Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования керченский государственный.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1017
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
194
Также стоит упомянуть о типичных особенностях ФЕ, выделенных в статье
«Когнитивная ценность фразеологизмов» Аджеминовой Э.Р. и Бадаловой Ш.А.
[5]. Исследователи указывают на то, что в составе ФЕ насчитываются два и более слов; фразеологизмы обладают устойчивой воспроизводимостью и имеют переносное значение, которое сложилось исторически; кроме того, ФЕ являются одним членом предложения.
Виноградов В.В. в монографии «Избранные труды. Лексикология и лексикография» [3] выделял виды ФЕ на основе степени неразложимости компонентов в составе фразеологизма. Согласно представлению исследователя, существует три вида фразеологизмов.
1. Фразеологические сращения
– семантически неделимые и грамматически неразложимые устойчивые сочетания, общее значение которых не соответствует сумме значений слов, их составляющих. Сравним: губа не дура, бить баклуши, вылететь в трубу, точить лясы, остаться с носом и пр.
2. Фразеологические единства, т.е. фразеологизмы, значение которых мотивировано переносным значением слов, входящих в их состав. Сравним: делать из мухи слона, попасться на удочку, белая ворона, высосать из пальца, плыть по течению и др.
3. Фразеологические сочетания, значение мотивированно семантикой составляющих их компонентов. Сравним: сгорать от любви, плакать навзрыд, слёзно просить и пр.
В монографии Эмировой А. М. «Русская фразеология в коммуникативно- прагматическом освещении» приводятся следующие положения касательно функций и структуры значений фразеологизмов: «...они (идиомы) выполняют функции коммуникативную, сигнификативную, кумулятивную, символическую, а также комплекс прагматических функций – экспрессивного выражения, эмоционального воздействия, фатическую (контактоустанавливающую), эстетическую...»; отсюда следует, что «структура значения фразеологизмов- идиом формируется под влиянием выполняемых ими в процессе коммуникативной деятельности человека языковых функций и корреспондирует
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
195 с ними» [4, с. 14]. Как видим, значение фразеологизмов и функции, которые они выполняют, тесно связаны с контекстом их речевого использования.
В большинстве случаев, значение фразеологизмов включает в себя культуроведческий компонент, так как семантика ФЕ была сформирована в иную временную эпоху. В качестве примера рассмотрим фразеологизм «без сучка и задоринки», словарное значение которого определяется так: «без проблем, помех, легко и гладко». Понимание его значения определяется через устаревшее наименование какой-либо неровности: «задоринка – небольшая шероховатость на деревянной поверхности». Данный пример позволяет нам утверждать, что важной семантической особенностью фразеологизмов является способность передавать этнокультурную информацию, что способствует формированию социокультурной компетенции.
Согласно словарю методических терминов, доступному на базе интернет- портала «Грамота.ру», понятие «социокультурная компетенция» означает:
«Совокупность знаний о стране изучаемого языка, национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка и способность пользоваться такими знаниями в процессе общения, следуя обычаям, правилам поведения, нормам этикета <…> носителей языка» [7].
Таким образом, в рамках данного исследования фразеологизмы были рассмотрены с точки зрения эмоциональной коннотации, степени неразложимости ФЕ, функций, которые они выполняют в тексте и в речи, а также с позиции наличия в них социокультурной информации. Именно поэтому фразеология русского языка играет важную роль в самоопределении народа, отражая его национально-культурное мировоззрение, закреплённое в ассоциативных стереотипах языка.
Семантические аспекты русской фразеологии «становятся не только средством вхождения человека в культуру, но и фактором его личной успешности в различных сферах жизнедеятельности», ФЕ «становится не только педагогическим, но и социальным приоритетом современности» [8, c. 6].
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
196
1 ... 14 15 16 17 18 19 20 21 ... 53
Список использованной литературы
1.
Белькова, А. Е. Структурно-типологический анализ имени существительного в сургутском диалекте хантыйского языка / А. Е. Белькова, А. Н. Орехова //
Нижневартовский филологический вестникю – 2021. – № 1. – С.15-24.
2.
Каримова, З. С. Проблема определения фразеологизма в современной лингвистике / З. С.
Каримова // Вестник Башкирск. ун-та. – 2008. – №3. – С. 4.
(дат
3.
Виноградов, В. В. Избранные труды. Лексикология и лексикография / В. В. Виноградов.
– Москва, 1977. – С. 144-151.
4.
Эмирова, А. М. Русская фразеология в коммуникативно-прагматическом освещении : монография / А. М. Эмирова. – Симферополь : Научный мир, 2020. – 228 с.
5.
Аджеминова, Э. Р. Когнитивная ценность фразеологизмов / Э. Р. Аджеминова, Ш. А.
Бадалова // Вестник магистратуры. – 2021. – №4-1 (115). – С. 111-112.
6.
Исса, Аль Халиди. Проблема классификации фразеологических единиц в современном языкознании / Аль Халиди Исса, Сафаа Исса // Вестник магистратуры. – 2015. – №5-1
(44). – С. 95-96.
7.
Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин // Грамота.ру : [сайт]. – 2010. – URL: http://gramota.ru/slovari/info/az/ (дата обращения 05.05.2023)
8.
Белькова, А. Е. Магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Хантыйская филология» как элемент образовательной системы НВГУ, способствующий поддержке национального (родного) языка и литературы коренных малочисленных народов / А. Е. Белькова // Нижневартовский филологический вестник. – Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. ун-та. – 2019. – №1.
– С. 3-7.
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
197
УДК 327
МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО БЕЛАРУСИ И КИТАЯ
Василевская Валерия Эдуардовна,
аспирант факультета международных отношений
УО «Белорусский государственный университет», г. Минск
Аннотация. В статье рассматриваются особенности белорусско-китайского сотрудничества на региональном уровне. Внимание концентрируется на опыте взаимодействия городов-побратимов двух стран, реализации совместных мероприятий, способствующих расширению торгово-экономических, инвестиционных, гуманитарных связей. В качестве примера расширения межрегиональных контактов Беларуси и Китая особое внимание уделяется масштабному проекту Года регионов.
Ключевые слова: год регионов; города-побратимы; дни культуры; дорожная карта; инвестиции.
Введение. В январе 2023 года исполнился 31 год со дня установления дипломатических отношений Беларуси и Китая. В соглашении, подписанном в
Пекине 20 января 1992 года, стороны договорились развивать отношения дружбы и сотрудничества на основе взаимного равенства и уважения суверенитета, невмешательства во внутреннюю политику, мирного сосуществования. Тогда же во время январской встречи был подписан первый нормативно-правовой документ, регламентирующий совместную торгово- экономическую деятельность стран.
Цель статьи – рассмотреть особенности белорусско-китайского сотрудничества на региональном уровне.
Сегодня Китай является ведущим торговым партнёром Беларуси. По итогам в 2022 года, он занимает вторую позицию в рейтинге внешнеторговых партнёров
Беларуси. Общий товарооборот стран составил 5,8 млрд. долл. США, что в 174 раза больше относительно начального этапа сотрудничества (1992 год – 33,9 млн. долл. США). При этом серьезно расширилась экспортная база, охватывающая энергетическую, машиностроительную, химическую, деревообрабатывающую, сельскохозяйственную отрасли. Помимо количественных и качественных изменений товарооборота, Беларусь и Китай мощно продвинулись в кредитно- инвестиционной сфере. С момента полноценной активизации сотрудничества в
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
198 данной сфере прошло чуть более 15 лет, за это время странам удалось увеличить оборот прямых инвестиций в 4 раза, рационально замедлив «связанность» кредитования. Начало двустороннего сотрудничества стран в сфере культуры было положено в ноябре 1992 года, с подписанием соглашения о культурном сотрудничестве. С данного момента культурный обмен стран существенно укрепился, не только в рамках центральных городов, а также в региональной инфраструктуре.
В целом, развитию межрегионального сотрудничества Беларуси и Китая уделяется большое значение на правительственном уровне. Поскольку укрепление региональных связей за счет налаживания дружеских контактов между руководителями и предприятиями регионов, придает мощный импульс развитию деловых обменов и способствует сближению. В настоящей работе будет рассмотрен опыт белорусско-китайского межрегионального сотрудничества, представлены результаты и перспективы взаимодействия стран в данной области.
Основная часть. Первое соглашение между регионами Беларуси и Китая было подписано ещё в 1992 году, между столицей Беларуси городом Минском и
Чанчунь, городом в китайской провинции Цзилинь. Тогда стороны установили первые побратимские связи в истории белорусско-китайского сотрудничества.
Спустя год, города Брест и Сяогань также подписали соглашение об установлении побратимских связей, начали налаживать двусторонние торгово- экономические и технические отношения. В 1994 году китайская провинция
Хубэй установила побратимские связи с Брестской областью, и согласовала план конкретных мероприятий, направленных на укрепление дружественных контактов. В 1997 году было подписано три соглашения между городами Гомель и Хуайань, Минск и Пекин, провинцией Цзянсу и Могилёвской областью. К 2015 году между регионами Беларуси и Китая было установлено уже 19 побратимских связей.
Большое значение в установлении межрегионального сотрудничества двух стран занимает отдельная институциональная структура – Белорусско-
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
199
Китайский межправительственный комитет. Он был создан в 2014 году на базе
Белорусско-Китайской комиссии по торгово-экономическому развитию.
Функции данной структуры охватывают различные сферы сотрудничества, осуществляется работа по анализу общего состояния, направлений и форм белорусско-китайского взаимодействия, стимуляции и поддержке инициатив, особое внимание уделяется развитию регионального сотрудничества.
Первое заседание по межрегиональному торгово-экономическому сотрудничеству прошло в рамках работы комиссии Межправительственного комитета в августе 2015 года. Тогда с целью расширения контактов между странами, рабочая группа по межрегиональным вопросам утвердила разработку
Дорожной карты регионов-побратимов, которая была подписана в сентябре 2016 года в городе Урумчи во время выставки «Китай – Евразия». Карта включает 30 проектов, направленных на углубление прямого диалога между 6 регионами
Беларуси и 9 регионами Китая. Также важно отметить, что на первом заседании комиссии были обсуждены результаты регионального бизнес-форума, прошедшего в мае 2015 года в Минске. По результатам данного форума было подписано 25 соглашений, в числе которых соглашение о сотрудничестве между городами Гомель и Харбин, Гродно и Луннань, Полоцк и Муданьцзян.
В августе 2015 года была утверждена Директива Президента Республики
Беларусь №5 «О развитии двусторонних отношений Беларуси с Китаем». В
Директиве установлению прямого и системного межрегионального сотрудничества уделено особое внимание. Так, пунктом 6.6 Директивы государственным органам поручено совместно с китайскими партнерами, утвердить выставочно-ярмарочные проекты и программу Дней культуры, разработать план визитов официальных делегаций из городов-побратимов.
Также в Директиве отмечается задача обеспечения соглашениями о межрегиональном сотрудничестве большинства городов двух стран до 1 января
2020 года. По данным Белорусско-Китайского межправительственного комитета, к указанному сроку каждая из областей Беларуси установила побратимские связи с провинциями Китая.
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
200
Во исполнение положений Директивы, Министерство культуры Беларуси совместно с Министерством культуры и туризма Китая согласовали план культурных мероприятий до 2020 года. План включает мероприятия творческих коллективов в рамках фестивалей и конкурсов, проведение Дней культуры в
Беларуси и Китае, организацию музейных, библиотечных, кинематографических выставок. Особое внимание стоит сконцентрировать на том, что планом было предусмотрено открытие Белорусского культурно-образовательного центра в
Китае. В мае 2015 года было подписано белорусско-китайское соглашение об учреждении культурных центров. За период 2016-2020 гг. было создано 9 культурных центров в Китае. К примеру, в 2017 году на базе Тяньцзиньского университета иностранных языков начал функционировать центр изучения белорусской культуры и отдельная кафедра белорусского языка. В 2018 году было создано сразу 2 центра изучения культуры Беларуси в Анхойском университете и Сианьском университете иностранных языков [5]. В настоящей момент на базе высших образовательных учреждений Китая функционируют 11 культурных центров Беларуси.
Важным событием в расширении межрегиональных контактов является открытие Года регионов Беларуси и Китая в 2021–2022 гг. За всю историю сотрудничества двух стран, данный тематический год является третьим подобным проектом. Ранее в 2018 году прошёл Год белорусского туризма в
Китае, а в 2019 году – Год образования Беларуси в Китае. Об официальном начале Года регионов свидетельствовал акт обмена нотами заместителя
Министра иностранных дел Беларуси Н. Н. Борисевича и Чрезвычайного и
Полномочного Посла Китая в Беларуси Се Сяоюн во время церемонии, прошедшей в августе 2021 года. «Ваши регионы и города уже установили очень тесные отношения с нашими китайскими побратимскими провинциями и городами. И это уже дает очень важные результаты», – отметил тогда
Чрезвычайный и Полномочный Посол Се Сяоюн [3].
Проведение Года регионов предусматривает реализацию более 100 совместных мероприятий, результаты которых обсуждаются на заседаниях
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
201
Комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству Межправительственного комитета. Одним из самых масштабных событий Года регионов является открытие третьего генерального консульства Беларуси в Китае. В январе 2021 года на торжественной церемонии приуроченной 29-ой годовщине со дня установления дипломатических отношений двух стран, состоялось открытие консульства в городе Чунцине. Помимо центрального подчинения, в округ консульства входят еще пять китайских провинций Ганьсу, Сычуань, Хубэй,
Шэньси и Юньнань, с общей численностью населения более 350 млн. человек.
По итогам переговоров, прошедших в рамках церемонии открытия третьего генерального консульства Беларуси в Китае, было принято решение о разработке дорожной карты сотрудничества.
В общей сложности за 2021–2022 гг. белорусскими и китайскими регионами совместно было реализовано более
200 мероприятий, оказавших непосредственное влияние на углубление торгово-экономического, инвестиционного, гуманитарного взаимодействия регионов. Необходимо отметить, что в ходе государственного визита Президента Республики Беларусь в Китай в марте 2023 года, состоялась церемония продления Года регионов двух стран на текущий год. Между внешнеполитическими ведомствами 1 марта 2023 года был подписан план мероприятий Года регионов, включающий более 80 мероприятий. Из последних событий в рамках Года регионов Беларуси и Китая следует отметить прошедшую 4 мая 2023 года церемонию открытия четвертого генерального консульства Беларуси в Гонконге. Во время церемонии официальные лица двух стран отметили положительную динамику в развитии регионального сотрудничества, а также подчеркнули необходимость раскрытия потенциала взаимодействия между деловыми кругами Беларуси и Гонконга.
Заключение. Сотрудничество с китайскими регионами чрезвычайно важно для раскрытия экономического потенциала Беларуси, не только с точки зрения емкости рынка и охвата населения регионов Китая. А также с точки зрения финансового и материального обеспечения регионов Правительством КНР, которое стремиться поднимать экономический уровень регионов страны за счет