Файл: Конспект Тема Педагогика как наука. Предмет, объект, функции, задачи. Основные категории. Система педагогических наук, связь с другими науками.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 222

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общие факторы, определяющие выбор методов воспитания:

  1. Цели и задачи воспитания.

  2. Содержание воспитания.

  3. Возрастные особенности. Это и социальный уровень, и уровень развития психологических и нравственных качеств (например: методы подходящие первому классу - не подходят десятому).

  4. Уровень сформированности коллектива.

  5. Индивидуальные и личностные особенности воспитанника. Гуманный воспитатель будет стремиться применить такие методы, которые дают возможность каждой личности развить свои способности, реализовать свое «я».

  6. Средства воспитания – это весь мир. Педагогическая техника: речь, мимика, движение. Средства массовой информации, наглядные пособия, произведения искусства.

  7. Уровень педагогической квалификации.

  8. Время воспитания (когда времени мало, а цели большие применяются сильнодействующие методы).

  9. Ожидаемые последствия.

Общий принцип выбора методов - гуманный подход к ребенку.

Методы воспитания проявляют свое содержание через:

  1. Непосредственное влияние на воспитанника (пример, требование, приучение).

  2. Создание условий и ситуаций, которые вынуждают воспитанника изменить свое отношение, позицию.

  3. Создание общественного мнения.

  4. Общение, деятельность организованные воспитателем.

  5. Процессы передачи информации в целях образования, а затем самообразования.

  6. Погружение в мир искусства и творчества.

Формы воспитания – это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.

В отличие от метода, который характеризуется содержательно-процессуальной (внутренней) стороной процесса, форма (лат. «наружный, внешнее очертание») отражает внешнюю сторону организации воспитательного процесса.
Системный анализ позволяет определить форму воспитания как совокупность актов, организаторских приемов (действий) и воспитательных средств взаимодействия между субъектами воспитания. Под организаторскими приемами принято понимать действия, позволяющие решить конкретные организаторские задачи.

Организаторские приемы

Воспитательные средства

жеребьевку или свободный выбор, обязательные задания или задания по выбору, аукцион лучших идей или обсуждение всех предложений и т.д.

Организаторские приемы способствуют решению задач распределения поручений, порядка проведения, вовлечения игроков, размещения участников (круг, полукруг или в ряд), правильной оценки их действий и т.д


– это предметы материальной или духовной культуры, окружающая среда или условия, используемые для достижения воспитательных целей.

Воспитательные средства могут быть прямого (непосредственного) и косвенного (опосредованного) воздействия.

Прямого (непосредственного) воздействия

Косвенного (опосредованоого) воздействия

организационные правила и условия, регулирующие поведение и деятельность участников (приветствия команд, условия выхода из игры, мажорный фон, поддержка болельщиков, «непререкание» с судьей)

элементы музыкального, художественного, иллюстративно-наглядного, светового оформления (музыкальные заставки и паузы, устные журналы, кино и видео сюжеты, дизайн, костюмирование).




Обобщенная структура любой формы включает в себя три неотъемлемых этапа: подготовка – проведение – анализ.

Однако многие формы обладают более сложной структурой, которая может включать в себя, например, предварительную подготовку, групповое планирование, коллективногрупповую подготовку, групповую рефлексию, коллективную оценку.

Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов:

  1. Цель воспитания.

  2. Содержание и направленности воспитательных задач.

  3. Возраст учащихся.

  4. Уровень их воспитанности и личного социального опыта.

  5. Особенности детского коллектива и его традиций.

  6. Особенности и традиции региона.

  7. Технические и материальные возможности школы.

  8. У ровень профессионализма учителя.

Основные типы форм воспитательного процесса: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам:

  • по целевой направленности;

  • по позиции участников воспитательного процесса;

  • по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Характерные признаки: созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Виды форм: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.п.

Как определенный тип формы работы мероприятие можно выбирать:

  • когда нужно решить просветительские задачи;

  • когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности;

  • когда организаторские функции слишком сложны для детей;

  • когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо;

  • когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка.

Дела – это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство.



Виды форм: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.

По характеру реализации форм-дел различают три их подтипа:

  • дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально;

  • творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива, которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение;

  • коллективные творческие дела (КТД), в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.

Среди всех форм воспитательной работы КТД обладают объективными наибольшими воспитательными возможностями, так как они:

  • предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества;

  • обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;

  • способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию и мобильности внутриколлективных связей и отношений;

  • эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.

Игры – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями.

Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.

Отличия форм:

Мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия.

Дела делаются для кого-то или для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность.

Игры же самоценны, как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.

В практике воспитательной работы имеет место такое явление, как «перерождение форм» из одного типа в другой при их реализации.

Переход форм из одного вида в другой «по лесенке»: Мероприятия -> Игры -> Дела наиболее благоприятен с точки зрения возрастания воспитательных возможностей форм. Переход в обратном направлении неблагоприятен и нежелателен.


Вариации форм:

  1. По времени подготовки и проведения:

  • экспромт;

  • относительно длительная предварительная подготовка.

  1. По способу организации:

  • организуемые одним человеком;

  • организуемые группой участников;

  • организуемые коллективно.

  1. По характеру включения в деятельность:

  • обязательное участие;

  • добровольное участие.

  1. По взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми:

  • «открытые» (для других, совместно с другими);

  • «закрытые» (для своего коллектива).

  1. По методам воспитания:

  • словесные (конференции);

  • практические (походы);

  • наглядные (выставки).

  1. По направлению воспитательной работы или видам деятельности:

  • организация познавательно-развивающей деятельности;

  • нравственное воспитание;

  • эстетическое воспитание;

  • физическое воспитание.

Воспитательный процесс – это объективно сложное и разноплановое явление, поэтому эффективная воспитательная деятельность может быть организована только путем комплексного использования различных форм организации педагогического процесса.

Беседа – это способ взаимодействия между субъектами воспитания, так и форму – внешнее отражение этого взаимодействия в конкретных временных, пространственных, организационно-процессуальных нормах и правилах (во сколько, где, с кем, в какой последовательности и т.д.).

Технология проведения беседы как формы воспитательного взаимодействия включает в себя фазы (этапы):

1. Начальная фаза беседы.

2. Фаза передачи информации.

3. Фаза аргументирования.

4. Фаза опровержения доводов слушателей и убеждение в правоте

ваших мыслей.

6. Заключительная фаза беседы.

Диспут – публичный спор, публичная защита позиций и мнений. Диспут как форму воспитательной работы рекомендуется использовать в средних классах, когда у детей актуальна потребность в самоутверждении, отстаивании своих позиций, формировании своей системы ценностей.

В настоящее время сложилась определенная иерархия систем в области педагогики: педагогическая, дидактическая, воспитательная системы и система воспитательной работы
.

Система воспитательной работы в школе – это система взаимосвязанных воспитательных ситуаций, дел, мероприятий, игр и т.д., направленных на решение поставленной воспитательной цели

Условные этапы в развитии воспитательной работы:

  1. этап становления воспитательной системы;

  2. этап отработки содержания деятельности и структуры воспитательной системы;

  3. этап оформления и завершения;

  4. этап обновления и перестройки системы.

Отношения – это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.

Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Тема 9. Введение в дидактику
Дидактика (от греч. didakitos - поучающий, didasko - изучающий) - отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы образования и обучения в их наиболее общем виде.

  1. Выявляет закономерности, принципы обучения, задачи, содержание образования, формы и методы преподавания и учения, стимулирования и контроля в учебном процессе, характерные для всех учебных предметов, на всех возрастных этапах обучения.

  2. Изучает закономерности и специфику образования и обучения в общеобразовательной, профессиональной, средней специальной, высшей школе и других системах обучения.

Объект дидактики – процесс обучения.

Предмет – вскрытие закономерностей процесса обучения, изучение системы отношений: ученик - учебный материал, учитель-ученик, ученик-другие ученики.




Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфгана Ратке (1571-1635) для обозначения искусства обучения.
Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я.А. Коменский.

В начале XIX века немецкий педагог И.Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения.

Основные категории дидактики

Категория

Определение

Обучение

– целенаправленный процесс взаимодействия педагога с учащимися, их совместной деятельности, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие. Общение, в ходе которого происходит накопление знаний, умений, навыков, развитие, образование. Обучение делится на преподавание и учение.

Преподавание

– упорядоченная деятельность педагога, направленная на реализацию цели обучения, обеспечение информирования, осознания и практического применения знаний.

Учение

– процесс деятельности учащегося по освоению знаний, умений и навыков, опыта, творчества и эмоционально-ценностных отношений, в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности, применяются ранее приобретенные знания и навыки.

Образование

– процесс становления культурного человека и результат обучения, система приобретенных знаний, умений, навыков, способов мышления, мировоззрения, нравственности и общей культуры.

Знания

– информация, которая может преобразовываться и использоваться, совокупность информационных идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом. И.Н. Лернер говорит о трех уровнях знаний: усвоение и воспроизведение, использование на практике, перенос на нестандартные ситуации.

Умения

– овладение способами применения знаний на практике. Разделяются на четыре группы: общечеловеческие, общие учебные (письмо), поисково-информационные (библиотеки), организационные.

Навыки

– умения, доведенные до автоматизма.

Цель в дидактике

– образ конечного результата, то, к чему стремится процесс обучения.

Содержание

– система знаний, умений, навыков, способов деятельности и мышления, ценностных отношений, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения.

Познавательная активность

– характеристика деятельности учащихся, заключающаяся в мобилизации интеллектуальных, нравственных и волевых сил для решения учебно-познавательной задачи. Без активности учащегося процесс обучения не состоится. Однако и учитель должен активно воздействовать на учащихся, мотивировать их.