Файл: Н. Смирнов, Ю. М. Чинючин, С. П.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 218

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- 43 -

научно-методического обеспечения и совершенствования норма- тивно технической документации.
Дадим краткую характеристику некоторых, не рассматриваемых в гла- ве 2 компонентов сохранения летной годности ВС.
Программа ТОиР представляет собой единый документ, который опре- деляет эффективность системы сохранения летной годности в соответствии с принятыми методами и режимами технической эксплуатации ВС, характери- зующими его фактические эксплуатационно-технические характеристики во взаимосвязи с документацией, средствами и исполнителями, и устанавливает порядок обеспечения и корректировки указанных характеристик с начала эксплуатации и до списания ВС.
Программа ТОиР является основой для разработки эксплуатационной и ремонтной документации и должна обеспечивать формирование и внедрение на эксплуатационных и ремонтных предприятиях и, в частности, системы со- хранения летной годности.
Ответственным исполнителем программы ТОиР является головной разработчик ВС. Программу ТОиР составляют на ВС в целом. Разработчики покупных изделий (комплексов, двигателей, систем и отдельных изделий), устанавливаемых на ВС, представляют головному разработчику ВС согласо- ванные с ним программы сохранения летной годности изделий для использо- вания при составлении программы ТОиР. Требования к содержанию про- грамм ТОиР изделий, необходимые для обеспечения их технической экс- плуатации, устанавливает головной разработчик ВС на основании требова- ний технического задания на ВС.
Разработка и корректировка программы ТОиР на различных этапах создания и эксплуатации ВС представляется следующим образом:

аванпроект (техническое предложение) - план-проспект программы;

эскизный проект (макет) - проект программы;

заводские испытания - проект программы, скорректированный по результатам заводских испытаний ВС;

сертификационные (государственные) испытания – программа, скорректированная по результатам сертификационных испытаний ВС;

эксплуатационные испытания – программа, утвержденная в уста- новленном порядке;

период эксплуатации - корректировка программы.
Решение задач формирования современной программы ТОиР связано с переходом от статических (жестких) к динамическим (гибким) формам управления процессами ТОиР ВС. Возрастает роль текущей информации об изменении условий эксплуатации и техническом состоянии парка ВС авиа- предприятия в системе управления технологическими процессами.
Формирование гибкой программы ТОиР базируется на методах сис- темного анализа и представляет собой многоуровневый процесс принятия решений по выбору стратегий и режимов ТОиР для парка ВС авиапредприя- тия, конкретного ВС, планера, авиадвигателя, функциональной системы.


- 44 -
Особую актуальность эта проблема приобретает для нового поколения
ВС, спроектированных по принципам (критериям) безопасной повреждаемо- сти и допустимого повреждения и обладающих повышенной эксплуатацион- ной живучестью. Для таких конструкций расширяются возможности внедре- ния стратегий ТОиР по состоянию без капитального ремонта планера.
Диагностирование и неразрушающий контроль. Основной задачей ди- агностирования и неразрушающего контроля в части сохранения летной год- ности ВС является предупреждение и профилактика отказов и неисправно- стей, влияющих на безопасность полета.
Первичным условием эффективности диагностирования неразрушаю- щего контроля является контролепригодность ВС, которая должна быть обя- зательно обеспечена промышленностью на этапе проектирования ВС или пу- тем проведения необходимых доработок на эксплуатирующейся авиатехнике.
Приоритетными, требующими дальнейшего совершенствования диаг- ностическими работами в отношении авиационных двигателей, следует счи- тать:

вибродиагностику (в том числе виброакустический контроль под- шипниковых узлов авиадвигателей);

диагностику по параметрам рабочих процессов;

трибодиагностику (анализ примесей в работавших маслах);

оптико-визуальную диагностику проточной части.
Приоритетными, требующими дальнейшего развития диагностически- ми работами в отношении планера и функциональных систем ВС, следует считать:

обнаружение и оценку степени опасности всех видов коррозии пла- нера методами неразрушающего контроля и инструментальной диагностики;

обнаружение и оценку степени опасности трещин (в том числе скрытых), отслоений обшивки, нарушений неразъемных соединений метода- ми неразрушающего контроля и инструментальной диагностики;

обнаружение отказавших (неисправных) агрегатов (элементов) в многокомпонентных функциональных системах ВС с помощью алгоритмов- тестов;

регистрацию внутренней негерметичности высоконапорных гидро- газовых систем ВС методами инструментальной диагностики.
Доработки конструкции. Проведение доработок авиационной техники означает внесение санкционированных изменений в конструкцию ВС, его устройств и систем, а также соответствующих изменений в правила, нормы и режимы эксплуатации, технического обслуживания и ремонта авиатехники.
При этом доработки направлены на поддержание эксплуатационно- технических характеристик ВС, повышение надежности путем устранения конструктивных и производственных недостатков изделий.
Существующая система доработок отечественной AT характеризуется рядом серьезных организационно-технических и технико-экономических не- достатков:


- 45 -

непрекращающийся поток доработок конструкции и систем ВС на протяжении всего периода эксплуатации, свидетельствующий о недостаточ- ном качестве их конструктивной отработки;

выполнение ряда доработок требует значительных затрат труда и времени, что существенно влияет на эффективность эксплуатации ВС в авиа- предприятиях;

разработчик слабо реагирует на претензии эксплуатанта по недос- таткам конструкции ВС;

значительная часть доработок AT технически или экономически неоправданна, что свидетельствует об отсутствии механизмов предваритель- ной оценки эффективности разрабатываемых бюллетеней.
Основными направлениями совершенствования системы доработок AT являются:

разработка постоянно действующего механизма взаимодействия разработчика - изготовителя и эксплуатанта, обеспечивающего оперативное проведение работ по совершенствованию конструкции ВС и эксплуатацион- но-ремонтной документации, направленных на сохранение летной годности
ВС;

разработка бюллетеней по доработкам должна сопровождаться предварительным тщательным обоснованием, отработкой технологии их проведения и оценкой эффективности;

выполнение в процессе эксплуатации доработок AT, связанных с конструктивными или производственными недостатками, не должно затраги- вать интересы эксплуатанта, а в необходимых случаях должны быть преду- смотрены гарантированные компенсационные меры, определяемые догово- рами на выполнение работ по бюллетеням.
Подготовка и переподготовка авиационного персонала. В гражданской авиации за многие годы сложилась положительно зарекомендовавшая себя достаточно стройная система подготовки, аттестации (сертификации) и до- пуска авиационного персонала к обслуживанию авиационной техники, обес- печивающая сохранение летной годности ВС и безопасности полетов, не ус- тупающая зарубежным аналогам.
С 1994г. в гражданской авиации введена система специальной подго- товки и аттестации руководителей и авиаспециалистов по ТОиР авиатехники.
В целях дальнейшего совершенствования системы допуска авиацион- ного персонала к обслуживанию ВС в гражданской авиации с учетом стан- дартов и рекомендаций ИКАО установлен новый порядок оформления и вы- дачи свидетельств инженерно-технического персонала. Свидетельство явля- ется документом, подтверждающим компетентность его владельца в области технического обслуживания ВС. Виды работ по ТОиР или ТО их систем, ко- торые разрешено самостоятельно выполнять владельцу свидетельства, ука- зываются в прилагаемых к свидетельству сертификатах, являющихся состав- ной частью свидетельства.


- 46 -
Главной задачей рассматриваемой проблемы является определение со- става мероприятий, подлежащих реализации на различных стадиях жизнен- ного цикла ВС. Учитывая то обстоятельство, что проблемой сохранения лет- ной годности ВС заняты коллективы многих организаций и предприятий, для ее успешного решения необходим системный подход.
Он должен учитывать особенности действующей практики решения за- дач сохранения летной годности ВС, нормативной базы в области техниче- ской эксплуатации, содержание основных факторов, определяющих пробле- му сохранения летной годности.
Решаемые каждым из участников задачи должны быть взаимоувязаны между собой по замыслу и срокам с обеспечением руководство и координа- ции единым полномочным Органом.
1   2   3   4   5   6   7

3.2. Нормативно-техническаяиорганизационнаядокументацияпо сохранениюлетнойгодностиВС
В числе важнейших компонентов системы сохранения летной годности
ВС является нормативно-техническая и организационная документация.
Каждое предприятие, выполняющее ТОиР конкретного типа ВС, долж- но иметь необходимую эксплуатационную документации, устанавливающую нормативные, технические и организационные правила ТОиР данного типа
ВС, которые гарантируют, что:

техническое обслуживание, ремонт и доработки ВС производятся по действующей документации в установленные сроки и в установленном порядке;

технический персонал надлежащим образом подготовлен, а исполь- зование, учет и хранение эксплуатационной документации производится в установленном порядке;

каждое ВС имеет летную годность и соответствующим образом оформленную документацию, подтверждающую сохранение летной годности
ВС при дальнейшей эксплуатации на уровне установленных требований и норм.
Нормативная документация устанавливает требования к техническому состоянию ВС и его частей и (или) условиям технической и летной эксплуа- тации ВС. Сюда входят: документы ИКАО, Воздушный Кодекс РФ, Техниче- ские регламенты, Постановления правительства РФ по ГА, Федеральные авиационные правила, Сертификат типа ВС, технические условия на постав- ку, Нормы летной годности и др. документы.
Техническая документация устанавливает правила выполнения работ при техническом обслуживании (ремонте) ВС и его частей. Сюда входят: ти- повая документация на данный тип ВС, пономерная документация на каждый экземпляр ВС, бюллетени, директивы летной годности и другие документы.
Организационная документация устанавливает порядок планирования, учета и отчетности выполнения работ при техническом обслуживании ВС и его частей. Сюда входят ведомости, акты, карты, справки, перечни, задания,

- 47 - заказы и др. документы, используемые в производственной деятельности
Эксплуатантов.
Нормативная документация по проблеме сохранения летной годности
ВС является общей для всех Эксплуатантов и Организаций по ТоиР ВС всех типов.
Типовая документация применяется только для конкретного типа ВС.
Она разрабатывается Производителем в соответствии с требованиями ГОСТ
18675-79.
В состав обязательной типовой документации, поставляемой Произво- дителем каждому Эксплуатанту данного типа ВС, входят:

Руководство по летной эксплуатации;

Руководство по технической эксплуатации;

Регламент технического обслуживания;

Инструкции по расчету дальности и продолжительности полета;

Альбом электросхем;

Инструкции по загрузке и центровке;

Ведомости ЗИП (эксплуатационные);

Нормы расхода запчастей и материалов;

Альбом основных документов и ремонтных допусков;

Каталог деталей и сборочных единиц;

Руководство по ремонту двигателей и комплектующих изделий;

Ведомости ЗИП (ремонтные).
В соответствии с требованиями ГОСТ 28056 Эксплуатанту должна также поставляться Программа ТОиР ВС.
Пономерная документация, действительная только для данного экзем- пляра ВС, включает: формуляры на ВС, двигатели, вспомогательные двига- тели, а также паспорта и этикетки на комплектующие изделия.
Формуляры на ВС, двигатели, вспомогательные двигатели разрабаты- ваются Поставщиками в соответствии с ГОСТ 27692-88, а паспорта и этикет- ки на комплектующие изделия разрабатываются в соответствии с ГОСТ
27693-88.
Правила ведения формуляров, паспортов и этикеток определяются упомянутыми ГОСТами и Наставлением по технической эксплуатации и ре- монту авиационной техники (НТЭРАТ).
В состав пономерной документации входит также Судовая документа- ция не экземпляр ВС и документация авиапредприятия для конкретного эк- земпляра ВС, разрабатываемая, в частности, при индивидуальном продлении его ресурсов (сроков службы) и при сертификации.
В соответствии с требованиями Воздушного Кодекса РФ (ст. 67) каж- дое гражданское ВС должно иметь на борту следующую документацию:
1) судовые документы:

свидетельство о государственной регистрации;

сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия);

сертификат летной годности ВС;