Файл: Классовый подход к возникновению права и государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 590

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Правовой статус субъектов РФ.

Специфика российского федерализма вполне допускает наличие субъектов, построенных как по территориальному, так и по национальному признаку, разумеется, при условии их конституционного равноправия.

Все субъекты РФ равны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Один из основных принципов государственного устройства России – это равенство всех субъектов федерации. Однако в правовом статусе различных видов субъектов РФ существуют некоторые особенности, отражающиеся прежде всего в Конституции РФ, Конституциях республик и Уставах иных субъектов федерации.
Конституционно-правовой статус республик.

Специфика этого вида субъектов РФ заключается в том, что Конституция РФ определяет их как государства. И действительно, республики по своему статусу в большей степени, чем иные субъекты, приближены к государству.

  1. Территория республики не может быть изменена без её согласия; республика имеет своего главу государства – часто он называется Президентом, свой высший законодательный представительный орган – парламент, высший исполнительный орган – правительство, Конституцию – основной закон республики.

  2. В республике издаются (в пределах её компетенции) республиканские законы, иные нормативные акты.

  3. Для республик характерно наличие второго официального языка, которым наряду с русским является, как правило, язык титульной нации.

  4. Имеется гражданство республики, а также столица, гимн, герб, флаг.

  5. Однако республика не имеет право выхода из состава РФ, не может иметь своей армии, денежной единицы, её участие в межгосударственных отношениях не должно противоречить принципам внешней политики, определяемым федеральными органами.


Конституционно-правовой статус края, области, городов федерального значения.

  1. Края, области, города федерального значения имеют территорию, которая не может быть изменена без их согласия, свой флаг, герб, своих представителей в федеральных органах государственной власти.

  2. Они принимают свой устав, закон.

  3. Формируют свои представительные органы законодательной власти, органы исполнительной власти (правительство, администрация).

  4. Нет института президентства, глава этих субъектов именуется либо губернатором, либо мэром (Москва).

  5. Нет официальной столицы – а лишь административно-политический центр.

  6. Отличительной чертой статуса этих субъектов является возможность вхождения в его состав другого субъекта РФ (автономного округа или автономной области).



Автономная область и автономный округ.

В настоящее время в РФ 1 автономная область и 10 автономных округов. Еврейская автономная область входит в состав Российской Федерации непосредственно.

Автономные округа традиционно входят в состав края или области. Только Чукотский автономный округ в 1992 году вышел из состава Магаданской области и непосредственно входит в состав РФ.

Автономная область и автономный округ, являясь субъектом федерации, входят в состав края, области. Так, на территории Красноярского края расположены 2 автономных округа – Таймырский и Эвенкийский.

Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом или договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края и области.

В остальном правовое положение этих субъектов федерации сходно с положением краёв и областей: они принимают свой Устав, законы, формирую свои органы законодательной и исполнительной власти.

Особенности их правового статуса заключаются в том, что помимо Устава, он может регулироваться специальным именным федеральным законом, который может быть принят только по инициативе самого автономного образования.
Административно-территориальное устройство РФ.
Административно-территориальное устройство – это разделение территорий государства на определённые части (районы, города и др.), в соответствии с которыми строится и функционирует система местных органов государства.

Оно обычно отражает естественно сложившиеся исторические, национальные, социально-экономические и культурные особенности государства и его частей.

Административно-территориальные единицы – это структурные части (элементы) административно-территориального устройства, не обладающие политической самостоятельностью и находящиеся в определённом соподчинении между собой.

Принципы административно-территориального устройства.


  1. Социально-экономический (учёт особенностей направления экономики данной местности, а также специфику традиционной занятости населения).

  2. Географический (выделение границ административно-территориальных единиц с учётом рельефа местности).

  3. Демографический (естественный рост населения ведёт, как правило, к увеличению количества административно-территориальных единиц).

  4. Исторически-национальный (учёт особенностей традиций, быта, хозяйственного профиля компактно проживающих групп населения).



Вопросы административно-территориального устройства решаются субъектами Федерации самостоятельно. Все преобразования административно-территориального устройства осуществляются только с учётом мнения проживающего на данной территории населения.

С целю удобства управления, приближения органов власти и управления к населению, содействия осуществлению населением местного самоуправления субъекты федерации делятся на административно-территориальные единицы (города, районы, сёла, посёлки, сельсоветы), в которых образуются органы местного самоуправления, а также местные органы государственного управления.
Факторы, которые учитываются при образовании административно-территориальных единиц.

  1. Естественно-географические условия (реки, леса, горы и т.д.).

  2. Экономическая деятельность на данной территории (промышленный или сельскохозяйственный район, обособленность экономической деятельности).

  3. Численность населения (для образования некоторых административно-территориальных единиц необходимо, чтобы на их территории проживало не менее установленного числа граждан).

  4. Необходимость максимального приближения органов власти и управления к населению (органы власти должны быть доступны населению, находиться недалеко от места проживания большинства граждан соответствующей административно-территориальной единицы).


С учётом названных выше факторов административно-территориальные единицы делятся на городские (город, посёлок) и сельские (сельсовет), а также территории, объединяющие городские и сельские единицы (район). Кроме того, крупные города с целью удобства управления городом делятся на районы в городе>

Более подробно вопросы административно-территориального устройства решаются самими субъектами федерации с учётом общих положений, устанавливаемых федеральными органами власти и с учётом воли самого населения путём проведения социологических опросов и местных референдумов.
26. Советское государство: возникновение, природа и этапы развития, кризис и распад.
Тоталитарное государство начинает складываться, начиная с 25 октября 1917 года, когда II Всероссийским съездом был принят Декрет о власти, оформивший государственный переворот. Развитие нового государства началось с утверждения Республики Советов. Но через непродолжительное время было разогнано Учредительное собрание и началось свёртывание свободной деятельности местных Советов. В сущности, с января 1918 года не осталось никаких надежд на демократическое государственное устройство, принятая в июле того же года Конституция РСФСР это подтвердила.


Создатели Конституции отбросили почти все выработанные к тому времени принципы представительной системы. Ни о каких парламентских учреждениях, ответственном правительстве, признании прав оппозиции, подчинении государства праву и т.д. не было и речи. Необузданная исполнительная власть – самое страшное, что внести большевики в новое государство. При полном отрицании прав и свобод человека эта власть, сразу ставшая самой главной, не стеснённая судебным контролем, рождала чудовищные злоупотребления. На основе негласных указаний расстреливались сотни людей, тысячи были арестованы, выселены из домов, вынуждены эмигрировать.


Глава 13 Конституции установила откровенную дискриминацию, предоставив право избирать и быть избранным только тем, кто «добывает средства к жизни производительным и общественным трудом», а также солдатам и нетрудоспособным. Этого права лишались лица, прибегающие к наёмному труду, живущие на проценты с капитала, частные торговцы, священнослужители, служащие и агенты бывшей полиции.

Большевики быстро разделались с политическими партиями, они были запрещены, а их лидеры репрессированы или расстреляны. Советы оказались в руках большевиков, а точнее – под руководством партийного аппарата. Произошли сращивание партийной и государственной власти и её полная централизация. На съездах партии и на пленумах ЦК открыто обсуждались и решались коренные вопросы жизни страны, затрагивающие права и интересы всех граждан. Все назначения в государственный аппарат, как и во все общественные организации, прессу и т.д. осуществлялись только через партийные решения; партийный аппарат тем самым становился главным механизмом выдвижения политического руководства страны на всех уровнях, люди «со стороны» в расчёт не принимались.
В 1922 году образуется СССР, в 1924 году принимается союзная Конституция.

Диктат партии постоянно нарастал, создавал удушающую атмосферу запрета свободной мысли и действий людей.

Сталинский режим личной власти сложился в ленинских государственно-правовых формах, установленных Конституциями 1918 года (РСФСР) и 1924 года (СССР). Но Сталин, провозгласивший курс на всемерное укрепление государственной власти, со временем пришёл к выводу, что требуется демократизировать фасад этой власти. В результате появилась Конституция 1936 года, действительно очень демократическая для своего времени.

Конституция закрепила неприкосновенность личности, жилища и тайны переписки, как бы гарантировав людей от незаконных арестов, обысков, выемок, осмотров личной корреспонденции и иных мер, ограничивающих личную свободу. Это была абсолютно формальная декларация, поскольку ни свободного правосудия, ни контроля за карательными органами в стране не существовало.

Подавление личной свободы граждан строилось на законах, т.е. носило организованный характер. Вот некоторые примеры и формы этой политики:

  • уничтожение и выселение миллионов крестьян в ходе коллективизации под видом «борьбы с кулачеством»;

  • включение в УК РСФСР (и других республик) статей, которые под видом борьбы с «контрреволюционной агитацией и пропагандой» и «преступными сообществами» ликвидировали свободу слова, печати, собраний, митингов и демонстраций;

  • всеобщая паспортизация населения с изъятием из неё жителей села, что исключало возможность для крестьян свободно менять место жительства и устанавливало милицейский контроль за каждым городским жителем;

  • введение прописки в крупных городах, которая лишила людей возможности по собственному выбору определять своё место жительства;

  • запрещение браков с иностранными гражданами и свободного выезда из страны;

  • принудительное переселение целых народов (крымских татар, чеченцев и ингушей и др.), скомпрометировавших себя «тотальным коллаборационизмом» с оккупантами в годы войны;

  • принудительная депортация населения из прибалтийских республик под видом борьбы с «контрреволюционными элементами» и др.