Файл: Конспект Тема Педагогика как наука. Предмет, объект, функции, задачи. Основные категории. Система педагогических наук, связь с другими науками.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 223

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К основным категориям дидактики так же относится организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям «дидактическая система» и «технология обучения».

Задачи дидактики:

  1. Научное описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации.

  2. Усовершенствование процесса обучения и создание новых технологий обучения.


Как теория обучения и образования дидактика разрабатывает следующие проблемы:

  • она определяет педагогические основы содержания образования;

  • исследует сущность, закономерности и принципы обучения, а также пути повышения его развивающего влияния на учащихся;

  • изучает закономерности учебно-познавательной деятельности учащихся и пути ее активизации в процессе обучения;

  • разрабатывает систему общепедагогических методов обучения и условия их наиболее эффективного применения;

  • определяет и совершенствует организационные формы учебной работы в образовательно-воспитательных учреждениях.

Главные функции:

  1. Теоретическую (главным образом, диагностическую и прогностическую).

  2. Практическую (нормативную, инструментальную).

Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику.

Предмет исследования общей дидактики - процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит.

Частные дидактики называют методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.

Основополагающие требования к практической организации учебного процесса педагогике принято называть дидактическими принципами:

  • Обучение должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность.

  • Обучение должно характеризоваться связью теории с практикой.

  • Обучение должно быть наглядным.

  • Обучение должно быть активным и сознательным.

  • Обучение должно быть доступным.

  • Обучение должно быть систематическим и последовательным.

  • Обучение должно быть прочным.

Правила - конкретные указания учителю в том, как нужно действовать в типичной педагогической ситуации. Это руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Правила вытекают из принципов обучения.


Обучение как целостная система. Охарактеризовать процесс обучения как систему можно только в динамике, проследив за ее составом (элементами), структурой (связями) в соответствии с функциями:



Характерные черты учебного процесса как системы:

  • целостность в единстве учения и преподавании, объединении знаний, умений, навыков в систему мировоззрения;

  • системность, комплексность;

  • целенаправленность и упорядоченность;

  • динамичность;

  • неопределенность результата.

Главные звенья взаимодействия учебного процесса

Деятельность педагога

Деятельность обучаемых

Разъяснение учащимися целей и задач обучения

Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения

Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами)

Восприятие новых знаний, умений

Управление процессом осознания и приобретения знаний и умений

Анализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация

Управление процессом перехода от теории к практике

Приобретение умений и навыков, их систематизация

Организация эвристической и исследовательской деятельности

Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем

Проверка, оценка измерений в обученности и развитии учащихся

Самоконтроль, самодиагностика достижений

Для обучения характерны следующие признаки:

  1. Двусторонний характер.

  2. Совместная деятельность учителей и учащихся.

  3. Руководство со стороны учителя, заключающееся в организация деятельности учащихся, их стимулировании и мотивации

  4. Развитие творческих способностей.

  5. Планомерная организация и управление.

  6. Целостность и единство целей, средств и результат.

  7. Соответствие закономерностям возраста.

  8. Наряду с обучением, развитие и воспитание учащихся.


Функции - отображение свойств какого-либо объекта. Функции характеризуют сущность процесса обучения.

  1. Образовательная. Состоит в том, что процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, мировоззрения и опыта творческой деятельности. Имеет значение то, что усвоенные знания должны характеризоваться полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.

  2. Развивающая. Обозначает то, что в процессе обучения происходит развитие обучаемого обо всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер личности.

  3. Воспитательная. Состоит в формировании нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы.

Для понимания роли обучения как средства развития и формирования личности большое значение имеет то, что этот процесс не сводится только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических знаний и умений. Обучение оказывает более широкое развивающее и формирующее влияние на личность.

Знания как предмет усвоения имеют 3 взаимосвязанных стороны:

  1. Теоретическую.

  2. Практическую.

  3. Мировоззренческо-нравственную.

При правильно поставленном обучении учащиеся овладевают всеми этими тремя сторонами материала.
Тема 10. Образование как система и процесс
Образование - специальная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития индивида в процессе усвоения им ценностей культуры, синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и социализации, т.е. многоуровневое пространство, создающее условия для развития личности.

Образование как социальная система - сеть образовательных учреждений страны - детских садов (дошкольных образовательных учреждений), школ, училищ, вузов.

Модели образования:

  1. Государственная ведомственная модель.

  2. Традиционная модель (Ж. Мажо, Д. Равич) - модель систематического классического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого.

  3. Рационалистическая (П. Блум, Б. Скиннер) предполагает такую организацию обучения, которая обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу, это практикоориентированное, например, технологическое образование).

  4. Феноменологическая (А. Маслоу, К. Роджерс) транслирует гуманистическую парадигму образования, учитывает индивидуальные психологические особенности личности, предполагает персональный характер обучения. Отвергает взгляд на школу как образовательный конвейер.

  5. Неинституциональная (П. Гудман, Л. Бернар) ориентирована на организацию образования вне образовательных институтов с помощью Internet, дистанционного обучения.


Основными элементами образования как учебно-воспитательной системы (по И.П. Радченко) являются цели, содержание, методы, средства, формы, образовательная среда, результаты образования.

Цели образования:

  1. Развитие индивида, его личностных способностей, которые нужны ему и обществу.

  2. Обеспечение эффективного самообразования за пределами образовательных систем.

Цели образования – это сознательно определенные, ожидаемые результаты, которых стремится достичь данное общество, страна с помощью сложившейся системы образования. Это конкретное описание программы развития человека средствами образования, описание системы знаний, умений, навыков и отношений, которыми должен овладеть обучающийся по окончании учебного заведения. Определяются политикой государства, учебными заведениями.

Содержание образования составляют:

  1. Система знаний о природе, обществе и себе.

  2. Система общих интеллектуальных и практических навыков и умений.

  3. Опыт творческой, поисковой деятельности.

  4. Опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека. Это нормы отношения к миру, себе, другим людям, включающие в себя не только знание мировоззренческих идей, но и убежденность в их истинности, гуманистические отношения, проявляющееся в поведении.

Носители содержания образования:

  1. Государственный образовательный стандарт - обязательный нормативный документ, включающий в себя федеральный, региональный, национальный компоненты содержания образования. Определяет также максимальный объем учебной нагрузки учащихся, требования к уровню подготовки выпускников и др.

  2. Базисный учебный план - нормативный документ для конкретного образовательного учреждения. Содержит перечень изучаемый предметов, последовательность и сроки их изучения, минимальное и предельное количество часов по каждому предмету и т.д.

  3. Учебная программа - нормативный документ, определяющий содержание по каждому учебному предмету, объем времени на изучение предмета и отдельных тем. Составляется педагогом, преподающим данный учебный предмет.

  4. Учебники, в том числе электронные, сеть Интернет и т.д.

Система образования - открытая, развивающая, эффективная система, если соответствует времени и основывается на стратегии развития общества и человека в нем. Ориентирована на будущее и постоянно обновляется целями, содержанием и т.д.


Образование как процесс - отражает этапы и специфику развития образовательной системы как изменение ее состояния за конкретный временной период.

На современном этапе можно выделить следующие характеристики образования как процесса:

  1. Гуманизация.

  2. Диверсификация.

  3. Интеграция.

  4. Внедрение новых технологий.

  5. Формирование творческой личности, индивидуализация.

  6. Многоуровневость.

  7. Стандартизация.

  8. Информатизация.

Принципы формирования содержания образования:

  1. Научность.

  2. Последовательность.

  3. Систематичность.

  4. Историзм.

  5. Соответствие возрастным возможностям.

  6. Связь с жизнью, актуальность.

Образование как процесс реализуется в учебных заведениях.

Основания для развития образования - новые концепции и модели на уровне государства, региона, учебного заведения, новые образовательные стандарты. Это процесс, управляемый государством, научно-педагогическими учреждениями, педагогами, родителями, учащимися.
Тема 11. Методы обучения

Метод обучения – это совместная упорядоченная деятельность педагога и учащегося, направленная на достижение заданной цели обучения. В структуре метода выделяют прием - элемент метода, разовое действие в реализации метода (например, метод - работа с книгой, прием - конспектирование отдельных тем по группам).

Классификация методов - упорядоченная по определенному признаку их система:

  1. Традиционная классификация (Перовский Н.П., Лордкипанидзе Г.А.), общий признак - источник знаний. Выделяют:

  • практические методы: опыты, упражнения, учебная практика и др.;

  • наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;

  • словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.;

  • работа с книгой: чтение, конспектирование, цитирование, составление плана, реферирование;

  • видеометоды: просмотр, обучение через Интернет, контроль.

  • Классификация по типу познавательной деятельности (Лернер И.Н., Скаткин А.В.):

    • объяснительно-иллюстративные методы;

    • репродуктивные;

    • методы проблемного изложения;

    • частично поисковые методы;

    • исследовательские.

  • Бинарные классификации.

    Методы преподавания:

    • информационный;

    • объяснительный;

    • объяснительно-побуждающий;

    • побуждающий.

    Им соответствуют методы учения: