Файл: психологопедагогические условия развития у старшеклассников субъектной активности в инновационной образовательной среде.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, исходя из данных констатирующего этапа, свидетельствующих о том, что у старшеклассников средний уровень развития субъективной активности. На данном этапе нами была разработана и реализована программа занятий, направленная на повышение уровня развития субъективной активности старшеклассников.

Целью программы является развитие компонентов субъективной активности старшеклассников в рамках инновационной образовательной среды, а задачами были:

  • развитие умения сформулировать цель, исходя из объективной проблемы или на основе личной потребности (интереса);

  • развитие умения ставить задачи для реализации поставленной цели;

  • формирование навыков планирования деятельности по решению поставленных задач;

  • развитие навыков эмоциональной и волевой саморегуляции в ходе реализации планов;

  • развитие умения осуществлять текущий и итоговый контроль деятельности;

  • формирование умения оценки результата по критериям (сформулированным самостоятельно);

  • развитие умения осуществить рефлексию;

  • развитие самоценности, ответственности, заинтересованности в деятельности, самостоятельности, самореализации, социализации.

На формирующем этапе в исследовании участвовали обучающиеся 10 «А» класса, в количестве 14 человек, мальчики – 6 человек, девочки – 8 человек. Формирующий этап исследования состоял из разработки и реализации программы развивающих занятий. Всего было реализовано 10 занятий, которые проводились течении одного месяца. Данная программа представлена в приложении В.

Основой для составления программы послужили разработки А. Г. Грецова, Т. Н. Гущиной, О. Л. Высоцкой, Е.В. Суворовой., Е. В. Теленкова Е.В., М. В. Фокина, а также наработки Л. Анн, М. Р. Битяновой, Т. В. Бегловой, Т. А. Григоренко, Т. Гоноховой.

Итак, содержание развивающей работы с обучающимися старшего школьного возраста на формирующем этапе исследования заключалось в проведении различных игр и упражнений, направленных на развитие различных компонентов субъективной активности (самооценка, самопознание, ответственность, ценности, коммуникации, планирование, социализация, эмоциональное реагирование, рефлексия и другие).

Программа состоит из 10 взаимосвязанных групповых занятий с элементами тренинга. Продолжительность занятий – от 40 минут до 1 часа. Каждое занятие разбивается на определенные модули, которых должно быть не более четырех-пяти. Каждый модуль имеет логическое начало, продолжение и финал. Занятия строятся с учетом чередования теоретического и практического материала. Модули включают в себя разного рода активности:


  • Приветствие (ритуал, игры на знакомство, принятие членов группы).

  • Основной модуль (включает в себя мини-лекцию, мозговой штурм, ролевые игры, деловые игры, интерактивное обсуждение, кейс-stady).

  • Творческая деятельность (творческие игры, игры соревнования, метод фокальных объектов, игровые упражнения).

  • Завершение (рефлексия, обратная связь, резюме, прощание).

Особенно стоит отметить упражнение «Как стать личностью», где ребята загадывали личности известных предпринимателей и ярких представителей успешной деятельности (успешные люди современности), а потом их отгадывали. На данных примерах было активное и бурное обсуждение, что способствовало глубокому самоанализу и развитию навыков рефлексии, оценки результата. Также учащихся заинтересовало упражнение «Ищем достойный выход», где участники могли самостоятельно принимать решения и искать наиболее оптимальный выход из какой-либо проблемной ситуации. Заинтересованность и фантазия старшеклассников способствовала поиску достаточно креативных решений. Что позволило сформировать навыки планирования и эмоционально-волевой саморегуляции.

Необходимо отметить и блок «Семейные ценности». Учащиеся честно признались, что не задумывались на данные темы, однако, формирование осознанности на данном блоке достигло максимума продуктивности. Учащиеся грамотно старались обсуждать все ценности, как они влияют на нашу жизнь и ближайшее окружение. Принимали другую точку зрения спокойно и бесконфликтно, особенно отмечали упражнение «Моя жизнь». Какие бы ценности не выбирали старшеклассники, было отмечено, что выбор субъективен и индивидуален, основывается на личном опыте, воспитании и принципах.

В упражнении «Социальные роли» старшеклассники принимали активное участие, что способствовало расширению самопознания и самоидентификации. Участники задались вопросом, какого это, примеряться данные роли и как они влияют на нашу жизнь, способствуя принятию ответственности и важности социализации.

После проведения программы занятий по развитию субъективной активности старшеклассников в инновационной образовательной среде мы разработали методические рекомендации для родителей и педагогов-психологов. Данные методические рекомендации представлены в приложениях Г.

Для оценки степени эффективности проведенных мероприятий по развитию компонентов субъективной активности старшеклассников в рамках инновационной образовательной среды нами был проведен контрольный этап исследования. Цель контрольного этапа – анализ динамики развития субъективной активности старшеклассников. Методики контрольного этапа исследования: «Тест-опросник самоотношения (ОСО)» В. В. Столина и С. Р. Пантелеева, «Методика диагностики уровня субъективного контроля (УСК)» Дж. Роттера, модификация А. Г. Грецова, опросник «Диагностика субъектности» Е. Н. Волковой, «Изучение социализированности личности» М. И. Рожкова.



Повторно проведя диагностическую методику: «Тест-опросник самоотношения (ОСО)» В. В. Столина и С. Р. Пантелеева, мы убедились в положительной динамике уровня развития самоотношения у старшеклассников. Сравнение результатов до и после развивающих занятий формирующего этапа представлено на рисунке 6.




Рисунок 6 – Уровни развития самоотношения у старшеклассников по результатам диагностической методики «Тест-опросник самоотношения (ОСО)», автор В. В. Столин и С. Р. Пантелеев, на констатирующем и контрольном этапах исследования
По результатам, представленным на рисунке 6, мы видим, что низкий уровень самоотношения снизился на 7%, то есть у одного старшеклассника (Александр А.), в то время как высокий уровень самоотношения вырос на 15%, т.е. у двух старшеклассников (Владислав П., Дмитрий С.). Средний уровень снизился на 8%. Это говорит о том, что активность учащихся стала более мотивированной, решения осознанными, самостоятельность эффективнее, а самооценка укрепилась или стала выше.

Затем нами повторно была проведена диагностическая методика «Методика диагностики уровня субъективного контроля (УСК)» Дж. Роттера, модификация А. Г. Грецова. Обработав данные, получены следующие результаты, представленные на рисунке 7.



Рисунок 7 – Уровни развития субъективного контроля старшеклассников по результатам диагностической методики «Методика диагностики уровня субъективного контроля (УСК)» Дж. Роттера, автор А. Г. Грецов, на констатирующем и контрольном этапах исследования
Как можно заметить на рисунке 7, произошли следующие изменения. Низкий уровень субъективного контроля старшеклассников снизился на 7%, т.е. у одного испытуемого (Владислав П), а вот высокий увеличился на 7%, т.е. у одного респондента (Мария К.). Средний уровень остался без изменений. Это значит, что старшеклассники стали активнее полагаться на себя и нести ответственность за свои поступки и поведение, а не перекладывать ответственность на других.

Затем мы повторно провели диагностику «Диагностика субъектности» Е. Н. Волковой и обработав данные, получили следующие результаты, представленные на рисунке 8.



Рисунок 8 – Уровни развития субъектности у старшеклассников по результатам диагностической методики «Диагностика субъектности», автор Е. Н. Волкова, на констатирующем и контрольном этапах исследования
Как можно заметить на рисунке 8 уровень субъектности изменился в положительную сторону. Низкий уровень субъектности старшеклассников снизился на 21%, т. е. у трех обучающихся (Александра А., Самира А., Яна М.), а высокий уровень также увеличился на 21%, т. е трех испытуемых (Андрей К., Владислав П., Елизавета Ш.). Изменения коснулись всех компонентов субъектности. Это значит, что старшеклассники стали больше проявлять активности к изучению своей личности, своей уникальности, а также проявлять эмпатические способности (понимание и принятие другого). Также стоит отметить изменения в шкале ответственности, испытуемые стали гораздо ответственнее, принимая последствия принятых ими решений.


Далее мы повторно провели диагностическую методику «Изучение социализированности личности», полученные результаты представлены на рисунке 9.



Рисунок 9 – Уровни развития социализированности старшеклассников по результатам диагностической методики «Изучение социализированности личности», автор М. И. Рожков, на констатирующем и контрольном этапах исследования
По рисунку видно, что низкий уровень социализированности снизился на 7%, т. е. у одного испытуемого (Александра А.). Высокий уровень увеличился на 14%, что соответствует двум старшеклассникам (Анастасия З., Владислав П.). Полученные данные свидетельствуют о том, что старшеклассники стали более конкретны в своих ценностных ориентирах и смелее в принимаемых ими решениях, как в образовательной, так и во внеучебной деятельности. Также стали проявлять больший интерес к различным новостям из разных сфер общества (наука, литература и другие).

Финальным этапом стало сравнение уровня субъективной активности старшеклассников на констатирующем и контрольном этапах исследования. Динамика уровня развития субъективной активности старшеклассников в инновационной образовательной среде представлена на рисунке 10.



Рисунок 10 – Уровень развития субъективной активности старшеклассников на констатирующем и контрольном этапах исследования

Анализ данных, который был получен по результатам исследования, показал, что в целом, наблюдается позитивная динамика развития субъективной активности старшеклассников, в частности низкий уровень понизился на 7%, т.е. у одного старшеклассника (Александр А). Высокий уровень увеличился на 29%, т.е. у четырех респондентов (Анастасия З., Андрей К., Владислав П., Мария К.). Средний уровень снизился на 22%. Тем самым, старшеклассники стали более осознанными, проявляя навыки рефлексии и анализа, самостоятельными и ответственными, а также коммуникабельны и активнее в деятельности.

Более подробно с результатами методик на контрольном этапе исследования можно ознакомиться в приложении Д, Е.

Гипотеза исследования была подтверждена, цель достигнута, поставленные задачи последовательно решены.
Выводы по второй главе

Для подтверждения гипотезы, которая состояла в том, что развитие субъективной активности старшеклассников в инновационной образовательной среде будет успешным, при создании следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих: учет возрастных и