Файл: психологопедагогические условия развития у старшеклассников субъектной активности в инновационной образовательной среде.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 200

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
индивидуальных особенностей развития старшеклассников; создание ситуации успеха с опорой на актуализацию процессов рефлексии и осознанности (осмысления субъектом своих значимых в контексте проблемы качеств, субъективного опыта), а также возможностей инновационной образовательной среды для развития субъектной активности старшеклассника, психологический комфорт; согласованность и взаимодействие всех субъектов образовательного процесса для развития самореализации старшеклассников, нами было проведено исследование на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 15 имени Героя Советского Союза М. М. Расковой» города Волжского Волгоградской области. В исследовании приняли участие обучающиеся 10 «А» класса, в количестве 14 человек, мальчики –6 человек, девочки – 8 человек.

Структура исследования состояла из проведения трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного. В ходе исследования нами был составлен и проведен следующий комплекс диагностических методик: «Тест-опросник самоотношения (ОСО)» В. В. Столина и С. Р. Пантелеева, «Методика диагностики уровня субъективного контроля (УСК)» Дж. Роттера, модификация А. Г. Грецова, опросник «Диагностика субъектности» Е. Н. Волковой, «Изучение социализированности личности» М. И. Рожкова.

Анализ результатов диагностических методик показал, что у 79% старшеклассников (11 человек) уровень развития субъективной активности наблюдается на среднем уровне.

Формирующий этап исследования строился исходя из данных констатирующего этапа. На данном этапе нами была разработана и реализована программа развивающих занятий, целью которой являлось повышение уровня развития субъективной активности в рамках инновационной образовательной среды. Для достижения данной цели нами был создан ряд психолого-педагогических условий.

Контрольный этап исследования проводился после проведения всех формирующих занятий. Для определения изменений в уровнях субъективной активности среди старшеклассников в инновационной образовательной среде, нами повторно использовались следующие методики: «Тест-опросник самоотношения (ОСО)» В. В. Столина и С. Р. Пантелеева, «Методика диагностики уровня субъективного контроля (УСК)» Дж. Роттера, модификация А. Г. Грецова, опросник «Диагностика субъектности» Е. Н. Волковой, «Изучение социализированности личности» М. И. Рожкова.


Анализ результатов диагностических методик исследования на контрольном этапе показал позитивную динамику, а именно, общий уровень развития субъективной активности снизился на 22%, а высокий поднялся на 29% после реализации программы развивающих занятий. Гипотеза исследования была подтверждена, цель достигнута, поставленные задачи последовательно решены.

Заключение

Подводя итоги исследования, можно заключить, что поставленные в работе задачи выполнены. В ходе решения первой задачи проанализированы основные подходы к изучению понятия субъективной активности старшеклассников в современной психолого-педагогических источниках.

Изучением проблемы субьективной активности, а также ее онтогенез рассматривали различные ученые, как зарубежные, как и отечественные. В частности, О.Г. Гужва, Г.К. Селевко, Д.В. Тырсиков, Н.М. Борытко, С.А. Нелюбов, Е.Ю. Рослякова, В.И. Слободчиков и другие.

Субъективная активность – это системообразующее центральное свойство личности, возникающее на определенном этапе ее развития и проявляющееся в специфически человеческом осознанном и активном отношении к окружающей действительности и самому себе. Структура субъективности включает: осознанность активности, способность к целеполаганию, саморегуляция деятельности и поведения, рефлексивность, ответственность, осознание себя в качестве субъекта и уникальной личности и признание того же в других людях, самоуважение и социализацию.

Субъективность как важнейшее личностное образование активно развивается в старшем школьном возрасте в нескольких направлениях: в деятельности, общении и сознании. Субъективность старшеклассников может имеет большое количество вариантов развития, через процессы самоопределения в профессиональном и личностном (жизненном) планах. Во многом становление субъективности старшеклассника определяется особенностями осознанного самоконтроля и саморегуляции, позволяющими личности становиться и быть подлинным субъектом деятельности и общения с другими субъектами.

Субъективная активность старшеклассника - сложная целостная система, структурно объединяющая в себе выделенные личностные характеристики и способы взаимодействия между ними. На наш взгляд, структуру субъектной позиции можно представить через ценностно-эмоциональный (эмоционально-личностное отношение к получаемой информации, морально-этические представления, связанные со способом удовлетворения фундаментальных потребностей, потребность в развитии, общении), деятельностный (способность к целеполаганию, к ответственному выбору способов достижения поставленной цели, осмысленность деятельности, проявление познавательной и творческой активности) и поведенческий компоненты (адаптация к социокультурным условиям, регуляция своей деятельности и поведения, участие в межличностном взаимодействии).



В ходе решения второй задачи, которая состояла в рассмотрении и изучении особенностей инновационной образовательной среды и ее влиянии на развитие субъективной активности старшеклассников, было установлено что компоненты инновационной образовательной среды взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную психолого-педагогическую систему, направленную на воспитание и развитие личности и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Самым важным компонентом инновационного образования считается индивидуализация обучения. Осуществление индивидуализации обучения требует не только особого подхода и специфических методов обучения, но и единственного в своем роде содержания образования для каждого.

Поэтому опыту эмоционально-ценностных отношений учащихся придается преимущественное значенье при организации инновационного образования. Так как, такой опыт не может быть передан в готовом виде, современное образование предполагает использование развивающих методов обучения с тем, чтобы внутренние, психологические качества учащихся, уровень их развития соответствовал содержанию предлагаемого для усвоения материала. Существенная особенность состоит в сдвиге акцентов с обучения на развитие.

Разработка и практическая реализация концепции развития гуманитарной позиции и субъективности школьника, рассмотрение его личности как центра, вокруг которого организуется, выстраивается система воздействий и условий, субъектно-ориентированный анализ развивающей среды позволят, с нашей точки зрения, обеспечить концентрацию всех форм и видов педагогической и психологической работы на решении задач формирования гуманитарной позиции учащихся, их интеллектуального и личностного развития.

Для решения третьей задачи и подтверждения гипотезы было проведено исследование на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 15 имени Героя Советского Союза М. М. Расковой» города Волжского Волгоградской области. В исследовании приняли участие обучающиеся 10 «А» класса, в количестве 14 обучающихся.

На констатирующем этапе исследований для определения актуального уровня развития субъективной активности старшеклассников нами был составлен и использован комплекс диагностических методик: «Тест-опросник самоотношения (ОСО)» В. В. Столина и С. Р. Пантелеева. Данный опросник построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: глобальное самоотношение; самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я»; «Методика диагностики уровня субъективного контроля (УСК)» Дж. Роттера в модификации А. Г. Грецова. Данный личностный опросник предназначен для диагностики интернальности/экстернальности, т. е степени готовности человека брать на себя ответственность за то, что происходит с ним вокруг него; методика «Диагностика субъектности» Е. Н. Волковой, позволяющая выявить уровень сформированности атрибутивных характеристик соответствующих субъектности: активности,
связанной со способностью к целеполаганию, способности к рефлексии, возможности свободы выбора и ответственности за него, осознанию и переживанию собственной уникальности, пониманию и принятию другого человека, саморазвитию; методика «Изучение социализированности личности» М. И. Рожкова, позволяющая выявить общий уровень социализированности личности.

Как показывают результаты диагностики общего уровня развития субъективной активности старшеклассников, только у 14% испытуемых (2 человека) имеют высокий показатель уровня развития субъективной активности. У 7% респондентов (1 человек) низкий уровень развития субъективной активности. У большинства обучающихся, то есть у 79% старшеклассников (11 человек) уровень развития субъективной активности наблюдается на среднем уровне. В связи с этим для улучшения полученных результатов необходимо нами была разработана и реализована программа развивающих занятий, направленных на развитие компонентов субъективной активности обучающихся в условиях инновационной образовательной среды.

При решении четвертой задачи были определены и реализованы психолого-педагогические условия и возможности инновационной образовательной среды по развитию субъективной активности старшеклассников. А также проведена программа развивающих занятий. Содержание развивающей работы со старшеклассниками на формирующим этапе исследования заключалось в проведении различных игр и упражнений направленных на развитие различных компонентов субъективной активности (самооценку, самопознание, ответственность, ценности, коммуникации и другие).

На контрольном этапе исследования повторно был проведен комплекс диагностических методик с целью выявления позитивной динамики уровня развития субъективной активности старшеклассников после реализации программы развивающих занятий по развитию субъективной активности и ее компонентов в инновационной образовательной среде. Сравнивая общие уровни развития исследуемого феномена на констатирующем и контрольном этапах исследования, мы выявили, что средний уровень развития субъективной активности снизился на 22%, а высокий поднялся на 29%. Сравнивая полученные результаты, мы наблюдаем положительную динамику развития субъективной активности старшеклассников.

Подводя итоги исследования, можно констатировать, что гипотеза исследования о том, что развитие субъективной активности старшеклассников в инновационной образовательной среде будет успешным, при создании следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих: учет возрастных и индивидуальных особенностей развития старшеклассников; создание ситуации успеха с опорой на актуализацию процессов рефлексии и осознанности (осмысления субъектом своих значимых в контексте проблемы качеств, субъективного опыта), а также возможностей инновационной образовательной среды для развития субъектной активности старшеклассника, психологический комфорт; согласованность и взаимодействие всех субъектов образовательного процесса для развития самореализации старшеклассников нашла свое подтверждение, как в теоретической, так и в практической части исследования, поставленные задачи решены в полном объеме, а цель – достигнута. Полученные в работе выводы и рекомендации по развитию субъективной активности в инновационной образовательной среде могут быть использованы в работе педагогов-психологов образовательных организаций.

Список использованных источников

Оформить согласно требованиям

  1. Артюхина, А. И. Педагогика и методика преподавания в высшей школе : учебно-методическое пособие / А. И. Артюхина. – Волгоград, 2016 – 246 с. – Текст : непосредственный.

  2. Бакшутова Е. В. Человек в условиях неопределенности: сборник научных трудов в 2-х т. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2018. – 247 с.

  3. Барба М. Ф. Психологическое сопровождение внедрения инновационной деятельности в образовательной сфере [Электронный ресурс] –2017 – URL: https://moluch.ru/th/4/archive/61/2347/ (дата обращения: 8.05.2022).

  4. Бекирова А. Р. Модель профессиональной субъектности будущих учителей начальных классов [Электронный ресурс] – 2016 – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-professionalnoy-subektnosti-buduschih-uchiteley-nachalnyh-klassov (дата обращения: 10.05.2022).

  5. Белых Т. В. Структура интегральной индивидуальности студентов с разным уровнем выраженности коммуникативной самоэффективности. Монография – М.: Мир науки, 2016 – 70 с.

  6. Бермус А. Г. Практическая педагогика: учебное пособие для вузов – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 127 с.

  7. Битянова М. Р., Беглова Т. В. Развитие субъектной позиции учащихся: Опыт педагогического проектирования: учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2016 – 212 с.

  8. Борытко Н. М. Духовно-нравственное воспитание: этический подход [Электронный ресурс] – 2016 – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-eticheskiy-podhod (дата обращения: 4.05.2022).

  9. Бражник Е. И., Суртаева Н. Н. Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании. Первые Макаренинские чтения: Материалы XVIII Международной научно-практической конференции – СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. – 498 с.

  10. Везиров Т. Г. Инновационные технологии в образовании – 2020 – 163 с.

  11. Волочков А. А. Активность субъекта бытия: Интегративный подход. – Пермь, 2017 – 376 с.

  12. Вяткин Б. А., Щукин М. Р. История и методология исследования стилей человека в школе В. С. Мерлина (к 120-летию со дня рождения ученого) // Методология и история психологии. Вып. №3, 2018 – 520 с.

  13. Герман Е. А. Теоретическая инноватика: учеб. пособие – СПб., 2018 – 148 с.

  14. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций – Москва: АСТ, 2019 – 351 с.

  15. Грауманн О. Педагогика многообразия: учебное пособие – Херсон: ОЛДИПЛЮС, 2016. – 420 с

  16. Дементий Л. И. Личность и ее жизненный мир: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию факультета психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2015. – 560 с.

  17. Ермолаева М. В., Лубовский Д. В., Силаева Л. В. Проблема личностного самоопределения в трудах Л. И. Божович и ее развитие с позиций субъектного подхода [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. – 2018 – URL: doi: 10.17759/psyedu.2018100313

  18. Журавлев А. Л. Психология человека в современном мире. Том 4 Субъектный подход в психологии: история и современное состояние. Личность профессионала в обществе современных технологий. Нейрофизиологические основы психики (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г.) – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015 – 378 с.

  19. Журавлев А. Л. Человек, субъект, личность в современной психологии. // Материалы Международной конференции, посвященной 80‐летию А.В. Брушлинского. Том 1. – М.: Изд‐во «Институт психологии РАН», 2016. – 584 с.

  20. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2015 —208 с.

  21. Зиглер Дэниел Дж., Хьелл Ларри А. Теория личности. – Питер, 2020 – Серия: Мастера психологии 3-е издание. 419 с.

  22. Знаков В. В. Психология понимания мира человека. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016 – 488 с.

  23. Истрофилова О. И. Инновационные процессы в образовании: Учебно-методическое пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2016 – 133 с.

  24. Каленов, А. А. К вопросу понимания субъектности и ее структуры в научных исследованиях [Электронный ресурс] – 2017. – URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1930/ (дата обращения: 8.05.2022).

  25. Карлина, Т. А. Субъектность как важное условие формирования личности [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2019. – URL: https://moluch.ru/archive/290/65859/ (дата обращения: 7.05.2022).

  26. Козловская, Т. Н. Общая психология (сборник практических заданий) – Оренбург: ОГУ, 2017. – 344 с.

  27. Крившенко Л. П., Вайндорф М. Е. Педагогика: Учебник – Изд-во Проспект, 2020. – 432 с.

  28. Лодде О. А. Основные положения субъектно-деятельностного подхода в рамках исследования адаптивности личности // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2019 – № 4 – 175-181 с.

  29. Манакова М. В. Теоретические подходы к изучению феномена субъектности личности в гуманитарных науках [Электронный ресурс. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-izucheniyu-fenomena-subektnosti-lichnosti-v-gumanitarnyh-naukah (дата обращения: 10.05.2022).

  30. Матвеева Н. И. Формирование субъектной позиции личности учащегося // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика [Электронный ресурс] – 2010 – URL: ttps://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-subektnoy-pozitsii-lichnosti-uchaschegosya (дата обращения: 7.05.2022).

  31. Метаева В. А. Методологические и методические основы рефлексии: учеб. пособие – Екатеринбург, 2016 – 99 с.

  32. Мирсияпова А. Р. Основные понятия и определения инноваций и инновационных процессов на региональном уровне [Электронный ресурс] – 2017. – URL: https://moluch.ru/archive/140/39391/ (дата обращения: 2.05.2022).

  33. Михайличенко В. Е. Психология развития личности: Монография – Х: НТУ «ХПИ», 2015. – 388 с.

  34. Мулатова Н.А., Артюхина А.И Проблемы непрерывного профессионального образования в России: состояние и перспективы: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России, ФПК и ППС, каф. педагогики. – Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ, 2015. – 542 с.

  35. Нагорнова А. Ю. Инновации в современной системе образования: подходы и решения: коллективная монография – Ульяновск: Зебра, 2016. – 494 с.

  36. Носова Т.А. Ценностное самоопределение старшеклассника: монография. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009 – 172 с.

  37. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.

  38. Осмоловская И. М. Дидактика: от классики к современности: монография. – СПб.: Нестор-История, 2020. – 248 с.

  39. Осницкий А. К. Психологические механизмы самостоятельности – Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2010 – 232 с.

  40. Панкратова Т. М. Саморегуляция в социальном поведении: учеб. пособие / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2017 – 112 с.

  41. Панкратова, Т. М. Саморегуляция в социальном поведении: учеб. пособие – Ярославль: ЯрГУ, 2016 – 112 с.

  42. Подымова Л. С. Педагогика: учебник и практикум для вузов – Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 246 с.

  43. Поляков, А. М. Субъект и символ. – Минск: БГУ, 2014. – 255 с

  44. Пономарева Л.И. Психолого-педагогические условия развития и воспитания детей в общеобразовательной организации [Электронный ресурс] – 2016 – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27330756

  45. Прохоров А.О., Валиуллина М.Е., Габдреева Г.Ш., Гарифуллина М.М., Менделевич В.Д. Психология состояний: Учебное пособие – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2014. – 624 с.

  46. Раздобарова О.А. Современные образовательные технологии [Электронный ресурс]. – URL: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-ipedagogika/library/2017/01/24/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii

  47. Розонтова Д. В. Влияние психолого-педагогических условий на процесс адаптации школьников НОЦ ИСЭРТ РАН – 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-psihologo-pedagogicheskih-usloviy-na-protsess-adaptatsii-shkolnikov-nots-isert-ran (дата обращения: 11.05.2022).

  48. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. – М.: Народное образование, 2015 – 312 с.

  49. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие»: ПСТГУ; Москва; 2014 – 310 с.

  50. Столяренко, Л. Д. Общая психология: учебник для вузов – Москва: Юрайт, 2021 – 355 с.

  51. Талышева И. А., Пегова Х. А. Тренинг педагогического взаимодействия: учебное пособие – Елабуга, 2019. – 121 с.

  52. Талышева И. А., Пегова Х. Р. Практика личностно-ориентированного образования: Учебное пособие – Елабуга, 2020. – 126 с.

  53. Тетерина Н. Н., Лебедева А. С. Инновационная образовательная среда и ее компоненты [Электронный ресурс] – 2019. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-obrazovatelnaya-sreda-i-ee-komponenty (дата обращения: 11.05.2022).

  54. Трегубенко Е. Н. Вестник Луганского национального университета имени Тараса Шевченко – Луганск: Книга, 2018. – 100 с.

  55. Тюнников Ю. С. Педагогическая инноватика: системный мониторинг подготовки будущего учителя к инновационной деятельности: учебное пособие – Сочи: СГУ, 2020. – 50 с.

  56. Утемов В. В. Креативная педагогика: учебное пособие для вузов – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 237 с.

  57. Федосеева Т. Е., Сулимова И. Д., Терехина А. Е. Проблема развития смысложизненных ориентаций в старшем подростковом возрасте // Проблемы современного педагогического образования [Электронный ресурс] – 2018 – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-razvitiya-smyslozhiznennyh-orientatsiy-v-starshem-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 2.05.2022).

  58. Шамина Н. П. Анализ психолого-педагогических условий развития профессиональной компетентности будущих педагогов в современных исследованиях [Электронный ресурс] – 2014 – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-psihologo-pedagogicheskih-usloviy-razvitiya-professionalnoy-kompetentnosti-buduschih-pedagogov-v-sovremennyh-issledovaniyah (дата обращения: 7.05.2022).

  59. Шишарина Н. В. Инновации в образовании: сущность, функции, свойства и виды [Электронный ресурс] – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-obrazovanii-suschnost-funktsii-svoystva-i-vidy (дата обращения: 5.05.2022).

  60. Ященко Е.Ф. Активность субъекта как психологическая категория. Южно-Уральский государственный университет – 2017 – 50 с.