Файл: психологопедагогические условия развития у старшеклассников субъектной активности в инновационной образовательной среде.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Высокие показатели свидетельствуют о том, что человек считает именно себя ответственным за построение межличностных отношений с окружающими.

Низкие указывают на то, что человек склонен приписывать более важное значение в этом процессе обстоятельствам, случаю или окружающим его людям.

Шкала в отношении здоровья и болезни.

Высокие показатели свидетельствуют о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий.

Человек с низкими показателями по этой шкале считает болезнь и здоровье результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.
Опросник «Диагностика субъектности» Е.Н. Волкова (модификация).

Субъектность одно из центральных психических образований личности, основу которого составляет отношение человека к себе как к деятелю. Субъектность, по мнению автора, составляет важнейшее условие осуществления специфически человеческого способа бытия. Отношение человека к себе как к деятелю как смыслообразующая характеристика субъектности структурируется на ряд компонентов: активность, сознательность, целеполагание, рефлексия, свобода выбора и ответственность за него, принятие собственной уникальности, а также признание права другого быть субъектом, т. е. проявлять все перечисленные свойства.

Структура субъектности, по мнению автора, включает четыре компонента:

− осознанность творческой активности, свобода выбора и ответственность за него, саморазвитие;

− способность к рефлексии;

− осознание и принятие уникальности собственной личности;

− понимание и принятие субъектных свойств другого человека.

Активность. Говоря об активности, мы имеем ввиду не просто репродуктивную активность, способность к реагированию присущую всему живому, а активность преобразующую, осознанную, целенаправленную. При этом акцент делается не на констатации активности как таковой, а на представлении человека о себе как активном, инициативном существе, творце собственной деятельности, жизни и судьбы.

Способность к рефлексии как факт осознания происходящего с самим собой входит в структуру субъектности педагога и проявляется в самообладании, самоконтроле в процессе деятельности. Субъектность психического начинается с различения человеком в себе некоторой внутренней инстанции, которая распоряжается всем потенциалом мышления, чувств, памяти и т. д. Способность к рефлексии выступает как средство самопознания. С точки зрения изучения субъектности то, что человек о себе знает, является предпосылкой, необходимым условием совершения изменения в себе и мире.


Свобода выбора и ответственность за него. Осознанная активность, обусловленная целеполаганием и самосознанием, осуществляется свободно.

Уникальность субъекта. Уникальность понимается как невоспроизводимость себя во времени и в пространстве и ощущение своего индивидуального предназначения в жизни. Уникальность проявляется в чувстве симпатии к себе, в отношении к себе как к уверенному, самостоятельному, надежному человеку, которому есть за что уважать себя. Она отражает ощущение ценности собственной личности для себя и, одновременно, предполагаемую ценность своего "Я" для других. Уникальны, неповторимы, единственны каждая семья, каждый класс, каждый учитель, каждая личность.

Понимание и принятие другого. Субъектность выявляется не только и не столько в познавательном и деятельностном отношении к миру, сколько в отношении к людям – это "идея взаимозависимости меня и другого, идея становления субъекта через отношение к нему другого, идея отношения к другому как факта становления его сущности" (Рубинштейн С.Л.).

Саморазвитие. Человек, осознавая возможность саморазвития и принимая это в качестве необходимого условия своей жизни, оказывается "открытым" для внешних воздействий. Поэтому основой характеристики является желание субъекта изменяться по отношению к наличному состоянию, и готовность воспринимать сигналы о своих изменениях извне. Важно понимание человеком того, развивается ли он сам или ему создаются условия для развития, воспитывают его и управляют им.

Инструкция: следует внимательно прочесть каждую характеристику и ответить «да» или «нет» на поставленные вопросы на отдельном листке. Если вы затрудняетесь с ответом, вы можете ответить «не знаю» или «иногда».

1. Мешает ли вам недостаток энергии, воли, целеустремленности?

2. Всегда ли то, что с вами случается — дело ваших собственных рук?

3. Ваши слова редко расходятся с делом?

4. Способны ли вы без труда найти общий язык с любым разумным и знающим человеком?

5. Считаете ли вы себя великодушным, терпимым к недостаткам других?

6. Пытаетесь ли вы что-то изменить в себе?

7. Верно ли, что самое разумное, что может сделать человек в своей жизни — это не противиться собственной судьбе?

8. Можете ли вы быть критичным к себе?

9. Можно ли сказать, что вы человек отзывчивый к призывам о помощи?

10. Вы легко поддаетесь влиянию других?



11. Когда с вами случается неприятность, говорите ли вы себе «и поделом тебе»?

12. Часто ли вы чувствуете, что мало влияете на то, что с вами происходит?

13. Можно ли сказать, что вы бескорыстный человек?

14. Имеет ли ваше мнение достаточный вес в глазах окружающих?

15. Вы человек независимый?

16. Можно ли сказать, что вы цените себя достаточно высоко?

17. В сложных ситуациях ждете ли вы, что все решится само собой?

18. Деликатный ли вы человек?

19. Думаете ли вы, что ваша личность намного интереснее и богаче, чем это может показаться на первый взгляд?

20. Верно ли, что многие ваши успехи были возможны только благодаря помощи других?

21. К вам относятся так, как вы того заслуживаете?

22. Когда вы строите планы, вы в общем уверены, что осуществите их?

23. Обладаете ли вы талантом руководителя?

24. Верно ли, что мнение других о вас совпадает с вашим собственным?

25. Можно ли назвать вас «заводилой», организатором?

26. Считаете ли вы, что если бы таких людей, как вы

было больше, то жизнь изменилась бы в лучшую сторону?

27. Ваша работа соответствует вашим внутренним требованиям?

28. Вы человек способный к сотрудничеству и взаимопомощи?

29. Считаете ли вы, что сами создали себя таким (ой), какой (ая) вы есть?

30. Верно ли, что люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим?

31. Бывает ли, что вы остро ненавидите себя?

32. Можно ли назвать вас инициативным человеком?

33. Часто ли осуществление ваших желаний зависит от везения?

34. Можно ли сказать, что в целом вы контролируете свою судьбу?

35. Верно ли, что глубина и богатство вашего внутреннего мира и определяет вашу ценность как личности?

36. Вы энергичный человек?

37. Считаете ли вы, что ваши достоинства вполне перевешивают ваши недостатки?

38. Стараетесь ли вы планировать дни, недели?

39. Думаете ли вы, что общение с вами доставляет людям искреннее удовольствие?

40. Вы общительный и уживчивый человек?

41. Верно ли, что способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя?

42. Вы человек ответственный?

43. Вам очень просто убедить себя не расстраиваться по пустякам?

44. Считаете ли вы, что каждый человек уникален?

45. Считаете ли вы, что бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы измениться?

46. Трудно ли вам начинать новое дело?

47. Верно ли, что ваше собственное «я» не представляется вам чем-то достойным большого внимания?


48. Считаете ли вы, что каждый должен жить по-своему?

49. Любите ли вы подвижные игры?

50. Уверены ли вы, что в жизни вы на своем месте?

51. Пытаетесь ли вы бороться с вредными привычками, присущими вам?

52. Ясно ли вы представляете себе, что ждет вас впереди?

53. Всегда ли вы предпочитаете принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей и судьбу?

54. Стремитесь ли вы повысить свой профессиональный/образовательный уровень?

55. Можете ли вы сказать: «Я — душа коллектива»?

56. Склонны ли вы прощать ошибки другим людям?

57. Вы добрый человек?

58. Можно ли рассчитывать на вас в серьезных делах?

59. Кажется ли вам иногда, что вы человек «не такой, как все»?

60. Склонны ли вы импровизировать?

61. Можно ли сказать, что вы хозяин своей судьбы?

Обработка результатов

За совпадение с ключом — 1 балл.

За ответ «иногда» — 0,5 балл

За ответ «не знаю» — 0 баллов.

Ключ




Да

Нет

Осознанная активность

1, 23, 26, 33, 37, 50, 53, 61

7, 13, 47

Способность к рефлексии

2, 12, 17, 22, 25, 32, 38, 44, 51, 58




Свобода выбора и ответственность за него

3, 8, 16, 24, 28, 35, 39, 43, 52, 59, 61




Осознание собственной уникальности

4, 11, 15, 20, 27, 36, 40, 56,60

48

Понимание и принятие других

5, 9, 14, 19, 29, 31, 41, 45, 49, 57




Саморазвитие

6, 30, 42, 54, 55

10, 13, 21, 34, 46


Обработка и интерпретация результатов (модификация).

  • Высокий уровень более 2/3 совпадений по ключу;

  • Средний уровень – 2/3 совпадений по ключу;

  • Низкий уровень – от 0 совпадений до1/3 совпадений по ключу.


Изучение социализированности личности учащегося (методика М. И. Рожкова)

Методика изучения социализированности личности (разработана М.И. Рожковым) позволяет определить степень социальной зрелости выпускников, их готовности к самостоятельной «взрослой» жизни.

Инструкция: Подготовьте бланк ответов, в котором против номера суждения ставится оценка. Прочитайте (прослушайте) 20 суждений и оцените степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:


4 – всегда;

3 – почти всегда;

2 – иногда;

1 – очень редко;

0 – никогда.

Бланк вопросов.

1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3. За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10.Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12. Мне нравится помогать другим.

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15.Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16. Переживаю неприятности других, как свои.

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Ключ

Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении оценок за 1,5,9,13,17 суждения и деления этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций с оценками за 2,6,10,14,18 суждения. Оценка социальной активности по оценкам за 3,7,11,15,19 суждения. Оценка нравственности по оценкам за 4,8,12,16,20 суждения. Общий уровень социализированности подсчитывается суммой вышеперечисленных коэффициентов и делением на четыре.

Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

Обработка и интерпретация результатов.

Высокий уровень социальной зрелости обучающихся предполагает сформированный непротиворечивый тип ценностных ориентиров в сфере образования и профессиональной сфере. Данная группа респондентов ориентирована на получение основательной образовательной подготовки, на развитие своих интеллектуальных способностей и реализацию творческого потенциала. Представление этих старшеклассников относительно своих жизненных перспектив реалистичны, принимаемые решения, как правило, самостоятельны, а профессиональный выбор конкретен. Кроме того, для данной группы учащихся характерно наличие устойчивого интереса к процессам и явлениям, происходящим в различных сферах общества. Выпускники с высоким уровнем социальной зрелости наиболее подготовлены к самостоятельной «взрослой жизни».