Файл: психологопедагогические условия развития у старшеклассников субъектной активности в инновационной образовательной среде.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 194

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В мотивации выпускников, обладающих средним уровнем социальной зрелости, доминируют мотивы престижа и благополучия, что взаимосвязано со структурой их ценностных ориентаций в образовательной и профессиональной сферах. Для обучающихся данной группы характерна неопределенность или противоречивость жизненного выбора, вследствие чего они подвержены ситуативному влиянию. Любое изменение социальных условий влечет за собой корректирование их ориентации и жизненных планов. Обучающиеся данной группы полагают, что не в полной мере готовы к самостоятельной «взрослой» жизни, поэтому успех в жизни связывают не только со своими способностями и личной инициативой, но и с внешними, не зависящими от них обстоятельствами.

Для обучающихся, имеющих низкий уровень социальной зрелости, характерно выраженное отсутствие интереса к учебе. В их системе мотивации учения доминируют мотивы обязанности и избегания неприятностей. В структуре ценностных ориентаций этих выпускников преобладают внеобразовательные и внепрофессиональные ценности, что свидетельствует о направленности их интересов в другие сферы жизнедеятельности. Кроме того, в большинстве своем эти старшеклассники не проявляют заинтересованности к событиям, происходящим в общественной жизни страны. Обучающиеся данной группы психологически не готовы к самостоятельному решению вопросов, касающихся их будущего социального становления, и находятся в ситуации неопределенности жизненного выбора.

Социальные нормы: высокие значения - отражают выраженное защитное поведение личности, желание соответствовать общепринятым нормам поведение и взаимоотношений с окружающими людьми.

Низкие значения свидетельствуют о нонкомформистских установках испытуемого, о его склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть.

Социальная адаптация- интегрирование личности в сложившуюся систему социальных отношений, что предполагает выработку стереотипов поведения, отражающих систему ценностей и норм, и определяющих поведение в данной культурной группе, а также приобретение, закрепление и развитие умений и навыков межличностного общения.

Высокие значения - нормальная адаптация представляет адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и, одновременно, без изменений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности. При нормальной адаптации обучающиеся
способны к усвоение социальных ролей, сформирована психологическая готовность обучающихся к решению поставленных задач, мотивация деятельности и поведения.

Низкие значения - девиантная адаптация характеризуется удовлетворением потребности личности в данной группе или социальной среде, в то время как ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением.

Социальная активность – социальная активность определяется как уровень активности, степень проявления возможностей и способностей человека как члена социума, устойчивое активное отношение личности к обществу в целом. Основными ее компонентами большинство исследователей считает самостоятельность, ответственность и инициативность личности в достижении общественно значимых целей

Высокие значения - личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе (тенденция автономизации). Эта тенденция обнаруживает себя в процессе саморазвития и самореализации личности, в ходе которых происходит не только актуализация имеющегося опыта, но и создание нового, в том числе и личного, индивидуального опыта

Низкие значения – личность пассивна, степень проявления возможностей и способностей человека как члена социума снижена.

Автономность личности - степень независимости человека от воли других, присутствие постоянной критической переоценки своих убеждений, идеалов и целей; свобода от манипуляций и принуждений, а также наличие адекватных вариантов выбора. Автономность личности является одним из приоритетных качеств личности и позволяет человеку эффективно самореализоваться, адаптироваться изменениям общества, сохраняя при этом свое психологическое здоровье. «Некое социально-психологическое качество человека, позволяющее ему действовать независимо от внутренних и внешних установок, демонстрируя способность к самостоятельности»

Высокие значения - характерны для тех, кто основным источником развития своей личности, регулятором достижений и успехов считает себя. Человек переживает собственное "Я" как внутренний стержень, который координирует и направляет всю активность, организует поведение и отношения с людьми, что делает его способным прогнозировать свои действия и последствия возникающих контактов с окружающими. Он ощущает себя способным оказывать сопротивление внешним влияниям, противиться судьбе и стихии событий. Человеку свойствен контроль над эмоциональными реакциями и переживаниями по поводу себя.



Низкие значения - описывают веру субъекта в подвластность своего "Я" внешним обстоятельствам и событиям. Механизмы саморегуляции ослаблены. Волевой контроль недостаточен для преодоления внешних и внутренних препятствий на пути к достижению цели. Основным источником происходящего с человеком признаются внешние обстоятельства. Причины, заключающиеся в себе, или отрицаются, или, что встречается довольно часто, вытесняются в подсознание. Переживания относительно собственного "Я" сопровождаются внутренним напряжением.
Приложение В

Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию субъективной активности старшеклассников


Занятие 1 «Что главное?»

Цель: актуализация представлений о правах и обязанностях.

Задачи:

– развитие навыков формулировать свою точку зрения и высказывать ее;

– развитие социально приемлемых форм поведения;

– развитие навыков самоконтроля и самооценки;

– развитие навыков оценки своих действий и действий окружающих;

– развитие навыков саморефлексии;

– закрепление знаний о правах и обязанностях.

Приветствие. Игра «Молекулы». Все участники хаотично передвигаются по аудитории. По команде ведущего (например, ведущий говорит: «Три») участники объединяются в тройки. Объединяться лучше с теми, кто находится ближе всех, иначе можно не успеть, а главное в выполнении этого упражнения – реакция и быстрота.

Основной модуль. Мини-лекция «Права и обязанности». Упражнение «Хорошо – плохо». Участники делятся на пары, каждой паре дается рисунок объекта или явления. Одному участнику из пары необходимо найти как можно больше положительных качеств этого объекта или явления, а второму – отрицательных (например, ребенок, игра, друг, право, свобода, лечение, школа, сигареты, увлечения и др.).

Упражнение «Что главное?». Каждая группа получает карточки с перечнем основных прав ребенка, сначала участники (в каждой группе) должны разделить эти карточки по группам: 1 – самые важные права; 2 – очень важные права; 3 – права средней степени важности; 4 – менее важные права; 5 – наименее важные права. Затем участники совместно с педагогом обсуждают наиболее типичные случаи нарушения прав ребенка, которые актуальны в настоящее время.

Школа общения. В году есть четыре даты, которые посвящены детям:

1 июня – Международный день защиты детей; 4 июня – Международный день детей – жертв агрессии; 20 ноября – Всемирный день прав ребенка; 10 декабря – День прав человека. Обсуждение.

Кейс-stady:

а) учитель: Костя, останься, пожалуйста, вымой доску и полей цветы.

Костя: Валентина Андреевна, не имеете права! Конвенцией ребенка запрещен труд ребенка!;

б) Саша: Вика, я мыл-мыл доску, а ты ее разрисовала!

Вика: Ну и что здесь плохого? Мне нравится рисовать на доске! Я имею право на занятие любимым делом!;

в) Мария Алексеевна: Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!


Ваня: Так вчера же было воскресенье. Я имею право на отдых!;

г) первоклассник (обращаясь к учителю): Меня обидел ваш ученик, вот этот!

Учитель: Успокойся, не плачь. Расскажи, в чем дело.

Первоклассник: Он поставил мне подножку!

Сережа: А он не имеет право унижать мое достоинство, передразнивая меня!

Завершение. Упражнение «Аплодисменты». Все становятся в круг. Ведущий подходит к кому-то из участников и дарит свои аплодисменты. Затем участник, получивший аплодисменты от ведущего, выбирает следующего участника, который также получает свою порцию аплодисментов (оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют). Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче. Последнему члену группы аплодируют все.

Занятие 2 «Я ответственен!»

Цель: формирование понимания правовой ответственности у подростков.

Задачи:

– закрепление знаний об ответственности;

– закрепление навыков групповой работы;

– расширение кругозора;

– формирование навыков продуктивной деятельности;

– развитие навыков рефлексии;

– формирование навыков самоанализа;

– формирование навыков самооценки;

– активизация потребности субъектного поведения;

– расширение активного словаря.

Приветствие. Упражнение «Бегущие огни». Участники сидят в кругу. Ведущий называет какое-либо право, обращаясь к своему соседу, называя его по имени (например: «Катя, у тебя есть право на жизнь!»). Тот, к кому обращен вопрос, говорит: «Спасибо!» – и следующему участнику называет другое право и т.д.

Основной модуль. Упражнение «Дерево прав и желаний». Каждый участник получает по два листочка бумаги. На одном написано право, на другом – желание. Нужно определить, где право, а где просто желание. Листочки бумаги прикрепляются к нарисованным деревьям. Обсуждение.

Упражнение «Ассоциация». Участники дают расшифровку слова «обязанность» по буквам, отмечая характеристики поведения. (Пример: ОБЯЗАННОСТЬ – это: О – ответственность; Б – безопасность; Я – ясность позиции; З – защита; А – актуальность; Н – независимость; Н – надежда; О – осторожность; С – справедливость; Т – терпение.)

Мозговой штурм: главная обязанность – не нарушать права других людей. Примерный вывод мозгового штурма: