Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования керченский государственный.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 977

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 2 – Художники-фронтовики в составе боевых подразделений
в Сталинграде [3; 4; 5]
Художник
Послужной список
Работы
Баранов П.И.
Командир взвода 109-го инженерно-минного батальона 5-й инженерно-минной бригады РГК
«Красноармеец
Евдокимов», «Санинструктор
Касьянова», «Старший сержант
Кучерявый», «Капитан
Ильченко», «Минеры 5-й инженерно-минной бригады разминируют завод «Красный
Октябрь» и др.
Легенченко А.П. Художник клуба политотдела 36 инженерно-саперной Брестской ордена Ал. Невского бригады (исбр) в составе 3-й Белорусский, 1-й
Украинский Ф
«Сталинград»,
«Город над
Волгой»
Ворогушин В.Ю Художник армейской газеты «За
Родину»: 1-я Резервная, 64-я А, 7-я
Гв.А
«Залп катюш», «Последние трое суток в
Сталинграде»,
«Редакционный блиндаж»
П.И. Баранов находился в Сталинграде в течение всей героической битвы за него и сделал много рисунков, ставших основой его будущих послевоенных произведений, вошедших в цикл работ «По следам Сталинградской битвы». С особой любовью Баранов изображал своих сослуживцев, создав галерею их фронтовых портретов:
«Красноармеец
Евдокимов»,
«Санинструктор

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
269
Касьянова», «Старший сержант Кучерявый», «Капитан Ильченко» (принимал участие в пленении фельдмаршала Паулюса) и многих других.
Легенченко Александр Павлович работал художником в клубе бригады (см. табл. 2). Известные его работы сталинградского периода: «Город над Волгой»,
«Сталинград» и др. Творчество А.И. Легонченко в военные годы было достаточно ярким и успешным. В период 1944-1945 гг. он создал более 65 работ, отмеченных сослуживцами. Командование 36-й инженерно-саперной бригады в
1944 г. устроило выставку его работ в батальонах, а в 1945 гг. его работы приняли участие в выставке в армии и были удостоены первого места. Произведения А.И.
Легонченко, как отмечало командование в наградных документах,
«мобилизовывали личный состав на выполнение боевых заданий» [5].
Ворогушин Юрий Владимирович – на фронте с 1942 г. – участник
Сталинградской битвы (см. табл. 2). По заданию редакции фронтовой газеты «За
Родину» неоднократно «выезжал на передовую линию для зарисовки отличившихся в бою бойцов и офицеров … Ворогушин показал себя талантливым портретистом и карикатуристом» [4]. В течение трех фронтовых лет Ю.В. Ворогушин создавал портреты «наиболее выдающихся людей армии», что позволяло делать их подвиги достоянием всей армии. «Острым пером карикатуриста и плакатиста Ворогушин высмеивал гитлеровскую армию, воспитывал ненависть. … провел большую работу по созданию ряда листовок и плакатов для политического отдела армии» [6].
Таким образом, творчество художников Великой Отечественной войны имеет огромное не только историческое значение, но и транслирует глубокий духовно-нравственный смысл. Их работы, повествующие о конкретных фактах и людях, ценны своим эмоциональным восприятием военной действительности.
Они представляют собой рассказ очевидца, а потому правдивы и способны передать дыхание эпохи. Произведения Сталинградских художников занимают особую страницу в истории отечественного изобразительного искусства периода
Великой Отечественной войны.


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
270
Список использованной литературы
1.
Булаева, В. Подвиг Сталинграда глазами художников. – Текст : электронный // Главный
Музей
Волгограда
:
[статья в
Дзен].–
27 мая
2022.

URL: https://dzen.ru/a/Yod5kgjWVDcuqhyn (дата обращения: 20.04.2023).
2.
Огаркова, Е. В. Сталинградская битва в советской изобразительной пропаганде и военно- фронтовой графике 1942-1945 гг. : диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Е. В. Огаркова. – Волгоград, 2008. – 263 с.
3.
ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 3726. Приказ №31/н от 06.11.1943. Издан 5 исбр РГК. –
[Электронный ресурс].

URL:http://podvignaroda.ru/?#id=21257705&tab=nav
DetailDocument
4.
Фронтовой приказ №148/н от 28.09.1944 : издан ВС 7 гв.А 2 Украинского фронта. – Текст
: электронный // Подвиг народа 1941-1945 : [сайт]. – Документы. – URL: http://podvignaroda.ru/?#id=44556502&tab=navDetailDocument
(дата обращения:
20.04.2023).
5.
Приказ 19/н от 31.05.1945. Издан 36 исбр 1 Украинского фронта. – Текст : электронный
//
Подвиг народа
1941-1945
:
[сайт].

Документы.

URL: http://podvignaroda.ru/?#id=43259962&tab=navDetailDocumen t(дата обращения:
20.04.2023).
6.
Фронтовой приказ №175/н от 06.06.1945 : издан ВС 7гв.А 2 Украинского фронта. – Текст
: электронный // Подвиг народа 1941-1945 : [сайт]. – Документы. – URL: http://podvignaroda.ru/?#id=46500367&tab=navDetailDocument
(дата обращения:
20.04.2023).

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
271
УДК
1:82
ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ И ЛИТЕРАТУРЫ
В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНИЗМА
Юлианская София Александровна,
студент направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили Русский и Литература (с основами медиаобразования)
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург
Научный руководитель: Астафьев Дмитрий Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России,
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург
Аннотация.В статье рассматривается взаимосвязь литературы и философии в постмодернизме. Рассмотрение проблемы взаимосвязи философии и литературы в эпоху постмодернизма позволит нам формировать представления об общем состоянии культуры современного мира.
Ключевые слова: постмодернизм, литература, философия, текст, интертекст.
Актуальность изучения взаимопроникновения литературы и философии в постмодернизме не вызывает сомнения в свете особой установки постмодернистской эстетики на эклектичность творческого мышления. Цель данной статьи рассмотреть междисциплинарные связи двух важнейших гуманитарных сфер и их влияние друг на друга. Таким вопросом задаются ученые еще с самого начала формирования понятия «постмодернизма» в общемировой культуре.
У понятия «постмодернизм» нет четкого определения, принятого в научном сообществе. Термин вводит Рудольф Паннвиц в период Первой мировой войны в своей работе «Кризис европейской культуры» (1917 г. В 1934 г. в своей книге
«Антология испанской и латиноамериканской поэзии» Ф. де Онис применяет данный термин с литературоведческой позиции. В 1947 г. Арнольд Тойнби в книге «Постижение истории» придает постмодернизму культурологический смысл: постмодернизм у него символизирует конец западного господства в религии и культуре.


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
272
Понятие «постмодернизма» как «состояния культуры после трансформаций, которым подверглись правила игры в науке, литературе и искусстве в конце XIX века» было введено Ж.-Ф. Лиотаром и отражало философский аспект постмодернизма как культурного феномена [3, с. 9]. Концепция эта существует и по настоящее время наравне с другими. Так, если для Лиотара в основе постмодернизма лежит специфическая парадигмальная установка –
«постмодернистская чувствительность», связанная с восприятием мира как хаоса, то для Умберто Эко суть постмодернизма составляет механизм смены одной культурной эпохи другой, что представляется закономерным явлением развития культуры. «Постмодернизм

это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности»,

пишет в «Заметках на полях Имя Розы» Умберто
Эко [4, с. 6].
Понятием «постмодернизм» принято обозначать новую культурную формацию, выражающуюся через эклектизм и фрагментарность. Мир понимается как текст, а текст как «интертекст», состоящий из осознанных и неосознанных заимствований. Таким образом, понятия «индивидуализм»,
«личность», «оригинальность», «авторство» и другие подвергаются сомнению и критике. На их место приходят такие понятия как «симулякр»,
«интертекстуальность», «деконструкция», «смерть автора» и др.
«Смерть автора» входит в так называемую триаду постмодернистской философии: «смерть бога»

«смерть автора»

«смерть субъекта». О «смерти бога» впервые говорит Ф. Ницше в своем произведении «Веселая наука», где он изобразил смерть бога от неверия людей в него, крах общечеловеческих ценностей и, как следствие, закат современного общества. Культура, ориентированная на массовость, отсутствие индивидуализма под гнетом шаблонности, иллюзорность гуманистических ценностей классического периода.
Человек безволен, заключает философ.
На этой почве возникает концепция Ролана Барта, филолога XX века, о
«смерти автора», провозглашающая безволие автора над своим же текстом.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
273
«Ныне мы знаем, что текст представляет собой не линейную цепочку слов, выражающих единственный, как бы теологический смысл («сообщение» Автора-
Бога), но многомерное пространство, где сочетаются и спорят друг с другом различные виды письма, ни один из которых не является исходным; текст соткан из цитат, отсылающих к тысячам культурных источников» [1, с. 388].
Во-первых, Барт обращает внимание на то, что автор не создает оригинальный текст, а лишь компилирует из уже известных произведений, высказываний, словосочетаний свои собственные, причем это может происходить как осознанно, так и не осознанно. В данном случае ярко выражено одно из представлений философии постмодернизма о мире как о тексте, не только художественном, но тексте вообще.
Во-вторых, отсюда вытекает, что нет как такового автора, есть человек, который пишет текст с определенными целями и использует для достижения своих целей определенные художественные приемы. Барт вводит для обозначения такого человека термин «Скриптор», что означает «пишущий».
В-третьих, поскольку «Скриптор» лишь фиксирует определенные слова в письме, это означает, что он не привносит своих страстей, настроений и впечатлений в текст, а черпает их из общего необъятного словаря. Таким образом, не писатель говорит с читателем посредством языка, а язык говорит через писателя. Вследствие чего отпадает вопрос о том, что хотел сказать автор своим произведением. После написания текста «автор» умирает и остается только субъективное восприятие читателя случайно сгенерированного текста.
Из безвольности человека М. Фуко вывел «смерть субъекта». Человек больше не мыслит сам, он мыслит чужим субъектом. Происходит это из-за крайней детерминированности человека текстом в форме различных структур, что фактически растворяется в этих структурах.
Появление концепта «смерть субъекта» связано с «текстуально- лингвистическим поворотом» постмодернистской философии, когда философия
«замкнулась в языке». Новый субъект постмодерна может быть осмыслен как


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
274 калейдоскоп фрагментов идентичности, привязанных к локально-историческим и культурным обстоятельствам.
В рассматриваемой выше триаде постмодернистской философии ярко выражена связь философии и литературы. Философия всегда носила двойственный характер, с одной стороны, стремление к точности и выработке стройной системы знаний, что определяет принадлежность к науке, с другой стороны, риторические приемы и склонность к метафоризации, что говорит о связи с литературой. Сближение философии постмодернизма и литературы происходит за счет особого понимания устройства мира. Если ранее философия преимущественно пыталась сформулировать законы мироустройства, что роднило ее с наукой, то в эпоху постмодернизма в философских идеях мир представляется как хаос, иллюзия, симулякр, нет больше ни бога, ни автора, ни субъекта, крах классических гуманистических ценностей, полная
«деконструкция» всего, игра разнообразных видимостей, отсутствие объективной реальности, децентрализация.
Проблема языка и языкового характера мышления оказывается в центре внимания постмодернизма. Язык выходит на первый план. Теперь не носитель владеет языком, а язык задает рамки возможного носителя, определяя его способы мышления и жизнедеятельности. Понимание мира человеком возможно только посредством языка, который отражает не мир, как он есть, а историю представлений об этом мире, «историю текстов». Любой текст возможен только как «интертекст». Мир представляется многообразием других культурных миров, слитых воедино и функционирующим по условным языковым законам.
Философия и литература постмодернизма как никогда прежде в истории человечества сближаются и взаимопроникают друг в друга. Обусловлено это, прежде всего, самой концепцией постмодернизма, когда происходит синтез всей культуры, децентрализация, снятие жестких оппозиций, «играизация» и т.д. «В постмодернистском обществе возникает проблема понимания не только современных художественных текстов (не произведений, а именно текстов, так

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
275 как за произведением кроется идея, авторский смысл и т. д.; текст не несет в себе данных понятий), но и понимания искусства вообще» [2, с. 129].
На основе постмодернистской триады «смерть бога» – «смерть автора» –
«смерть субъекта» формируется следующее положение – «смерть искусства». К чему в дальнейшем может привести такая концепция? Возможно, имеющиеся на данном этапе развития человечества разграничения между разными науками, видами искусства, окончательно сотрутся и будут носить исключительно комплексный характер. В современном мире наблюдается популярность изучения междисциплинарных аспектов, позволяющих составить более полное представление о предмете исследования, благодаря использованию знаний и методов разных дисциплин. Таким образом, рассмотрение проблемы взаимосвязи философии и литературы в эпоху постмодернизма позволит нам формировать представления об общем состоянии культуры современного мира.
Список использованной литературы
1.
Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р. Барт. – Москва : Прогресс, 1989. –
615 с.
2.
Долин, В. А. Концепт «Смерть субъекта» в современной философии / В. Долин //
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов : Грамота, 2013. – № 4. – Ч. 2.
– С. 56 — 61.
3.
Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. H. A. Шматко. – Москва : Институт экспериментальной социологии ; Санкт-Петербург Алетейя, 1998. – 160 с.
4.
Эко, У. Заметки на полях «Имени Розы». – Москва : Астрель, 2011. – 157 с.


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
276
Педагогические науки

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
277
УДК 372.891
ИЗУЧЕНИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЛОСКОСТИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Агеева Галина Анатольевна, магистрантка
ФГБОУ «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург
Аннотация. В статье говорится об областях применения знаний о преобразованиях плоскости и их свойствах. Эти знания применяют при решении задач ОГЭ, а также в ходе получения профессионального образования. Приведён пример сложной задачи, входящей в
ОГЭ прежних лет, а также подробно разобрано её решение. Также приведены примеры областей практической деятельности, в которых необходимы знания свойств преобразований плоскости; учителю необходимо рассказывать обучающимся об этом для повышения уровня мотивации и познавательного интереса обучающихся.
Ключевые слова: преобразование плоскости, подобие, ОГЭ, изучение геометрии в школе.
Преобразования плоскости – одна из сложнейших тем школьного курса геометрии. Знание этой темы подразумевает знание многих свойств геометрических фигур, а также умение анализировать, рассуждать, находить следствия и делать выводы.
В практической деятельности применение знаний о преобразованиях плоскости встречаются в инженерной и компьютерной графике. Подробно данную тему изучает и углубляется в неё начертательная геометрия. Методы изображений проектов домов, нефтяных и газовых проводов, а также многих других важных конструкций берут начало в преобразованиях плоскости.
Цель работы – осветитьпроцессизучения преобразования плоскости в средней школе и области применения полученных знаний.
В школьном курсе геометрии преобразования плоскости и их виды изучаются, как правило, в девятом классе. Многие задачи ОГЭ возможно решить, опираясь на знание видов и свойств преобразований плоскости.
Изучаются в средних общеобразовательных учреждениях такие виды преобразований плоскости, как движение, симметрия относительно точки, симметрия относительно прямой, поворот, параллельный перенос, преобразование подобия, геометрическое место точек и гомотетия.