Файл: Пособие для учителя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 457

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

95
— А задачу про кирпич помнишь?
— Да.
— Вспомни условие задачи и ее решение.
— Не помню. Два килограмма весил кирпич, и еще там полкирпича было.
Как видим, этот ученик запомнил лишь конкретные данные, принципа решения он не запомнил.
У одних детей происходит смысловое, обобщенное запоминание, у других — запоминание отдельных деталей.
Предложим детям небольшой ряд чисел: 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25. Запоминают его ученики по-разному. Одни сразу улавливают закономерность: цифры представляют собой математический ряд, каждое число больше предыдущего на три, — и мгновенно запоминают все числа. Другие никакой закономерности не улавливают, запоминают только путем простого повторения, не пытаясь найти какой-нибудь прием, облегчающий этот процесс.
Развить память любого типа помогает заинтересованность материалом (ребенок запоминает не все в равной степени, а по преимуществу то, что для него существенно, важно), положительное отношение к запоминаемому. Вообще эмоции имеют большое значение в запоминании. Хуже всего запоминается то, что безразлично. То, что понравилось, хочется запомнить. Желание запомнить, активная позиция школьника способствуют развитию его памяти. Поэтому для развития памяти ребенка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминание, но и пробуждение интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним.
1
Станиславский К. С. Работа над собой в творческом процессе переживания // Собр. соч. В 8 т. —
М., 1954. —Т. 2. — С. 217

96
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   18

Мышление
Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять.
Понять — это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который называется мышлением.
Мыслительную деятельность человека изучали такие известнейшие психологи, как
К. Дункер,
Дж. Брунер,
С. Л. Рубинштейн,
Л. С. Выготский,
Ж. Пиаже,
А. В. Брушлинский, О. К. Тихомиров и др.
Мышление — опосредованное и обобщенное познание
окружающего мира
Ощущения и восприятия дают возможность непосредственно познать отдельные предметы и явления реального мира. С помощью органов чувств мы воспринимаем действительность непосредственно. Например, мы смотрим на стену и видим ее цвет; мы определяем размер двух разных карандашей, лежащих перед нами; мы воспринимаем данную фигуру как треугольник. Мы можем непосредственно определить, какая сегодня погода: вышли на улицу или на балкон и узнали, холодно или тепло. Но можно определить погоду и не выходя из дома, косвенным путем, использовав с этой целью термометр. Видя, на каком делении стоит ртуть, мы определим, тепло или холодно сейчас на улице. В этом случае мы исходим из того, что существует зависимость между высотой ртутного столба и температурой воздуха (между высотой карандаша, например, и температурой воздуха связи нет). Таким образом, термометр является средством, позволяющим нам ответить на вопрос: какая погода? И узнали мы о температуре воздуха не непосредственно с помощью ощущений и восприятий, а опосредованно.
Барометр помогает нам узнать об атмосферном давлении, так как существует связь между атмосферным давлением и показанием стрелки барометра. Такого рода познание не является непосредственным показанием наших анализаторов, оно называется опосредованным познанием.
Если в ощущениях реальность отражается отдельными своими сторонами, качествами, признаками, а в восприятии — в совокупности всех этих качеств, признаков, то посредством мышления осуществляется отражение таких особенностей, свойств, признаков и явлений, которые обычно невозможно познать с помощью только органов чувств.
Еще один пример. Можно измерить высоту дерева? Можно, но непосредственно измерить его высоту линейкой и трудно, и долго. Тогда человек в час, когда длина его тени равна его росту, измеряет тень дерева и таким способом, посредством длины тени, узнает о высоте дерева, т. е. узнает опосредованно. И знание, полученное этим путем,

является опосредованным знанием, а процесс приобретения этого знания, представляющий собой процесс мышления, оказывается опосредованным познанием действительности.
Жизнь все время ставит такие задачи, которые нельзя решить, опираясь только на восприятие окружающих предметов и явлений или на припоминание того, что уже было воспринято раньше. На многие вопросы надо искать ответы косвенным путем, делая выводы из уже имеющихся знаний. Мысля, человек познает общие свойства опосредованно, т. е. через посредство других, ранее усвоенных знаний.
Именно при этом становится возможным понять то, чего человек сам не может

97
видеть, слышать, ощущать, чувственно воспринимать и представлять. Например, врач ставит диагноз, опираясь на симптомы болезни. Он делает вывод из них в соответствии со знаниями, полученными прежде. Таким образом, поиск ответа, который не может быть получен прямо из восприятий или путем припоминания конкретных фактов, а требует выводов из полученных знаний, представляет собой мыслительную деятельность. Наиболее существенной особенностью процессов мышления является то, что человек выходит за пределы своего непосредственного опыта. Опосредованный характер мышления дает нам возможность значительно расширить познание действительности. Область того, о чем мы мыслим, шире того, что мы воспринимаем. Опираясь на восприятие, но выходя за его пределы, мы познаем с помощью мышления далекое прошлое Земли, развитие растительного и животного мира, историю человечества, открываем новые законы и пр.
В результате всех этих рассуждений мы можем сказать теперь, что мышление — это опосредованное познание (или отражение) действительности.
Но мышление не только опосредованное, но и обобщенное познание (отражение) окружающего мира. Ощущения и восприятия дают нам знание единичного — отдельных предметов и явлений (или их сторон, свойств, качеств) реального мира.
Такое знание никак не может быть достаточным. Жизнь, практика требуют умения предвидеть результаты наших действий, последствий различных явлений, событий, нами воспринимаемых. Знание единичного не дает достаточного основания для предвидения. Каждый, даже самый простой, вывод требует каких-то знаний и сделанных прежде обобщений. Общее свойство применяется и к данному случаю. Вот, например, лист бумаги. Что с ним произойдет, если его бросить в огонь? Сгорит. Почему мы это знаем, ведь этот лист мы не бросали в огонь?
Но мы много раз видели, как горит бумага. Обобщили эти факты и теперь знаем. А если бы нам показали лист из неизвестного материала? Мы бы так уверенно не ответили. Следовательно, чтобы предвидеть, надо обобщать единичные предметы, явления, факты и, исходя из этих обобщений, делать вывод относительно других подобных единичных предметов, явлений и фактов.
Обобщенное отражение (познание) действительности — важнейший признак мышления. Не всегда и опыт человека может дать достаточный материал для обобщения. Люди в своей деятельности постоянно опираются на опыт, усвоенный от других, обобщенный и закрепленный в языке. Обобщения отражают общие и потому наиболее существенные свойства предметов и явлений, их общие и потому закономерные связи. Обобщая, мы познаем сущность предмета. Только с помощью мышления мы познаем то общее в предметах и явлениях, те закономерные, существенные связи между ними, которые недоступны непосредственно ощущению и восприятию и которые составляют сущность, закономерность объективной действительности. Поэтому мы можем сказать, что мышление есть отражение закономерных существенных связей.
Итак, мышление — это процесс опосредованного и обобщенного познания
(отражения) окружающего мира.
Мышление и речь
Исключительно важная особенность мышления — его неразрывная связь с речью.
Выделяя нечто общее в предметах и явлениях окружающего мира, человек обозначает его словами. Через слово человек впервые узнает о том, чего еще не видел (а возможно, никогда и не увидит!). В замечательной книге «Слово


98
о словах» Л. Успенский пишет: «С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок...
Подросток идет в школу. Юноша шагает в институт или университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отраженная в слове необъятно сложная вселенная... Новый человек роднится с древними мыслями, с теми, что сложились в головах людей за тысячелетия до его рождения. Сам он обретает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. И все это только благодаря языку»
1
В системе языка за каждым словом исторически закреплено определенное значение. Значение слова — это всегда обобщение. Человек мыслит при помощи языка, пользуясь словами. Речь есть форма мышления. Мысли всегда облекаются в речевую форму, хотя бы она и не была звуковой речью. В тесной связи речи и мышления легко убедиться каждому, если он поставит перед собой вопрос: на каком языке он думает?
Речь является не только формой, но и орудием мышления. Выражая мысли в развернутой словесной форме, мы способствуем успеху мыслительной деятельности. Речь помогает мыслить. Необходимость выразить мысль словами, сообщить ее другому требует часто дополнительного, тщательного продумывания ее. В этих случаях мы замечаем, что кое-что из того, что нам казалось уже ясным, понятным, нуждается в уточнении, в более глубоком и основательном обдумывании. Подбор слов и выражений, необходимых для сообщения, побуждает нас вдумываться в детали мысли, иногда даже в тончайшие оттенки ее содержания.
Рассказ о чем-либо другому человеку часто является лучшим способом уяснить собственную мысль, до конца продумать ее содержание. Неразрывная связь мышления с речью не означает, однако, что мышление сводится к речи, тождественно с ней. Мышление и речь, мысль и слово не одно и то же. Одну и ту же мысль можно выразить на разных языках. Одно и то же слово может означать разные понятия — это омонимы, например ключ, коса, ручка и др. И одно понятие может быть выражено разными словами — это синонимы, например путь — дорога, задира — забияка, граница — рубеж и др.
Как и все психические процессы, мышление обеспечивается деятельностью мозга.
Это сложная аналитико-синтетическая деятельность, осуществляемая совместной работой обеих сигнальных систем. При этом, поскольку мышление — это обобщенное при помощи слова отражение действительности, ведущую роль в этой деятельности играет вторая сигнальная система. Ее постоянное и тесное взаимодействие с первой сигнальной системой обусловливает неразрывную связь обобщенного отражения действительности, каким является мышление, с чувственным познанием объективного мира путем ощущений, восприятий, представлений.
Физиологические механизмы собственно речи — это вторая сигнальная система, которая обслуживается сложной координированной работой многих групп нервных клеток коры головного мозга.
Основные формы мышления


99
Всякий мыслительный процесс осуществляется в форме суждений, которые всегда выражаются словами, даже если эти слова и не произносились вслух.
Суждение — это высказывание о чем-либо, утверждение или отрицание каких- либо отношений между предметами или явлениями, между теми или иными их признаками.
Иными словами, суждение — это форма мышления, при которой что-то утверждается или отрицается. Например, суждение «после молнии гремит гром» утверждает наличие определенной связи во времени между двумя явлениями в природе. Всякое суждение притязает на истинность, но ни одно не является само по себе безусловной истиной. Поэтому возникает необходимость мыслительной и практической проверки суждения. Любая гипотеза — яркий пример необходимости проверять и доказывать высказанное суждение. Работа мысли над суждением, направленная на установление и проверку его истинности, называется рассуждением.
К суждениям мы приходим как непосредственно, когда в них констатируется то, что воспринимается («в аудитории довольно шумно», «все дороги занесло снегом» и др.), так и опосредованным путем — через умозаключения.
Непосредственное суждение: «мальчик ест яблоко». Опосредованное суждение:
«собака — животное».
Суждения могут соответствовать и не соответствовать действительности, поэтому различают суждения истинные, ложные (ошибочные) и предположительные.
Истинные суждения о каком-либо предмете есть знание об этом предмете, например «ртуть — проводник электричества», «Москва — столица России».
Ложные, или ошибочные, суждения выражают незнание: «дважды три — восемь».
Предположительными называются суждения, которые могут быть истинными или ложными, т. е. они могут соответствовать действительности, а могут и не соответствовать, например «может быть, завтра будет дождь».
Иметь суждение — это значит что-либо утверждать или отрицать.
Умозаключение — такая форма мышления, которая позволяет человеку сделать новый вывод из ряда суждений. Иными словами, на основании анализа и сопоставления имеющихся суждений высказывается новое суждение.
Различают два основных вида умозаключений: умозаключения индуктивные и дедуктивные, или индукцию и дедукцию.
Индукция — это умозаключение от частных случаев к общему положению.
Индукция начинается с накопления знаний об однородных предметах и явлениях, что дает возможность найти у них сходное и различное и опустить несущественное между ними и второстепенное. Обобщая сходные признаки этих предметов и явлений, делают новый общий вывод или заключение, устанавливают общее правило или закон.