Файл: Конспект Тема Педагогика как наука. Предмет, объект, функции, задачи. Основные категории. Система педагогических наук, связь с другими науками.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 222
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Общие факторы, определяющие выбор методов воспитания:
-
Цели и задачи воспитания. -
Содержание воспитания. -
Возрастные особенности. Это и социальный уровень, и уровень развития психологических и нравственных качеств (например: методы подходящие первому классу - не подходят десятому). -
Уровень сформированности коллектива. -
Индивидуальные и личностные особенности воспитанника. Гуманный воспитатель будет стремиться применить такие методы, которые дают возможность каждой личности развить свои способности, реализовать свое «я». -
Средства воспитания – это весь мир. Педагогическая техника: речь, мимика, движение. Средства массовой информации, наглядные пособия, произведения искусства. -
Уровень педагогической квалификации. -
Время воспитания (когда времени мало, а цели большие применяются сильнодействующие методы). -
Ожидаемые последствия.
Общий принцип выбора методов - гуманный подход к ребенку.
Методы воспитания проявляют свое содержание через:
-
Непосредственное влияние на воспитанника (пример, требование, приучение). -
Создание условий и ситуаций, которые вынуждают воспитанника изменить свое отношение, позицию. -
Создание общественного мнения. -
Общение, деятельность организованные воспитателем. -
Процессы передачи информации в целях образования, а затем самообразования. -
Погружение в мир искусства и творчества.
Формы воспитания – это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.
В отличие от метода, который характеризуется содержательно-процессуальной (внутренней) стороной процесса, форма (лат. «наружный, внешнее очертание») отражает внешнюю сторону организации воспитательного процесса.
Системный анализ позволяет определить форму воспитания как совокупность актов, организаторских приемов (действий) и воспитательных средств взаимодействия между субъектами воспитания. Под организаторскими приемами принято понимать действия, позволяющие решить конкретные организаторские задачи.
Организаторские приемы | Воспитательные средства | |
жеребьевку или свободный выбор, обязательные задания или задания по выбору, аукцион лучших идей или обсуждение всех предложений и т.д. Организаторские приемы способствуют решению задач распределения поручений, порядка проведения, вовлечения игроков, размещения участников (круг, полукруг или в ряд), правильной оценки их действий и т.д | – это предметы материальной или духовной культуры, окружающая среда или условия, используемые для достижения воспитательных целей. Воспитательные средства могут быть прямого (непосредственного) и косвенного (опосредованного) воздействия. | |
Прямого (непосредственного) воздействия | Косвенного (опосредованоого) воздействия | |
организационные правила и условия, регулирующие поведение и деятельность участников (приветствия команд, условия выхода из игры, мажорный фон, поддержка болельщиков, «непререкание» с судьей) | элементы музыкального, художественного, иллюстративно-наглядного, светового оформления (музыкальные заставки и паузы, устные журналы, кино и видео сюжеты, дизайн, костюмирование). |
Обобщенная структура любой формы включает в себя три неотъемлемых этапа: подготовка – проведение – анализ.
Однако многие формы обладают более сложной структурой, которая может включать в себя, например, предварительную подготовку, групповое планирование, коллективногрупповую подготовку, групповую рефлексию, коллективную оценку.
Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов:
-
Цель воспитания. -
Содержание и направленности воспитательных задач. -
Возраст учащихся. -
Уровень их воспитанности и личного социального опыта. -
Особенности детского коллектива и его традиций. -
Особенности и традиции региона. -
Технические и материальные возможности школы. -
У ровень профессионализма учителя.
Основные типы форм воспитательного процесса: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам:
-
по целевой направленности; -
по позиции участников воспитательного процесса; -
по объективным воспитательным возможностям.
Мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Характерные признаки: созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Виды форм: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.п.
Как определенный тип формы работы мероприятие можно выбирать:
-
когда нужно решить просветительские задачи; -
когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности; -
когда организаторские функции слишком сложны для детей; -
когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо; -
когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка.
Дела – это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство.
Виды форм: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.
По характеру реализации форм-дел различают три их подтипа:
-
дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально; -
творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива, которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение; -
коллективные творческие дела (КТД), в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.
Среди всех форм воспитательной работы КТД обладают объективными наибольшими воспитательными возможностями, так как они:
-
предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества; -
обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта; -
способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию и мобильности внутриколлективных связей и отношений; -
эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.
Игры – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.
Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями.
Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.
Отличия форм:
Мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия.
Дела делаются для кого-то или для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность.
Игры же самоценны, как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.
В практике воспитательной работы имеет место такое явление, как «перерождение форм» из одного типа в другой при их реализации.
Переход форм из одного вида в другой «по лесенке»: Мероприятия -> Игры -> Дела наиболее благоприятен с точки зрения возрастания воспитательных возможностей форм. Переход в обратном направлении неблагоприятен и нежелателен.
Вариации форм:
-
По времени подготовки и проведения:
-
экспромт; -
относительно длительная предварительная подготовка.
-
По способу организации:
-
организуемые одним человеком; -
организуемые группой участников; -
организуемые коллективно.
-
По характеру включения в деятельность:
-
обязательное участие; -
добровольное участие.
-
По взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми:
-
«открытые» (для других, совместно с другими); -
«закрытые» (для своего коллектива).
-
По методам воспитания:
-
словесные (конференции); -
практические (походы); -
наглядные (выставки).
-
По направлению воспитательной работы или видам деятельности:
-
организация познавательно-развивающей деятельности; -
нравственное воспитание; -
эстетическое воспитание; -
физическое воспитание.
Воспитательный процесс – это объективно сложное и разноплановое явление, поэтому эффективная воспитательная деятельность может быть организована только путем комплексного использования различных форм организации педагогического процесса.
Беседа – это способ взаимодействия между субъектами воспитания, так и форму – внешнее отражение этого взаимодействия в конкретных временных, пространственных, организационно-процессуальных нормах и правилах (во сколько, где, с кем, в какой последовательности и т.д.).
Технология проведения беседы как формы воспитательного взаимодействия включает в себя фазы (этапы):
1. Начальная фаза беседы.
2. Фаза передачи информации.
3. Фаза аргументирования.
4. Фаза опровержения доводов слушателей и убеждение в правоте
ваших мыслей.
6. Заключительная фаза беседы.
Диспут – публичный спор, публичная защита позиций и мнений. Диспут как форму воспитательной работы рекомендуется использовать в средних классах, когда у детей актуальна потребность в самоутверждении, отстаивании своих позиций, формировании своей системы ценностей.
В настоящее время сложилась определенная иерархия систем в области педагогики: педагогическая, дидактическая, воспитательная системы и система воспитательной работы
.
Система воспитательной работы в школе – это система взаимосвязанных воспитательных ситуаций, дел, мероприятий, игр и т.д., направленных на решение поставленной воспитательной цели
Условные этапы в развитии воспитательной работы:
-
этап становления воспитательной системы; -
этап отработки содержания деятельности и структуры воспитательной системы; -
этап оформления и завершения; -
этап обновления и перестройки системы.
Отношения – это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.
Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Тема 9. Введение в дидактику
Дидактика (от греч. didakitos - поучающий, didasko - изучающий) - отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы образования и обучения в их наиболее общем виде.
-
Выявляет закономерности, принципы обучения, задачи, содержание образования, формы и методы преподавания и учения, стимулирования и контроля в учебном процессе, характерные для всех учебных предметов, на всех возрастных этапах обучения. -
Изучает закономерности и специфику образования и обучения в общеобразовательной, профессиональной, средней специальной, высшей школе и других системах обучения.
Объект дидактики – процесс обучения.
Предмет – вскрытие закономерностей процесса обучения, изучение системы отношений: ученик - учебный материал, учитель-ученик, ученик-другие ученики.
Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфгана Ратке (1571-1635) для обозначения искусства обучения.
Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я.А. Коменский.
В начале XIX века немецкий педагог И.Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения.
Основные категории дидактики
Категория | Определение |
Обучение | – целенаправленный процесс взаимодействия педагога с учащимися, их совместной деятельности, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие. Общение, в ходе которого происходит накопление знаний, умений, навыков, развитие, образование. Обучение делится на преподавание и учение. |
Преподавание | – упорядоченная деятельность педагога, направленная на реализацию цели обучения, обеспечение информирования, осознания и практического применения знаний. |
Учение | – процесс деятельности учащегося по освоению знаний, умений и навыков, опыта, творчества и эмоционально-ценностных отношений, в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности, применяются ранее приобретенные знания и навыки. |
Образование | – процесс становления культурного человека и результат обучения, система приобретенных знаний, умений, навыков, способов мышления, мировоззрения, нравственности и общей культуры. |
Знания | – информация, которая может преобразовываться и использоваться, совокупность информационных идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом. И.Н. Лернер говорит о трех уровнях знаний: усвоение и воспроизведение, использование на практике, перенос на нестандартные ситуации. |
Умения | – овладение способами применения знаний на практике. Разделяются на четыре группы: общечеловеческие, общие учебные (письмо), поисково-информационные (библиотеки), организационные. |
Навыки | – умения, доведенные до автоматизма. |
Цель в дидактике | – образ конечного результата, то, к чему стремится процесс обучения. |
Содержание | – система знаний, умений, навыков, способов деятельности и мышления, ценностных отношений, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения. |
Познавательная активность | – характеристика деятельности учащихся, заключающаяся в мобилизации интеллектуальных, нравственных и волевых сил для решения учебно-познавательной задачи. Без активности учащегося процесс обучения не состоится. Однако и учитель должен активно воздействовать на учащихся, мотивировать их. |