Файл: Пособие для учителя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 454

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

88
Ф. Ларошфуко остроумно заметил: «Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум».
Итак, качества памяти: 1) быстрота запоминания — она приобретает ценность лишь в соединении с другими качествами; 2) прочность сохранения; 3) точность
памяти — отсутствие искажений, пропусков существенного; 4)
готовность
памяти — умение быстро извлекать из запасов памяти то, что необходимо в данный момент.
Не все люди быстро запоминают материал, длительно помнят и точно воспроизводят или вспоминают его именно в тот самый момент, когда это нужно.
Да и проявляется это неодинаково по отношению к разному материалу, в зависимости от интересов человека, его профессии, личностных особенностей.
Кто-то хорошо запоминает лица, но плохо помнит математический материал, у других хорошая музыкальная память, но плохая память на литературные тексты и пр. У школьников и студентов плохое запоминание материала часто зависит не от плохой памяти, а от плохого внимания, от отсутствия интереса к данному предмету и пр.
Представления
Одним из основных проявлений памяти является воспроизведение образов. Образы предметов и явлений, которые мы в данный момент не воспринимаем, называют
представлениями. Представления возникают в результате оживления ранее образованных временных связей, они могут вызываться по механизму ассоциаций, с помощью слова, описания.
Представления отличаются от понятий. Понятие имеет более обобщенный и отвлеченный характер, представление — наглядный характер. Представление — это образ предмета, понятие — мысль о предмете. Мыслить о чем-нибудь и представлять себе что-нибудь — это не одно и то же. Например, тысячеугольник — понятие есть, а представить его нельзя. Источником представлений являются ощущения и восприятия — зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, кинестетические.
Представления характеризуются наглядностью, т. е. прямым сходством с соответствующими предметами и явлениями (мы внутренне или мысленно
«видим», «слышим», «обоняем», «ощущаем» прикосновения и пр.).
Все мне видится Павловск холмистый,
Круглый луг, неживая вода,
Самый томный и самый тенистый,
Ведь его не забыть никогда.
А. Ахматова
Но представления обычно бывают значительно беднее восприятий. Представления никогда не передают с одинаковой яркостью все черты и признаки объектов, ясно воспроизводятся только отдельные черты.


89
Представления очень неустойчивы и непостоянны. Исключение составляют люди, имеющие высокоразвитые представления, связанные с их профессией, например у музыкантов — слуховые, у художников — зрительные, у дегустаторов — обонятельные и пр.
Представления — это результат переработки и обобщения прошлых восприятий.
Без восприятий представления не могли бы сложиться: у слепорожденных нет представлений о цветах и красках, у глухих от рождения нет звуковых представлений.
Представление точнее называть представлением памяти, так как оно связано с работой образной памяти. Отличие представлений от восприятий состоит в том, что представления дают более обобщенное отражение предметов.
В представлениях обобщаются отдельные восприятия, подчеркиваются постоянные признаки вещей и явлений и опускаются случайные признаки, имевшиеся прежде в отдельных восприятиях. Например, мы видим дерево — это образ восприятия, представляем дерево — образ более тусклый, более неопределенный и неточный.
Представление — это обобщенное отражение окружающего мира. Мы говорим
«река» и представляем: два берега, текущая вода. Мы видели много разных рек, в представлении отражаются наглядные признаки, характерные для предметов и явлений. Воспринять же мы можем только конкретную реку — Волгу, Москву- реку, Каму, Енисей, Оку и пр., образ восприятия точен.
Представлять — это значит мысленно видеть или слышать что-то, а не просто знать. Представление — более высокая ступень познания, чем восприятие, оно является ступенью перехода от ощущения к мысли, это наглядный и вместе с тем обобщенный образ, отражающий характерные признаки предмета.
Мы можем представить гудок парохода, вкус лимона, запах бензина, духов, цветов, прикосновение к чему-либо или зубную боль. Конечно, у кого никогда не болели зубы, тот не может этого представить. Обычно, рассказывая что-то, мы вопрошаем:
«Представляешь?!»
В формировании общих представлений важнейшую роль играет речь, называя одним словом ряд предметов.
Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии преимущественно развивается какой-либо один вид представлений. Но деление представлений по видам весьма условно.
Индивидуальные различия памяти
У каждого человека есть свои особенности памяти. Память может быть хорошей по отношению к одним объектам и плохой по отношению к другим. Выделяют различные типы памяти в зависимости от того, что человек запоминает успешнее и как он предпочитает запомнить.
Наиболее существенные различия проявляются между наглядно-образным и словесно-логическим видами памяти. Кто-то лучше запоминает наглядные образы предметов и событий, кто-то — мысли, выраженные в словах.


90
Самые яркие представители образного типа памяти — деятели искусств: художники, музыканты, писатели, актеры, а словесно-логической — ученые, экономисты. Память большинства людей относится к среднему типу, гармонично сочетающему возможности и особенности наглядно-образного и словесно- логического запоминания.
Физиологической основой различия между двумя типами памяти являются особенности соотношения I и II сигнальных систем. Но типы памяти обусловлены не только взаимодействием сигнальных систем, но и тем, какой анализатор является у человека ведущим в запоминании и воспроизведении. Так, зрительный
тип памяти нуждается в зрительном восприятии того, что запоминается. Есть преимущественная память на запахи, на звуки и шумы, вкусовая, осязательная, эмоциональная. Двигательный тип памяти формируется и проявляется в движении, имеет большое значение при занятиях физкультурой и спортом, при письме ручкой и работе на компьютере, на пишущих машинках, при игре на музыкальных инструментах и пр.
Как определить, какой тип памяти у человека? Обратите внимание, например, как ваш знакомый вспоминает забытый номер телефона. Если у него преобладает слуховая память, он попытается восстановить интонационно-ритмический образ номера. Такой человек предпочтет сто раз услышать, чем сто раз увидеть. Тот, кто опирается на память зрительную, постарается представить себе этот номер написанным, а тот, кто опирается на двигательную, напишет его, если не на бумаге, так в воздухе, да еще постарается произнести его (чтобы воспроизвести свои речевые движения).
Особенности памяти младших школьников
С особенностями запоминания связаны особенности восприятия и осмысливания детьми различного учебного материала.
Мы уже знаем, что память заключается в запоминании, сохранении, последующем узнавании и воспроизведении того, что было в прошлом опыте ребенка. Каждый ученик запоминает и воспроизводит материал по-разному. И не только лучше или хуже, а именно по-своему, ибо существуют большие индивидуальные различия памяти. Она может быть хорошей по отношению к одним предметам, явлениям и плохой по отношению к другим. Некоторые дети прекрасно запоминают стихи и очень слабо — математические формулы, правила, другие — наоборот. Одни школьники могут быстро вспомнить выученное и дать нужный ответ, другие не могут скоро и легко воспроизвести то, что когда-то запомнили. Такие дети снижают темп урока, чем часто раздражают учителя, но все-таки торопливость здесь неуместна: нужно проявить терпение, дать ученику время подумать, собраться с мыслями. Если ученик не будет волноваться, успеет или не успеет он ответить на вопрос, пока учитель его не посадит на место, то постепенно он научится быстрее воспроизводить выученный ранее материал.
Существуют разные типы памяти. Словесно-логическая память выражается в преимущественном запоминании и воспроизведении теоретических положений, словесных формулировок. Образная память тесно связана с воображением. Всем известно, как по-разному пересказывают дети содержание кинокартин, книг, экскурсий. Одни перечисляют события, воспроизводят объяснения экскурсовода.


91
В рассказе других вы представите дорогу, по которой шел ребенок, людей, с которыми он встретился.
У одних детей более развито зрительное запоминание, они нуждаются в зрительном восприятии того, что нужно запомнить. Другие лучше запоминают то, что услышали или сами прочитали вслух.
В процессе школьного обучения ребенку нужна и словесно-логическая, и образная, и слуховая, и зрительная память. Поэтому важно знать, какая память у ребенка слабее, чтобы развить ее.
К. Д. Ушинский говорил, что педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств детей — глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус — приняли участие в акте запоминания.
Как определить тип памяти? При помощи самых разных упражнений, например методом воспроизведения по-разному воспринятых слов. Для его проведения необходимо приготовить 4 ряда слов, записанных на отдельных карточках.
I II III IV
ДИРИЖАБЛЬ
ЛАМПА
ЯБЛОКО
КАРАНДАШ
ГРОЗА
УТКА
ОБРУЧ
МЕЛЬНИЦА
ПОПУГАЙ
ЛИСТОК
САМОЛЕТ
ЧАЙНИК
БАБОЧКА
НОГИ
БРЕВНО
СВЕЧА
ТАЧКА
ЖУРНАЛ
МАШИНА
СТОЛБ
ПАРОХОД
СОБАКА
ПАРТА
САПОГИ
СКОВОРОДА
КАЛАЧ
РОЩА
ГРИБ
ШУТКА
СЕНО
ВОЛК
БОЧКА
КОНЬКИ
САМОВАР
ПИЛА
ВЕСЛО
ЗАГАДКА
ПРОГУЛКА
КНИГА
ТРАКТОР
Задание может выполняться как индивидуально, так и в группе. Испытуемому предлагаются поочередно 4 группы слов для запоминания: на слух, при зрительном восприятии, при моторно-слуховом восприятии, при комбинированном восприятии.
Экспериментатор читает первый ряд слов с интервалом 4—5 с между словами
(слуховое запоминание). После 10-секундного перерыва ребенок записывает на листочке запомнившиеся слова и отдыхает 10 мин. Затем экспериментатор показывает слова второго ряда (зрительное запоминание), которые ученик после
10-секундного перерыва также записывает по памяти на листочке.
Дав 10-минутный отдых, экспериментатор читает вслух слова третьего ряда, а ребенок шепотом повторяет каждое из них и «записывает» в воздухе пальцем
(моторно-слуховое запоминание). После 10-секундного перерыва воспроизводит эти слова на листочке.

92
После перерыва в 10 мин предъявляются для запоминания слова четвертого ряда.
На этот раз экспериментатор читает слова, а ребенок одновременно следит по карточке, шепотом повторяет каждое слово и «пишет» его в воздухе
(комбинированное запоминание). Затем запомнившиеся слова записываются.
Таким образом, при запоминании и дальнейшем воспроизведении ребенком каждого ряда слов доминирует определенный вид анализатора: слуховой, зрительный, моторно-слуховые центры и их комбинации.
Обработка и анализ результатов
О преобладающем типе памяти у ребенка можно сделать вывод, подсчитав коэффициент того или иного типа памяти (С): где А — количество правильно воспроизведенных слов.
Тип памяти характеризуется тем, в каком из рядов было более успешное воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент памяти к 100%, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.
По результатам исследования можно говорить о трех уровнях запоминания: высокий (более 80%), средний (60—79%), низкий (меньше 50—60%).
Конечно, по одному такому упражнению никаких выводов делать нельзя. Для обоснованного заключения о преобладающем у ребенка типе памяти нужно провести несколько упражнений. Желательно, чтобы материал, предлагаемый для запоминания, был различный: можно использовать столбики цифр, или ряды картинок, или тексты разного содержания.
Вот, например, еще два способа определения уровня развития слуховой памяти.
Методика 1. Проверка слуховой памяти
Учащимся предлагается провести эксперимент, в ходе которого каждый из них сможет оценить свою слуховую память.
Для этого им зачитываются ряды чисел. После каждого ряда дается 1 мин, в течение которой они должны в уме сложить первое число ряда со вторым и записать сумму, третье с четвертым и записать сумму.
Примеры рядов:
2 5 4 7 4 1 6 2 5 7 9 3


93
Оценка результатов производится по количеству правильно записанных сумм.
Если в трех рядах все суммы записаны правильно, слуховая память оценивается
«отлично», если только 4 из 6 сумм записаны правильно — «хорошо», если 2 из 6 — «удовлетворительно».
Методика 2. Пробы на запоминание звуков или звукосочетаний
Проба на запоминание бессмысленных звуков и звукосочетаний направлена на исследование объема слуховой памяти, способности к кратковременной фиксации и воспроизведению неструктурированного материала. Процедура опыта заключается в следующем: испытуемому зачитываются отдельные звуки или звукосочетания, записанные в приведенной ниже таблице, и предлагается сразу же после этого воспроизвести их в любом порядке. Вначале зачитывают стимульный материал 1-й серии, составляющий 10 односложных звуков, и просят испытуемого их повторить, потом эти же звуки зачитывают повторно (всего 10 раз). Та же процедура повторяется с материалом 2-й серии. В протоколе исследования отмечают воспроизводимые звуки или звукосочетания.
После каждого предъявления исследователь вносит в таблицу в порядке очередности называемые испытуемым звуки или звукосочетания. Учитывается также и то, сколько раз испытуемый в течение одного воспроизведения назвал одни и те же звуки, звукосочетания. В среднем на проведение двух серий опыта затрачивается 10—12 мин.
Стимульный материал
Количество предъявлений
1-я серия
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
На
Ко
Ля
Ра
Ту
Ма
Но
Зи
Ну
Ла
Привнесенные
«лишние» звуки
Кол-во воспроизведенных звуков
2-я серия
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

94
Солам
Доли
Козим
Мира
Нулим
Кирям
Вокар
Торик
Сиза
Вига
Привнесенные
«лишние» звуки
Кол-во воспроизведенных звуков
При любом типе памяти нужно стремиться к развитию у детей прежде всего смыслового запоминания, в основе которого лежит установление смысловых, логических связей внутри запоминаемого материала.
Группе учащихся I—III классов была предложена и решена вместе с ними задача:
«Кирпич весит 1 кг и еще полкирпича, сколько весит кирпич?» Через некоторое время этой группе была предложена подобная же задача: «Книга стоит 1 р. и половину стоимости книги. Сколько стоит книга?»
Приводим рассуждение одного ученика:
— Книга стоит 1 рубль и половину стоимости... А стоимость-то не знаем... Что-то такое было... Один и половина одного... Половина — это один и есть. Знаю! Книга стоит 2 рубля, потому что полкниги стоит один рубль.
— Ты решал когда-нибудь такую задачу?
— Решал что-то, забыл, о чем.
— О кирпиче?
— Да, как будто о кирпиче... Кирпич весил один килограмм и полкирпича, теперь вспомнил.
Мальчик запомнил принцип решения подобных задач, а про кирпич задача или еще про что-нибудь — это для него не так важно, он не запомнил этого.
Ту же задачу решает другой ученик:
— Ты решал когда-нибудь похожую задачу?
— Нет.