россия характеризуется следующими признаками.
-
Территория России складывается из территорий субъектов федерации и федеральной территории. -
Наряду с Конституцией РФ на её территории действуют Конституции Республик, а также Уставы иных субъектов федерации. -
Наряду с гражданством РФ существует гражданство республик. -
В России две параллельных системы – федеральное законодательство и законодательство субъектов РФ; две системы государственных органов законодательной и исполнительной власти. -
Субъекты РФ не являются суверенными государствами и не имеют права выхода из состава РФ. -
Существует исключительная компетенция федерации, субъектов федерации и вопросы совместного ведения.
Как федерация, Россия строится на следующих принципах.
-
Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации, которая обеспечивается:
-
отсутствием права выхода субъектов из состава РФ; -
единым и равным гражданством; -
обладанием гражданами на всей территории РФ равными правами и обязанностями; -
верховенством Конституции РФ на всей территории России; -
распространением суверенитета РФ на всю её территорию; -
единым на всей территории государственным языком; -
единой государственной символикой; -
наличием единой денежной единицы – рубля.
-
Равноправие субъектов РФ.
-
все субъекты Федерации на равных основаниях формируют верхнюю палату Парламента России – Совет Федерации, в который входят по одному представителю от законодательной и исполнительной власти всех субъектов РФ; -
республики, края, области и иные субъекты РФ могут заключать договоры как с федерацией, так и с другими субъектами федерации.
-
Строительство и развитие РФ на двух равнозначных основах: национально-территориальной и территориальной.
-
национально-территориальными образованиями являются республики, автономные округа и автономная область. Территориальными – края, области, города федерального значения.
-
Разграничение предметов ведения и полномочий. Данный принцип раскрывается в ряде статей Конституции РФ (ст. 11, 71, 72, 73…), предусматривающих предметы: 1) исключительного ведения РФ (ст. 71); 2) совместного ведения (ст. 72); 3) исключительного ведения субъектов федерации (ст. 73).
К исключительному ведению РФ относятся вопросы, требующие единого подхода на всей территории страны, затрагивающие существенные интересы всех или большинства её жителей. В их числе:
-
защита Конституции и конституционных основ, контроль за соблюдением Федерального законодательства; -
регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; -
установление правовых основ единого общефедерального рынка; -
управление федеральной собственностью; -
установление системы федеральных органов власти; -
определение основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного, экологического, социального, культурного и национального развития РФ; -
внешняя политика и международные отношения, внешнеэкономическая деятельность; -
оборона и безопасность и др.
По перечисленным вопросам Россия принимает Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные акты, обладающие верховенством и прямым действием на всей территории РФ.
К совместному ведению РФ и её субъектов относится то, что решается самими субъектами федерации на основе общих принципов, установленных РФ.
-
вопросы обеспечения законности, правопорядка; -
вопросы общественной безопасности; -
природопользования; -
охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Перечень этих вопросов является единым для всех субъектов Федерации. По этим вопросам принимаются законы и иные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные акты субъектов РФ.
В случае противоречия между актами РФ и актами субъектов РФ в данной сфере верховенством обладают нормативные акты РФ.
К ведению субъектов РФ относятся вопросы регионального и местного значения. В частности:
-
принятие Конституций (Уставов), законов субъектов РФ, внесение поправок и дополнений к ним; контроль за их исполнением на территории субъекта РФ; -
установление системы государственных органов субъектов РФ и порядка их формирования; -
административно-территориальное устройство субъектов федерации; -
обеспечение деятельности органов местного самоуправления и др.