Файл: Закономерности Категориальный аппарат, понятия Методы и принципы науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 742

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
обычаи и традиции либо средства массовой информации.

2.Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации.

Методы формального контроля бывают:

  • Прямые – жесткие (арест)

  • Косвенные – жесткие (экономические санкции)

  • Прямые – мягкие (действие конституции и уголовного кодекса)

  • Косвенные – мягкие (средства массовой информации)

Каждая норма должна покрываться:

  • соответствующим числом санкций

  • количеством агентов контроля

В каких случаях люди стараются увильнуть от соблюдения нормы?

В двух случаях:

  1. Если эта норма им невыгодна, противоречит их интересам, причиняет больше вреда, чем пользы;

  2. Если нет строгого и безусловного для всех граждан механизма контроля исполнения закона.

А при каких условиях у граждан возникает ответственность за соблюдение норм?

При условии, если граждане:

  • равны перед законом, несмотря на статусные различия;

  • заинтересованы в действии данного закона.

Существует интересная концепция социального контроля П. Бергера. В чём ее сущность?

  • Человек стоит в центре расходящихся концентрических кругов, представляющих разные виды, типы и формы социального контроля.

  • Каждый круг – новая система контроля.

Какие круги социального контроля включает в себя общество?

  1. политико-юридическая система

  2. мораль, обычаи и нравы.

  3. профессиональная система.

  4. социальная среда человека.

  5. частная жизнь индивида.

1.Внешний круг - политико-юридическая система

Она представлена мощным аппаратом государства:

  • взимает налоги;

  • призывает на военную службу;

  • заставляет повиноваться своим правилам и установкам;

  • если сочтет необходимым, лишит свободы и даже жизни.

2. Следующий круг социального контроля, давящий на одинокого человека: мораль, обычаи и нравы.

3. Следующим кругом социального контроля является профессиональная система.

На работе человек скован:

  • Массой ограничений, инструкций;

  • Профессиональных обязанностей,

  • Деловых обязательств, оказывающих контролирующее воздействие.

4. Самостоятельной системой социального контроля является также социальная среда человека.

Она включает:

Дальних и близких знакомых людей.

Окружение предъявляет к человеку свои требования, неписанные законы, которые охватывают широкий круг явлений:


Они могут включать в себя:

  • Манеру одеваться и говорить,

  • Эстетические вкусы,

  • Политические и религиозные убеждения.

5. Последний и ближайший к человеку круг составляет группа людей, в которой происходит частная жизнь индивида.

  • Неодобрение;

  • Потеря уважения;

  • Осмеяние или презрение в кругу близких имеют гораздо больший психологический вес, чем те же самые санкции, исходящие от чужих или незнакомых людей.

Таким образом, Общество всей своей громадой давит на человека.

В результате, человек должен:

  • Уступать;

  • Подчиняться;

ВЫВОД: Жить в обществе и быть свободным от него невозможно.

8.Корпоративная культура

Как специалисты по управлению человеческими ресурсами интерпретируют понятие «корпоративной культуры»?

  • это система ценностей и методов управления».

  • это идеи, интересы и ценности, разделяемые группой.

  • это опыт, навыки, традиции, процессы коммуникации, процесс принятия решений, мифы, страхи, надежды, устремления и ожидания, реально испытанные сотрудниками.

Таким образом, Корпоративная культура ориентирована на внутреннюю среду и проявляется, главным образом, в организационном поведении сотрудников.

Сюда следует отнести:

  • внутрисистемные организационные связи;

  • дисциплину и культуру их исполнения;

  • динамизм и адаптивность к нововведениям в организации;

  • общепринятый (на всех уровнях) стиль управления, основанный на сотрудничестве;

  • активные процессы позитивной самоорганизации и многое другое, что проявляется в корпоративном поведении работников в соответствии с принятыми нормами и признанными ценностями, объединяющими интересы отдельных людей, групп и организации в целом.

Можно ли корпоративную культуру сконструировать и внедрить?

Корпоративная культура, по определению, не может быть сконструирована и внедрена.

  • Она не может быть даже заимствована.

  • Заимствованы, могут быть лишь некоторые структуры и механизмы связей, отражаемые в организационных проектах.

  • Пересадка же с одной почвы на другую образа корпоративного поведения, как правило, бывает безуспешной.

Почему корпоративную культуру нельзя позаимствовать?

Каждый коллектив уникален:

  • половозрастной состав;

  • профессионально-квалификационная структура кадров;

  • отраслевая;

  • географическая специфика;

  • история становления предприятия, формирования самого коллектива и сложившиеся традиции — все это накладывает свой отпечаток


Кто вносит наибольший вклад в формирование корпоративной культуры?

  • Наибольший вклад вносят наиболее харизматические личности. Именно их привычки и правила поведения начинают, пусть неосознанно, копировать другие сотрудники.

  • Естественно, если во главе организации стоит сильный харизматический лидер, то основное влияние на формирование корпоративной культуры окажет именно он.

  • И корпоративная культура начнет работать на своего создателя.

Какова основная роль корпоративной культуры?

Корпоративная культура выступает в качестве мощного стратегического инструмента, позволяющего:

  1. ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели;

  2. мобилизовать инициативу сотрудников;

  3. обеспечивать лояльность;

  4. облегчать общение.

Чего касаются специфические культурные ценности организации?

  1. предназначение организации и ее «лицо» (высшее качество, лидерство в своей отрасли, дух новаторства);

  2. старшинство и власть (полномочия, присущие должности или лицу, уважение старшинства и власти);

  3. значение различных руководящих должностей и функций (полномочия отдела кадров, важность постов различных вице-президентов, роли разных отделов);

  4. обращение с людьми (забота о людях и их нуждах, уважение к индивидуальным правам, обучение и возможности повышения квалификации, справедливость при оплате, мотивация людей);

  5. роль женщин в управлении и на других должностях;

  6. критерии выбора на руководящие и контролирующие должности;

  7. организация работы и дисциплина;

  8. стиль руководства и управления (авторитарный, консультативный или стиль сотрудничества, использование комитетов и целевых групп);

  9. процессы принятия решений (кто принимает решения, с кем проводятся консультации);

  10. распространение и обмен информацией (сотрудники информированы хорошо или плохо);

  11. характер контактов (предпочтение личным или письменным контактам, возможность контактов с высшим руководством);

  12. характер социализации (кто общается с кем во время, и после работы, особые условия, такие как отдельная столовая и др.);

  13. пути решения конфликтов (желание избежать конфликта или идти на компромисс, участие высшего руководства);

  14. оценка эффективности работы (тайная или открытая, кем осуществляется, как используются результаты);

  15. отождествление с организацией (лояльность и целостность, дух единства, удовольствие от работы в организации).


Какие различают виды корпоративной культуры?

  • Культура власти

  • Ролевая культура

  • Культура задачи

  • Культура личности

Чем характеризуется «культура власти»?

1. В данной культуре организации особую роль играет лидер, его личные качества и способности.

2. В качестве источника власти заметное место принадлежит ресурсам, находящимся в распоряжении того или иного руководителя.

3. Организации с такого рода культурой, как правило, имеют жесткую иерархическую структуру.

4. Набор персонала и продвижение по ступеням иерархической лестницы осуществляются достаточно часто по критериям личной преданности.

Чем характеризуется «культура задачи»?

1. Данный вид культуры сориентирован, в первую очередь, на решение задач, на реализацию проектов.

2. Эффективность деятельности организаций с такой культурой во многом определяется высоким профессионализмом сотрудников и кооперативным групповым эффектом.

3. Большими властными полномочиями в таких организациях обладают те, кто в данный момент является экспертом в ведущей области деятельности, и кто обладает максимальным количеством информации.

4. Эта культура эффективна в тех случаях, когда ситуативные требования рынка являются определяющими в деятельности организации.

5. Влияние базируется больше на силе эксперта, специалиста, а не на силе или положении личности.

Чем характеризуется «культура личности»?

1. Организация с данным типом культуры объединяет людей не для решения каких-то задач, а для того, чтобы они могли добиваться собственных целей.

2. В этой культуре личность находится в центре;

3. Организация существует только для обслуживания и помощи личностям в этой организации, для содействия выполнения собственных интересов без какой-либо цели.

4. Организация подчиняется личности и обязана своим существованием этой личности.

5. Основа власти — это обычно сила специалиста:

  • адвокатские конторы,

  • союз архитекторов,

  • мелкие консультирующие фирмы

6. Эти личности не признают силу экспертов и не подчиняются силе принуждения.


К тому же на них обычно не влияют групповые нормы и отношения с коллегами, что могло бы умерить их личностные амбиции.

Чем характеризуется «ролевая культура»?

1. Характеризуется строгим функциональным распределением ролей и специализацией участков.

2. Этот тип культуры функционирует на основе системы правил, процедур и стандартов деятельности, соблюдение которых должно гарантировать ее эффективность.

3. Основным источником власти являются не личные качества, а положение, занимаемое в иерархической структуре.

4. Организация с такой культурой способна успешно работать в стабильной окружающей среде.

9.Конфликты

Что такое конфликт?

Конфликт - это отсутствия согласия между двумя или более сторонами;

ситуация, при которой сознательное поведение одной из сторон (личности, группы или организации в целом) вступает в противоречие с интересами другой стороны.

При этом каждая из сторон делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Существуют подходы к оценке конфликта:

  • Традиционный подход

  • Современный подход

Традиционный подход к оценке конфликта

В соответствии с ним конфликт представляет собой негативное, разрушительное для организации явление, поэтому конфликтов следует избегать любой ценой.

Современный подход к конфликту основывается на том, что…

постоянная и полная гармония, соглашательство, отсутствие новых идей, которые требуют ломки старых приемов и методов работы, неизбежно приводят к застою, тормозят развитие инноваций и поступательное движение всей организации.

Именно поэтому менеджеры должны постоянно поддерживать конфликт на уровне, необходимом для осуществления творческой инновационной деятельности в организации, и умело управлять конфликтом для достижения целей организации.

В своем развитии конфликт проходит пять основных стадий:

  1. Появляются условия возникновения конфликта

  2. Конфликт становится очевидным

  3. Становятся очевидными намерения участников

  4. Намерения воплощаются в конкретные формы поведения

  5. Последствия