ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 272
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.2. СохранениецелостностиконструкцииВСпо условиямпрочности
В Приложении 8 ИКАО «Летная годность ВС» сказано, что государст- во разработчика ВС обеспечивает наличие программы сохранения целостно- сти его конструкции для обеспечения летной годности.
Инициатором разработки программы сохранения целостности конст- рукции выступает организация, ответственная за типовую конструкцию ВС.
Разработка программы проводится совместно с представителями эксплуатан- тов и полномочных органов в области летной годности. При этом полномоч- ный орган определяет, в каком объеме содержание программы является обя- зательным для исполнения.
Признано, что к моменту начала эксплуатации ВС каждый эксплуатант должен иметь программу ТОиР. Кроме того, организация, ответственная за типовую конструкцию, обязана постоянно оценивать целостность своих ти- повых конструкций в течение всего срока их эксплуатации, принимая во внимание исходные предположения и требования к конструкции, развитие технологий и поведение конкретной конструкции в эксплуатации. По резуль- татам такой оценки организация, ответственная за типовую конструкцию, и эксплуатанты обязаны совместно разрабатывать и выпускать информацию, дополняющую действующие программы ТОиР эксплуатантов с целью обна- ружения повреждения конструкции до того, как оно станет серьезной про- блемой для всего парка. Такая информация о проверках и осмотрах основы- вается на материалах анализа, подкрепленных данными испытаний и опытом эксплуатации, и подлежит включению в программу сохранения целостности конструкции.
Используемые при проведении постоянной оценки целостности конст- рукции и разработке программы сохранения целостности конструкции мето- ды, принципы и данные представляются сертифицирующему полномочному
- 25 - органу для рассмотрения. Особый акцент делается на том, что проверки, мо- дификации и замены элементов, описанные в указанной программе, являются дополнительными к исходной программе ТОиР.
Каждый эксплуатант должен пересматривать свою программу ТОиР для включения, при необходимости, содержащихся в программе сохранения целостности конструкции данных.
Эксплуатант своевременно извещает организацию, ответственную за конструкцию типа ВС, об использовании ВС, выявленных в эксплуатации недостатках конструкции и результатах первичного их анализа, если таковые имеются.
Указанные данные должны включать описание и указание места по- вреждения, обозначение конкретного ВС, соответствующие данные о выпол- ненных на нем модификациях и истории его эксплуатации, наработку с нача- ла эксплуатации, наработку после последнего планового вида ТО или ремон- та, способ обнаружения недостатка и его возможную причину.
Первоочередной задачей является определение составных частей кон- струкции и элементов, воспринимающих основную часть нагрузок в полете и на земле, нагрузок от избыточного давления или управляющих воздействий, и отказы которых могут повлиять на целостность конструкции, необходимую для обеспечения безопасность полетов и, следовательно, характеристики жи- вучести или безопасного ресурса, которые необходимо определить или под- твердить.
Эти подтверждающие данные должны содержать надлежащую оценку эксплуатационных спектров нагружений, распределения нагрузок по конст- рукции и свойств материалов. При установлении сроков начала проверок и осмотров, их периодичности и, при необходимости, обязательных сроков списания должны быть предусмотрены определенные допуски на разброс в оценках сроков начала образования трещин в течение срока эксплуатации конструкции и скорости распространения трещин. В других случаях срок на- чала проверок и осмотров может быть основан исключительно на статисти- ческой оценке опыта эксплуатации парка ВС.
Некоторые организации, ответственные за типовую конструкцию, рас- сматривают в качестве эффективного метода оценки состояния конструкции более старых ВС проведение их выборочных проверок и осмотров, вклю- чающих активное использование неразрушающих методов контроля и про- верку отдельных ВС с частичной или полной разборкой их конструкции.
Программы сохранения целостности конструкции ВС время от времени сверяются с текущим опытом эксплуатации. Любой возникший непредви- денный дефект анализируется в рамках непрерывной оценки целостности конструкции с тем, чтобы определить необходимость пересмотра программы.
Эксплуатационные бюллетени в отношении конструкции планера должны содержать указания относительно их влияния на рассматриваемую програм- му.
При оценке целостности конструкции конкретного типа ВС учитывает- ся прежде всего информация, которая должна храниться в организации, от-
- 26 - ветственной за типовую конструкцию в форме, удобной для повторного об- ращения и справок:
•
текущие эксплуатационные статистические данные по парку в час- ти налета в часах или числе полетов;
•
типовой полет или полеты, принятые при проведении оценки;
•
условия нагружения конструкции в отдельных выбранных полетах;
•
подтверждающие результаты испытаний и соответствующий опыт эксплуатации.
Кроме того, для оценки целостности конструкции каждой критической составной части или элемента конструкции ВС необходимо иметь следую- щие данные:
•
основания для оценки характеристик живучести или безопасного ресурса данной составной части или элемента;
•
место или места данной составной части или элемента, где повреж- дение может привести к нарушению целостности конструкции;
•
рекомендуемые для рассматриваемой зоны методы контроля и об- наруживаемый размер повреждения;
•
для допускающих повреждение конструкций - максимальный раз- мер повреждения, при котором может быть показана требуемая остаточная прочность и критический для нее расчетный случай нагружения;
•
для допускающих повреждение конструкций по каждому месту по- вреждения - срок начала контроля и период развития повреждения от обна- руживаемого до критического его размера, включая любые возможные слу- чаи взаимовлияния с другими местами повреждений; и
•
информацию о любых признанных необходимыми изменениях ра- нее установленного безопасного ресурса составных частей и элементов.
ПрограммасохраненияцелостностиконструкцииВС в соответствии с рекомендациями ИКАО, содержащимися в «Руководстве по летной годно- сти» [5] должна как минимум включать:
•
дополнительные проверки и осмотры;
•
меры предупреждения и контроля уровня коррозии;
•
модификации конструкции планера и связанные с ними проверки и осмотры; и
•
оценку ремонтов.
Программадополнительныхпроверокиосмотров должна содержать рекомендации относительно технологий контроля и замены или модифика- ции составных частей или элементов, необходимых для поддержания безо- пасной эксплуатации рассматриваемого ВС. Эта программа основывается на следующих сведениях: а) описание данной составной части или элемента и прилегающей кон- струкции (способ обеспечения доступа также должен быть приведен); б) вид рассматриваемого повреждения (например, усталость, износ, коррозия, случайное повреждение);
- 27 - в) любой опыт эксплуатации и эксплуатационные бюллетени, относя- щиеся к рассматриваемому вопросу; г) вероятное место (места) повреждения; д) рекомендуемые метод и технология контроля и альтернативы им; е) минимальный размер повреждения, считающийся обнаруживаемым при данном методе(дах) контроля; ж) указания эксплуатанту относительно того, какие результаты прове- рок и осмотров должны доводиться до организации, ответственной за типо- вую конструкцию; з) рекомендуемый срок начала проведения контроля; и) рекомендуемая периодичность повторного контроля; к) ссылка на любую не обязательную модификацию или замену состав- ной части или элемента, выполнение которых исключит необходимость про- ведения осмотра; л) ссылка на обязательную модификацию или замену составной части или элемента в установленный срок, если обеспечение безопасности разру- шения путем проверок и осмотров практически нецелесообразно; м) информация о любых признанных необходимыми изменениях ранее установленного безопасного ресурса.
Программапредупрежденияиконтроляуровнякоррозии должна со- держать рекомендации по определению уровней коррозии, способам контро- ля, восстановления защитных покрытий, а также регистрации и отчетности по результатам контроля.
Следует отметить, что в отношении коррозии пока не разработаны ана- литические расчетные методы установления сроков начала и периодичности выполнения проверок, поэтому необходимо руководствоваться результатами анализа общемирового опыта эксплуатации.
В Руководстве по летной годности ВС [5] указан простой и надежный способ определения уровня (степени) коррозии, например:
Уровень 1. Коррозионное повреждение, возникающее в период между последовательными проверками, которое:
•
имеет местный характер и может быть устранено в рамках ограни- чений, предусмотренных руководством по ремонту конструкции;
•
может быть связано с событием, не типичным для практики исполь- зования эксплуатантом других ВС того же парка (например, пролив ртути), или
•
было зачищено несколько раз и по результатам последней проверки теперь выходит за допустимые ограничения, требуя ремонта или частичной замены основного силового элемента конструкции.
Уровень 2. Коррозионное повреждение, возникающее в период между последовательными проверками, которое требует работ по его устранению, выходящих за рамки ограничений, предусмотренных руководством по ре- монту конструкции; либо требует ремонта или частичной замены основного силового элемента конструкции, но непосредственно не угрожает летной годности,
- 28 -
Уровень 3. Коррозионное повреждение, представляющее непосредст- венную угрозу летной годности и требующее принятия срочных мер.
При обнаружении коррозии уровня 3 следует рассмотреть действия, которые необходимо предпринять в отношении других ВС эксплуатанта дан- ного парка. Государство регистрации должно обеспечить срочную передачу государству разработчика подробных сведений об очагах коррозии и пред- ложенных действиях.
В программе для каждого критического места конструкции ВС огова- риваются:
•
конкретные действия, предпринимаемые в случае обнаружения оча- гов коррозии разного уровня;
•
обстоятельства, требующие применение методов контроля, отлич- ных от визуальных;
•
требования в отношении доступности к критическим местам конст- рукции для их контроля;
•
технологические процессы восстановления защитного покрытия;
•
процедуры регистрации и отчетности.
Регистрация результатов осмотров особенно важна в случае борьбы с коррозией, поскольку она позволяет при последующих осмотрах оценивать действенность противокоррозионных мероприятий. В некоторых случаях может оказаться целесообразным включить программу управления коррози- ей непосредственно в программу проверок и осмотров данного ВС, напри- мер, в форме ведения для каждого экземпляра ВС «Паспорта коррозионного состояния».
Впрограммепомодификациямконструкции и связанных с ними про- верками и осмотрами содержится подробная информация о модификациях или заменах изделий и сроках их выполнения, которые снизят или исключат необходимость проведения повторных проверок и осмотров, направленных на сохранение целостности конструкции.
В зонах, труднодоступных для осмотров, занимающих большую пло- щадь или часто контролируемых, выполнение модификации или замены из- делий с большой долей вероятности будет признано обязательным. Одним из способов борьбы с коррозией является использование водовытесняющих жидкостей - ингибиторов коррозии.
Включение ингибитора коррозии способствует образованию на по- верхности металла пассивной пленки, что является основной мерой для пре- дупреждения коррозии.
Программаоценкиремонтов авиационных изделий содержит предло- жения по оценке уже выполненных ремонтов на эксплуатируемых ВС.
Оценка ремонтов в отношении сохранения целостности конструкции является сложной задачей, требующей участия как эксплуатанта, так и орга- низаций, ответственных за типовую конструкцию.
- 29 -
Программа должна содержать указания в отношении документирова- ния всех выполненных ремонтов изделий в три этапа, которые, как правило, предусматривают [5]:
Этап 1. Определение изделий, для которых оценка ремонтов не требу- ется. К ним относятся изделия, не относящиеся к основной силовой конст- рукции
Этап 2. Разделение выполненных ремонтов изделий силовой конструк- ции на 3 категории:
Категория А. Выполненный ремонт отвечает сертификационным тре- бованиям к конструкции ВС и не требует специального контроля в дополне- ние к обычным работам по ТОиР.
Категория Б. Выполненный ремонт отвечает сертификационным требо- ваниям к конструкции ВС, однако для сохранения целостности конструкции необходим периодический специальный контроль в дополнение к обычным работам по ТОиР.
Категория В. Выполненный ремонт отвечает сертификационным тре- бованиям к конструкции ВС, но для сохранения целостности конструкции необходим периодический специальный контроль в дополнение к обычным работам по ТОиР, а по истечении определенного времени требуется замена изделия.
Этап 3. Разработка указаний эксплуатантам по установлению ограни- чений в отношении периодичности проверок и осмотров и сроков замены из- делия.
Следует заметить, что и разработка программы оценки ремонтов и ее реализация в полном объеме является сложной задачей для эксплуатантов и организаций, ответственных за типовую конструкцию ВС. Поэтому эти орга- низации с помощью эксплуатантов и полномочных органов работают над созданием приемлемой для практики методологии, которая позволит экс- плуатантам оценивать выполненные ремонты без проведения сложного ана- лиза.
2.3. УстановлениеипродлениересурсовисроковслужбыВС
К числу факторов, оказывающих существенное влияние на сохранение летной годности ВС, относится принятый порядок установления и продления для них ресурсов и сроков службы всех видов: назначенных, до первого ре- монта и межремонтных.
В начале 90-х годов была разработана «Программа научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ по увеличению назна- ченных: до 1-го ремонта и межремонтных ресурсов воздушных судов, двига- телей и комплектующих изделий, совершенствованию регламентов, методов технического обслуживания, связанных с обеспечением отработки продлен- ных ресурсов».
Практическая реализация названной программы, основные принципы и условия ее осуществления в авиапредприятиях позднее были определены
- 30 -
«Временным Положением об организации и проведении работ по установле- нию ресурсов и сроков службы гражданской авиационной техники», введен- ным приказом Директора ФАС России от 19.02.1998 г. № 47. Это Положение является основополагающим руководящим документом для эксплуатантов
ВС при организации и проведении работ по продлению ресурсов и сроков службы ВС своего парка
По вопросам установления (продления) ресурсов и (или) сроков служ- бы ВС настоящее Положение определяет:
•
типовую последовательность проведения основных работ;
•
перечень доказательной документации;
•
взаимодействие и обязанности Федеральных органов воздушного транспорта и промышленности, разработчиков и изготовителей ВС, эксплуа- тантов ВС, организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиаци- онной техники, научно-исследовательских институтов гражданской авиации.
Положение обязательно для исполнения всеми участниками работ по установлению (продлению) ресурсов и (или) сроков службы авиационной техники. Оно регламентирует следующую последовательность основных ра- бот:
•
подготовка директивного документа (решения) о порядке установ- ления ресурса, срока службы и условий их отработки;
•
утверждение Федеральным органом воздушного транспорта согла- сованного с органом управления авиационной промышленности директивно- го документа (решения) о порядке установления ресурса, срока службы и ус- ловиях их отработки;
•
подготовка доказательной документации, обосновывающей изме- нение (увеличение) ресурса и (или) срока службы;
•
подготовка решения по установлению для парка, группы и отдель- ных изделий (ВС в частности) ресурса и (или) срока службы и об условиях их отработки;
•
утверждение Федеральным органом воздушного транспорта согла- сованного с органом управления авиационной промышленности решения по установлению для парка, группы и отдельных изделий ресурса и (или) срока службы и об условиях их отработки;
•
разработка и ввод в действие в установленном порядке необходи- мой эксплуатационной документации (бюллетеней).
Положение предусматривает возможность индивидуальногоустановле-
ния (продления) ресурса и (или) срока службы ВС. Индивидуальному уста- новлению (продлению) ресурса и (или) срока службы ВС должно предшест- вовать выполнение процедур разработки и утверждения решения по установ- лению ресурса и срока службы для парка ВС соответствующего типа.
При индивидуальном установлении (продлении) ресурса и (или) срока службы ВС на основе периодического анализа опыта эксплуатации парка не- обходимы [15]:
В Приложении 8 ИКАО «Летная годность ВС» сказано, что государст- во разработчика ВС обеспечивает наличие программы сохранения целостно- сти его конструкции для обеспечения летной годности.
Инициатором разработки программы сохранения целостности конст- рукции выступает организация, ответственная за типовую конструкцию ВС.
Разработка программы проводится совместно с представителями эксплуатан- тов и полномочных органов в области летной годности. При этом полномоч- ный орган определяет, в каком объеме содержание программы является обя- зательным для исполнения.
Признано, что к моменту начала эксплуатации ВС каждый эксплуатант должен иметь программу ТОиР. Кроме того, организация, ответственная за типовую конструкцию, обязана постоянно оценивать целостность своих ти- повых конструкций в течение всего срока их эксплуатации, принимая во внимание исходные предположения и требования к конструкции, развитие технологий и поведение конкретной конструкции в эксплуатации. По резуль- татам такой оценки организация, ответственная за типовую конструкцию, и эксплуатанты обязаны совместно разрабатывать и выпускать информацию, дополняющую действующие программы ТОиР эксплуатантов с целью обна- ружения повреждения конструкции до того, как оно станет серьезной про- блемой для всего парка. Такая информация о проверках и осмотрах основы- вается на материалах анализа, подкрепленных данными испытаний и опытом эксплуатации, и подлежит включению в программу сохранения целостности конструкции.
Используемые при проведении постоянной оценки целостности конст- рукции и разработке программы сохранения целостности конструкции мето- ды, принципы и данные представляются сертифицирующему полномочному
- 25 - органу для рассмотрения. Особый акцент делается на том, что проверки, мо- дификации и замены элементов, описанные в указанной программе, являются дополнительными к исходной программе ТОиР.
Каждый эксплуатант должен пересматривать свою программу ТОиР для включения, при необходимости, содержащихся в программе сохранения целостности конструкции данных.
Эксплуатант своевременно извещает организацию, ответственную за конструкцию типа ВС, об использовании ВС, выявленных в эксплуатации недостатках конструкции и результатах первичного их анализа, если таковые имеются.
Указанные данные должны включать описание и указание места по- вреждения, обозначение конкретного ВС, соответствующие данные о выпол- ненных на нем модификациях и истории его эксплуатации, наработку с нача- ла эксплуатации, наработку после последнего планового вида ТО или ремон- та, способ обнаружения недостатка и его возможную причину.
Первоочередной задачей является определение составных частей кон- струкции и элементов, воспринимающих основную часть нагрузок в полете и на земле, нагрузок от избыточного давления или управляющих воздействий, и отказы которых могут повлиять на целостность конструкции, необходимую для обеспечения безопасность полетов и, следовательно, характеристики жи- вучести или безопасного ресурса, которые необходимо определить или под- твердить.
Эти подтверждающие данные должны содержать надлежащую оценку эксплуатационных спектров нагружений, распределения нагрузок по конст- рукции и свойств материалов. При установлении сроков начала проверок и осмотров, их периодичности и, при необходимости, обязательных сроков списания должны быть предусмотрены определенные допуски на разброс в оценках сроков начала образования трещин в течение срока эксплуатации конструкции и скорости распространения трещин. В других случаях срок на- чала проверок и осмотров может быть основан исключительно на статисти- ческой оценке опыта эксплуатации парка ВС.
Некоторые организации, ответственные за типовую конструкцию, рас- сматривают в качестве эффективного метода оценки состояния конструкции более старых ВС проведение их выборочных проверок и осмотров, вклю- чающих активное использование неразрушающих методов контроля и про- верку отдельных ВС с частичной или полной разборкой их конструкции.
Программы сохранения целостности конструкции ВС время от времени сверяются с текущим опытом эксплуатации. Любой возникший непредви- денный дефект анализируется в рамках непрерывной оценки целостности конструкции с тем, чтобы определить необходимость пересмотра программы.
Эксплуатационные бюллетени в отношении конструкции планера должны содержать указания относительно их влияния на рассматриваемую програм- му.
При оценке целостности конструкции конкретного типа ВС учитывает- ся прежде всего информация, которая должна храниться в организации, от-
- 26 - ветственной за типовую конструкцию в форме, удобной для повторного об- ращения и справок:
•
текущие эксплуатационные статистические данные по парку в час- ти налета в часах или числе полетов;
•
типовой полет или полеты, принятые при проведении оценки;
•
условия нагружения конструкции в отдельных выбранных полетах;
•
подтверждающие результаты испытаний и соответствующий опыт эксплуатации.
Кроме того, для оценки целостности конструкции каждой критической составной части или элемента конструкции ВС необходимо иметь следую- щие данные:
•
основания для оценки характеристик живучести или безопасного ресурса данной составной части или элемента;
•
место или места данной составной части или элемента, где повреж- дение может привести к нарушению целостности конструкции;
•
рекомендуемые для рассматриваемой зоны методы контроля и об- наруживаемый размер повреждения;
•
для допускающих повреждение конструкций - максимальный раз- мер повреждения, при котором может быть показана требуемая остаточная прочность и критический для нее расчетный случай нагружения;
•
для допускающих повреждение конструкций по каждому месту по- вреждения - срок начала контроля и период развития повреждения от обна- руживаемого до критического его размера, включая любые возможные слу- чаи взаимовлияния с другими местами повреждений; и
•
информацию о любых признанных необходимыми изменениях ра- нее установленного безопасного ресурса составных частей и элементов.
ПрограммасохраненияцелостностиконструкцииВС в соответствии с рекомендациями ИКАО, содержащимися в «Руководстве по летной годно- сти» [5] должна как минимум включать:
•
дополнительные проверки и осмотры;
•
меры предупреждения и контроля уровня коррозии;
•
модификации конструкции планера и связанные с ними проверки и осмотры; и
•
оценку ремонтов.
Программадополнительныхпроверокиосмотров должна содержать рекомендации относительно технологий контроля и замены или модифика- ции составных частей или элементов, необходимых для поддержания безо- пасной эксплуатации рассматриваемого ВС. Эта программа основывается на следующих сведениях: а) описание данной составной части или элемента и прилегающей кон- струкции (способ обеспечения доступа также должен быть приведен); б) вид рассматриваемого повреждения (например, усталость, износ, коррозия, случайное повреждение);
- 27 - в) любой опыт эксплуатации и эксплуатационные бюллетени, относя- щиеся к рассматриваемому вопросу; г) вероятное место (места) повреждения; д) рекомендуемые метод и технология контроля и альтернативы им; е) минимальный размер повреждения, считающийся обнаруживаемым при данном методе(дах) контроля; ж) указания эксплуатанту относительно того, какие результаты прове- рок и осмотров должны доводиться до организации, ответственной за типо- вую конструкцию; з) рекомендуемый срок начала проведения контроля; и) рекомендуемая периодичность повторного контроля; к) ссылка на любую не обязательную модификацию или замену состав- ной части или элемента, выполнение которых исключит необходимость про- ведения осмотра; л) ссылка на обязательную модификацию или замену составной части или элемента в установленный срок, если обеспечение безопасности разру- шения путем проверок и осмотров практически нецелесообразно; м) информация о любых признанных необходимыми изменениях ранее установленного безопасного ресурса.
Программапредупрежденияиконтроляуровнякоррозии должна со- держать рекомендации по определению уровней коррозии, способам контро- ля, восстановления защитных покрытий, а также регистрации и отчетности по результатам контроля.
Следует отметить, что в отношении коррозии пока не разработаны ана- литические расчетные методы установления сроков начала и периодичности выполнения проверок, поэтому необходимо руководствоваться результатами анализа общемирового опыта эксплуатации.
В Руководстве по летной годности ВС [5] указан простой и надежный способ определения уровня (степени) коррозии, например:
Уровень 1. Коррозионное повреждение, возникающее в период между последовательными проверками, которое:
•
имеет местный характер и может быть устранено в рамках ограни- чений, предусмотренных руководством по ремонту конструкции;
•
может быть связано с событием, не типичным для практики исполь- зования эксплуатантом других ВС того же парка (например, пролив ртути), или
•
было зачищено несколько раз и по результатам последней проверки теперь выходит за допустимые ограничения, требуя ремонта или частичной замены основного силового элемента конструкции.
Уровень 2. Коррозионное повреждение, возникающее в период между последовательными проверками, которое требует работ по его устранению, выходящих за рамки ограничений, предусмотренных руководством по ре- монту конструкции; либо требует ремонта или частичной замены основного силового элемента конструкции, но непосредственно не угрожает летной годности,
- 28 -
Уровень 3. Коррозионное повреждение, представляющее непосредст- венную угрозу летной годности и требующее принятия срочных мер.
При обнаружении коррозии уровня 3 следует рассмотреть действия, которые необходимо предпринять в отношении других ВС эксплуатанта дан- ного парка. Государство регистрации должно обеспечить срочную передачу государству разработчика подробных сведений об очагах коррозии и пред- ложенных действиях.
В программе для каждого критического места конструкции ВС огова- риваются:
•
конкретные действия, предпринимаемые в случае обнаружения оча- гов коррозии разного уровня;
•
обстоятельства, требующие применение методов контроля, отлич- ных от визуальных;
•
требования в отношении доступности к критическим местам конст- рукции для их контроля;
•
технологические процессы восстановления защитного покрытия;
•
процедуры регистрации и отчетности.
Регистрация результатов осмотров особенно важна в случае борьбы с коррозией, поскольку она позволяет при последующих осмотрах оценивать действенность противокоррозионных мероприятий. В некоторых случаях может оказаться целесообразным включить программу управления коррози- ей непосредственно в программу проверок и осмотров данного ВС, напри- мер, в форме ведения для каждого экземпляра ВС «Паспорта коррозионного состояния».
Впрограммепомодификациямконструкции и связанных с ними про- верками и осмотрами содержится подробная информация о модификациях или заменах изделий и сроках их выполнения, которые снизят или исключат необходимость проведения повторных проверок и осмотров, направленных на сохранение целостности конструкции.
В зонах, труднодоступных для осмотров, занимающих большую пло- щадь или часто контролируемых, выполнение модификации или замены из- делий с большой долей вероятности будет признано обязательным. Одним из способов борьбы с коррозией является использование водовытесняющих жидкостей - ингибиторов коррозии.
Включение ингибитора коррозии способствует образованию на по- верхности металла пассивной пленки, что является основной мерой для пре- дупреждения коррозии.
Программаоценкиремонтов авиационных изделий содержит предло- жения по оценке уже выполненных ремонтов на эксплуатируемых ВС.
Оценка ремонтов в отношении сохранения целостности конструкции является сложной задачей, требующей участия как эксплуатанта, так и орга- низаций, ответственных за типовую конструкцию.
- 29 -
Программа должна содержать указания в отношении документирова- ния всех выполненных ремонтов изделий в три этапа, которые, как правило, предусматривают [5]:
Этап 1. Определение изделий, для которых оценка ремонтов не требу- ется. К ним относятся изделия, не относящиеся к основной силовой конст- рукции
Этап 2. Разделение выполненных ремонтов изделий силовой конструк- ции на 3 категории:
Категория А. Выполненный ремонт отвечает сертификационным тре- бованиям к конструкции ВС и не требует специального контроля в дополне- ние к обычным работам по ТОиР.
Категория Б. Выполненный ремонт отвечает сертификационным требо- ваниям к конструкции ВС, однако для сохранения целостности конструкции необходим периодический специальный контроль в дополнение к обычным работам по ТОиР.
Категория В. Выполненный ремонт отвечает сертификационным тре- бованиям к конструкции ВС, но для сохранения целостности конструкции необходим периодический специальный контроль в дополнение к обычным работам по ТОиР, а по истечении определенного времени требуется замена изделия.
Этап 3. Разработка указаний эксплуатантам по установлению ограни- чений в отношении периодичности проверок и осмотров и сроков замены из- делия.
Следует заметить, что и разработка программы оценки ремонтов и ее реализация в полном объеме является сложной задачей для эксплуатантов и организаций, ответственных за типовую конструкцию ВС. Поэтому эти орга- низации с помощью эксплуатантов и полномочных органов работают над созданием приемлемой для практики методологии, которая позволит экс- плуатантам оценивать выполненные ремонты без проведения сложного ана- лиза.
2.3. УстановлениеипродлениересурсовисроковслужбыВС
К числу факторов, оказывающих существенное влияние на сохранение летной годности ВС, относится принятый порядок установления и продления для них ресурсов и сроков службы всех видов: назначенных, до первого ре- монта и межремонтных.
В начале 90-х годов была разработана «Программа научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ по увеличению назна- ченных: до 1-го ремонта и межремонтных ресурсов воздушных судов, двига- телей и комплектующих изделий, совершенствованию регламентов, методов технического обслуживания, связанных с обеспечением отработки продлен- ных ресурсов».
Практическая реализация названной программы, основные принципы и условия ее осуществления в авиапредприятиях позднее были определены
- 30 -
«Временным Положением об организации и проведении работ по установле- нию ресурсов и сроков службы гражданской авиационной техники», введен- ным приказом Директора ФАС России от 19.02.1998 г. № 47. Это Положение является основополагающим руководящим документом для эксплуатантов
ВС при организации и проведении работ по продлению ресурсов и сроков службы ВС своего парка
По вопросам установления (продления) ресурсов и (или) сроков служ- бы ВС настоящее Положение определяет:
•
типовую последовательность проведения основных работ;
•
перечень доказательной документации;
•
взаимодействие и обязанности Федеральных органов воздушного транспорта и промышленности, разработчиков и изготовителей ВС, эксплуа- тантов ВС, организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиаци- онной техники, научно-исследовательских институтов гражданской авиации.
Положение обязательно для исполнения всеми участниками работ по установлению (продлению) ресурсов и (или) сроков службы авиационной техники. Оно регламентирует следующую последовательность основных ра- бот:
•
подготовка директивного документа (решения) о порядке установ- ления ресурса, срока службы и условий их отработки;
•
утверждение Федеральным органом воздушного транспорта согла- сованного с органом управления авиационной промышленности директивно- го документа (решения) о порядке установления ресурса, срока службы и ус- ловиях их отработки;
•
подготовка доказательной документации, обосновывающей изме- нение (увеличение) ресурса и (или) срока службы;
•
подготовка решения по установлению для парка, группы и отдель- ных изделий (ВС в частности) ресурса и (или) срока службы и об условиях их отработки;
•
утверждение Федеральным органом воздушного транспорта согла- сованного с органом управления авиационной промышленности решения по установлению для парка, группы и отдельных изделий ресурса и (или) срока службы и об условиях их отработки;
•
разработка и ввод в действие в установленном порядке необходи- мой эксплуатационной документации (бюллетеней).
Положение предусматривает возможность индивидуальногоустановле-
ния (продления) ресурса и (или) срока службы ВС. Индивидуальному уста- новлению (продлению) ресурса и (или) срока службы ВС должно предшест- вовать выполнение процедур разработки и утверждения решения по установ- лению ресурса и срока службы для парка ВС соответствующего типа.
При индивидуальном установлении (продлении) ресурса и (или) срока службы ВС на основе периодического анализа опыта эксплуатации парка не- обходимы [15]: