Файл: Практикум по дисциплине культура речи иркутск, 2019 Тема 1 Культура речи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 649

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
конфликтующих сторон не испытывает недостатка в вооружении и боеприпасах. 16. Эмоциональная экспрессия данного текста выражена в ряде примеров. 17. Будут осваивать азы и начала великой службы. 18. Ты себе не представляешь, с этим удобрением растут как грибы на дрожжах. 19. И в этой системе есть очень важный положительный плюс. 20. Посмотрите, на небе разноцветная радуга!

Тема 3 Лексические ошибки в аспекте точности речи.Точность речи
Речь может быть признана хорошей тогда, когда она понятна адресату.
Соответствие критерию понятности – одно из основных условий при оценке качества речи. Реализацию критерия «понятность» обеспечивают два качества хорошей речи: точность и ясность. Точность – качество речи, которое заключается в соответствии смысловой стороны речи реальной действительности, в умении находить правильные слова для выражения мыслей.Употребление слова в речи определяется особенностями его лексического значения, а также зависит от контекста. Неправильно выбранное слово может исказить смысл сообщения, создать возможность двоякого толкования либо придать нежелательную стилистическую окраску
Точной является речь, в которой мысли и чувства говорящего переданы с помощью тех языковых средств, которые в данном языке закреплены за обозначением определѐнной реалии окружающей действительности.
Виды точности.Предметная точность - соответствие содержания речи тому кругу предметов, явлений действительности, о которых сообщается;достигается доскональным знанием предмета речи.Понятийная точность - соответствие содержания речи той системе понятий, которая в ней обозначена. Или фактическая точность – свойство, присущее правильному (адекватному, истинному) отражению мира мыслью автора.Коммуникативная точность – свойство, возникающее при выражении мысли автора, когда эта мысль адекватно схвачена словом и передана адресату. Это полное соответствие фрагмента речи именно мысли автора даже в том случае, когда слово использовано в ненормативном значении
I.
Прочитайте по Учебному пособию Мурашов А.А. Культура речи
пункты 3.3., 3.4
Упражнение 1. Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль; мотивируйте свой выбор. (Слова, которые использовал автор, см. в конце упражнения.)
Человек … (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им … (в мире, во вселенной, на земле). Но этого мало. Он …
(назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он …
(назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает.Словарь … (воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения, … (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире.Он … (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, …
(движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства.Он может …
(выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для … (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий.


(По С. Маршаку.)
Примечание. Нашел, во вселенной, назвал, определил, отражает, происходящие, запечатлел, развитию, назвать, выражения.
Упражнение 2. Проанализируйте авторскую правку (в скобках приведены слова, вычеркнутые писателем при работе над текстом, курсивом выделены слова, вписанные авторской рукой); объясните лексические замены, мотивируйте употребление слов, введенных в текст при авторедактировании.
I. 1. (Умолкли) Исчезли мирные забавы, как сон, как утренний туман. 2.
Дубровский и (определился) поселился в его доме. 3. Вошел тот самый инвалид, который (зашивал) чинил мундир в передней коменданта. 4. Уж издали их вопли раздаются, и гул (чуть бродит) им вторит по лесам (П.).
II. 1. Сытые, белые, важные (гуси) птицы шли по плотине на эту сторону пруда. «Сытая птица, - сказал Лагутин, - (пареными отрубями) пареной пшеницей кормлена». 2. «Ты, милая душа, (поезжай, а я пойду) поезжай… и скажи комиссару: (я хочу) мне нужно здесь осмотреться, то да се, покрутиться, потолковать с мужиками». 3. - (Ну, поезжай, поезжай) Ну, поворачивай, поворачивай телегу-то, а то нас еще увидят. - Лагутин опять вздохнул, повернул телегу и сердито ударил (вожжами) хворостиной задастого мерина (А. Т.).
III. 1. …Он [Чехов] …разражался милым, искренним (и глубоким) смехом.
2. Он требовал от писателей (обыкновенных) житейских сюжетов. 3. Дальше, по той же стороне, в самом углу - дверь, сквозь которую видна холостая спальня Антона Павловича… 4. Помнится мне теперь очень живо пожатие его большой, (сухой) и горячей руки… 5. Зато нередко в (хорошие) теплые утра его можно было видеть на скамейке за домом… (Купр.)
Упражнение 3. Вместо точек вставьте нужное слово или словосочетание; мотивируйте свой выбор.
1. На месте небольшого завода … (возведен, построен, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат. 2. В зависимости от конкретных условий установка может быть … (построен, смонтирован, создан, установлен) как на открытой площадке, так и в помещении. 3. Уже в октябре фермер стал …
(отгружать, поставлять, отправлять, сдавать) зеленый лук в магазины столицы. 4. Технолог Калинина предложила … (переделать, преобразовать, модернизировать, обновить, изменить) конструкцию двух … (большой, крупный, мощный, огромный) горизонтально-расточных станков. 5. На ковровом комбинате в … (прошедшем, минувшем, прошлом) году производство наладилось. Уже … (выпущен, изготовлен, произведен, сделан)
867 кв. метров … (продукция, ковры и дорожки, ковровые изделия).
6.Известно … (любому, всякому, каждому), что даже самые … (хорошие,

отличные, прекрасные, великолепные, превосходные) … условия работы еще не … (определяют, решают, обеспечивают, гарантируют) успеха. 7.В этом произведении автору удалось … (раскрыть, вскрыть, воспеть, изобразить, описать, представить) трагические события в жизни … (своего поколения, своих сверстников, своих современников). 8.Этот … (недостаток, порок, дефект) в детали можно … (увидеть, выявить, определить, заметить, отметить) невооруженным глазом. 9. Победителю конкурса … (присуждена, присвоена, выдана, выделена) премия. 10. В новом отеле … (первоочередное, первостепенное, главное, ведущее, важнейшее) внимание обращают на …
(хорошее, прекрасное, безукоризненное, оптимальное, внимательное) обслуживание гостей.
Упражнение 4. Дайте оценку употреблению выделенных слов. В случае неправильного выбора слова исправьте предложения (примеры взяты из художественных и публицистических произведений).
1. В просторном аквариуме под мелодичный шелест фонтанчиков носятся золотые рыбки. 2. Пепельница выпала из рук Владислава и раскололась на мелкие кусочки. 3. Лихачей неизменно встречает авария. 4. Наш район характерен своей промышленностью, его продукцию уважают в России и за рубежом. 5. Наша область славится возделыванием хороших оренбургских платков. 6. В транспортировке кормов участвует семь подвод.
Упражнение 5. Дайте оценку использованию лексических средств в приведенных предложениях; укажите на употребление слова без учета его семантики, анахронизм, эвфемистичность речи, неясность высказывания, искажение смысла, абсурдность и комизм речи.
1. Декада узбекской кухни в ресторане будет проходить пять дней: с 1 по 5 сентября. 2. Принимаемые меры морального и материального поощрения к нерадивым работникам желаемого результата не принесли. 3. На экзамене он перепутал не только все мифы, но и фамилии античных героев и богов. 4. С конца VI века до н.э. поток греческих туристов устремился в Египет. 5. В нашей работе еще встречаются недостатки, мешающие успешному преодолению отставания. 6. Неуютно в сборочном цехе, он находится в аварийном состоянии. 7. Земледельцы уделяют недостаточно большое внимание удобрению полей. 8. Московское радио пять месяцев передавало шахматные ходы на эти два континента - Арктику и Антарктику. 9. В течение февраля в Подмосковье продолжительность суток возрастет на 2 часа. 10.
Хороших работников на нашем предприятии награждают Доской почета.
Упражнение 6.Проанализируйте примеры, в которых нарушена точность
речи. Определите, какой вид точности не соблюден авторами
высказываний, укажите тип ошибки, предложите свой вариант правки.


1. При отравлении фосфором может произойти пожелтение кожаного покрова. 2. Газеты взахлѐб писали о ваннах Залманова. 3. Разве директор факультета должен помогать студентам? 4. В XIX веке все, кто во дворцах жили, плебеями были. 5. Пшеница и рожь относятся к злачным растениям. 6.
Всѐ труднее латать изношенную сельскохозяйственную технику. 7. Вам необходимо исполнить следующее задание. 8. Рейд выявил целую плеяду жуликов. 9. Чтобы чувствовать себя нормально в отряде, надо обособиться в коллективе. 10. Далее следуют прерии сторон. 11. Смотрите вечером репортаж о трагической смерти самолета. 12. Пушкин на балу, а там –
Наталья
Гончарова, тоненькая, высокая, талия осиновая…
13.
Продолжительность нашей территории больше, чем расстояние от России до
Америки. 14. Как наши в сорок третьем Берлин взяли! 15. Елизавета
Васильевна устала: сначала утром отстояли молебен (это она настояла на церковном отпевании), потом – на кладбище, потом – долгие поминки...
Упражнение 7.Проанализируйте примеры, в которых нарушена точность
речи. Классифицируйте тип ошибки, предложите свой вариант правки.
1. Когда ученик доживает до 5 класса, он не умеет точно определить сложное предложение от простого. 2. Мне нравится еѐ сережка в пуповине. 3. До рождения детей я категорически не знала, чем заняться в выходные. 4. На улице за сорок с ветром, машину завожу, а она раскаленная. 5. Ваша кожа становится более натянутой. 6. Последний раз костюм и галстук Александр одевал в первом классе. 7. Два батюшки в тайге в церковном обличье… 8.
Главные герои в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» забежали в царские палаты, сразу за ними ворвались стрелки. 9. О героике русского народа написано много книг. 10. Малую ледовую арену «Ермака» оседлали подопечные Владимира Порошина. 11. Надо было ввести в то время умную цензуру. 12. Я не могу летом в автобусе ездить. Это же запахи! А у меня, ты же знаешь, такое тонкое обаяние! 13. Я тебе потом об этом расскажу, в превратной беседе. 14. Главный менеджер фирмы «Крайслер» вытянул фирму из прорыва. 15. Он пояснил, что совершил преступление из-за неправильного понятиязакона.
Упражнение 8.Исправьте предложения, в которых допущено смешение
слов, относящихся к одной понятийной области, в результате неверной
актуализации дифференцирующего компонента значения.
1. Унеси грязную тарелку в стирку. 2. Пробуйте огурцы! Вкусные, как будто свежие! Даже не слышно, что соленые! 3. Захотелось мне есть, захожу в холодильник, а там – пусто! 4. Я тут себе духи купила с арбузным вкусом. 5.
А потом мы все хором отправились на прогулку. 6. Ты сегодня устрашающе красива. 7. Срочно приходи ко мне сегодня вечером. 8. Результат использования крема – разглаженные черты лица. 9. У меня вчера друг вдребезги напился – в милицию попал. 10. Ты как хочешь, а мне эти духи не

нравятся, и запах этот я, кажется, уже сто раз слышала. 11. Твоя квартира в лепестках роз! Это же страшно романтично! 12. Спасибо, ты ужасно добра.
13. Большинство из них (о мужчинах-«искателях приключений») глубоко женаты, но лишнего адреналина хочется. 14. Испеките 3 – 4 коржа, смажьте их сметанным кремом или вареньем. Морковь совсем неузнаваема в тесте!
15. А вы полюбопытствуйте и загляните в любую медицинскую брошюру об аллергии и там, наверняка, найдете имя Гиппократа, а вслед за ним иконостас известнейших имѐн.
Упражнение 9.Проанализируйте примеры и ответьте на вопрос, из какой
лексической парадигмы осуществлѐн неточный выбор варианта.
Предложите вариант правки.
1.
Рано взошедшее светило разбудило меня задолго до приезда отца. 2.
Спасаясь от мошек, корова била себя по спине хвостом и жалобно рычала. 3.
В опере «Кармен» заглавнуюпартию исполняет Владимир Атлантов. 4.
Между мужчиной и женщиной не может быть дружбы. Ими руководит физика. 5. Нет, я уже сытная, даже и не пытайтесь мне пирожки предлагать, а то еще не откажусь. 6. Дай полотенце. Его все равно мыть надо. 7. Ты плохо апеллируешь понятиями. 8. Для решения этого вопроса были приняты эффектные меры. 9. Молодой человек сел и совершил преждевременный угон автомобиля. 10. Чтобы увеличить прибыль, необходимо сменить вид производительности. 11. Данка у вас дурная: молодая еще! Но если еѐ натренировать, то отличная борцовская собака получится! 12. Я быстро сбежал по лестнице с первого на пятый этаж! 13. А ты оказывается полнейший невежа, а ещѐ знанием техники хвастаешься. 14. Не надо мне ваши четыреста граммов, я только экономные упаковки беру. 15. Вся проблема состоит в том, что Максим не привык работать и любит вести праздничный образ жизни.

1   2   3   4   5   6   7