Файл: Дневник отчет о прохождении производственной практики преддипломная практика.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 713
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Это цвет активный, энергичный и горячий, поэтому злоупотребление им может вызвать перевозбуждение нервной системы, волнения, беспокойство и головную боль.
Желтый
Желтый — это цвет самого солнца, чистый, ясный, несущий свет, тепло и энергию. Он последний из спектра теплых цветовых лучей. Желтый связан с умственными способностями, организованностью, вниманием к деталям и дисциплиной. Желтый способствует концентрации внимания и ясности мыслей. Это тонизирующий цвет, а его воздействие на человека мягче и нежнее по сравнению с красным и оранжевым. Под воздействием желтого слегка учащаются пульс и дыхание. Желтый цвет обеспечивает организму равновесие и самоконтроль, помогает добиться поставленной цели, активизирует общение, создает гармоничное отношение к жизни, повышает самооценку и помогает при нервном истощении. Этот цвет полон оптимизма и радости. В негативном аспекте желтый — это склонность к критике и нетерпимость к чужому мнению.
Зеленый
Зеленый цвет — цвет самой природы, постоянного изменения и обновления. В спектре зеленый располагается между теплыми и холодными цветами. Это цвет равновесия и гармонии, стабильности и целостности. Он вызывает чувство умиротворенности, спокойствия и надежды, помогает рассеивать отрицательные эмоции.
В лечебном плане зеленый стабилизирует деятельность сердечнососудистой и нервной систем, уменьшает сердцебиение, приводит в норму артериальное давление. Действие зеленого эффективно при головных болях, утомлении глаз и нарушениях зрения.
При отсутствии зеленого цвета возможно развитие повышенной возбудимости, нервозности, раздражительности. Зеленый также обладает легким усыпляющим действием и способностью успокаивать расшумевшихся.
Воздействие зеленого создает в организме ощущение мира и равновесия, недаром мы так замечательно чувствуем себя на природе, на зеленой лужайке, в лесу. Там мы расслабляемся, испытываем приток новой энергии, радость, умиротворенность, чувство обновления и безопасности.
Отрицание зеленого цвета может указывать на недовольство своим эмоциональным состоянием.
Приверженность к темно-зеленым оттенкам может говорить о том, что человек занимает оборонительную позицию по отношению к жизни, отличается настойчивостью и упрямством.
Синий
Синий является вторым из цветов холодного спектра. Он помогает обрести внутренний покой, стимулирует вдохновение, творчество, веру и преданность. Как
цвет душевного покоя, он связан с самоанализом и самоуглублением.
Синий снижает мышечное напряжение, значительно уменьшает чувство боли. Дыхание становится медленнее и глубже, чем при голубом.
В цветотерапии синий используется для лечения нервных больных, сверхвозбудимых и буйных. Нередко применяется при тревоге, бессоннице и беспокойстве. Как болеутоляющее средство действует сильнее голубого. Применяется для лечения ожогов и воспалительных процессов.
Синий поможет при умственном переутомлении; а также обеспечит необходимую гибкость и податливость тем, кто привык действовать жестко и прямолинейно.
Синий цвет очищает душу, вдохновляет на творчество, духовный поиски служит проводником в таинственный мир интуиции. Синий также представляет собой силу разума, мудрость и ясность мысли.
Синий цвет можно порекомендовать детям, страдающим недоверчивостью, беспокойством, напряженностью, навязчивыми идеями. Следует, однако, помнить, что злоупотребление синим цветом может вызвать у детей от природы робких, неуверенных в себе состояние тревоги и подавленности.
Коричневый
Коричневый символизирует надежность, защиту и прочность. Это консервативный цвет. Он успокаивающий и сдержанный. Человек, предпочитающий коричневый цвет, медленно, но верно двигается к поставленной цели. Он склонен все тщательно продумать, рассчитать и лишь затем приступить к конкретным действиям. Личная жизнь любителей коричневого может быть достаточно трудной, потому что они склонны воспринимать жизнь как борьбу, как вечное преодоление препятствий и трудностей.
Этот цвет помогает почувствовать себя защищенным и охраняемым, снимает напряженность и тревогу, дарит спокойствие, здравый взгляд на мир и уверенность в себе.
К негативным свойствам коричневого можно отнести: разочарование, недовольство, депрессию и навязчивые идеи разрушения.
Черный
Черный цвет — это таинственное и неизведанное. Он ассоциируется с тьмой, ночью, видениями, бунтом, разрушением и смертью. Черный цвет больше ориентирован на внутренний мир человека, на то, что скрыто в глубинах бессознательного.
Черный символизирует конец всего сущего и завершение жизненного цикла. Но именно черный цвет дает начало и всему новому. В темноте рождается новая жизнь. Черный — это абсолютное поглощение всех цветов, это покой и тишина. Черный поглощает все, ничего не отдавая взамен. Этот цвет бросает каждому из нас вызов, предлагает освободить свою истинную сущность из мрака бессознательного.
Пристрастие к черному цвету может указывать на несогласие с миром, внутренний бунт, нехватку или отсутствие в жизни человека чего-то очень важного.
В то же время, черный мешает человеку почувствовать, чего ему не хватает в жизни, задерживает его движение вперед, поощряет «топтание на месте». Человек, которому черный служит убежищем, как правило, пребывает в состоянии депрессии, но часто не осознает этого. Для преодоления привязанности к черному следует воспользоваться другими цветами.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЯМ
Не стоит большого труда, если задаться целью, собрать предметы разного цвета. Как можно увидеть на цветных вклейках, в ход идет все: фломастеры, нитки, мелкие игрушки, кусочки ткани, крышки, пуговицы и многое другое. Удобнее работать, если для каждого цвета существует отдельная коробка. На первых порах можно предложить детям приносить из дома несколько предметов нужного цвета непосредственно к занятию.
Перед занятием на небольшой столик или подставку выкладываются предметы нужного цвета и накрываются тканью. Открываются они обычно лишь после ритуала вхождения в страну цвета (см. пункт «Вступление» к каждому занятию).
Самые бросовые, казалось бы, материалы (крышки, палочки, лоскутки ткани, и т. д.) окажут неоценимую услугу при составлении цветных сказок. Воображение ребенка превратит кусочек ткани в полянку или постель, кубик — в горку или домик, палочку — в мостик или дорожку...
Одна красивая кукла. Для нее можно сшить одежду разных цветов, а можно прямо перед занятием задрапировать куклу тканью необходимого цвета, сколоть булавками, придумать какую-нибудь шляпку, накидку или цветок в волосы.
РАССЛАБЛЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ
Перед началом каждого занятия детям предлагается расслабиться. (Если в занятии это не написано, то все равно подразумевается.)
Для чего необходимо расслабляться? Важным моментом при взаимодействии с цветом является способность открыться интуитивным знаниям, то есть ощутить, прочувствовать, осознать. И ничто не помогает так проникнуть в мир интуитивной мудрости, как умение расслабиться.
Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы и здоровье, увеличивает запас энергии, пробуждает дремлющий творческий потенциал... Расслабление — это забота о самом себе, это помощь самому себе, это создание условий для нормальной работы своего организма. Потому что в процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.
РАССЛАБЛЕНИЕ ПО КОНТРАСТУ С НАПРЯЖЕНИЕМ
При обучении детей расслаблению по контрасту с напряжением мы привлекаем внимание детей к определенным группам мышц (рук, ног, туловища, шеи, лица). Контрастными парами могут быть слова:
Твердый — мягкий.
Сильный — слабый.
Холод — тепло.
Сосулька — водичка.
Движение — сон.
Страх — доверие.
Злой — добрый.
В качестве вариантов упражнения можно предложить следующие:
-
Детям предлагается максимально напрячь, сделать твердыми пальцы рук («коготки тигра») и подержать их в таком положении. Педагог обходит детей, проверяет, достаточно ли твердыми стали пальцы и кисти рук. Затем детям предлагается расслабить пальцы, свесить кисти рук, сделать их мягкими и слабыми (вместо «коготков» — «мягкие лапки»).
Ведущий проверяет, достаточно ли расслабленными стали пальчики. -
Детям предлагается стиснуть зубы, прищурить глаза, сделать свое лицо злым и грубым, почувствовать напряжение в мышцах лица. Можно потрогать лицо своими пальчиками и ощутить, какими твердыми стали мышцы губ, челюстей, лба. Затем дети расслабляют лицо, делая его мягким, добрым, спокойным. Нежно поглаживают пальчиками щеки, губы, подбородок, лоб, ощущая покой и расслабленность мышц. -
Детям в положении стоя предлагается «замерзнуть», сжаться от холода, напрячь мышцы шеи, плеч, рук, почувствовать их твердость и зажатость. Педагог проверяет, насколько напряглись мышцы тела, дотрагиваясь до каждого ребенка. Затем ведущий ласково гладит каждого ребенка по голове, шее, плечам, рукам, предлагая «согреться», расслабиться, почувствовать тепло и мягкость во всем теле. Руки у детей свисают вдоль туловища, голова легонько падает на грудь. Ведущий проверяет расслабленность, поднимая руки детей. Мягкая и расслабленная рука будет падать сама, без всякого сопротивления.
РАССЛАБЛЕНИЕ С ФИКСАЦИЕЙ ВНИМАНИЯ НА ДЫХАНИИ
Почти все динамичные упражнения, игры и танцы рекомендуется заканчивать расслаблением с фиксацией внимания на дыхании. Ритмичное, замедленное дыхание успокаивает возбужденный ум и помогает глубже расслабиться.
Живот во время вдоха должен подниматься, а во время выдоха опускаться. Внимание следует сосредоточить на животе, добиваясь более полного и глубокого выдоха. Вдох происходит самопроизвольно и не требует особого внимания. Расслабление в сочетании с дыханием можно выполнять сидя или стоя, но чаще всего это происходит в положении «лежа».
Педагог «ведет» детей своим голосом: вдо-о-о-х-х... вы-ы-до-о-х... мягче... легче... Тело не двигается... ручки лежат спокойно... расслабленно... Дышим животиком... мягче... легче... Молодцы. У вас замечательно получается... Наблюдаем, как воздух выходит... животик поднимается... опускается... Лицо расслабляется... становится спокойным... мягким... Вдо-о-о-х-х... вы-ы-до-о-х... молодцы.
Содержание программы
Занятие №1
СТРАНА ЦВЕТА
Цели
-
Расширение представления детей о разных цветах и развитие умения их различать. -
Упражнение в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде и числе. -
Обучение умению ясно и четко излагать свои мысли, делать выводы и обобщать. -
Практическое усвоения деления слов на слоги на примере слова «разноцветный». -
Развитие слухового и зрительного внимания. -
Формирование вкусовых образов. -
Формирование умения плавно и длительно выдыхать. -
Развитие мелкой моторики пальцев и координации движения.
Формирование умения произвольно расслаблять мышцы тела. -
Воспитание способности внимательно и терпеливо слушать
других.
-
Развитие фантазии и творческого воображения. -
Воспитание эстетического отношения к цвету и краскам.
Оборудование и материалы
Разноцветные предметы: игрушки, листья, ягоды и цветы из бумаги, ткани, бусы, кубики, нитки, клубки, пуговицы, карандаши, фломастеры, и т. д.
Иллюстрации с видами природы.
Ход занятия
Вступление
¾Сегодня нам предстоит совершить необычное путешествие, путешествие в страну цвета. Какие цвета вы знаете?
¾Назовите свой любимый цвет. Почему он вам нравится больше других?
¾Зачем нужны разные цвета?
¾Представьте себе, что на земле исчезли все краски, кроме черной и белой. Какое настроение вызывает черно-белый мир?
ПОГРУЖЕНИЕ В ЦВЕТ
Упражнение 1. Сказка о том, как появился разноцветный мир
Давным-давно, когда весь мир был только белым и черным, жили на Земле две могущественные феи: фея Тьмы и фея Света.
Фея Света озаряла весь мир чудесным искрящимся светом. Когда же наступала ночь, то приходила фея Тьмы, укрывала Землю черным покрывалом, и все предметы становились черными-причерными.
Так они сменяли друг друга долгие годы и века. Но всему на свете приходит конец. И в один прекрасный день фея Света решила подарить Земле краски. Взмахнула она своим волшебным светящимся лучом, и предстали перед нею цветные феи, словно сотканные из разноцветных сверкающих искорок. Одна фея была голубой, другая розовой, третья — фиолетовой, четвертая — оранжевой... Фей было много: всех цветов и оттенков.