Файл: психологопедагогические условия развития у старшеклассников субъектной активности в инновационной образовательной среде.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Разработка принципиально новых образовательных технологий, основанных на учете особенностей субъективного опыта ученика и закономерностях внутренних механизмов усвоения, считается одной из наиболее важных теоретических и практических задач психологии и педагогики.

Ключевыми понятиями личностного или субъектно-личностно ориентированного подхода являются субъективный опыт учащихся, траектория развития личности, познавательные способности и стратегии, субъективный стиль мышления, личностно ориентированные образовательные технологии, способы работы с субъективным опытом учащихся [9, c. 367].

Личностно ориентированное образование рассматривает механизмы личностного существования человека – рефлексию, смыслотворчество, избирательность, ответственность, автономность – как самоцель образования, достижению которой в конечном счете подчинены его содержательные и процессуальные компоненты. Эффективность усвоения при этом собственно предметного содержания возрастает благодаря тому, что содержание обретает теперь качественно новый личностный смысл, выступает как содержание и среда становления личностного опыта индивида [6, c. 39].

В качестве содержания личностного развития рассматривается генезис личностных способов бытия – избирательности, рефлексии, смыслоопределения, построение образа «Я», принятие ответственности, творческая самореализация в избираемой деятельностной сфере, обеспечение автономности и индивидуальности существования субъекта [56, c. 84].

Взгляд на человека с точки зрения личностно ориентированного подхода, индивидуализации концентрирует внимание не столько на том, кем является человек в данный момент времени, сколько на том, кем он может стать. Идея индивидуализации задает новый масштаб для психологического осмысления человека, ребенка, ученика, без которого невозможно построить индивидуализированную педагогическую практику. Однако если в обычной общеобразовательной школе все эти процессы еще не приобрели характер массовых, то в инновационных учреждениях – лицеях, гимназиях, образовательно-воспитательных комплексах – это становится повседневной нормой [27, c. 201].

Развитие субъективной активности школьника предполагает создание развивающих условий в совместной деятельности педагогов, школьных психологов, родителей. Для решения этой задачи необходима прежде всего развернутая, детальная характеристика всех факторов образовательной развивающей среды. Все педагогические и психологические воздействия, направленные на ученика, условия учебной деятельности, обстановка в семье, а также все сферы его общения представляют собой единое психологическое пространство существования и развития ребенка. Ученик рассматривается как активный субъект всех отношений, складывающихся в образовательной среде, и таким образом его личность является важнейшим, центральным компонентом образовательной среды [51, c. 46].


Развивающая среда может меняться под влиянием активности субъекта. По аналогии с термином «живое знание», используемым В.П. Зинченко, ее можно определить как «живую среду», способную активно откликаться на действия субъекта, соучаствовать в его переживаниях. Очевидно, что такое представление отвергает понимание среды как набора так называемых «средовых факторов», воздействующих на человека лишь за счет своих физических характеристик. Развивающая, «живая среда» является совокупностью «смысловых факторов», ситуаций и обстоятельств, обладающих для человека личностным смыслом, и не может быть создана без участия самого субъекта и его активной позиции, следовательно, не может быть описана как некие внешние для субъекта условия его существования. Происходящие в развивающей среде события, особенно те, в которых сам человек активно участвует, в сумме своей и представляют его жизненный опыт, являющийся основой и источником его психологического развития [55, c. 27].

Среда становится развивающей, когда она сама развивается вместе с находящимся в ее центре субъектом, т.е. критерием, показателем этого выступает способность совершенствоваться за счет активности субъекта.

Главный вектор обеспечения субъективного самоопределения и саморазвития личности можно сформулировать следующим образом: формирование у учащегося готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла, постоянно расширяющим свои возможности и максимально их реализующим [48, c. 113].

Иными словами, развивающая образовательная среда должна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса. А это значит, что учебное пространство должно предстать перед учащимся не как отчужденное от него информационное поле, а как пространство реализации и развития его субъектно-личностных возможностей, предназначенное не только для освоения, но и для обогащения за счет личного вклада каждого учащегося, и для постоянного наращивания вследствие этого своего развивающего потенциала.

Определяя способы формирования и развития субъективности учащихся, можно обозначить два основные направления [7, c. 55]:

    • развитие ценностного отношения к действительности, предполагающее не отстраненное созерцание, а живое, активное участие личности в любой ситуации. Во-первых, это – формирование и развитие ценностного самоотношения личности, распространяющегося не только на ее актуальное состояние, но и ориентированное на будущее, тем самым включающее в свой состав ценности развития и саморазвития; во-вторых, это – развитие осмысленности и мотивации деятельности, основанной на культурных ценностях. Результат такого направления развития можно определить как обретение и освоение духовности, понимаемой как погруженность личности в мир высших ценностей, как «человеческое в человеке», как специфическое человеческое качество, характеризующее мотивацию поведения личности, а также потребности в познании мира, самопознании, в поиске смысла жизни и своего предназначения;

    • развитие субъективного мышления и активности, являющимися, основой рефлексивности, творчества, собственной жизненной позиции личности. Субъективное мышление – это интеллектуальный процесс, обеспечивающий, например, такие параметры субъективности, как самостоятельность, саморегуляция, самодетерминация, и определяющий возможности человека понимать других людей, анализируя их отношения, предпочтения, ценности.


Динамика субъектно-развивающей среды достаточно сложна, поскольку она проявляет и обеспечивает развитие различных и разнообразных субъектных характеристик. Феномен субъективности включает в себя как минимум три аспекта [45, c. 137]:

    • во-первых, активность. Развитие ее выражается в совершенствовании способностей субъекта, повышении уровня целенаправленности, организованности и рефлексивности деятельности субъекта, его самостоятельности и креативности;

    • во-вторых, субъективность, пристрастность. Развитие такого аспекта проявляется как построение и усложнение субъективной картины мира, дифференцирование и усложнение эмоциональных отношений, чувств и переживаний, расширение мотивационной и ценностной сферы;

    • в-третьих, субъективность, индивидуальность. Развитие происходит за счет формирования адекватной самооценки, ценностного самоотношения, устойчивой индивидуальной позиции в межличностных отношениях.

Перечисленные аспекты необходимо понимать как возможные точки зрения, способы описания и понимания субъективной активности и ее развития. Реально же субъект реализуется в своих жизненных отношениях как целостное психологическое образование. В исследованиях, посвященных анализу субъективности, неизменно подчеркивается именно целостность субъекта и ее составляющие подструктуры или компоненты.

Психолого-педагогическая практика настоятельно требует разработки адекватных методов, приемов, технологий, направленных на развитие рефлексии, повышение уровня самосознания как основного условия становления субъективной активности.

Практическая психология, создавая эффективные формы и методы работы психологической службы образования, разрабатывая психологические основы современных инновационных педагогических технологий, научно обоснованные психотехники развития, целенаправленно ориентируется на инициирование и развитие фундаментальной человеческой способности – самостоятельно строить и непосредственно преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом [3].

Важный компонент инновационного образования – индивидуализация обучения, основой которой является, с одной стороны, признание неповторимости личности, а с другой – необходимость максимального развития личностного и умственного потенциала каждого человека. Осуществление индивидуализации обучения требует не только особого подхода и специфических методов обучения, но и единственного в своем роде содержания образования для каждого [52, c. 24].


Поэтому при организации инновационного образования опыту эмоционально-ценностных отношений учащихся придается преимущественное внимание. Поскольку же такой опыт не может быть передан в готовом виде, закономерно, что современное образование предполагает использование развивающих методов обучения с тем, чтобы внутренние, психологические качества учащихся, уровень их развития соответствовал содержанию предлагаемого для усвоения материала. Существенная особенность состоит в сдвиге акцентов с обучения на развитие, даже точнее сказать, с обучения, в процессе которого происходит развитие, на развитие, являющееся целью обучения.

Способы формирования и развития субъективности в инновационной образовательной среде учащихся можно подразделить на два основных направления [1, c. 72]:

  • развитие ценностного отношения к действительности, предполагающее не отстраненное созерцание, а живое, активное участие личности в любой ситуации;

  • развитие субъектного мышления, являющегося, по нашему представлению, основой рефлексивности, творчества, собственной жизненной позиции личности.

Мы выделяем следующие основные субъектные функции инновационного образования старшеклассников в развитии субъективности обучающегося:

    • развитие сущностных сил и способностей, позволяющих обучающемуся выбирать оптимальные стратегии жизненного пути, в том числе благодаря вариативности и интегративности инновационного образования, проявляющихся в расширении образовательного пространства обучающегося;

    • воспитание инициативы и ответственности обучающихся, в том числе благодаря такой ценности инновационного образования, как самоуправление, предполагающее ответственное исполнение разнообразных социальных ролей;

    • обеспечение условий для жизненного самоопределения, в том числе благодаря практической направленности инновационного образования на освоение компетенций в избранной области деятельности;

    • овладение старшеклассниками средствами достижения субъектной позиции, в том числе благодаря технологичности инновационного образования, которая предполагает возможность освоения обучающимся совокупности форм и методов эффективного нравственного поведения, успешной социализации;

    • создание условий для развития самостоятельности, индивидуальности обучающегося. Эти условия реализуются и благодаря такой возможности инновационного образования, как индивидуализированное социально-педагогическое сопровождение обучающегося.


Разработка и практическая реализация концепции развития гуманитарной позиции и субъективности школьника, рассмотрение его личности как центра, вокруг которого организуется, выстраивается система воздействий и условий, субъектно-ориентированный анализ развивающей среды позволят, с нашей точки зрения, обеспечить концентрацию всех форм и видов педагогической и психологической работы на решении задач формирования гуманитарной позиции учащихся, их интеллектуального и личностного развития, а также и социализации.

Выводы по первой главе

Субъективность как важнейшее личностное образование активно развивается в старшем школьном возрасте в нескольких направлениях: в деятельности, общении и сознании. Субъективность старшеклассников может имеет большое количество вариантов развития, через процессы самоопределения в профессиональном и личностном (жизненном) планах. Во многом становление субъективности старшеклассника определяется особенностями осознанного самоконтроля и саморегуляции, позволяющими личности становиться и быть подлинным субъектом деятельности и общения с другими субъектами.

Компоненты инновационной образовательной среды взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную психолого-педагогическую систему, направленную на воспитание и развитие личности и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Самым важным компонентом инновационного образования считается индивидуализация обучения. Осуществление индивидуализации обучения требует не только особого подхода и специфических методов обучения, но и единственного в своем роде содержания образования для каждого.

Поэтому опыту эмоционально-ценностных отношений учащихся придается преимущественное значенье при организации инновационного образования. Так как, такой опыт не может быть передан в готовом виде, современное образование предполагает использование развивающих методов обучения с тем, чтобы внутренние, психологические качества учащихся, уровень их развития соответствовал содержанию предлагаемого для усвоения материала. Существенная особенность состоит в сдвиге акцентов с обучения на развитие.

Разработка и практическая реализация концепции развития гуманитарной позиции и субъективности школьника, рассмотрение его личности как центра, вокруг которого организуется, выстраивается система воздействий и условий, субъектно-ориентированный анализ развивающей среды позволят, с нашей точки зрения, обеспечить концентрацию всех форм и видов педагогической и психологической работы на решении задач формирования гуманитарной позиции учащихся, их интеллектуального и личностного развития.