Файл: Закономерности Категориальный аппарат, понятия Методы и принципы науки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 742
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
обычаи и традиции либо средства массовой информации.
2.Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации.
Методы формального контроля бывают:
Каждая норма должна покрываться:
В каких случаях люди стараются увильнуть от соблюдения нормы?
В двух случаях:
А при каких условиях у граждан возникает ответственность за соблюдение норм?
При условии, если граждане:
Существует интересная концепция социального контроля П. Бергера. В чём ее сущность?
Какие круги социального контроля включает в себя общество?
1.Внешний круг - политико-юридическая система
Она представлена мощным аппаратом государства:
2. Следующий круг социального контроля, давящий на одинокого человека: мораль, обычаи и нравы.
3. Следующим кругом социального контроля является профессиональная система.
На работе человек скован:
4. Самостоятельной системой социального контроля является также социальная среда человека.
Она включает:
Дальних и близких знакомых людей.
Окружение предъявляет к человеку свои требования, неписанные законы, которые охватывают широкий круг явлений:
Они могут включать в себя:
5. Последний и ближайший к человеку круг составляет группа людей, в которой происходит частная жизнь индивида.
Таким образом, Общество всей своей громадой давит на человека.
В результате, человек должен:
ВЫВОД: Жить в обществе и быть свободным от него невозможно.
8.Корпоративная культура
Как специалисты по управлению человеческими ресурсами интерпретируют понятие «корпоративной культуры»?
Таким образом, Корпоративная культура ориентирована на внутреннюю среду и проявляется, главным образом, в организационном поведении сотрудников.
Сюда следует отнести:
Можно ли корпоративную культуру сконструировать и внедрить?
Корпоративная культура, по определению, не может быть сконструирована и внедрена.
Почему корпоративную культуру нельзя позаимствовать?
Каждый коллектив уникален:
Кто вносит наибольший вклад в формирование корпоративной культуры?
Какова основная роль корпоративной культуры?
Корпоративная культура выступает в качестве мощного стратегического инструмента, позволяющего:
Чего касаются специфические культурные ценности организации?
Какие различают виды корпоративной культуры?
Чем характеризуется «культура власти»?
1. В данной культуре организации особую роль играет лидер, его личные качества и способности.
2. В качестве источника власти заметное место принадлежит ресурсам, находящимся в распоряжении того или иного руководителя.
3. Организации с такого рода культурой, как правило, имеют жесткую иерархическую структуру.
4. Набор персонала и продвижение по ступеням иерархической лестницы осуществляются достаточно часто по критериям личной преданности.
Чем характеризуется «культура задачи»?
1. Данный вид культуры сориентирован, в первую очередь, на решение задач, на реализацию проектов.
2. Эффективность деятельности организаций с такой культурой во многом определяется высоким профессионализмом сотрудников и кооперативным групповым эффектом.
3. Большими властными полномочиями в таких организациях обладают те, кто в данный момент является экспертом в ведущей области деятельности, и кто обладает максимальным количеством информации.
4. Эта культура эффективна в тех случаях, когда ситуативные требования рынка являются определяющими в деятельности организации.
5. Влияние базируется больше на силе эксперта, специалиста, а не на силе или положении личности.
Чем характеризуется «культура личности»?
1. Организация с данным типом культуры объединяет людей не для решения каких-то задач, а для того, чтобы они могли добиваться собственных целей.
2. В этой культуре личность находится в центре;
3. Организация существует только для обслуживания и помощи личностям в этой организации, для содействия выполнения собственных интересов без какой-либо цели.
4. Организация подчиняется личности и обязана своим существованием этой личности.
5. Основа власти — это обычно сила специалиста:
6. Эти личности не признают силу экспертов и не подчиняются силе принуждения.
К тому же на них обычно не влияют групповые нормы и отношения с коллегами, что могло бы умерить их личностные амбиции.
Чем характеризуется «ролевая культура»?
1. Характеризуется строгим функциональным распределением ролей и специализацией участков.
2. Этот тип культуры функционирует на основе системы правил, процедур и стандартов деятельности, соблюдение которых должно гарантировать ее эффективность.
3. Основным источником власти являются не личные качества, а положение, занимаемое в иерархической структуре.
4. Организация с такой культурой способна успешно работать в стабильной окружающей среде.
9.Конфликты
Что такое конфликт?
Конфликт - это отсутствия согласия между двумя или более сторонами;
ситуация, при которой сознательное поведение одной из сторон (личности, группы или организации в целом) вступает в противоречие с интересами другой стороны.
При этом каждая из сторон делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Существуют подходы к оценке конфликта:
Традиционный подход к оценке конфликта
В соответствии с ним конфликт представляет собой негативное, разрушительное для организации явление, поэтому конфликтов следует избегать любой ценой.
Современный подход к конфликту основывается на том, что…
постоянная и полная гармония, соглашательство, отсутствие новых идей, которые требуют ломки старых приемов и методов работы, неизбежно приводят к застою, тормозят развитие инноваций и поступательное движение всей организации.
Именно поэтому менеджеры должны постоянно поддерживать конфликт на уровне, необходимом для осуществления творческой инновационной деятельности в организации, и умело управлять конфликтом для достижения целей организации.
В своем развитии конфликт проходит пять основных стадий:
2.Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации.
Методы формального контроля бывают:
-
Прямые – жесткие (арест) -
Косвенные – жесткие (экономические санкции) -
Прямые – мягкие (действие конституции и уголовного кодекса) -
Косвенные – мягкие (средства массовой информации)
Каждая норма должна покрываться:
-
соответствующим числом санкций -
количеством агентов контроля
В каких случаях люди стараются увильнуть от соблюдения нормы?
В двух случаях:
-
Если эта норма им невыгодна, противоречит их интересам, причиняет больше вреда, чем пользы; -
Если нет строгого и безусловного для всех граждан механизма контроля исполнения закона.
А при каких условиях у граждан возникает ответственность за соблюдение норм?
При условии, если граждане:
-
равны перед законом, несмотря на статусные различия; -
заинтересованы в действии данного закона.
Существует интересная концепция социального контроля П. Бергера. В чём ее сущность?
-
Человек стоит в центре расходящихся концентрических кругов, представляющих разные виды, типы и формы социального контроля. -
Каждый круг – новая система контроля.
Какие круги социального контроля включает в себя общество?
-
политико-юридическая система -
мораль, обычаи и нравы. -
профессиональная система. -
социальная среда человека. -
частная жизнь индивида.
1.Внешний круг - политико-юридическая система
Она представлена мощным аппаратом государства:
-
взимает налоги; -
призывает на военную службу; -
заставляет повиноваться своим правилам и установкам; -
если сочтет необходимым, лишит свободы и даже жизни.
2. Следующий круг социального контроля, давящий на одинокого человека: мораль, обычаи и нравы.
3. Следующим кругом социального контроля является профессиональная система.
На работе человек скован:
-
Массой ограничений, инструкций; -
Профессиональных обязанностей, -
Деловых обязательств, оказывающих контролирующее воздействие.
4. Самостоятельной системой социального контроля является также социальная среда человека.
Она включает:
Дальних и близких знакомых людей.
Окружение предъявляет к человеку свои требования, неписанные законы, которые охватывают широкий круг явлений:
Они могут включать в себя:
-
Манеру одеваться и говорить, -
Эстетические вкусы, -
Политические и религиозные убеждения.
5. Последний и ближайший к человеку круг составляет группа людей, в которой происходит частная жизнь индивида.
-
Неодобрение; -
Потеря уважения; -
Осмеяние или презрение в кругу близких имеют гораздо больший психологический вес, чем те же самые санкции, исходящие от чужих или незнакомых людей.
Таким образом, Общество всей своей громадой давит на человека.
В результате, человек должен:
-
Уступать; -
Подчиняться;
ВЫВОД: Жить в обществе и быть свободным от него невозможно.
8.Корпоративная культура
Как специалисты по управлению человеческими ресурсами интерпретируют понятие «корпоративной культуры»?
-
это система ценностей и методов управления». -
это идеи, интересы и ценности, разделяемые группой. -
это опыт, навыки, традиции, процессы коммуникации, процесс принятия решений, мифы, страхи, надежды, устремления и ожидания, реально испытанные сотрудниками.
Таким образом, Корпоративная культура ориентирована на внутреннюю среду и проявляется, главным образом, в организационном поведении сотрудников.
Сюда следует отнести:
-
внутрисистемные организационные связи; -
дисциплину и культуру их исполнения; -
динамизм и адаптивность к нововведениям в организации; -
общепринятый (на всех уровнях) стиль управления, основанный на сотрудничестве; -
активные процессы позитивной самоорганизации и многое другое, что проявляется в корпоративном поведении работников в соответствии с принятыми нормами и признанными ценностями, объединяющими интересы отдельных людей, групп и организации в целом.
Можно ли корпоративную культуру сконструировать и внедрить?
Корпоративная культура, по определению, не может быть сконструирована и внедрена.
-
Она не может быть даже заимствована. -
Заимствованы, могут быть лишь некоторые структуры и механизмы связей, отражаемые в организационных проектах. -
Пересадка же с одной почвы на другую образа корпоративного поведения, как правило, бывает безуспешной.
Почему корпоративную культуру нельзя позаимствовать?
Каждый коллектив уникален:
-
половозрастной состав; -
профессионально-квалификационная структура кадров; -
отраслевая; -
географическая специфика; -
история становления предприятия, формирования самого коллектива и сложившиеся традиции — все это накладывает свой отпечаток
Кто вносит наибольший вклад в формирование корпоративной культуры?
-
Наибольший вклад вносят наиболее харизматические личности. Именно их привычки и правила поведения начинают, пусть неосознанно, копировать другие сотрудники. -
Естественно, если во главе организации стоит сильный харизматический лидер, то основное влияние на формирование корпоративной культуры окажет именно он. -
И корпоративная культура начнет работать на своего создателя.
Какова основная роль корпоративной культуры?
Корпоративная культура выступает в качестве мощного стратегического инструмента, позволяющего:
-
ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели; -
мобилизовать инициативу сотрудников; -
обеспечивать лояльность; -
облегчать общение.
Чего касаются специфические культурные ценности организации?
-
предназначение организации и ее «лицо» (высшее качество, лидерство в своей отрасли, дух новаторства); -
старшинство и власть (полномочия, присущие должности или лицу, уважение старшинства и власти); -
значение различных руководящих должностей и функций (полномочия отдела кадров, важность постов различных вице-президентов, роли разных отделов); -
обращение с людьми (забота о людях и их нуждах, уважение к индивидуальным правам, обучение и возможности повышения квалификации, справедливость при оплате, мотивация людей); -
роль женщин в управлении и на других должностях; -
критерии выбора на руководящие и контролирующие должности; -
организация работы и дисциплина; -
стиль руководства и управления (авторитарный, консультативный или стиль сотрудничества, использование комитетов и целевых групп); -
процессы принятия решений (кто принимает решения, с кем проводятся консультации); -
распространение и обмен информацией (сотрудники информированы хорошо или плохо); -
характер контактов (предпочтение личным или письменным контактам, возможность контактов с высшим руководством); -
характер социализации (кто общается с кем во время, и после работы, особые условия, такие как отдельная столовая и др.); -
пути решения конфликтов (желание избежать конфликта или идти на компромисс, участие высшего руководства); -
оценка эффективности работы (тайная или открытая, кем осуществляется, как используются результаты); -
отождествление с организацией (лояльность и целостность, дух единства, удовольствие от работы в организации).
Какие различают виды корпоративной культуры?
-
Культура власти -
Ролевая культура -
Культура задачи -
Культура личности
Чем характеризуется «культура власти»?
1. В данной культуре организации особую роль играет лидер, его личные качества и способности.
2. В качестве источника власти заметное место принадлежит ресурсам, находящимся в распоряжении того или иного руководителя.
3. Организации с такого рода культурой, как правило, имеют жесткую иерархическую структуру.
4. Набор персонала и продвижение по ступеням иерархической лестницы осуществляются достаточно часто по критериям личной преданности.
Чем характеризуется «культура задачи»?
1. Данный вид культуры сориентирован, в первую очередь, на решение задач, на реализацию проектов.
2. Эффективность деятельности организаций с такой культурой во многом определяется высоким профессионализмом сотрудников и кооперативным групповым эффектом.
3. Большими властными полномочиями в таких организациях обладают те, кто в данный момент является экспертом в ведущей области деятельности, и кто обладает максимальным количеством информации.
4. Эта культура эффективна в тех случаях, когда ситуативные требования рынка являются определяющими в деятельности организации.
5. Влияние базируется больше на силе эксперта, специалиста, а не на силе или положении личности.
Чем характеризуется «культура личности»?
1. Организация с данным типом культуры объединяет людей не для решения каких-то задач, а для того, чтобы они могли добиваться собственных целей.
2. В этой культуре личность находится в центре;
3. Организация существует только для обслуживания и помощи личностям в этой организации, для содействия выполнения собственных интересов без какой-либо цели.
4. Организация подчиняется личности и обязана своим существованием этой личности.
5. Основа власти — это обычно сила специалиста:
-
адвокатские конторы, -
союз архитекторов, -
мелкие консультирующие фирмы
6. Эти личности не признают силу экспертов и не подчиняются силе принуждения.
К тому же на них обычно не влияют групповые нормы и отношения с коллегами, что могло бы умерить их личностные амбиции.
Чем характеризуется «ролевая культура»?
1. Характеризуется строгим функциональным распределением ролей и специализацией участков.
2. Этот тип культуры функционирует на основе системы правил, процедур и стандартов деятельности, соблюдение которых должно гарантировать ее эффективность.
3. Основным источником власти являются не личные качества, а положение, занимаемое в иерархической структуре.
4. Организация с такой культурой способна успешно работать в стабильной окружающей среде.
9.Конфликты
Что такое конфликт?
Конфликт - это отсутствия согласия между двумя или более сторонами;
ситуация, при которой сознательное поведение одной из сторон (личности, группы или организации в целом) вступает в противоречие с интересами другой стороны.
При этом каждая из сторон делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Существуют подходы к оценке конфликта:
-
Традиционный подход -
Современный подход
Традиционный подход к оценке конфликта
В соответствии с ним конфликт представляет собой негативное, разрушительное для организации явление, поэтому конфликтов следует избегать любой ценой.
Современный подход к конфликту основывается на том, что…
постоянная и полная гармония, соглашательство, отсутствие новых идей, которые требуют ломки старых приемов и методов работы, неизбежно приводят к застою, тормозят развитие инноваций и поступательное движение всей организации.
Именно поэтому менеджеры должны постоянно поддерживать конфликт на уровне, необходимом для осуществления творческой инновационной деятельности в организации, и умело управлять конфликтом для достижения целей организации.
В своем развитии конфликт проходит пять основных стадий:
-
Появляются условия возникновения конфликта -
Конфликт становится очевидным -
Становятся очевидными намерения участников -
Намерения воплощаются в конкретные формы поведения -
Последствия