Файл: психологопедагогические условия развития у старшеклассников субъектной активности в инновационной образовательной среде.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В мотивации выпускников, обладающих средним уровнем социальной зрелости, доминируют мотивы престижа и благополучия, что взаимосвязано со структурой их ценностных ориентаций в образовательной и профессиональной сферах. Для обучающихся данной группы характерна неопределенность или противоречивость жизненного выбора, вследствие чего они подвержены ситуативному влиянию. Любое изменение социальных условий влечет за собой корректирование их ориентации и жизненных планов. Обучающиеся данной группы полагают, что не в полной мере готовы к самостоятельной «взрослой» жизни, поэтому успех в жизни связывают не только со своими способностями и личной инициативой, но и с внешними, не зависящими от них обстоятельствами.
Для обучающихся, имеющих низкий уровень социальной зрелости, характерно выраженное отсутствие интереса к учебе. В их системе мотивации учения доминируют мотивы обязанности и избегания неприятностей. В структуре ценностных ориентаций этих выпускников преобладают внеобразовательные и внепрофессиональные ценности, что свидетельствует о направленности их интересов в другие сферы жизнедеятельности. Кроме того, в большинстве своем эти старшеклассники не проявляют заинтересованности к событиям, происходящим в общественной жизни страны. Обучающиеся данной группы психологически не готовы к самостоятельному решению вопросов, касающихся их будущего социального становления, и находятся в ситуации неопределенности жизненного выбора.
Социальные нормы: высокие значения - отражают выраженное защитное поведение личности, желание соответствовать общепринятым нормам поведение и взаимоотношений с окружающими людьми.
Низкие значения свидетельствуют о нонкомформистских установках испытуемого, о его склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть.
Социальная адаптация- интегрирование личности в сложившуюся систему социальных отношений, что предполагает выработку стереотипов поведения, отражающих систему ценностей и норм, и определяющих поведение в данной культурной группе, а также приобретение, закрепление и развитие умений и навыков межличностного общения.
Высокие значения - нормальная адаптация представляет адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и, одновременно, без изменений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности. При нормальной адаптации обучающиеся
способны к усвоение социальных ролей, сформирована психологическая готовность обучающихся к решению поставленных задач, мотивация деятельности и поведения.
Низкие значения - девиантная адаптация характеризуется удовлетворением потребности личности в данной группе или социальной среде, в то время как ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением.
Социальная активность – социальная активность определяется как уровень активности, степень проявления возможностей и способностей человека как члена социума, устойчивое активное отношение личности к обществу в целом. Основными ее компонентами большинство исследователей считает самостоятельность, ответственность и инициативность личности в достижении общественно значимых целей
Высокие значения - личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе (тенденция автономизации). Эта тенденция обнаруживает себя в процессе саморазвития и самореализации личности, в ходе которых происходит не только актуализация имеющегося опыта, но и создание нового, в том числе и личного, индивидуального опыта
Низкие значения – личность пассивна, степень проявления возможностей и способностей человека как члена социума снижена.
Автономность личности - степень независимости человека от воли других, присутствие постоянной критической переоценки своих убеждений, идеалов и целей; свобода от манипуляций и принуждений, а также наличие адекватных вариантов выбора. Автономность личности является одним из приоритетных качеств личности и позволяет человеку эффективно самореализоваться, адаптироваться изменениям общества, сохраняя при этом свое психологическое здоровье. «Некое социально-психологическое качество человека, позволяющее ему действовать независимо от внутренних и внешних установок, демонстрируя способность к самостоятельности»
Высокие значения - характерны для тех, кто основным источником развития своей личности, регулятором достижений и успехов считает себя. Человек переживает собственное "Я" как внутренний стержень, который координирует и направляет всю активность, организует поведение и отношения с людьми, что делает его способным прогнозировать свои действия и последствия возникающих контактов с окружающими. Он ощущает себя способным оказывать сопротивление внешним влияниям, противиться судьбе и стихии событий. Человеку свойствен контроль над эмоциональными реакциями и переживаниями по поводу себя.
Низкие значения - описывают веру субъекта в подвластность своего "Я" внешним обстоятельствам и событиям. Механизмы саморегуляции ослаблены. Волевой контроль недостаточен для преодоления внешних и внутренних препятствий на пути к достижению цели. Основным источником происходящего с человеком признаются внешние обстоятельства. Причины, заключающиеся в себе, или отрицаются, или, что встречается довольно часто, вытесняются в подсознание. Переживания относительно собственного "Я" сопровождаются внутренним напряжением.
Приложение В
Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию субъективной активности старшеклассников
Занятие 1 «Что главное?»
Цель: актуализация представлений о правах и обязанностях.
Задачи:
– развитие навыков формулировать свою точку зрения и высказывать ее;
– развитие социально приемлемых форм поведения;
– развитие навыков самоконтроля и самооценки;
– развитие навыков оценки своих действий и действий окружающих;
– развитие навыков саморефлексии;
– закрепление знаний о правах и обязанностях.
Приветствие. Игра «Молекулы». Все участники хаотично передвигаются по аудитории. По команде ведущего (например, ведущий говорит: «Три») участники объединяются в тройки. Объединяться лучше с теми, кто находится ближе всех, иначе можно не успеть, а главное в выполнении этого упражнения – реакция и быстрота.
Основной модуль. Мини-лекция «Права и обязанности». Упражнение «Хорошо – плохо». Участники делятся на пары, каждой паре дается рисунок объекта или явления. Одному участнику из пары необходимо найти как можно больше положительных качеств этого объекта или явления, а второму – отрицательных (например, ребенок, игра, друг, право, свобода, лечение, школа, сигареты, увлечения и др.).
Упражнение «Что главное?». Каждая группа получает карточки с перечнем основных прав ребенка, сначала участники (в каждой группе) должны разделить эти карточки по группам: 1 – самые важные права; 2 – очень важные права; 3 – права средней степени важности; 4 – менее важные права; 5 – наименее важные права. Затем участники совместно с педагогом обсуждают наиболее типичные случаи нарушения прав ребенка, которые актуальны в настоящее время.
Школа общения. В году есть четыре даты, которые посвящены детям:
1 июня – Международный день защиты детей; 4 июня – Международный день детей – жертв агрессии; 20 ноября – Всемирный день прав ребенка; 10 декабря – День прав человека. Обсуждение.
Кейс-stady:
а) учитель: Костя, останься, пожалуйста, вымой доску и полей цветы.
Костя: Валентина Андреевна, не имеете права! Конвенцией ребенка запрещен труд ребенка!;
б) Саша: Вика, я мыл-мыл доску, а ты ее разрисовала!
Вика: Ну и что здесь плохого? Мне нравится рисовать на доске! Я имею право на занятие любимым делом!;
в) Мария Алексеевна: Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!
Ваня: Так вчера же было воскресенье. Я имею право на отдых!;
г) первоклассник (обращаясь к учителю): Меня обидел ваш ученик, вот этот!
Учитель: Успокойся, не плачь. Расскажи, в чем дело.
Первоклассник: Он поставил мне подножку!
Сережа: А он не имеет право унижать мое достоинство, передразнивая меня!
Завершение. Упражнение «Аплодисменты». Все становятся в круг. Ведущий подходит к кому-то из участников и дарит свои аплодисменты. Затем участник, получивший аплодисменты от ведущего, выбирает следующего участника, который также получает свою порцию аплодисментов (оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют). Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче. Последнему члену группы аплодируют все.
Занятие 2 «Я ответственен!»
Цель: формирование понимания правовой ответственности у подростков.
Задачи:
– закрепление знаний об ответственности;
– закрепление навыков групповой работы;
– расширение кругозора;
– формирование навыков продуктивной деятельности;
– развитие навыков рефлексии;
– формирование навыков самоанализа;
– формирование навыков самооценки;
– активизация потребности субъектного поведения;
– расширение активного словаря.
Приветствие. Упражнение «Бегущие огни». Участники сидят в кругу. Ведущий называет какое-либо право, обращаясь к своему соседу, называя его по имени (например: «Катя, у тебя есть право на жизнь!»). Тот, к кому обращен вопрос, говорит: «Спасибо!» – и следующему участнику называет другое право и т.д.
Основной модуль. Упражнение «Дерево прав и желаний». Каждый участник получает по два листочка бумаги. На одном написано право, на другом – желание. Нужно определить, где право, а где просто желание. Листочки бумаги прикрепляются к нарисованным деревьям. Обсуждение.
Упражнение «Ассоциация». Участники дают расшифровку слова «обязанность» по буквам, отмечая характеристики поведения. (Пример: ОБЯЗАННОСТЬ – это: О – ответственность; Б – безопасность; Я – ясность позиции; З – защита; А – актуальность; Н – независимость; Н – надежда; О – осторожность; С – справедливость; Т – терпение.)
Мозговой штурм: главная обязанность – не нарушать права других людей. Примерный вывод мозгового штурма: