Файл: Контрольные вопросы экзамена по дисциплине Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 787

Скачиваний: 72

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. 1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   23


Учебные занятия как форма физической подготовки (цель, выделяемый объем времени, виды, содержание, в каких документах отражается).


Учебные занятия по физической подготовке являются основной формой физической подготовки. Они обязательны для всех категорий военнослужащих.

Учебные занятия по физической подготовке направлены на развитие и постоянное совершенствование физических качеств, формирование и совершенствование военно-прикладных двигательных навыков, улучшение физического развития, укрепление здоровья и повышение устойчивости организма военнослужащих к воздействию неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности. В ходе учебных занятий формируются теоретические знания и организаторско-методические умения личного состава. Они способствуют повышению военно-специальной подготовленности, воспитанию морально-политических и психических качеств военнослужащих, совершенствованию боевой слаженности воинских подразделений. Учебные занятия как основная форма физического совершенствования личного состава армии и флота, а также сотрудников других силовых министерств и ведомств характеризуются следующими особенностями.

Приоритетность в решении задач физического совершенствования военнослужащих. Учебные занятия по физической подготовке располагают наибольшими возможностями по воздействию на личный состав. Им присущи практически все функции, которыми обладает физическая подготовка в целом как составная часть системы боевого совершенствования войск. Не случайно исторически сложилось так, что физическая подготовка как предмет боевой подготовки войск и как составная часть системы боевого совершенствования имеет одно и то же наименование. Учебные занятия оказывают комплексное воздействие на все стороны личности военнослужащих, обеспечивая их обучение, развитие и воспитание, а также боевое слаживание воинских подразделений. В ходе учебных занятий могут успешно решаться все общие и специальные задачи физической подготовки. Эта особенность в наибольшей мере выделяет учебные занятия среди других форм физического совершенствования личного состава.

Обязательность учебных занятий для всех категорий военнослужащих. Все военнослужащие независимо от возраста, пола, служебного положения, звания и состояния здоровья, привлекаются к регулярным занятиям по физической подготовке, которые проводятся из расчёта:



для военнослужащих по контракту и по призыву – не менее 5 часов в неделю (в регламенте служебного времени и распорядке дня);

для курсантов вузов, курсантов учебных воинских частей – 4 учебных часа в неделю в сетке расписания занятий;

для слушателей вузов – 4 учебных часа в неделю, два двухчасовых занятия (одно аудиторное занятие, другое в часы самостоятельной работы).

Регламентирование продолжительности и времени проведения учебных занятий. Наставлением по физической подготовке установлена определённая продолжительность учебных занятий (50 или 100 мин). Проводятся они в часы, предусмотренные распорядком дня, расписанием занятий и другими документами, разрабатываемыми в воинской части, подразделениях.

Определение содержания учебных занятий специальными программами. Перечень разделов (тем), их содержание, объём учебного времени, рациональная последовательность проведения занятий, организационно-методические указания по обучению военнослужащих определяются специальными программами по боевой (физической) подготовке для подразделений различных родов войск (сил флота) и специальных войск, физической подготовки офицеров и военнослужащих-женщин. В них предусматривается решение как общих, так и специальных задач физической подготовки. Программы разрабатываются на основе Наставления по физической подготовке, руководств по физической подготовке в видах (родах войск) Вооруженных сил и утверждаются соответствующими начальниками.

Прохождение на учебных занятиях всех этапов обучения физическим упражнением. На учебных занятиях в наиболее полном виде отражаются все этапы процесса обучения: ознакомление, разучивание, совершенствование. Это обеспечивает эффективное овладение новыми физическими упражнениями, формирование прочных военно-прикладных двигательных навыков, привитие необходимых теоретических знаний и организаторско-методических умений, развитие физических и специальных качеств. Уровень физической подготовленности военнослужащих, достигнутый в ходе учебных занятий, поддерживается и повышается в процессе других форм физической подготовки.

Учебные занятия по физической подготовке подразделяются на теоретические и практические.

Теоретические занятия направлены на овладение военнослужащими необходимыми знаниями, предусмотренными программой обучения на повышение их сознательности, целеустремлённости и активности в решении задач физической подготовки. Они проводятся в виде лекций и семинаров.


Лекции составляют фундамент теоретической подготовки военнослужащих. Они имеют целью дать систематизированные научные знания по теоретическим основам физической подготовки войск, сконцентрировать внимание на наиболее сложных и узловых вопросах процесса физического совершенствования военнослужащих и управления данным процессом. Содержание каждой лекции обычно группируется в 2 - 3 учебных вопроса, в ней должны быть введение и заключение. Лекции, как правило, носят проблемный характер и имеют практическую направленность.

Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам) теоретической подготовки. Главная задача семинаров – углубить и закрепить знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Для эффективного проведения семинаров необходимо обеспечивать высокую активность обучаемых при обсуждении учебных вопросов и создавать при этом атмосферу творческой дискуссии.

Практические занятия являются основным видом учебных занятий по физической подготовке. Они должны иметь учебно-тренировочную и методическую направленность. В соответствии с этим практические занятия делятся на учебно-тренировочные и методические.


  1. Спортивно-массовая работа как форма физической подготовки (цель, выделяемый объем времени, виды, содержание, в каких документах отражается).


Спортивно-массовая работа представляет собой специфическую деятельность командиров, специалистов по физической подготовке, общественного спортивного актива, а также других категорий личного состава по развитию массового спорта в воинских частях и подразделениях. Систематические занятия массовым спортом являются важной формой физического совершенствования военнослужащих, так как они обеспечивают не только рост спортивного мастерства, но и значительное повышение уровня их физической подготовленности.

В армии и на флоте существует и так называемый спорт высших достижений. Он определённым образом взаимосвязан с массовым спортом и в то же время существенно отличается от него. Одним из таких отличий, причём наиболее принципиальных, является то, что спорт высших достижений имеет своей целью достижение максимальных спортивных результатов, он фактически функционирует вне рамок физической подготовки войск.

Спортивно-массовая работа направлена на физическое совершенствование военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных сил и членов их семей, и предназначена для организации и проведения физкультурно-спортивных мероприятий, повышение физической подготовленности, организацию досуга и пропаганду здорового образа жизни. Спортивно-массовая работа в воинской части (вузе) включает массовый спорт и подготовку сборных команд по военно-прикладным видам спорта.


Как форма физического совершенствования личного состава армии и флота спортивно-массовая работа характеризуется следующими особенностями.

Сочетание обязательности занятий спортом с добровольностью в выборе видов спорта для спортивного совершенствования. Спортивно-массовая работа в воинской части проводится три раза в неделю: два раза по 1 ч в рабочие дни в свободное от занятий время и 3 ч в выходные и праздничные дни. Указанное время для занятий спортом предусматривается распорядком дня воинской части. Все военнослужащие обязаны постоянно участвовать в спортивно-массовой работе. Для этого они привлекаются к учебно-тренировочным занятиям по спорту, к участию в массовых спортивных и военно-спортивных соревнованиях и других мероприятиях. Вместе с тем, военнослужащим предоставляется возможность добровольного выбора вида спорта, в котором они совершенствуют своё спортивное мастерство, организаторско-методические умения или судейские навыки. Это позволяет не только вовлечь весь личный состав в систематические занятия спортом, но и учесть индивидуальные способности и интересы каждого военнослужащего.

Перенесение воинами в процессе занятий спортом максимальных физических нагрузок и психических напряжений. Занятия спортом немыслимы без постоянного стремления к повышению спортивного мастерства, к победе над своими спортивными соперниками. Это стремление и бескомпромиссность спортивной борьбы являются мощным стимулом непрерывного физического совершенствования военнослужащих и в то же время требуют максимального напряжения организма и психики. Достижение спортивных успехов возможно только на основе напряженной тренировки. Характерными для неё являются большой объём и высокая интенсивность физической нагрузки. На определённом этапе спортивной тренировки используются максимальные физические нагрузки, моделирующие условия соревнований. Занятия спортом связаны с большими психическими напряжениями, обусловленными противоборством соперников, повышенной ответственностью за честь своего подразделения или воинской части, обстановкой соревнований и другими факторами. То обстоятельство, что для спорта характерны особенно высокие физические нагрузки и психические напряжения, позволяет широко использовать его для воспитания у военнослужащих воли к победе и других психических качеств, необходимых для достижения успеха в бою.